Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы построения гармонической цветовой целостности

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра дизайна

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Пропедевтика"

на тему: "Цвет в дизайне"

Выполнила: студентка

очного отделения

1 курса группа ДПС 15/2

Иванкова Екатерина Михайловна

 

Проверила:

Львова Инна Алексеевна

 

 

Калуга 2015

Оглавление

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Влияние цвета на человека..........................................................................5

1.1. Символика цвета.................................................................................................5

1.2.Гармония цвета.....................................................................................................6

Глава 2. Цвет в дизайне.............................................................................................13

2.1. Цвет в дизайне....................................................................................................13

2.2.Способы построения гармонической цветовой целостности.......................15

Заключение................................................................................................................19

Список источников....................................................................................................20

 

 

Введение

Актуальность, выбранной мной темы, достаточно велика, так как цвет играет огромную роль в дизайне. От того какие цвета преобладают в дизайне дома зависит настроение и даже состояние его обитателей. Ведь, как известно, цвет является не просто фактором эмоционально - эстетического воздействия на человека, но и оказывает психологически - физическое действие. Впервые, цвет на спектры разложил Ньютон в 1676 г. Знаменитое “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан” - это спектральные цвета Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синей Фиолетовый. Они являются хроматическими. Основные хроматические цвета спектра - это красный, синий и желтый. Ахроматические цвета - это от белого до черного. Все остальные цвета являются производными из этих трех: зеленый получается путем смешивания синего и желтого, красный + желтый = оранжевый цвет и так далее, в зависимости от вариантов и пропорций смешивания.

Изучением цветовых закономерностей природы, физических свойств цвета, законов смешивания и сочетания цветов, их психического воздействия на человека занимается наука цветоведение. Практические задачи, решаемые этой отраслью знаний, заключается в создании функционального и психофизиологического комфорта, направленного на повышение производительности труда, снижение утомляемости, улучшение гигиенических условий и освещенности. Учет утилитарных задач не исключает эстетические требования при использовании цвета.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать какую огромную роль играет цвет в дизайне. При правильном использовании цвета можно визуально изменить пространство - расширить или уменьшить его, “отодвинуть” одну стену или “приблизить” другую, “охладить” излишне солнечную комнату или сделать “теплее” атмосферу дома.

В повседневной жизни мы рассматриваем цвет как свойство материалов. Естественно, цвета предметов и материалов мы оцениваем при дневном цвете.

В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Важное значение для дизайнера имеет выбор цвета. Здесь большую роль играет психологические моменты. Данные психологических исследований говорят о том, что для человека каждый цвет обладает определенными свойствами.

В задачи данного реферата входит показать как цвет в дизайне влияет на человека и как правильно использовать цвет в дизайне, и избежать ошибок. Задачи, решаемые цветом в интерьере, многочисленны и разносторонни. Признание за цветом способности выступать в качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень организации пространства, когда цвет способен выполнять роль биологически необходимых пространственных констант.

Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых дизайнер способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".

 

 

Глава 1. Влияние цвета на человека

Символика цвета

Преобладание того или иного цвета в интерьере может определенным образом может оказывать воздействие на состояние и настроение человека. Необходимо помнить, что монохромная окраска среды обитания ведет к цветовому утомлению, а полихромная окраска (сочетание нескольких цветов) благоприятно воздействует на жизнедеятельность. Также, считается, что с наибольшей точностью человек опознает фиолетовый, голубой, зеленый, желтый и красный.

Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое - солнце, жизнь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Как правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный - волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том же цвете совмещаются противоположные значения, например, желтый - женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, секс - черный.

Это можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета его символика тоже меняется, так, например красный - активность, страсть при добавлении белого становится розовым, что символизирует нежность. С добавлением черного получается бордовый, который имеет "аморальный" символический смысл.

Цветовая символика различных эпох и культур показывает, что цветовые символы достаточно реалистичны и в разных культурах сходны. Различия больше проявляются там, где преобладает кодовая цветовая символика (цветные знаки). Знаковые отношения цвета проявляются только в языковой информативности. Главное в цветовом языке — смысловое значение цвета.

