Список используемых источников
1. Мерзликина Н.В. Взаимозаменяемость и нормирование точности: учеб. Пособие / Н.В. Мерзликина, В.С. Секацкий, В.А. Титов. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 192 с.
2. Анухин В. И. Допуски и посадки: учеб. пособие для вузов / В. И. Анухин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 206 с.
3. Дроздова Н.А. Основы взаимозаменяемости: Учебное пособие / Н.А. Дроздова, Т.Т. Ереско, И.В. Трифанов; под общей редакцией И.В. Трифонова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2006. – 256 с.
4. Димов Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для вузов / Ю.В. Димов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2004. - 432 с.: ил.
5. Марков, Н. Н. Нормирование точности в машиностроении: учеб. / Н.Н. Марков, В.В. Осипов, М.Б. Шабалина; ред. Ю.М. Соломенцев. -, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, Высш. шк., 2001. - 336 с.
6. Никифоров А. Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учеб. пособие / А. Д. Никифоров. - 2-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2002. - 510 с.
7. Романов А. Б. Таблицы и альбом по допускам и посадкам: справ. пособие / А. Б. Романов, В. Н. Федоров, А. И. Кузнецов. - СПб.: Политехника, 2005. - 88 с.
8. Взаимозаменяемость [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс дисциплины / Н. В. Мерзликина, В. С. Секацкий [и др.]; Сиб. федерал. ун-т. - Электрон. дан. (PDF; 3132 Кб). - Красноярск: СФУ, 2011. - (Электронная библиотека СФУ. УМКД - 2011 / рук. творч. коллектива Н. В. Мерзликина, Учебно-методические комплексы дисциплин в авторской редакции). - Загл. с титул. экрана. - Режим доступа: открытый. - Б. ц.
9. Дроздова Н.А. Основы взаимозаменяемости: Учебное пособие / Н.А. Дроздова, Т.Т. Ереско, И.В. Трифанов; под общей редакцией И.В. Трифонова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2006. – 256 с.
10. Допуски и посадки: Справочник. В 2 ч. Ч. 1/ В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1982. – 534с.
11. Допуски и посадки: Справочник. В 2 ч. Ч.2/ В.Д. Мягков, М.А. Палей. А.Б. Романов, В.А. Брагинский. – Л.: Машиностроение, 1983. – 448с.
12. Зайцев Г.Н. Нормирование точности геометрических параметров машин. М.Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
Приложение А
Ряды номинальных размеров
Ra5
(R5)
| Ra10
(R’10)
| Ra20
(R’20)
| Ra40
(R’40)
| Ra5
(R5)
| Ra10
(R’10)
| Ra20
(R’20)
| Ra40
(R’40)
| 0,100
| 0,100
0,120*
| 0,100
0,110
0,120**
0,140
| 0,100
0,105
0,110
0,115
0,120
0,130
0,140
0,150
| 1,0
| 1,0
1,2*
| 1,0
1,1
1,2**
1,4
| 1,0
1,05
1,1
1,15
1,2
1,3
1,4
1,5
| 0,160
| 0,160
0,200
| 0,160
0,180
0,200
0,220
| 0,160
0,170
0,180
0,190
0,200
0,210
0,220
0,240
| 1,6
| 1,6
2,0
| 1,6
1,8
2,0
2,2
| 1,6
1,7
1,8
1,9
2,0
2,1
2,2
2,4
| 0,250
| 0,250
0,320
| 0,250
0,280
0,320
0,360
| 0,250
0,260
0,280
0,300
0,320
0,340
0,360
0,380
| 2,5
| 2,5
3,2
| 2,5
2,8
3,2
3,6
| 2,5
2,6
2,8
3,0
3,2
3,4
3,6
3,8
| 0,400
| 0,400
0,500
| 0,400
0,450
0,500
0,560
| 0,400
0,420
0,450
0,480
0,500
0,530
0,560
0,600
| 4,0
| 4,0
5,0
| 4,0
4,5
5,0
5,6
| 4,0
4,2
4,5
4,8
5,0
5,3
5,6
6,0
| 0,630
| 0,630
0,800
| 0,630
0,710
0,800
0,900
| 0,630
0,670
0,710
0,750
0,800
0,850
0,900
0,950
| 6,3
| 6,3
8,0
| 6,3
7,1
8,0
9,0
| 6,3
6,7
7,1
7,5
8,0
8,5
9,0
9,5
|
Окончание прил. А
Ra5
(R5)
| Ra10
(R’10)
| Ra20
(R’20)
| Ra40
(R’40)
| Ra5
(R5)
| Ra10
(R’10)
| Ra20
(R’20)
| Ra40
(R’40)
|
|
12*
|
12**
|
10,5
11,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Примечание: В головке таблицы в скобках указано обозначение соответствующего ряда предпочтительных чисел, использованного в данном десятичном интервале размеров.
