Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список используемых источников

Министерство общего и профессионального образования

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “Финансы”

 

 

ЗАЙМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

Курсовая работа по дисциплине “Финансы”

                                                                             

                                                                                      Руководитель курсовой работы

                                                                                       _______________________ Рыбалко Е. А.

                                                                                      “____” _________________ 1998

                                                                                         Исполнитель курсовой работы

                                                                                       Студент группы 96-ФК-1

                                                                                       _______________________ Терехова Ю. А.

 

 

Оренбург 1998

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...................................................................................................................................................... стр. 3

1 Сущность, понятие и характеристики займов исполнительных органов власти субъектов РФ 

1.1 Сущность и понятие займов органов власти субъектов РФ....................................................... стр. 4

1.2 Классификация субфедеральных займов....................................................................................... стр. 6

1.3 Инвестиционная привлекательность субфедеральных займов................................................... стр. 7

2 Рынок субфедеральных займов и их роль в развитии территорий

2.1 Практика выпуска субфедеральных займов и их роль в развитии территории...................... стр. 18

2.2 Практика выпуска субфедеральных займов различными субъектами РФ

2.2.1 Практика выпуска субфедеральных займов Ярославской областью................................. стр. 23

2.2.2 Практика выпуска субфедеральных займов Оренбургской областью................................ стр. 25

2.3 Структура и динамика рынка субфедеральных займов............................................................... стр. 26

2.4 Проблемы субфедеральных займов и рынка субфедеральных облигаций................................ стр. 30

Заключение....................................................................................................................................................... стр. 33

Список использованных источников............................................................................................................ стр. 35

Приложение А................................................................................................................................................. стр. 37

Приложение В.................................................................................................................................................. стр. 38

Приложение С.................................................................................................................................................. стр. 39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В XX в. во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в госу­дарствен­ном уст­ройстве и управлении. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация эконо­мических и соци­альных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от цент­ральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финан­сов усиливает­ся, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприя­тий, свя­занных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования рас­ширяется. Но для того, чтобы территориальные власти успешно справлялись со своими задачами необходи­мы денежные средства, а на сегодняшний день в России бюджеты всех уровней дефицитны. Поэтому перед органами власти субъектов РФ стоит вопрос о поиске альтернативных источников для покрытия своих де­фицитов, а также для финансирования программ, находящихся в их ведении. Одним из таких источников яв­ляются займы, т. е. выпуск облигаций органами власти субъектов РФ.

Как видно, эта проблема очень актуальна для субъектов РФ, от ее решения зависит как экономическое положение субъекта, так и его дальнейшее развитие. А т. к. этот финансовый инструмент возник в 1992 г., то рынок займов субъектов РФ еще довольно молодой, неустоявшийся, а следовательно, существует множество проблем, связанных с выпуском самих облигаций, с их размещением, вторичным обращением и т. д.

Тема займов субъектов РФ нашла большой отклик в литературе. Данная тема рассматривается очень подробно в статьях: Г. Шилина, В. Кравченко и М. Натурина “Субфедеральные займы разных уровней”, “Субфедеральные займы: популярные модели”, Д. Губина “Агрооблигации” на рынке региональных долго­вых обязательств”, В. Кравченко, Т. Кременчуцкой “Как регионам добыть деньги”. Особое внимание этой теме уделяют авторы: А. Шадрин, серия его статей, посвященная отдельным моментам этой проблемы (рейтинг облигаций, реструктуризация рынка субфедеральных займов, страхование и гарантии облигаций) представлена в журнале “Рынок ценных бумаг”; Е. Эпштейн, серия его статей, представленная в газете “Финансовый рынок”, в основном касается общих теоретических вопросов выпуска и обращения займов субъектов РФ, тенденций развития рынка данных облигаций, а также особое внимание он уделил финансо­вым инструментам, эмиссией которых также занимаются субъекты РФ - агрооблигациям и еврооблигациям.

