Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства и приемы, используемые для проведения артикуляционной гимнастики.

I. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.


Содержание:

1) Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

 

2) Формирование направленной воздушной струи.

 

3) Развитие фонематических процессов.

 

4) Отработка опорных звуков.

 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.


Также можно сказать, что артикуляционная гимнастика предназначена как для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, так и для развития у детей воображения, внимания, усидчивости.

 

Цель артикуляционной гимнастики состоит в выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Комплекс упражнений выполняется в течение недели. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяется другим, новым, и закрепляется на протяжении всей второй недели.


2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.


3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.


4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.


5. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)


6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.


7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

Средства и приемы, используемые для проведения артикуляционной гимнастики.

· Тренажеры.


«Упражнение с шариком (бусиной)».
Автор этой методики – Коновалова С.В. (диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел). Ребенок развивает и контролирует мышцы языка, путем перемещения шарика по веревке вверх-вниз, влево-вправо, вращает шарик, ловит шарик в «чашечку» языка, рассказывает чистоговорки и скороговорки с шариком во рту. Во время работы логопед удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывается теплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным для каждого ребенка.


 

 «Дятел» Дятлов поднимают наверх металлического стержня и отпускают, они забавно начинают стучать клювиками по стержню издавая звук. Можно предварять этой игрой упражнения «барабан», «дятел», в процессе которых ребенку нужно произносить долго и ритмично «ДДДДД» для постановки звука [р].

 

 

· Наглядный материал

 

Логопед показывает ребенку картинку с изображением какого-либо артикуляционного упражнения. Ребёнок, глядя на картинку, соотносит её с упражнением и самостоятельно выполняет.

Упражнения:


1. Упражнение «Лопаточка». Приоткрыть рот, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.

2. Упражнение «Маляр». Водить по небу языком, как будто крася его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.


3. Упражнение «Гриб». Приоткрыть рот, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.

4. Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

 

· Выполнение артикуляционной гимнастики под музыку

При выполнении артикуляционного упражнения, включается ритмичная музыка. В качестве музыкального сопровождения предлагаются песни, подходящие по содержанию к названиям артикуляционных упражнений. При этом каждая мелодия звучит 25-35 секунд, что позволяет точно дозировать все упражнения. Ребенок под музыку выполняет упражнения.

 

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — один из важных компонентов при постановки звука. Она помогает ребенку развить целенаправленную, сильную воздушную струю, развить длительность воздушной струи.

Цель дыхательной гимнастики: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм; выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...