 

Гармония цвета

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» — зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом — голубовато-серым, на красном — зеленовато-серым, на зеленом — красновато-серым, на синем — оранжево-серым и на фиолетовом — желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи — желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый — собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция — расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция — их восстановление — уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

• красный — зеленый = красный — (желтый и синий);

• синий — оранжевый = синий — (желтый и красный);

• желтый — фиолетовый = желтый — (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство — это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, — и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники — цветотональную гармонию».

Когда Оствальд утверждает, что «...цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

• желтый: красный: синий = 3: 6: 8

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 1.(Рис.1) Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный — как красный и синий — как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

 

 

Цвет в дизайне

Цвет в дизайне

Цвет– это самый главный элемент в дизайне, иногда кажется, что в интерьере всё идеально и красиво, но складывается впечатление какой-то «нехватки», может быть причина именно в не правильно подборе цвета? Гармонично сочетающиеся цвета, изображены на рисунке 2. (Рис.2)
Давно известно, что разные цвета, по-разному действуют на психику человека, по-разному воспринимаются и с разными вещами ассоциируются.
Давайте немного разберемся, с чем же ассоциируются основные цвета, чтобы использовать эти знания в дальнейшей работе.

Зеленый цвет

Под зелённым цветом мы всегда подразумеваем природу, здоровье, спокойствие и свежесть. Такое ощущение цвета связано именно с превосходством зелённых красок в растительном мире. Зелёные тона способствуют расслаблению и успокаивают. У многих людей ассоциируется с жадностью и деньгами, это скорей всего связано с известными зелёнными банкнотами.

Так же не малый свет остался и от зелённого цвета светофора, то есть это цвет который разрешает какие-нибудь действия.

Идеально такой цвет вместе с белым подходит для создания интерьеров аптек, больниц, школ, в веб-дизайне это сайтов аптек и т.д.

Красный цвет

Этот цвет символизирует агрессивность, страсть, силу, огонь, кровь. Комбинации оттенков красного цвета стимулируют жизненную силу и энергию. При этом он начинает раздражать со временем, усугубляет стресс и повышает давление.

Поэтому, красный цвет не советуют использовать в дизайне как основной, потому что он начинает быстро раздражать посетителей. Его чаще всего используют как дополнительный цвет.

Этот цвет, лучше всех привлекает внимание, именно поэтому его используют в светофоре.

Оранжевый цвет

Оранжевый цвет – это цвет счастья, радости, дружбы. У большинства людей он символизирует энтузиазм, дружелюбие и чувство открытости. Этим цветом хорошо выделять важные части в интерьере.

Из негативных свойств – ассоциация с ложью и невежеством.

Черный цвет

Этот цвет ассоциируется у нас с властью, глубиной, тайной, чувством собственного достоинства. Так же при не умелом использовании чёрного цвета, может возникать чувство неизвестности, страха.

Как и красный цвет, не советую использовать чёрный как основной, лучше всего подобрать какие-нибудь оттенки серого.

Синий цвет

Этот интересный цвет символизирует надежность, мир, уверенность в себе, как зелённые цвет создает ощущение спокойствия и доверия. При переборе с синим цветом, может появиться ощущение холода (зима, холодная вода и.т.п.).

При использовании синего цвета в дизайне, воспользуйтесь такими советами – синий цвет передаёт чистоту воздуха, современные технологии, спокойствие размеренности океана.

Белый цвет

Тут всё просто – это первым делом чистота, простота, совершенство, свет и безопасность. Из плохих ассоциаций – это пустота и иногда холод.

Фиолетовый цвет

Это цвет богатства, знаний, большого влияния. С этим цветом ассоциируется всё не опознанное, таинственное, дорогое и магическое. Из обратных проявлений этого цвета – печаль, грусть.

Желтый цвет

Жёлтый цвет у многих ассоциируется с радостью, умом, весельем. Этот цвет, как и красный, очень хорошо привлекает внимание и благоприятно влияет умственной деятельности, то есть под его влиянием легче делать умственную работу. Из плохих чувств – это может быть зависть, так же и обратное работоспособности – лень.

Коричневый цвет

Коричневый цвет может напоминать землю, мероприятия, шоколад события, землю. В общем всё что связано с работой, как умственной, так и физической. Из отрицательных свойств – тупость, лень.