Задачи, которые я ставлю в данной работе: это выявление сущности и понятия займов субъектов РФ, выявление на основе классификации различных видов займов. Следующей задачей можно выделить рассмот­рение практики выпуска некоторых видов облигаций субъектов РФ, и практики выпуска облигаций разными субъектами РФ, а именно Ярославской и Оренбургской областями. Наконец, третьей задачей является рас­смотрение рынка займов субъектов РФ, его становление, структуру, развитие.

Целью моей работы является выявление проблем, связанных с данной темой, и, следовательно, причин, которые лежат в основе этих проблем. Также я постараюсь определить позитивное и негативное влияние данного инструмента на развитие территорий, его значение.

 

 

1 Сущность, понятие и характеристики займов исполнительных органов власти субъектов РФ

 

1.1 Сущность и понятие займов органов власти субъектов РФ

 

 

Самостоятельность региональных органов власти в исполнении своих бюджетов определя­ется принци­пами бюджетного устройства РФ. Наряду с единством всех уровней бюджетной си­стемы разде­ляются полно­мочия и гласные функции субъектов РФ. В рамках самостоятельнос­ти бюджетного устройства органы управления всех уровней имеют право изыскивать источники для финан­сирования своих бюджетов. В то же время период с 1992 по 1996 г. характеризуется высокими темпами ин­фляции, значи­тельным спадом произ­водства, непростой политической ситуацией, кризисами на финансо­вых рынках. В такой ситуа­ции регио­нальные власти могли рассчитывать на:

¨налоговые поступления, но при падении производства они постоянно сокращались. К тому же соби­раемость налогов - это трудноразрешимая и глобальная проблема;

¨субвенции и дотации из государственного бюджета. В условиях ужесточения центром денежно-кре­дитной политики и обострения кризиса федерального бюджета на трансферты рассчитывать также не при­ходилось;

¨банковские кредиты, заимствования у банка отличаются дороговизной и влекло за собой ряд побоч­ных обязательств;

¨продажу муниципальной собственности, но ценное имущество в собственности регионов было пос­ледним оплотом их самостоятельности;

¨выпуск векселей. Если говорить о выпуске векселей, то в соответствии с Федеральным зако­ном от 11.03.1997 “О переводном и простом векселе”, он фактически запрещен;

¨продажу облигаций.

Преимущества заимствования на фондовом рынке:

¨удешевление стоимости заемных средств: цена заимствования финансовых ресурсов на фон­довом рынке ниже цены заимствования из других источников;

¨диверсификация источников заемных средств: на открытом рынке бумаг эмитент привлека­ет сред­ства из разных источников (банки, институты инвесторов, прочие юридические и физические лица), что по­вышает надежность и устойчивость пассивов и снижает зависимость эмитента от традици­онного источника ресурсов - банковских кредитов;

¨ликвидация кассовых разрывов: относительная простота регулирования денежных потоков эмитен­та при выпуске облигаций позволяет сглаживать неравномерность поступлений в доходную часть бюджета;

¨возможность управления ценой заемных ресурсов: агент эмитента по поручению последнего прово­дит активные операции на вторичном рынке облигаций, что позволяет в среднесрочной перспек­тиве влиять на эффективную процентную ставку по заемным ресурсам;

¨получение дополнительного дохода за счет ценового арбитража на рынке долговых обяза­тельств: проведение агентом эмитента сделок за счет и по поручению эмитента на вторичном рынке об­лигаций поз­воляет получить дополнительный доход за счет спекуляции и ценового арбитража.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органа­ми госу­дарственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем вы­пуска долго­вых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут ­подразде­ляться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти).Кроме того, существенным отличием местных ценных бумаг от субфедеральных является то, что эмитент по­следних может выходить на внешний рынок. т. е. выпускать еврооблигации.

Таким образом, под займами органов власти субъектов РФ мы будем понимать ценные бумаги, выпус­каемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки. В дальнейшем мы их будем называть субфедеральными займами.

