Перечень техник тела, связанных с возрастом
Техники тела. (М.Мосс) (Мосс М. Общества. Обмен. Личность) Техники тела - традиционные способы, посредством которых люди в различных обществах пользуются своим телом, это усвоенные практики работы чел.тела, связ. с опр. контекстом. Факты не сведены в понятия: «разное» - социальные явления (? походка, стиль плавания). Сущ-ет техника обучения нырянию. Вот какова одна специфическая техника тела, одно из усовершенствованных телесных искусств нашего времени. Всякая техника в собственном смысле облекается в свою особую форму. Но так же обстоит дело с любым способом действия тела Каждое общество обладает своими, присущими только ему привычками. (Различия м/у англ-ми и франц-ми в ходьбе, марше). Существует воспитание походки. Представление о социальной природе habitus. Слово это передает суть дела несравненно лучше, чем «привычка» (habitude), (exis), «навык» (acauis) и «способность» (faculte) в истолковании Аристотеля (который был психологом). Оно обозначает не те метафизические привычки и таинственную «память», о которых говорится в солидных томах или в небольших и знаменитых диссертациях. Эти «привычки» варьируют не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах. Наконец, привлекала внимание еще одна группа фактов. Во всех этих элементах искусства использования человеческого тела доминировали факты воспитания. Понятия воспитания могло быть добавлено к понятию подражания. Ибо у одних детей хорошие способности к подражанию, у других — слабые, но если все воспитываются одинаково, то мы можем понять взаимосвязь между фактами. Связь между магическими действиями и техниками охоты слишком очевидна и распространена, чтобы надо было специально доказывать ее существование.
Мы, и я в том числе, заблуждались многие годы, думая что техника существует только тогда, когда есть инструмент. Я называю техникой традиционный действенный акт (и вы видите, что в этом отношении он не отличается от акта магического, религиозного, символического). Необходимо, чтобы он был традиционным и действенным. Не существует ни техники, ни ее передачи, если нет традиции. Вот чем человек прежде всего отличается от животного: передачей своих техник и особенно — их передачей посредством слов. В таких обстоятельствах можно просто утверждать: мы имеем дело с техниками тела. Тело есть первый и наиболее естественный инструмент человека. Или, если выражаться более точно и не говорить об инструменте, можно сказать, что первый и наиболее естественный технический объект и в то же время техническое средство человека — это его тело. До инструментальных техник существует совокупность техник тела. Две особенности сразу же обнаружились в связи с понятием техник тела: они разделяются и варьируют в соответствии с полом и возрастом. 1. Разделение техник тела между полами. Возьмем способ сжатия кулака. Мужчина обычно сжимает кулак, оставляя большой палец снаружи, женщина же помещает большой палец внутрь кулака, может быть, потому, что ее так научили, но я уверен, что если бы пытались научить иначе, это было бы трудно. Удар кулаком, бросок у женщины смягчены. И всем известно, что бросок камешка женщиной — не только слабый, но и отличается от броска мужчины тем, что находится в вертикальной плоскости вместо горизонтальной. Возможно, здесь имеют место два вида обучения, ибо есть общество мужчин и общество женщин. Тем не менее, я думаю, что здесь также можно обнаружить явления биологические и психологические.