* Размер относится к ряду R’’10.
** Размер относится к ряду R’’20.
|
Приложение Б
Единая система допусков и посадок
Таблица Б1
Значение допусков, мкм
Квалитет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Интервалы размеров, мм
| До 3
| 0,3
| 0,5
| 0,8
| 1,2
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 3 до 6
| 0,4
| 0,6
|
| 1,5
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
| св. 6 до 10
| 0,4
| 0,6
|
| 1,5
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
| св. 10 до 18
| 0,5
| 0,8
| 1,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 18 до 30
| 0,6
|
| 1,5
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 30 до 50
| 0,6
|
| 1,5
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 50 до 80
| 0,8
| 1,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 80 до 120
|
| 1,5
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 120 до 180
| 1,2
|
| 3,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 180 до 250
|
|
| 4,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 250 до 315
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 315 до 400
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св. 400 до 500
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество единиц допуска в допуске данного квалитета
|
|
|
| 1,4
|
| 2,7
| 3,7
| 5,1
|
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. Б1
Квалитет
|
|
|
|
|
|
|
| Интервалы размеров, мм
| До 3
|
|
|
|
|
|
|
| св. 3 до 6
|
|
|
|
|
|
|
| св. 6 до 10
|
|
|
|
|
|
|
| св. 10 до 18
|
|
|
|
|
|
|
| св. 18 до 30
|
|
|
|
|
|
|
| св. 30 до 50
|
|
|
|
|
|
|
| св. 50 до 80
|
|
|
|
|
|
|
| св. 80 до 120
|
|
|
|
|
|
|
| св. 120 до 180
|
|
|
|
|
|
|
| св. 180 до 250
|
|
|
|
|
|
|
| св. 250 до 315
|
|
|
|
|
|
|
| св. 315 до 400
|
|
|
|
|
|
|
| св. 400 до 500
|
|
|
|
|
|
|
| Количество единиц допуска в допуске данного квалитета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица Б2
Значение основных отклонений валов, мкм
| Верхнее отклонение es
| Буквенное обозначение
| c
| d
| e
| f
| g
| h
| js
| Квалитет
| Все квалитеты
| Интервалы размеров, мм
| До 3
| –60
| –20
| –14
| –6
| –2
|
| Предельное отклонение =
| св. 3 до 6
| –70
| –30
| –20
| –10
| –4
|
| св. 6 до 10
| –80
| –40
| –25
| –13
| –5
|
| св. 10 до 14
| –95
| –50
| –32
| –16
| –6
|
| св. 14 до 18
| св. 18 до 24
| –110
| –65
| –40
| –20
| –7
|
| св. 24 до 30
| св. 30 до 40
| –120
–130
| –80
| –50
| –25
| –9
|
| св. 40 до 50
| св. 50 до 65
| –140
–150
| –100
| –60
| –30
| –10
|
| св. 65 до 80
| св. 80 до 100
| –170
–180
| –120
| –72
| –36
| –12
|
| св. 100 до 120
| св. 120 до 140
| –200
–210
–230
| –145
| –85
| –43
| –14
|
| св. 140 до 160
| св. 160 до 180
|
Окончание табл. Б2
| Нижнее отклонение ei
| Буквенное обозначение
| k
| m
| n
| p
| r
| s
| t
| u
| x
| z
| Квалитет
| от 4 до 7
| до 3 св. 7
| Все квалитеты
| Интервалы размеров, мм
| До 3
|
|
| +2
| +4
| +6
| +10
| +14
| –
| +18
| +20
| +26
| св. 3 до 6
| +1
|
| +4
| +8
| +12
| +15
| +19
| –
| +23
| +28
| +35
| св. 6 до 10
| +1
|
| +6
| +10
| +18
| +19
| +23
| –
| +28
| +34
| +42
| св. 10 до 14
| +1
|
| +7
| +12
| +18
| +23
| +28
| –
| +33
| +40
| +50
| св. 14 до 18
| –
| +33
| +45
| +50
| св. 18 до 24
| +2
|
| +8
| +15
| +22
| +28
| +35
| –
| +41
| +54
| +73
| св. 24 до 30