Относительная свобода привлечения средств обусловлена законом РФ от 15.04.1992 г. № 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­стави­тель­ных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Феде­ра­ции, авто­номных областей, автономных округов, краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, ор­га­нов самоуп­равления”, в соответствии с которым исполнительным органам разрешено выпускать займы на инвестици­онные цели.

До мая 1995 г. регистрация займов носила индивидуальный характер. Власти территориаль­ных обра­зований при организации займа опирались на следующие нормативные акты:

¨закон РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 06.07.1991 г.;

¨закон РСФСР “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” от 26.06.1991 г.;

¨“Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР”, утверж­денное по­становлением правительства РСФСР № 78 от 28.12.1991 г.

В то же время, при существующем налогообложении в 1992 г. размещать займы было невыгод­но, поэ­тому все территориальные администрации старались добиться для своих займов государственно­го статуса, ко­торый обеспечивал налоговые льготы. Согласно закону РФ “О внесении изменений в закон РСФСР “О на­логе на операции с ценными бумагами” от 18.10.1995 г. с эмитента взымается налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8 % номинальной суммы выпуска, уплачиваемый эмитентом одновременно с предо­с­тавлением доку­ментов на регистрацию эмиссии и перечисляются в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 24 закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации” Минфин РФ может зачесть бюджету субъекта РФ налог на операции с ценными бумагами в счет задолженнос­ти феде­рального бюджета по трансфертным выплатам из федерального фонда поддержки субъектов РФ (такие льготы были предоставлены Минфином РФ администрации Тюменской области при проведении об­ластного облигационного займа). А 05.05.1995 г. вышло специальное постановление Федеральной комиссии по цен­ным бумагам и фондовому рынку № 1 “О ценных бумагах органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Феде­рации”, которое отделило ценные бумаги субъектов РФ от ценных бумаг прочих тер­рито­риальных обра­зований. Порядок выпуска установлен в следующих актах:

¨закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (ст. 10);

¨указ президента РФ “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюдже­тов различных уровней” (№ 2270 от 22.12.1993 г.);

¨закон РФ “О налоге на операции с ценными бумагами” (ст. 3 и 6);

¨закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц” (ст. 3, от 23.12.94 г.);

¨закон РФ “О внутреннем государственном долге Российской Федерации” (подпункт 5);

В 1997 г. был выпущен новый вид облигаций - агрооблигации, условия и порядок эмиссии ко­торых ре­гулируется:

¨Постановлением правительства России № 224 от 26.02.97 г “Об экономических условиях функцио­ни­рования агропромышленного комплекса РФ в 1997 году”;

¨Постановлением № 635 от 26.05.97 г.” Об утверждении порядка оформления и реализации за­дол­жен­ности субъектов Российской Федерации федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года”;

¨соответствующими решениями законодательных органов власти субъектов РФ.

Но законодательное обеспечение региональных эмиссий все-таки недостаточно. Например, за­кон “О рынке ценных бумаг” практически обходит их молчанием. А проект закона “Об особенностях эмиссии и об­раще­ния государственных и муниципальных ценных бумаг”, который был принят в 1997 г. Госдумой, при­держивается позиции максимально жесткого предварительного контроля за такими эмис­сиями. Кроме этого, он вводит ограничения объема, схем финансовой отчетности и других норм, кото­рые призваны максимально со­кратить риск непогашения облигаций. Жесткие нормы сильно ограничи­вали возможность регионов про­водить независимую от центра финансовую политику, что явилось при­чиной отклонения это зако­нопроекта в Совете Федерации.