2. Изменчивость техник тела в зависимости от возраста. Ребенок часто садится на корточки. Мы уже не умеем больше этого делать. Я считаю, что это абсурд и недостаток наших рас, цивилизаций, обществ. Впрочем, вероятно, с увеличением возраста человеческого рода эта поза также изменила свое значение. 3. Классификация техник тела по эффективности. Техники Эгела могут классифицироваться по их производительности, по результатам дрессировки. Последняя, подобно сборке машины, есть поиск и достижение эффективности. В данном случае это производительность человека. В конечном счете, эти техники представляют собой человеческие нормы дрессировки человека. Методы, применяемые к животным, люди добровольно применяют к себе и своим детям. Дети, вероятно, были первыми существами, дрессировавшимися таким образом еще до всех животных, которых надо было сначала приручить. Стало быть, я могу в определенной мере сравнивать эти методы и их передачу с методами дрессировки и располагать в порядке их эффективности. 4. Передача формы техник. Последний подход: поскольку обучение техникам имеет существенное значение, мы можем классифицировать их на основании особенностей воспитания и дрессировки. Тут пред нами открывается новое поле для исследований: физическое воспитание всех возрастов и обоих полов состоит из бесчисленного множества неизученных деталей, которые надо подвергнуть наблюдению. Воспитание ребенка изобилует тем, что называют мелочами, но они очень важны. Существует простор для изучения всех видов дрессировки подражания и особенно тех фундаментальных методов, которые можно назвать «образ жизни», а также modus, tonus «материя», «образ действий», «повадка».Такова первая классификация или, точнее, первые четы ре подхода к предмету. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИК ТЕЛА, СВЯЗАННЫХ С ВОЗРАСТОМ 1. Техники родов и акушерства. 2. Техники периода детства. Выращивание и вскармливание ребенка. Отношения двух взаимосвязанных существ: матери и ребенка. Ребенок: сосание, ношение и т. д. Отнятие от груди. Ребенок после отнятия от груди. Он умеет есть и пить; он обучен ходьбе; теперь развивают его зрение, слух, чувство ритма, формы и движения, зачастую для танца и музыки. 3. Техники юности. Их можно наблюдать главным образом у мужчин. Подлинно выдающееся событие в воспитании тела — это инициация. Тем не менее для мужчин, как и для женщин, решающий возраст — юношеский. Именно в это время они окончательно усваивают техники тела, которые сохранят в течение всей взрослой жизни. 4. Техники взрослого возраста (Техники сна, Бодрствование: техники отдыха, техники движ-я: бег, танец, прыжок, подъем, спуск, плавание, силовые движ-я; Техника ухода за телом: Уход за ртом. Гигиена естественных потребностей; Техника насыщения (еда, питье); Техника воспроизводства; техники лечения анормального).
Мы везде сталкиваемся с социопсихофизиологическим конструированием серий актов. Одна из причин, благодаря которой конструирование этих серий актов у индивида может осуществляться легче, состоит как раз в том, что они конструируются социальным авторитетом и ради него. В то же время, поскольку речь идет о техниках тела, все говорит о существовании огромного биологического, физиологического аппарата. этнолог сталкивается с важными вопросами психических возможностей той или иной расы и той или иной биологии определенного народа. Это фундаментальные вопросы. Я думаю, что и здесь, что бы нам ни казалось, мы имеем дело с явлениями биолого-социологическими. Я считаю, что основное обучение всем этим техникам состоит в том, чтобы адаптировать тело к его применению. Я совершенно убежден, что техники тела существуют даже в глубине всех наших мистических состояний, которые не исследовались и вместе с тем с древнейших времен тщательно изучались в Китае и Индии. Следует предпринять это социопсихобиологическое исследование мистики. Тело форм. в рамках культуры, важен концепт телесности, тело как машина. Вскрыть культуру можно через работу тела в культуре. Привычка = выбор культуры, отсылает к другому культурному мифу; она индиффирентна и не отсылает к культурному социуму, не встраивает чел-ка в общество. (Курение: привычка и техника тела На столько, на сколько курение было обусловлено социальной средой в которой он закурил или курит – это техника тела, в других случаях это выступает как привычка.), отсылает к самому человеку, к его проблемам. В постмодернистском ключе границы тела размываются.
Техника тела и язык: фиксация формы очевидности мира (гипотеза лингвистической относительности. Способ пользоваться языком, в некоторой степени, оказывается техникой тела. Язык – символическая разбивка мира, демонстрация того, как мир представлен в языке. И техники тела и язык – это символические аппараты; по тому, как человек пользуется своим языком, можно что-то сказать о его культуре. И то, и другое - символические аппараты. Занимаясь той или иной техникой тела, мы приходим к выводу, что каждая из них являет собой социопсихофизиологический акт. Интересной областью в техниках тела, согласно Моссу, оказываются психотехники. Передача техник тела - та же передача мифа. О животных техниках тела говорить нельзя. Техника тела - включение тела в контекст мифа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|