| +41
| +48
| +64
| +88
| св. 30 до 40
| +2
|
| +9
| +17
| +26
| +34
| +43
| +48
| +60
| +80
| +112
| св. 40 до 50
| +54
| +70
| +97
| +136
| св. 50 до 65
| +2
|
| +11
| +20
| +32
| +41
| +53
| +66
| +87
| +122
| +172
| св. 65 до 80
| +43
| +59
| +75
| +102
| +146
| +210
| св. 80 до 100
| +3
|
| +13
| +23
| +37
| +51
| +71
| +91
| +124
| +178
| +258
| св. 100 до 120
| +54
| +79
| +104
| +144
| +210
| +310
| св. 120 до 140
| +3
|
| +15
| +27
| +43
| +63
| +92
| +122
| +170
| +248
| +365
| св. 140 до 160
| +65
| +100
| +134
| +199
| +280
| +415
| св. 160 до 180
| +68
| +108
| +146
| +210
| +310
| +465
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Примечание: В табл. Б2 приведены значения наиболее часто используемых основных отклонений валов
Таблица Б3
Значение основных отклонений отверстий, мкм
| Буквенное обозначение
| Нижнее отклонение EJ
| Верхнее отклонение ЕS
| D
| E
| F
| G
| H
| Js
| K
| M
| N
| Квалитет
| Все квалитеты
| до 8
| св 8
| до 8
| св 8
| до 8
| св 8
| Интервал размеров, мм
| До 3
| +20
| +14
| +6
| +2
|
| Предельные отклонения
|
|
| –2
| –2
| –4
|
| св. 3 до 6
| +30
| +20
| +10
| +4
|
| –1+D
| –
| –4+D
| –4
| –8+D
|
| св. 6 до 10
| +40
| +25
| +13
| +5
|
| –1+D
| –
| –6+D
| –6
| –10+D
|
| св. 10 до 18
| +50
| +32
| +16
| +6
|
| –1+D
| –
| –7+D
| –7
| –12+D
|
| св. 18 до 30
| +65
| +40
| +20
| +7
|
| –2+D
| –
| –8+D
| –8
| –15+D
|
| св. 30 до 50
| +80
| +50
| +25
| +9
|
| –2+D
| –
| –9+D
| –9
| –17+D
|
| св. 50 до 80
| +100
| +60
| +30
| +10
|
| –2+D
| –
| –11+D
| –11
| –20+D
|
| св. 80 до 120
| +120
| +72
| +36
| +12
|
| –3+D
| –
| –13+D
| –13
| –23+D
|
| св. 120 до 180
| +145
| +85
| +43
| +14
|
| –3+D
| –
| –15+D
| –15
| –27+D
|
|
Поправка D, мкм к табл. Б3
| Квалитет
|
|
|
|
|
|
| Интервалы размеров, мм
| до 3
|
| св. 3 до 6
|
| 1,5
|
|
|
|
| св. 6до 10
|
| 1,5
|
|
|
|
| св. 10 до 18
|
|
|
|
|
|
| св. 18 до 30
| 1,5
|
|
|
|
|
| св. 30 до 50
| 1,5
|
|
|
|
|
| св. 50 до 80
|
|
|
|
|
|
| св. 80 до 120
|
|
|
|
|
|
| св. 120 до 180
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: В табл. Б3 приведены значения наиболее часто используемых основных отклонений отверстий
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Подшипники качения
Таблица В1
Основные параметры радиальных подшипников качения
Обозначение подшипников
| d
| D
| B
| r
| C,
кгс
| С0,
кгс
| ŋ, об/мин
| Шарики
| Масса,
кг
| п
| ж
| DT
| Z
| Легкая серия диаметров 2, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 1,5
|
|
|
|
| 7,94
|
| 0,10
|
|
|
|
| 1,5
|
|
|
|
| 7,94
|
| 0,12
|
|
|
|
| 1,5
|
|
|
|
| 9,53
|
| 0,20
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 11,11
|
| 0,29
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 12,7
|
| 0,36
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 12,7
|
| 0,41
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 12,7
|
| 0,47
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 14,29
|
| 0,60
| Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 9,53
|
| 0,14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11,51
|
| 0,23
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 12,3
|
| 0,34
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 14,29
|
| 0,44
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 15,08