 

 

1.2 Классификация субфедеральных займов

 

 

a) Займы по целям заимствования делятся на:

· целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;

· нецеле­вые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;

b) По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитен­ты ставят соответствую­щие следующие задачи:

· инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строитель­ства и раз­вития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;

· социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбереже­ний населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;

· бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих рас­ходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолжен­ности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.

c)  По сроку обращения субфедеральные займы представлены:

· краткосрочными выпусками (до 1 года), на их долю приходится 21 %;

· среднесроч­ными выпусками (1-5 лет), на их долю приходится 64 %;

· долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого распространения из-за высо­кого уровня инфляции, на их долю приходится 15 % /37,№ 5, с. 46/.

d) В зависимости от модели займа выделяют:

· жилищные займы;

· телефонные займы;

· арбитражные займы;

· ГКО-подобные займы;

· “сельские” облигации или агрооблигации;

· инвестиционно-промышленные займы;

· социально-экономические займы.

e)  В зависимости от характера обеспечения займы делятся на следующие виды:

· облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета/от­дельными его статьями и имуществом/частью имущества, находящегося в собственности эмитен­та;

· доходные облигации - обеспечиваются доходами/имуществом от реализации конкрет­ных инвес­ти­ционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;

· обеспечением по облигациям смешанного (“двойного”) покрытия выступают смешанные ак­тивы в комбинации с гарантиями третьих лиц.

f) По видам займы представляют собой:

· облигации (69 выпусков из 91) со сроком погашения более года /37, № 5, с.46/.

· КДО или краткосрочные долговые обязательства (19) эмитируются на срок до года, не пре­следу­ют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих рас­ходов. В свою очередь они под­раз­деляются на:

-  долговые обязательства по типу ГКО, т. е. дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналич­ной форме. Например, Пермские ОДО, Санкт-Петербургские МКО (ГГКО), Челябинские ОКО;

-  краткосрочные облигации по типу ГКО, до последнего времени их выпускали субъекты РФ. Они являются дисконтными имен­ными ценными бумагами и выпускаются в безналичной форме от­дельными траншами сроком от 2 до 24 месяцев через аукционную форму продажи. Целями выпуска дан­ных обязатель­ств является фи­нансирование текущих расходов бюджета. Подобные обязательства эмити­руются государ­ственными ор­ганами многих развитых стран;

-  казначейские сертификаты, в данное время выпускаются Минфином Республики Саха (Якутия). Эмитент определяет их как краткосрочные долговые обязательства с имущественным залогом (в виде золо­та), со сроком на 1 год для покрытия части бюджетного дефицита. Погашаются путем оплаты рублевого эк­вивалента стоимости 50 г золота пробы 0,9999 или путем передачи соответствую­щего количества золота. По сути они аналогичны Золотым сертификатам Минфина РФ 1993 г. выпус­ка;

-  краткосрочные конвертируемые долговые обязательства, выпускались Новосибирской об­ластью. Размещались они с дисконтом по единой курсовой шкале и на срок 9 месяцев. Особенность их заключается в том, что они могут быть конвертируемы в акции (паи) объектов муниципальной соб­ственности на аукцио­нах по приватизации;

-  казначейские облигации, например эмитируемые правительством Кабардино-Балкар­ской Рес­пуб­лики. Респу­бликанские казначейские облигации аналогичны КО, эмитируемым Минфином России. Они мо­гут быть по­гашены денежными средствами или налоговым освобождением.

g)  По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на:

· имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и пога­шаемые доходами от его реализации;

· финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае явля­ют­ся до­ходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодо­ход­ными фи­нансовыми инструментами (арбитражные операции);

· бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюд­жет. Часто в стремлении расширить доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию раз­личных источ­ников получения доходов - комбинированным займам.

h) По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют:

· займы с денежной формой погашения;

· займы с натуральной (неденежной) формой погашения.

