Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движения, отражающие переплетения, и движения исцеляющие




 

«Движения души» работают на нескольких уровнях: есть движения, корни которых лежат в семейном переплетении, а есть движения, ведущие к исцелению. Движения, возникающие из переплетения, ведут к страданиям, исцеляющие движения ведут к примирению, к распутыванию существующего переплетения. Чтобы использовать этот подход, терапевт должен уметь отличать одни движения от других.

Например, ребенок обнимает родителя. Он слишком привязан к нему или хочет его поблагодарить и разделить ответственность? Все зависит от того, кто кого поддерживает. Движение к примирению исходит от ребенка, родителям нужно набраться сил и дождаться того момента, когда ребенок сам захочет подойти. Исключением являются случаи прерванного движения, о которых мы говорили в главе 8. Если же родитель подходит к ребенку и обнимает его, это чаще всего означает, что родитель нуждается в любви. В таких случаях дети обычно испытывают сопротивление, поскольку чувствуют, что заменяют родителю кого-то из его родственников, а не являются собой.

Если такое происходит, то терапевт вмешивается и защищает ребенка от бремени его родителей.

Ведущий должен уметь видеть подоплеку движений, совершаемых участниками, и вмешиваться только тогда, когда движение основано на переплетении. Иногда терапевту нужно ждать — дать возможность любви, стоящей за переплетением, выйти на поверхность, чтобы затем начать движение к исцелению.

Движения, отражающие переплетения, можно рассматривать как неудачную попытку освободиться от влияния прошлого. Они лишь повторяют травматический опыт снова и снова. Исцеляющие движения дают возможность освободиться от бремени прошлых событий. Они высвобождают любовь, которая теперь может беспрепятственно течь в новом направлении. Иногда, чтобы достичь такого результата, необходимо сделать несколько шагов. Например, проявлением уважения к старшему члену семьи может быть глубокий поклон, однако завершение наступает тогда, когда клиент выпрямляется. Сначала он подходит и кланяется тому, кто вошел в систему до него, затем распрямляется, поворачивается и идет своим собственным путем.

Тем, кто стремится отделиться от родителей, необходимо сначала склониться в знак уважения и благодарности, иначе им никогда не стать по-настоящему самостоятельными. Не признавая родителей, человек остается замороженным, а это значит, что он не в состоянии двигаться вперед. Нередко случается так, что клиенту легко поклониться, но, когда нужно выпрямиться, он обнаруживает, что ему не хочется этого делать. Чаще всего, когда клиент хочет получить определенный результат, например, отделиться от родителей, ему сначала нужно сделать обратное, то есть подойти к родителям и поблагодарить их за то, что они дали ему жизнь. Только тогда он сможет уйти налегке, освободившись от бремени прошлых событий.

Иногда работа с движениями может привести к большей глубине, чем работа, основанная только на признании порядка.

Отец клиентки умер вскоре после ее рождения. Для расстановки терапевт выбрал только отца и клиентку. Затем он предложил им двигаться в соответствии с их внутренним чувством. Вначале заместительница клиентки не хотела смотреть на отца и даже отвернулась, но затем ей стало интересно, и она снова повернулась к нему. Через некоторое время она ощутила глубокую боль и начала плакать. Плакала она долго, но затем подошла к отцу и обняла его. Все это длилось довольно долго, но никто не произнес ни слова, а терапевт не вмешивался. Он создавал пространство, в котором движения смогли проявиться одно за другим.

Используя более традиционный подход в подобной ситуации, терапевт мог бы попросить клиентку взглянуть на отца и поклониться ему, признавая тем самым то, что он ее отец, и проявляя уважение к Священному Порядку. Но по сравнению с вышеописанной сессией, такая кажется довольно поверхностной. Клиентка не ощутила бы всем сердцем, как глубоко она любит своего отца.

Душа, тонкие энергии и движения, которые неожиданно проявляются в ходе расстановки, — вот что ведет к трансформации, помогает клиенту ощутить глубину и смысл.

