Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Напишите саморецензию «Функция (функции) пейзажа в моей работе».

Всероссийская олимпиада школьников

По литературе

Учебный год

Санкт-Петербург

Этап I (школьный)

Задания для 9 класса

Фамилия, имя _____________________________________________________ класс ________

Задания рассчитаны на 4 часа (240 минут).Максимальный балл за работу – 80.

Часть первая

Задание 1 (максимальный балл ‒ 40).

Прочитайте рассказ-миниатюру В.П. Астафьева «Хвостик» и дайте его истолкование в виде целостного анализа произведения. Вы можете опираться на данные ниже вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Помните, что Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. Следите за соблюдением норм языка и речи.

Опорные вопросы:

  • Какие проблемы затрагивает рассказ?
  • Какова роль пейзажа и антитезы в композиции текста?
  • Какой эпизод является кульминационным и почему?
  • В чем вы видите смысл заглавия?
  • Каков психологический портрет главного героя-рассказчика?
  • В чём проявляется своеобразие стиля писателя (художественные функции изобразительно-выразительных средств)?
  • В чём заключается авторская позиция и какими способами она выражается?

Виктор Петрович Астафьев

Хвостик

 

Смеётся, заливается, хохочет мальчик… Овсянский остров напоминал когда-то голову – туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца – бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помета – цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит – ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

– Что же ты смеёшься, мальчик?!

– Хво… хво… хвостик!

Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

(Из книги «Затеси», 1982)

Критерии оценивания

  1. Понимание смысла произведения и авторской позиции.
  2. Умение аргументировать собственные наблюдения, опираясь на текст.
  3. Композиционная стройность работы.
  4. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом.
  5. Проявление читательской эрудиции, фактологическая точность.
  6. Речевое оформление работы.

 

Часть вторая

Задание 1 (максимальный балл – 30).

Вспомните о роли пейзажа в русской литературе. Напишите небольшое сочинение любого типа речи (описание, повествование или рассуждение), в котором центральное место будет занимать картина природы.

Рекомендации

Описываемая Вами картина природы может быть представлена как лесной, горный, степной, морской вид и др. Пейзаж может быть обыденный или экзотический, сельский или урбанистический (ландшафт столичного или провинциального города), первобытный, фантастический.

Пафос (чувства и эмоции) Вашего описания тоже может быть любым – от возвышенного (одического) до сатирического. Важно, чтобы пейзаж не был самоцелью, а служил Вашему авторскому замыслу: выразить настроение, передать характер героя, создать контраст или параллелизм, обозначить проблему, воплотить идею и т.п. Активно используйте тропы и другие выразительные средства.

Задание 2 (максимальный балл – 10).

Напишите саморецензию «Функция (функции) пейзажа в моей работе».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...