Розовый цвет

Когда мы смотри на розовый цвет, мы видим: подарки, сочувствие, признательность, восхищение, любовь, женственность, нежность, молодость, что-то прекрасное. Так же он ассоциируется с наивностью, плаксивостью и слабостью.

При выборе цвета в дизайне, не следует руководствоваться только негативными свойствами, потому что они есть у каждого цвета.

Главное– это найти оптимальное и естественное сочетание цветов для дизайна. И тогда у вас будут очень красивые и качественные дизайны. (Рис.3)

 

Способы построения гармонической цветовой целостности

 

Сразу же необходимо сказать, что цветовую гармонию нельзя регламентировать никакими строгими правилами. Хорошее гармоничное восприятие цветов зависит, прежде всего, от художественного воспитания и вкуса. Однако знания, в каком порядке находятся цветовые связи и как цвета взаимно дополняют друг друга, одновременно влияя друг на друга, иногда определяют успех в работе дизайнера и выбора цветовой гармонии.

Некоторые цвета как бы полностью уравновешивают друг друга, некоторые требуют присутствия третьего цвета для полного цветового равновесия – цветовой гармонии.

В практике художественного оформления мы чаще всего имеем дело с тремя способами организации цветовой гармонии:

• Гармонией дополнительных пар;

• Гармонией родственных цветов;

• Гармонией триады.

Гармония дополнительных пар. Самые устойчивые гармонические сочетания дают противоположные пары. Это и самые простейшие цветовые сочетания. Если мы будем вращать в цветовом круге диаметр (Рис.4), то на противоположных концах его будут находиться цвета, наиболее удобные для цветовой гармонии. Например, фиолетово-синий – оранжевый, жёлто-зелёный – пурпурный и т.д.

Гармония родственных цветов.Человек различает не только чистые тона красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего и фиолетового, но и их оттенки по светлоте и насыщенности. Например, красно- оранжевый, оранжево- жёлтый, сине- зелёный и т. д. Художники чаще всего разбивают цвет на четыре цветовые оттенка, что позволяет им находить наиболее изысканные цветовые гармонии, в этом случае цветовой круг состоит из 24 оттенков.(Рис.5) Оттенки одного цвета являются родственными цветами. В цветовом круге имеется четыре родственных группы: красно-жёлтая, жёлто-зелёная, зелёно-синяя, сине-красная. Когда мы говорим о гармонии родственных цветов, это не значит, что мы хотим найти равновесие между двумя основными цветами, которые стоят на границах этих родственных групп, например синий и красный. Выделим какой- то главный цвет, например синий. Возьмём его в небольшом количестве, а затем уравновесим с голубым, сиреневым, пурпурно- фиолетовым, т. е. с теми цветами, которые имеются между синим и красным. Надо сказать, что гармония родственных цветов является наиболее изысканной в одежде. Отсюда возникает колорит. Если к красно-жёлтой цветовой гамме к каждому тону краски примешивать чёрный цвет, цвета получаются вместо оранжевых ярких – коричневато-оранжевыми, вместо жёлтых – светло-коричневыми и бежевыми, а в результате получается коричнево- бежевая цветовая растяжка, где доминирующим цветом может быть оранжевый. Гармония родственных цветов наиболее предпочтительнее в одежде, к тому же она очень индивидуальна. Её прекрасно можно использовать в вышивальных работах, а также в объёмно- рельефной аппликации.

Гармония триады.До сих пор мы говорили о том, как могут гармонировать два цвета. Но часто сочетание двух цветов бывает недостаточным для того, чтобы получить необходимый цветовой эффект. Тогда используют гармонию тёх цветов, или триаду. Давайте вновь обратимся к нашим начальным цветовым треугольникам. Два треугольника, две триады, вы уже знаете: первая триада из основных цветов (красный, жёлтый, синий), вторая триада из дополнительных цветов (оранжевый, фиолетовый, зелёный). Надо отметить, что первая триада очень жёсткая и, как правило, между этими цветами очень трудно найти равновесие. Необходимо прибегать к их разбеливанию или зачернению или же разделять их нейтральным серым, белым или чёрным, о чём мы уже говорили. А вот вторая триада считается очень устойчивой, красивой. Смещая треугольники в пределах одного тона, получаем триады сложных цветовых оттенков.