 

 

1.3 Инвестиционная привлекательность субфедеральных займов

 

 

Для инвесторов. Облигации субъектов РФ, гарантированные средствами региональных бюджетов, по мнению участников фондового рынка, являются на­дежным долговым инструментом, усту­пая по этому кри­терию только федеральным ценным бумагам. В нормативных актах, регламентирующих деятельность ком­мерческих банков и пенсионных фондов, субфедеральные долговые обязательства рас­сматриваются как вы­соконадежные, что позволяет увеличить инвестиции в этот вид бумаг без ухудше­ния показателей риско­ван­ности активов.

Согласно последней редакции инструкции ЦБ РФ № 1 “О порядке регулирования деятельности кре­дитных организаций”, коэффициент риска вложений в облигации субъектов РФ, а также бан­ковских ссуд под их залог был оценен в 20 %, тогда как коэффици­ент риска вложений в иные негосударст­венные ценные бумаги и размещения на корреспондентских сче­тах “ностро” у банков-резе­дентов определен в 70 %. Коэффи­циент оценки активов с учетом риска по ценным бумагам органов власти субъектов РФ состав­ляет 0,250, тогда как по банковским депозитам - 0,425, по негосударственным ценным бумагам - 0,625. Согласно утвержденным Росстрахнадзором “Правилам размещения страховых резервов”, нор­ма­тив оценки активов страховых организаций по показателям ликвидности, возвратности и прибыль­нос­ти по цен­ным бумагам субъектов РФ установился в размере 0,500, тогда как по госу­дарственным ценным бумагам - 0, 875, по правам собственности на долю в уставном капитале - 0,125, иным долговым ценным бумагам - 0,550.

Значительно повысило привлекательность субфедеральных облигаций положение закона РФ “О нало­ге на прибыль предприятий и организаций” (п. 8 ст. 2-й и п. 2 и 3 ст. 9-й), в соответствии с кото­рым доход инвесторов в виде процентов по ценным бумагам субъектов РФ не облагаются налогом на прибыль. Поста­новление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 05.05.1995 г. № 1 “О ценных бу­магах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации” и письмо Минфина РФ и Государ­ственной налоговой службы РФ от 28.07.1995 г. № 79 “О льготах по налого­об­ложению ценных бумаг” пре­ду­сматривают, что на ценные бумаги субъектов РФ распределя­ются нормы, установленные для государст­вен­ных ценных бумаг, включая порядок налогообложения. Принятие этих нормативных актов повысило при­влекательность участия в размещении ценных бумаг субъектов РФ. Согласно указу президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 не облагаются налогом на прибыль доходы, полу­ченные от оказания услуг по размеще­нию государственных ценных бумаг (конкретизируется в п.4.7 ин­струкции ГНС РФ от 10.08.1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество юридических лиц”).

Для эмитентов. Проведение облигационных займов позволяет региональным ад­министраци­ям ре­шать задачи как долгосрочного, так и оперативного характера. Эмиссия облигаций способствует снижению про­центных ставок по заемным средствам, мобилизуя незадейственные на фи­нансовом рынке средства нере­зи­дентов, физических лиц, а также средства небанковских организаций для покрытия де­фицита и временных кассовых разрывов местных бюджетов, финансируются сезонные работы. В отличие от эмиссии беспроцент­ных расчетных векселей выпуск облигаций дает возможность избе­жать отрицательное воздействие эффекта перераспределения, в результате которого предприятия и органи­зации бюджетной сферы профинансирован­ные посредством векселей по номиналу в целях полу­чения живых денежных средств вынуждены продавать их с 15-40 процентным дисконтом к конечным ин­вестициям, пога­шая вексель по номиналу немедленно путем оплаты налогов.

Налоговые льготы и большая надежность могут сделать субфедеральные займы инструментом привле­чения инвес­тиций в производство. Так, в мировой практике, широкое распространение получил выпуск об­лигаций “под доход от промышленного проекта” (industrial revenue bonds), мобилизующих средства под строи­тельство производственных объектов с их последней продажей или сдачей в аренду частным корпора­ци­ям. Эмиссия таких займов дает возможность решить достаточно острую проблему при­влечения ка­питала из столицы в регионы: активы комерческих банков Москвы и Московской области, где прожива­ет 10 % насе­ления, составляют более 60 % совокупных активов российских коммерческих банков.

