Средневековая европейская наука
Краткая историческая справка 1. Понятие «средние века» было введено в научное обращение в ХУШ веке. Определить верхние и нижние хронологические пределы средневековья нелегко. Так, понятие «Средние века» неодинаково для Европы и Китая, Индии. И все же, усредненная хронология такова: УП-Х1У века, примерно 800 лет. 2. Неверно считать, что Средние века – это сплошное черное пятно в истории культуры, науки, период упадка, разгула мистики. Действительно, в средние века господствовала религия, имел место регресс в развитии техники. Но это, не дает право негативно характеризовать все средневековье в целом. Достаточно, например, вспомнить достижения искусства - Византийского, Русского, Западно-европейского - в архитектуре (романский стиль, готика); в поэзии (Данте, Петрарка). 3. В УШ веке в Европе королевство Франков стало самым сильным государством из всех, возникших к тому времени на территории бывшей Западной Римской империи. 4. С Х1 века происходит значительное усиление власти католической церкви. Иллюстрацией этого процесса можно считать следующее событие: папа Григорий УП отлучил императора Генриха 1У от церкви. Это было страшное наказание. Для искупления император должен был пешком идти в Канассу (замок, где находился тогда папа) и стоять босым три дня у ворот замка, пока папа не допустил его до себя и не снял наказание. С тех пор выражение «ПУТЬ В КАНАССУ» стало нарицательным и означает крайнюю степень унижения. 5. Безусловное главенство церкви негативно повлияло на процесс изучения природы. Главный тезис христианства – весь мир сотворен Богом. Это идея креационизма. Она лежит в основе средневекового учения обо всем бытии, в том числе и о природе. Отсюда – природа понимается не как нечто самостоятельное, как это было в античности, но как полностью зависимое от Бога, который может действовать вопреки естественному ходу вещей и законам природы. В силу этого природа перестает быть важнейшим предметом познания, ведь природные явления - это лишь символы деятельности Бога. Такое понимание не способствовало научному познанию природы. Только в эпоху позднего средневековья интерес к природе усиливается, что дает толчок развитию астрономии, физики, биологии.
РАЗВИТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. 4. В ХП веке возникают первые университеты - Болонский и Оксфордский. Слово «университет» произошло от латинского «совокупность» (имеется в виду совокупность учителей и учащихся). Университеты были типичными средневековыми корпорациями со своей автономией: территорией, юридическим правом и судом. Так, Парижский университет Сорбонна имел свою территорию на берегу Сены, и, поскольку на ней говорили только на латинском языке, то эту территорию стали называть (и до сих пор называют) «латинский квартал». Самоуправство Сорбонны прекратилось только в ХУ1 веке. 5. Появляется ученая степень «доктор» - дословно «Учитель, Наставник». 6. Нет языкового барьера в науке – все пишется на одном языке – латинском. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ 1. В Средние века науку перестали рассматривать, как нечто само по себе ценное. Наука ценна только практически полезными результатами, она лишь средство для решения практических задач. Так расценивались и медицина, и математика, и физика. Так, один из видных служителей церкви Бэда Достопочтенный (VII в.) занимался изучением арифметики и астрономии лишь для того, чтобы вычислить даты религиозных праздников, прежде всего Пасхи. Это отнюдь не способствовало развитию науки, утратившей тот высокий уровень научного мышления, благодаря которому в античности стало возможно появление геометрии Евклида, механики Архимеда, астрономии Птолемея. Лишь к концу XII в. происходит некоторый сдвиг: научное исследование приобретает намного большее значение.
2. Научное знание существует в форме комментария, прежде всего, к работам Аристотеля — «Физика», «О небе», «Метеорология», «Категории». В форме комментариев к этим сочинениям велось все преподавание в университетах. 3. Стремление к систематизации и классификации. Это проявлялось в следующем: а) большое распространение получили сочинения типа энциклопедий, в которых давались краткие сведения из самых разных областей знания. Такие произведения представляли собой смесь псевдоучености и народных суеверий, путаную компиляцию из Библии, Аристотеля, отцов церкви, Птолемея и т.п. У современников же подобные произведения вызывали восхищение, даже у Данте. б) наряду с такими «энциклопедиями» в средневековой Европе существовал еще один тип классификаций. Это классификации самих наук, например такая: география, о животных и рыбах, о змеях и других животных, этика Аристотеля, риторика, политика и т.п. Индивидуальная манера средневекового исследователя не имела существенного значения. Главное состояло в верности традиционным образцам, которые воспринимались как подлинные эталоны. «Заимствования и компиляции, стремление избегать индивидуальных особенностей стиля составляют характерную черту средневековой литературы, - подчеркивает академик Д.С.Лихачев. 4. С точки зрения мыслителей XIII в. знания, полученные опытным путем, или с помощью логических доказательств, могут быть лишь вероятными, но не истинными, поскольку обладают лишь относительной, но не абсолютной достоверностью. 5. К концу XIII века в Париже была отвергнута астрономическая система Аристотеля, базировавшаяся на опытных данных и логических доказательствах. Общепринятой стала система Птолемея. Аристотель и средневековая наука. Аристотелевская научная программа была господствующей в средневековых университетах, начиная с XII и вплоть до XIV в. Даже в эпоху Возрождения она оставалась основой школьного преподавания. Правда, в ней происходили существенные изменения, особенно начиная с XIII—XIV вв. Именно они исподволь накапливали в средневековой физике те сдвиги, которые, в конце концов, послужили одной из причин, приведших к научной революции XVII в. и появлению науки Нового времени, критиковавшей преклонение перед отжившими авторитетами и теориями. Имелся в виду, прежде всего, Аристотель.