При выборе цветового решения в дизайне, особенно, необходимо иметь в виду, что некоторые цветовые сочетания не различаются издалека. Приведём ряд цветовых сочетаний по Цойгнеру: жёлтый на чёрном; белый на синем; чёрный на оранжевом; оранжевый на чёрном; чёрный на белом; белый на красном; красный на жёлтом; зелёный на белом; оранжевый на белом; красный на зелёном.

Цойгнер приводит таблицу цветовых сочетаний с характером воздействия цвета на человека. Конечно, это носит спорный характер, однако и вызывает определённый интерес при выборе цветового решения. Приведём полностью таблицу 1.

 

Таблица 1.

Таблица цветовых сочетаний

Цветовое сочетание Воздействие, восприятие, ощущение
Жёлтый - оранжево- красный Жёлтый - пурпурно- красный Жёлтый - желтовато- зелёный Жёлтый - синевато- зелёный Жёлтый - чёрный Жёлтый - белый Красный - фиолетовый Красный - синий Красный - жёлто- зелёный Красный - чёрный Красный - белый Красный - серый Активизирующее, тёплое, жизнерадостное Парадное Освежающие и жизнерадостное Холодное и успокаивающее Чёрный на жёлтом - суровое Вялое, слабое Неспокойное Динамичное, жизнеутверждающие Активизирующее Угнетающее Неорганичное, жёсткое Тёплое, приятное, при преобладании серого цвета - строгое

 

 

Заключение

Целью данной работы было понять какую огромную роль играет цвет в дизайне. Иногда мы воспринимаем предмет как цветовое пятно, а уже потом как объем. Цвет и цветовые сочетания могут быть очень активными, а могут быть и нейтральными, могут настораживать или расслаблять.

Восприятие цвета у разных людей, в общем, сходно. У цвета есть объек-тивные качества, их нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и поль-зоваться цветом как средством создания гармонической предметной среды.

Цвет в дизайне влияет на наше восприятие реального пространства: цвета «теплого» спектра зрительно приближаются. Поэтому плоскости, окрашенные оранжевым или красным, например, кажутся нам ближе, чем равноудаленные плоскости голубого цвета. Темные цвета делают предметы зрительно весомее, массивнее, чем светлые. Вместе с тем теплые цвета связываются с большим весом, чем холодные. Окраска влияет и на восприятие величины: светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем равновеликое ему темное.

Мы воспринимаем цвет, как правило, в сочетании с другими смежными цветами. В результате этого складывается общая, воспринимаемая человеком картина. «Цветовая гармония», «красивый колорит», «удачное цветосочетание» – выражения нам знакомые, и за ними кроется примерно одинаковое со-держание.

Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными – нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.

Подбор цвета – трудная, а иногда и ответственная задача. Здесь имеет значение и «вкусовой» момент, особенно когда речь идет о жилище.

Зная объективные закономерности восприятия цвета, человек может сделать свое предметное окружение красивым, создать интересный и гармоничный дизайн. Он имеет возможность как бы со стороны оценивать цветосочетания, анализируя свои личные вкусы и пристрастия.

 

Список источников

1.Глазычев В. О дизайне и цвете - М.: Искусство, 1998.

2. Иоханнес Иттен - искусство цвета

3. М.Люшер - Психологическое значение цветов

4. Я.Л.Обухов - Символика цвета

5. http://bos-art.ru/about_colors/ - Сайт о цвете в интерьере

6. http://mirpiar.com/publ/69-1-0-427- Сайт о символике цвета

7.http://www.symbolizm.ru/index.php/simvolizm-tsveta/237-colorsymbolizm - Сайт о цветовой символики различных культур

8. http://colorscheme.ru/art-of-color/postscript.html- Сайт о искусстве цвета

9. http://www.align.ru/stati-o-dizaine-i-grafike/sposoby-postroeniya-garmonicheskoi-cvetovoi-celostnosti.html — Сайт о гармоничной цветовой целостности

10. http://www.ronl.ru/referaty/stroitelstvo/204554/ - Сайт о цвете в интерьере

11. http://symby.ru/teoriya-dizajna/znachenie-cveta-v-dizajne/ - Сайт о значении цвета в дизайне

 

 

Рисунок 1

 

 

Рисунок 2

 

Рисунок 3

Рисунок 4

 

Рисунок 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...