Для физических лиц. Основной группой покупателей муниципальных облигаций является населе­ние. Так в США физические лица приобретают 70 % всего объема выпускаемых муниципальных облигаций[1], чему способствует льготный порядок налогообложения. В России он так же существует. В соответствии с за­коном РФ “О подоходном налоге с физических лиц” от 7.12.1991 г. (с изменения­ми и дополнениями от 23.12.1994 г.) физические лица освобождаются от уплаты подоходного на­лога по про­центам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов РФ (ст. 3, п. 1).

Эмиссия субфеде­ральных облигаций позволяет трансформировать сбережения в инвестиции. Недове­рие населения к корпора­тивным ценным бумагам, к негосударственным инвестиционным инсти­тутам ухуд­шает перспективу развития паевых фондов, сужает возможности привлечения средств насе­ле­ния корпоратив­ными эмитентами, но наиболее популярным объектом частных инвестиций остается СКВ. В этих условиях надежные и легкодоступные для населения низкономинальные субфедеральные ценные бумаги оказываются важной предпосылкой мобилизации денежных средств на цели производственного инвес­тирования. Сейчас в России они используются для привлечения средств физичес­ких лиц в жилищное строительство. По­лучило распространение и “телефонный займ”, в соответствии с условиями которого владельцу облигации предос­тавляется право внеочередной уста­новки телефона. Эмиссия “телефонных” облигаций осуществляется в рам­ках реализации президентской программы “Российский народный теле­фон”, предполагающей финан­сирова­ние строительства теле­фонных линий за счет денежных средств на­селения.

Для нерезидентов. Ценные бумаги региональных органов власти, выпускаемые для финан­сирования рентабельных производственных проектов, подкрепленные гарантиями местных бюджетов и предусматри­вающие возможность конвертации в акции финансовых предприятий, могут составлять ин­терес и для страте­гических инвесторов. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов яв­ля­ются ценные бумаги, эмитируемые органами власти экспортноориентированных регионов.

Но не следует забывать, что помимо определенной привлекательности выпуск субфедеральных займов сталкивается с такой проблемой, как риск. Существует несколько видов рисков, связанных с выпуском суб­федеральных займов: риск ин­вестора и риск эмитента.

a) Риск инвестора - это вероятность того, что доход на вложенный капитал окажется меньше предпо­лагаемого. В реальной жизни существует опасность потерять весь вложенный капитал и ничего не получить взамен. Рассмотрим несколько видов рисков:

· риск финансового рынка, когда доходность вложений в облигации окажется ниже по сравнению с вложениями в другие ценные бумаги из-за изменений ставок процента на финансовом рынке;

· риск инфляции, когда в условиях инфляции, если даже номинальная доходность облигации не под­вергается риску, реальная доходность окажется ниже предполагаемой.

· риск “колл” (риск “отзыва” облигации) связан с теми облигациями, при выпуске которых огова­ри­вается возможность их выкупа ранее срока погашения;

· ликвидный риск: облигации, которые инвестор может купить или продать быстро без су­ще­ствен­ной скидки в цене, считаются ликвидными, а чем сложнее это сделать, тем выше ликвидный риск;

· политический риск - это риск изменений, которые могут снизить возможности заемщика выпла­тить долги или негативно повлиять на получение инвестором выгоды от покупки долговых обя­за­тельств;

· кредитный риск, когда в результате изменения финансового положения эмитента он не мо­жет вер­нуть инвесторам заемные средства;

· риск обмана со стороны эмитента (история финансовых “пирамид”).

b) Риск эмитента при организации займа - это вероятность негативного воздействия различ­ных фак­торов, которые могут повлиять на успешность его реализации. Различают несколько случаев, при которых займ нельзя считать успешным:

· если значительная часть облигаций не была размещена среди инвесторов или на каком-то этапе принято решение прекратить размещение займа;

· если не достигнуты цели займа, т. е. не реализованы те проекты, на которые администра­ция зани­мала деньги;

· если возникли проблемы возврата средств инвесторам;

· если ошибки, совершенные в ходе проведения займа привели к потере доверия инвесторов.