|
| 0,63
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 17,46
|
| 0,83
|
|
|
|
| 3,0
|
|
|
|
| 19,05
|
| 1,08
|
|
|
|
| 3,0
|
|
|
|
| 20,64
|
| 1,35
| Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 2,0
|
|
|
|
| 12,7
|
| 0,27
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 16,67
|
| 0,5
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 19,05
|
| 0,72
|
|
|
|
| 2,5
|
|
|
|
| 20,64
|
| 0,93
|
|
|
|
| 3,0
|
|
|
|
| 22,23
|
| 1,20
|
|
|
|
| 3,0
|
|
|
|
| 22,02
|
| 1,52
|
|
|
|
| 3,5
|
|
|
|
| 25,4
|
| 1,91
|
|
|
|
| 3,5
|
|
|
|
| 26,99
|
| 2,3
|
Таблица В2
Точность размеров, формы и взаимного расположения поверхностей
подшипников качения. Кольца внутренние
Номинальный диаметр отверстия d, мм
| Отверстие
| Ширина кольца В
| Непостоянство ширины кольца UP
| Радиальное биение дорожки качения Ri
| цилиндрическое
| коническое (конусность)
Δdk - Δd
| d m
| d*
| Отклонения, мкм
| верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| нижние
| верхние
| верхние
| нижние
| не более
| Класс точности Р0
| От 0,6 до 2,5
Св. 2,5» 10
» 10» 18
» 18» 30
»30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 180
» 180» 250
|
| -8
-8
-8
-10
-12
-15
-20
-25
-30
| +1
+2
+3
+3
+3
+4
+5
+6
+8
| -9
-10
-11
-13
-15
-19
-25
-31
-38
|
| -
+15
+18
+21
+25
+30
+35
+40
+46
|
| -40
-120
-120
-120
-120
-150
-200
-250
-300
|
|
| Класс точности Р6
| От 0,6 до 2,5
Св. 2,5» 10
» 10» 18
» 18» 30
»30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 180
» 180» 250
|
| -7
-7
-7
-8
-10
-12
-15
-18
-22
| +1
+1
+1
+1
+1
+2
+3
+3
+4
| -8
-8
-8
-9
-11
-14
-18
-21
-26
|
| -
+9
+11
+13
+16
+19
+22
+25
+29
|
| -40
-120
-120
-120
-120
-150
-200
-250
-300
|
|
| Класс точности Р5
| От 0,6 до 2,5
Св. 2,5» 10
» 10» 18
» 18» 30
»30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 180
» 180» 250
|
| -5
-5
-5
-6
-8
-9
-10
-13
-15
| -
| -
+6
+8
+9
+11
+13
+15
+18
+20
|
| -40
-40
-80
-120
-120
-150
-200
-250
-300
|
| 3,5
3,5
3,5
|
|
|
Окончание табл. В2
Номинальный диаметр отверстия d, мм
| Отверстие
| Ширина кольца В
| Непостоянство ширины кольца UP
| Радиальное биение дорожки качения Ri
| Биение базового торца относительно отверстия Si
| Осевое биение дорожки качения Ai**
| цилиндрическое
| коническое (конусность 1: 12)
| d m, d*
| Δdk - Δd
| Отклонения, мкм
| верхние
| нижние
| нижние
| верхние
| верхние
| нижние
| не более
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс точности Р4
| От 0,6 до 2,5
Св. 2,5» 10
» 10» 18
» 18» 30
»30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 180
» 180» 250
|
| -4
-4
-4
-5
-6
-7
-8
-10
-12
| -
-
-
| -
-
-
+6
+7
+8
+10
+12
+14
|
| -40
-40
-80
-120
-120
-150
-200
-250
-300
| 2,5
2,5
2,5
2,5
| 2,5
2,5
2,5
|
|
|
Класс точности Р2
| От 0,6 до 2,5
Св. 2,5» 10
» 10» 18
» 18» 30
»30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 150
» 150» 180
» 180» 250
|
| -2,5
-2,5
-2,5
-2,5
-2,5
-4
-5
-7
-7
-8
| -
-
-
| -
-
-
+4
+4
+5
+6
+8
+8
+10
|
| -40
-40
-80
-120
-120
-150
-200
-250
-300
-350
| 1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2,5
2,5
| 1,5
1,5
1,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
| 1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2,5
2,5
| 1,5
1,5
1,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