Каким же образом аристотелевская научная программа вошла в систему средневекового мышления? Ведь христианская доктрина о сотворении мира находилась в явном противоречии с аристотелевским учением о вечности мира, о природе, которую можно и нужно изучать. В вопросе о статусе природы среди античных философов ближе всех к христианству был Платон, призывавший отрешиться от чувственного мира, от природы и обратиться к созерцанию чего-то вечного, сверхчувственного. Аристотель же призывал к познанию всего существующего и научное познание расценивал как высший род деятельности, подчеркивая, что для науки нет «низких» предметов. Изучение червя или лягушки, считал он, не менее почтенное дело, чем изучение души или форм государственного устройства. Такие рассуждения несовместимы с христианским благочестием. Однако именно Аристотель на протяжении всего средневековья был непререкаемым авторитетом. Почему? Во-первых, «аристотелизация» связана с глубокими социально-экономическими изменениями Средневековой Европы в Х1-ХП веках: ростом городов, развитием ремесел, торговли, значительным усложнением структуры общества. Вместо традиционного деления только на феодалов и крестьян появляются еще и рыцарство, бюргерство (буржуазия), купцы, большое количество ремесленников и т.д. Чтобы поддерживать порядок в этом зашевелившемся муравейнике потребовалась огромная работа в канцеляриях графов, герцогов, аббатств и т.п. Потребовались люди образованные или, по крайней мере, грамотные. Отсюда в ХП веке происходят перемены в системе образования. Резко увеличивается число грамотных, причем не только среди служителей церкви (что было и раньше), но и среди мирян.
Во-вторых, «аристотелизация» связана с технической революцией ХП века.Появились новые источники энергии (не только мускульная сила людей и животных, но и сила воды, ветра), были изобретены хомут, жесткое рулевое управление, компас. Все это привело к стремлению изучать природу. Поэтому и обращаются к Аристотелю как авторитету в этой области. Переводятся его естественнонаучные работы, принимается на вооружение его метод анализа фактов. С этого начинается естествознание (научное изучение природы) христианского Запада. Итак: с одной стороны, развитие жизни требовало изучения природы, как это утверждал Аристотель; с другой - христианство уверено: природа – это творение Господа и она не поддается изучению человеком. Где же выход? Он был найден и состоял в создании концепции двойственной истины. 6. Сущность концепции двойственной истины состоит в признании прав «естественного разума» (идей ученых) наряду с христианской верой, основанной на откровении. Вот типичный пример двойственной истины: существуют две принципиально разные картины мира: верующего христианина и ученого. Первая удостоверяется откровением, вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и логических доказательствах. Картина мира, созданная ученым, квалифицируется как вероятная, религиозная - как подлинно истинная. В XIII в. религиозная и научная картины мира еще не воспринимались как равноправные: религиозная представлялась очевиднее научной. Однако теория двойственной истины открывала широкий простор для обсуждения естественнонаучных вопросов. ИТАК, еще очень многое отделяет средневековую науку от науки Нового времени. Понадобилось целых два столетия бурного развития научного и общественного сознания, чтобы все то, что было подготовлено в средневековой физике и космологии, смогло принести свои плоды в творчестве Галилея, Ньютона и Декарта. Должна была произойти настоящая революция в мировоззрении и сознании средневекового человека, чтобы на место божественного творца встал творец-человек. Эта революция происходила в XV и XVI вв. Она и привела к полной перестройке научного мышления. 7. Новые тенденции в понимании механики. Для античности было характерно противопоставление естественно существующего, то есть природного, и искусственно созданного человеком, то есть техники. Это разделение жестко проводилось в программе Аристотеля, в математической программе Платона и пифагорейцев. Даже, когда Архимед по существу создал одну из областей механики — статику, ни в античности, ни даже в эпоху эллинизма не возникла механика как наука в том виде, какой она приобрела в XVII в. Механика, с точки зрения древних, это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Механика — это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин; оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в самой природе нет. Для античности механика была средством «перехитрить» природу, но не средством познать ее.
Переосмысление природы в Средние века, далеко не сразу могло привести к выводу о том, что мир — это машина в руках Бога-механика. Мир становится машиной, а соответственно и механика — главной отраслью физики только к XVII в. Но предпосылки этого переворота исподволь подготавливаются уже в XIV в. Многие творцы механики Нового времени, в том числе Ньютон, Лейбниц, Декарт были верующими людьми. Для них природа была творением Бога. Однако понятие «цель», по отношению к природе не признавалось. С точки зрения эволюции науки изменение статуса механики имеет принципиальное значение. После того, как человеком были изобретены инструменты, стало возможным рассматривать технику, как нечто однородное с природой, тождественное с ней. Это открыло возможность видеть в эксперименте средство познания природы. До тех пор всякий эксперимент рассматривался как техническое ухищрение, результаты которого к научному познанию природы отношения не имеют. Ученые, даже в XVI в., не считали средством познания природы первые телескопы, применявшиеся, в частности, Галилеем. Для них такого рода изобретения были сродни «чудесам». В научном споре аргументы, полученные путем наблюдения за небесными светилами через телескоп, во внимание не принимались. 8. Научное знание со времен античности вплоть до эпохи Возрождения всякое точное измерение природных процессов считало невозможным. В эпоху позднего Средневековья создаются условия для точного измерения: появляются соответствующие приборы, развивается математика. Дальнейшее развитие астрономии, завершившееся созданием математической физики Нового времени, все изменило и привело к появлению экспериментального естествознания, у истоков которого стоят астрономы — Н.Коперник, Г.Галилей. ИТАК, 1) размывание границ между физикой как познанием природы и механикой как искусством «обмануть природу»; 2) создание условий для точного измерения являются предпосылками появления эксперимента как важного способа научного познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|