К рискам эмитентов относятся:

· проектный риск возникает, когда цель займа недостаточно продумана эмитентом, не про­ве­ден эко­номичес­кий анализ проекта (в том числе оценка его окупаемости).При выборе цели займа сле­дует исходить из интересов населения. Оправданным считается инвестирование средств в конкретные проек­ты. Инвестици­онный проект, под который проводится заем должен отвечать следующему тре­бова­нию: оплата долговых обязательств перед инвесторами в необходимом объеме и в требуемые сроки должна обеспечиваться за счет окупаемости инвестиционного проекта. Для снижения проектного риска необхо­дима совместная работа ор­ганизаторов займа и при­влеченных экспертов по выбору инвестици­онного проекта, а именно:

-  предварительный отбор инвестиционных проектов. Государство может взять на себя дол­го­вые обя­зательства в том случае, если заемные средства были направлены на создание объектов с дли­тельным сроком эксплуатации, что приведет к росту стоимости земли в городе;

-  экспресс-анализ отобранных инвестиционных проектов. На основе главных финансовых по­каза­те­лей оценивается возможность выплаты долговых обязательств за счет средств, полученных в ре­зультате оку­паемости проекта, т. е. выбор наиболее подходящего проекта.

-  подробный инвестиционный анализ проекта на базе маркетингового исследования, оценка рисков инвестиционного проекта,

· политический риск, обусловлен нестабильностью законодательства - одним из показате­лей неус­тойчи­вости политической ситуации - причина рисков, связанных с любой экономической дея­тельностью в России.

· рыночный риск: при определении доходности облигаций необходимо, чтобы, с одной сто­роны, об­лигации были привлекательны для инвесторов, которые сопоставляют их доходность с доход­ностью других ценных бумаг, с другой стороны - заемные средства становятся не выгодными для эми­тента. Риск непривле­кательности для инвесторов может быть вызван следующими причинами: при раз­работке схемы размещения займа не учтены все возможные группы инвесторов и их интересы; у инвесто­ров нет открытого доступа к информации о займе; нет адекватной рекламы.

· кадровый риск, может быть связан со следующими причинами: недостаточно высокий уровень про­фессиона­лизма участников займа; совмещение различных функций в лице одного участника займа; отсут­ствие неза­висимых экспертов. Выходом из данной ситуации является привлечение к организации муници­пального займа не­зависимых экс­пертов.

С понятием риска связано такое понятие как рейтинг облигаций - это качественная переменная, изме­ряющая кредитный риск. В нашей стране действует два зарубежных рейтинговых агентств - Standard & Poor’s (S & P’s) и Moody’s Investors Service (M’s). При определении рейтинга они используют четыре группы показателей: экономические, показатели, характеризующие финансовое положе­ние и за­должен­ность, адми­нистративные факторы.

Кредитный рейтинг региона - это оценка риска неуплаты по определенному виду долга адми­нистра­ции региона. Он присваивается конкретным обязательствам региона, а не реги­ону как таковому. Рейтинг не дает оснований делать заключение о других рисках и не прогнозирует кредитоспособности эмитента. Кре­дитный рейтинг нельзя рассматривать как рекомендацию покупать, продавать или дер­жать ценные бумаги. Он не показывает, подходит ли тот или иной тип капитального вложения данному инвестору.