| Примечание: 1. Принятые обозначения: Δd – отклонение диаметра d у подшипников с коническим отверстием; Δdk – отклонение наибольшего расчетного диаметра dk конического отверстия; dk = d + 0,0833В. 2. Отклонения Δd диаметра d у подшипников с коническим отверстием принимаются: для класса 0 по Н8, класса 6 – Н7, класса 5 – Н6, класса 4 – Н5, класса 2 – Н4. 3. Средняя конусообразность отверстий подшипников классов точности 6, 5, 4, 2 и непостоянство диаметра подшипников классов 5, 4, 2 должны быть не более 50% допуска на dm. 4. Отклонения размеров и точность вращения подшипников с d > 250 мм см. СТ СЭВ 774-77.
* В классе 0 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до d≤10 мм), 9 (до d≤10 мм), 0 (до d≤40 мм), 2 (до d≤180 мм), 3, 4 при двухточечном измерении; в классе 6 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до d≤10 мм), 9 (до d≤10 мм), 0 (до d≤60 мм), 1, 2, 3, 4 при двухточечном измерении; в классах 5, 4, 2 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до d≤10 мм), 9 (до d≤10 мм), 0, 1, 2, 3, 4 при двухточечном измерении.
** Только для шариковых подшипников.
| | | | | | | | | | | | | | Таблица В3
Точность размеров, формы и взаимного расположения поверхностей
подшипников качения. Кольца наружные
Номинальный наружный диаметр D, мм
| Допускаемые отклонения, мкм
| | наружного диаметра кольца
| | Dm
| D*
| Dm и D*
| | Классы точности
| | 0, 6
|
|
|
|
| 5,4,2
|
|
|
| | верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| | От 2,5 до 6
Св. 6» 18
» 18» 30
» 30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 150
» 150» 180
» 180» 250
» 250» 315
|
| -8
-8
-9
-11
-13
-15
-18
-25
-30
-35
| -7
-7
-8
-9
-11
-13
-15
-18
-20
-25
| +1
+2
+2
+3
+4
+5
+6
+7
+8
+9
| -9
-10
-11
-14
-17
-20
-24
-32
-38
-44
| +1
+1
+1
+2
+2
+2
+3
+3
+4
+4
| -8
-8
-9
-11
-13
-15
-18
-21
-24
-29
|
| -5
-5
-6
-7
-9
-10
-11
-13
-15
-18
| -4
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-13
| -2,5
-2,5
-4
-4
-4
-5
-5
-7
-8
-8
| | Примечание: 1. Предельные отклонения ширины наружных колец соответствуют предельным отклонениям ширины внутренних колец, указанных в таблице 4.82. Средняя конусообразность наружной цилиндрической поверхности классов точности 6, 5, 4, 2 и непостоянство диаметра наружной цилиндрической поверхности подшипников классов 5, 4 и 2 – не более 50% допуска на Dm. 3. Отклонения наружного диаметра D, приведенные в таблице, не относятся к подшипникам с защитными и уплотнительными шайбами. Предельные отклонения диаметра D таких подшипников качения равны:
Номинальный наружный диаметр D, мм
| Класс точности
|
|
|
| верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| верхние
| нижние
| От 2,5 до 6
Св. 6» 18
» 18» 30
» 30» 50
» 50» 80
» 80» 120
» 120» 150
| +4
+5
+6
+8
+10
+13
+15
| -12
-13
-15
-19
-23
-28
-33
| +3
+3
+4
+6
+8
+10
+12
| -10
-10
-12
-15
-19
-23
-27
| +2
+2
+3
+4
+6
+8
+9
| -7
-7
-9
-11
-15
-18
-20
| Примечания: 1. Отклонения подшипников 0 класса, приведенные в таблице относятся только к подшипникам серий диаметров 0 (до D≤80 мм), 2, 3, 4 при двухточечном измерении. 2. Отклонения подшипников класса 6-го, приведенные в таблице, относятся только к подшипникам серий диаметров 0 (до D≤95 мм), 1, 2, 3, 4 при двухточечном измерении.