Чтобы вести семинар «Движения души», терапевту нужно уметь терпеливо ждать, даже если со стороны кажется, что ничего не происходит. В этой работе ведущий доверяет высшей силе, которая выражает себя через заместителей. Ему приходится доверять, потому что он не может знать заранее, что произойдет во время сессии и чем все закончится. Нужны смелость и самодисциплина, чтобы не просить заместителей произносить те или иные фразы из желания контролировать происходящее и вести сессию в определенном направлении. Любые слова, произнесенные вслух, могут помешать тонкой энергии себя обнаружить. С таким же успехом вы можете спросить расстроенного человека, на глазах у которого видны слезы, о том, как он себя чувствует. Чтобы четко улавливать моменты, когда стоит вмешаться, а когда следует подождать, терапевту нужны опыт и высокая чувствительность.

В целом можно сказать, что классическая работа со Священным Порядком оказывается более поверхностной, несмотря на то, что все «правильно». Тогда как «не-делание», применяемое в «Движениях души», помогает человеку трансформировать глубинные уровни человеческой психики, скрытые от людей с обычным восприятием. Кроме того, правда может не вписываться в рамки того, что правильно или хорошо.

 

Высшая мудрость

 

Работая с «Движениями души», мы признаем существование высшей мудрости, которую невозможно постичь логически или интеллектуально, и понимаем, что ни терапевт, ни клиент, ни заместители не ответственны за исцеление. Все в руках высшей силы. Это похоже на лечение раны на теле: мы можем промыть ее, наложить мазь и повязку. Конечно, это поможет, но только благодаря своим собственным внутренним целительным силам организм способен выздороветь. Мы ни при чем.

Существует и целительная сила самой жизни, Хеллингер назвал ее «высшей душой». Именно она стоит за любым исцелением. Мой опыт многих расстановок показывает, что в каждом из нас есть глубокое движение к исцелению. Если во время сессии мы достигаем этой глубины и через наших родителей способны полюбить целостность жизни, мы можем исцелиться. С этой точки зрения проявление уважения к нашим родителям — это священное действие. Так мы говорим «да» жизни такой, какая она есть, не жалуясь и не желая что-либо изменить, мы говорим «да» той жизни, которую получили через родителей. В этом смысле любые родители совершенны, они дают жизнь и поэтому все в равной степени хороши.

Ведущий Семейных расстановок помогает клиенту стать более чувствительным и осознанным, он помогает ему настроиться на поток жизни, чтобы ощутить гармонию и идти вперед. Исцеление возможно только тогда, когда мы пребываем в мире и согласии, или в единстве, и главная задача Семейных расстановок, как и любой другой духовной терапии, состоит в том, чтобы убрать препятствия на пути к целостности, помочь людям увидеть, что все наши проблемы возникают из-за того, что мы сопротивляемся жизни. Благодаря этой работе мы осознаем, что в жизни есть нечто, что не только больше нас, но и то, что вообще непознаваемо, и что очень важно доверять этой тайне и уважать ее.

Начинающему терапевту полезно научиться сначала классическому подходу, прежде чем переходить к «Движениям души». Этот метод может показаться достаточно простым: «Позволяешь заместителям двигаться так, как они хотят, и все». Но на самом деле нужно быть очень чувствительным, чтобы определить, соединен ли заместитель с высшим движением или попросту следует каким-то своим представлениям или идеям Только если ведущий умеет пользоваться основными инструментами, например, законами семейного порядка, он может работать без них.

Чем больше у терапевта опыта, тем глубже он доверяет энергии и позволяет семейной системе двигаться в согласии с высшим движением Но даже тогда полезно ограничивать число заместителей, которым разрешается двигаться, и не только чтобы избежать путаницы, но и для того, чтобы не забывать, что сессия делается для клиента. Мы проводим расстановки для конкретных людей. Терапевт должен об этом помнить и не стремиться исцелить всех членов его семьи.

Если терапевт видит, что мать клиента хочет последовать за умершим родственником, работа, тем не менее, должна быть направлена на то, чтобы найти решение для клиента, например, можно помочь ему стать ближе к отцу, вместо того чтобы помогать матери остаться в живых. Это может казаться очевидным, но многие терапевты об этом забывают в самый ответственный момент.