Для защиты инвесторов и эмитентов от риска для займов разрабатываются опреде­ленные га­рантии (обеспечение). Подавляющее большинство займов гарантируются общим покрытием (бюджетом и иму­ществом эмитента). Таким образом обеспечены новосибирские КОДО, питерские МКО, челябин­ские ОКО и т. д. Однако такое обеспечение при наличии острого бюджетного дефицита выгля­дит не очень убеди­тельно. Другие облигаций обеспечиваются доходами от реализации проектов, в кото­рые инвести­руются заем­ные средства. Но в условиях нестабильной и высокорисковой экономики это так же не является выходом. По­этому сегодня наиболее эффективным является смешанный способ покрытия: в комбинации с гарантиями третьих лиц (банков, предприятий, страховщиков). В дальнейшем мы рас­смотрим это подробнее.

Вышеперечисленные меры дают инвесторам дополнительные гарантии. Но помимо этого, эмитент за­нима­ет­ся и са­мострахованием, для чего исполнительные органы власти создают из части привлеченных средств га­рантий­ный фонд. Его средства направляются в высоконадежные финансовые инструменты, напри­мер ГКО. Кроме того, если администрацией размещаются купонные ценные бумаги, то проценты по ним вы­плачиваются именно из средств фонда.

Таким образом, анализ показывает, что система гарантий выполнения обязательств по займам может вклю­чать следующие виды активов и имущественных прав:

a) Средства /отдельные статьи бюджета и внебюджетных фондов. Несмотря на то, что прак­тически все бюджеты субъектов РФ дефицитны, органы власти на местах довольно часто прибегают к бюджету как ис­ключительной или дополнительной гарантии выполнения обязательств по займу. При этом формулировка такой гарантии нередко выглядит односложно и без каких-либо количественных ха­рактеристик. В отдельных случаях пункт о гарантиях вообще отсутствует. От того как решается вопрос о га­рантиях зависит надеж­ность и устойчивость займов.

b) Имущество/или имущественное право эмитента. При эмиссии облигаций общего покрытия в ка­честве гарантии платежа наряду с бюджетом фигурирует имущество, находящееся в собственности органов власти данного уровня. В этом качестве можно использовать различные имущественные активы и права, на­пример:

· недвижимость, но инвесторы не склонны рассматривать ее залог в качестве надежной и до­статоч­ной гарантии займа. Это объясняется проблемами, связанными с оперативной реализацией залога, и с самим ха­рактером недвижимости, находящейся в собственности исполнительных орга­нов власти субъекта РФ. Иму­щество, используемое в качестве обеспечения залога, должно быть конкретным, его стоимость должна быть больше размера эмиссии займа;

· земельные участки;

· товарно-сырьевые активы (так займ Республики Саха обеспечен золотом);

· объекты приватизации;

· право на использование облигаций в качестве залога при участие в конкурсах по привати­зации объектов государственной собственности;

· активы, приобретенные или созданные на средства займа.

c)  Резервные (страховые, выкупные) фонды. Они создаются c целью повышения устойчивости облига­ций и обеспечения дополнительных гарантий погашения по займам. Они формируются путем размещения части привлеченных средств в ликвидные и высоконадежные финансовые активы. Размер их определяется ха­рактером займов (так по условиям выпуска РКО Республики Татарстан 1995 г. устанав­ливались обязатель­ные от­числения в резервный фонд в размере 1/5 от средств, мобилизованных в ре­зультате проведения аукцио­нов. В соответствии с проспектом эмиссии Пермского областного займа не менее 5 % от суммарной но­ми­нальной стоимости направлялось в выкупной фонд).

d) Гарантии третьих лиц. В большинстве случаев ими выступают сами эмитенты - органы ис­полни­тельной власти субъ­ектов РФ. Гарантии третьих лиц подразделяются на:

· гарантии предприятий и организаций (небанковских учреждений), примером является жи­лищный (1994 г.) займ Нижегородской области. Эмитентом займа является администрация области, а гарантом - ад­министрация г. Нижний Новгород (гарантирует иму­ществом и бюджетом на сумму 40 % э

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...