| | | | | | | | | |
4. Отклонения для подшипников с D> 315 мм см. СТ СЭВ 774-77.
| | | | | | | | | | | | | |
| ______________
* * В классе 0 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до D≤22 мм), 9 (до D≤22 мм), 0 (до D≤80 мм), 2 (до D≤315 мм), 3, 4 при двухточечном измерении; в классе 6 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до D≤22 мм), 9 (до D≤22 мм), 0 (до D≤95 мм), 1, 2, 3, 4 при двухточечном измерении; в классах 5, 4, 2 – только для подшипников серий диаметров: 8 (до D≤22 мм), 9 (до D≤22 мм), 0, 1, 2, 3, 4 при двухточечном измерении.
| Таблица В4
Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочных поверхностях валов и корпусов
Диаметр d отверстия внутреннего кольца подшипника, мм
| Допускаемые значения PR, кН/м
| Поля допусков для валов
| js6, js5
| k6, k5
| m6, m5
| n6, n5
| Св. 18 до 80
» 80» 180
» 180» 360
» 360» 630
| До 300
» 600
» 700
» 900
| 300 - 1400
600 - 2000
700 - 3000
900 - 3500
| 1400 - 1600
2000 - 2500
3000 - 3500
3500 - 5400
| 1600 - 3000
2500 - 4000
3500 – 6000
5400 - 8000
| Диаметр D наружного кольца, мм
| Поля допусков для корпусов
| K7, K6
| M7, M6
| N7, N6
| P7
| Св. 50 до 180
» 180» 360
» 360» 630
» 630» 1600
| До 800
» 1000
» 1200
»1600
| 800 -1000
1000 – 1500
1200 – 2000
1600 - 2500
| 1000 – 1300
1500 – 2000
2000 – 2600
2500 - 3500
| 1300 – 2500
2000 – 3300
2600 – 4000
3500 - 5500
| Примечания: 1. допускаемые значения PR подсчитаны по средним значениям посадочных натягов; 2. Значения PR получены пересчетом данных 1кгс/см ≈ 1кН/м.
| | | | | | |
Таблица В5
Рекомендуемые поля допусков валов и отверстий корпусов под подшипники качения
с местно нагруженными кольцами
Типы подшипников
|
Номинальный диаметр, мм
| Поля допусков
| валов
(осей)
| отверстий в корпусе
| неразъемном
| разъемном
| Нагрузка спокойная или с умеренными толчками и вибрацией, перегрузка до 150%
| Все типы, кроме штампованных игольчатых
| До 80
| h5, h6,
g5, g6,
f6*, js6
| H6, H7
| H6, H7,
H8*
| Св. 80 до 260
| G6, G7
| Св. 260 до 500
| f6, js6
| Нагрузка с ударами и вибрацией, перегрузка до 300%
| Все типы, кроме штампованных игольчатых и роликовых конических двухрядных
| До 80
| h5, h6
| JS6, JS7
| JS6, JS7
| Св. 80 до 260
| H6, H7
| Св. 260
| g5, g6
| Роликовые кон-ические двухрядные
| До 120
| h5, h6
| H6, H7
| JS6, JS7
| Св. 120
| g5, g6
| * Поля допусков f6 и H8 применять при частоте вращения не более 60% от предельно допустимой.
** Соединения подшипников с валами k5, k6, js5, js6 осуществляют с помощью селективной сборки.
*** Для корпусов из цветного металла.
| |
Примечание: Выделенные значения являются предпочтительными при нормировании параметра Ra.