 

Прошлое и настоящее

 

Нередко терапевту сложно понять, когда исследовать прошлые события, а когда обращаться к настоящему. Тут важно, чтобы клиент не искал причины своей несостоятельности в прошлом только для того, чтобы продолжать обвинять родителей. «Они поступили со мной несправедливо, поэтому у меня есть право их презирать». Но если воспоминания о прошлых событиях помогают клиенту понять суть переплетения, тогда, конечно, полезно обратиться к реальности прошлого. Важно помнить, что именно ребенку следует изменить отношение к родителям и научиться их уважать.

Если отец клиента был взят на воспитание приемными родителями и испытывает неосознанное притяжение к своим биологическим родителям, тогда его сын, наш клиент, может чувствовать, что «отца никогда не было рядом, он был каким-то далеким». Но терапевт не станет поддерживать такое отношение клиента На самом деле, правда состоит как раз в обратном отец не повторил ошибку своих родителей, не отдал ребенка чужим людям Это было проявлением силы с его стороны. «Спасибо за то, что ты остался со мной».

Важно также понимать, какое знание о своей семье будет целительным для клиента, а какое нет, в случае если в семье были какие-то тайны. Есть тайны, которые лучше не раскрывать, потому что ребенку о них знать совсем не обязательно, наггример, те поступки, за которые родителям до сих пор стыдно. А есть тайны, о которых ребенок должен знать, например, то, что произошло с забытыми братьями и сестрами.

В целом работа с прошлым считается полезной, если она помогает клиенту ощутить больше любви и глубже понять родителей, а также если дает ему силы взять на себя ответственность за свое настоящее.

Иногда люди обращаются к прошлому, чтобы оправдать свое нежелание отвечать за то, что с ними происходит в данный момент. Если терапевт хочет помочь клиенту изменить его жизнь, то не должен поощрять подобные стремления. Уходить в прошлое нужно лишь для того, чтобы завершить то, что не было завершено. Соответственно важно и то, и другое: жить в полную силу здесь и теперь и понимать, какие события прошлого продолжают оказывать на нас влияние, мешая нам пребывать в моменте.

 

Различные эмоции

 

Терапевт должен уметь различать эмоции. Есть эмоции, которые изматывают человека, они нескончаемы и не ведут к завершению. Хеллингер называет их вторичными эмоциями. В отличие от них, первичные эмоции обычно быстро меняются, приносят силу и являются здоровым откликом на ту или иную ситуацию. Вторичные эмоции помогают человеку уходить от болезненной реальности, наслаиваясь на глубинные переживания. Например, клиент может злиться вместо того, чтобы испытывать боль, или может плакать, хотя на самом деле злится. Иногда вторичные эмоции больше похожи на требования и нужны, чтобы управлять другими членами семьи. Непревзойденными манипуляторами являются дети. Они ловко управляют родителями, особенно матерями.

Первичные эмоции отражают непосредственный отклик на событие и быстро проходят. После того, как клиент пережил ту или иную первичную эмоцию, он чувствует себя обновленным, сильным и способным действовать. Терапевт должен уметь отличать одни эмоции от других и не поощрять проявление вторичных эмоций. К примеру, если клиент плачет, терапевт задает себе вопрос, помогает ли клиенту выражение этих чувств, ведут ли они его к целостности, делают ли они его сильнее, или попросту изматывают. Ответ не всегда приходит мгновенно, но если эмоция продолжается достаточно долго без изменения, то, скорее всего, она вторична. Первичные эмоции всегда приносят клиенту освобождение, переживая их какое-то непродолжительное время, он затем чувствует себя сильнее, чем прежде.

В расстановках мы сталкиваемся с эмоциями и иного рода — с так называемыми системными переживаниями. Клиент перенимает их у другого члена семьи и чувствует облегчение, когда отдает их тому, кому они принадлежали изначально. Клиент освобождается от лишнего бремени.

В целом терапевту необходимо уметь понимать, когда то, что чувствует клиент, защищает его от еще более некомфортных эмоций, а когда выражение чувств ведет к освобождению. Например, очень часто мы злимся, чтобы не чувствовать себя беспомощными, или пытаемся защитить себя от боли, которую приносит нам любовь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...