Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возвращение... МОСТЫ ТИФЛИСА

· Nov. 27th, 2009 at 1:06 AM

Судя по всему, до 12 века в Тифлисе был лишь один деревянный мост через Куру, соединявший Майдан с Авлабаром.
В 15 в. был построен ещё один деревянный мост, который называли Арагвийским или Чугуретским. Располагался он ниже нынешнего Воронцовского моста, но был разрушен. (точную дату мне установить не удалось).
Строительство почти всех ныне действующих мостов относится к 19-му, началу 20 веков.
К 1896 году на картах Тифлиса уже отмечено 6 действующих мостов.

Старый МЕТЕХСКИЙ или АВЛАБАРСКИЙ мост просуществовал до начала 19 века, в 1830 году был разобран и на его месте построен новый, деревянный мост.
Начало строительства металлического моста, рядом со старым деревянным, связано с именем англичанина Ордиша. По каким-то причинам он не смог закончить работу и строительство этого моста завершили немецкие инженеры Заземан и Блант в 1870 году. Именно этот металлический мост горожане называли,,Ишачим,,.
Долгие годы оба моста существовали рядом и были снесены во время строительства набережной и нового Метехского каменного моста в 1951 году.

МНАЦАКАНОВСКИЙ МОСТ - построен в 1848 -1850г.г. на личные деньги купца Мнацаканова и затем подарен городу. Известно, что мост обошелся в 25 тысяч рублей. По городу ходила байка о том, что когда жена и дочь Мнацаканова тратили слишком много денег, он упрекал их словами:,,Ваши расходы обошлись мне в половину моста,,.

КАХЕТИНСКИЙ МОСТ - построен в 1852 году немецкими инженерами Райсом и Гегеймейстером по системе,,Грига,,. Предназначен он был, исключительно, для перегона скота. В 1866 году мост был разобран и на его месте в 1882г. построен новый, однопролетный, длиной в 47 м.

Начало строительства МИХАЙЛОВСКОГО (Воронцовского) и НИКОЛАЕВСКОГО мостов по обе стороны Мадатовского острова, датируется 1849 или 1851 годом. Мосты были построены по проекту итальянского архитектора Дж.Скудиери.
Торжественное открытие 5-пролетного моста, названного в честь Воронцова состоялось 8 ноября 1853 года.
С 12 апреля 1867г. на Михайловском мосту появилось освещение. Мост украсили фонари, в каждом из которых было по 6 свечей. Фонари зажигали 22 раза в месяц и гасили лишь в лунные ночи, через 2 часа после восхода луны.
Михайловский мост был капитально отремонтирован в 1894 году.
В 1938 году был осушен рукав Куры и Мадатовский остров исчез. Однопролетный мост, под которым была построена дорога, с легкой руки горожан, получил название,,Сухого,,.
Мост частично реконструирован в 1962 году.

ВЕРИЙСКИЙ мост появился на карте города почти в конце 19 века. Его строительство продолжалось с 1880 по 1883 год. Проект моста принадлежит архитектору А.Уманскому. Верийский мост заметно оживил сообщение между Головинским и Михайловским проспектами. Перестроен в 1952 году.

В этот же период, в 1882 году инженером Гагеймайстером была построена паромная переправа, соединившая Мухранскую улицу и Цициановский подъем. Переправа существовала до 1910 года. Однако, мост был совершенно необходим городу.

Газета,,Тифлисский листок,, писала в 1906 году:,,Городская управа отправила профессору Киевского политехнического института Е.О.Патону проект постройки Мухранского моста с пояснительной запиской, расчетом пролетного строения, смету и 36 таблиц и схем, с просьбой высказаться, насколько проект этот отвечает требованиям техники.,,
Проект был детально проработан Е.О.Патоном и по этим чертежам началось строительство моста. По тем временем это была уникальная металлическая конструкция.
Торжественное открытие МУХРАНСКОГО моста состоялось 24 апреля 1911 года в присуствии городского головыТифлиса А.И.Хатисова, который произнес торжественную речь. Мухранский мост был разобран в 1965 году и на его месте построен новый, носящий имя Бараташвили.

Уже в советское время был построен ещё один уникальный мост через Куру, соединивший пл.Героев с Вокзальной улицей. Проект этого моста принадлежит академику К.С.Завриеву, который впервые в мире начал применять в строительстве легкий бетон, придающий конструкции высокую сейсмическую устойчивость.

В 1910 г. газета,,Мшак,, в № 123 поместила заметку о том, что фирма,,Блейхерд,, начала строительство моста,,от ул.Техническая до бассейна,,. Иногда встречаются упоминания о том, что в Тифлисе был Инженерный или Саперный мост. Возможно речь идет именно о нем, но более точную информацию мне найти не удалось.

 


Тифлис.,,Ишачий мост,, на Майдане


Тифлис. Мнацакановский мост


Михайловский и,,Сухой мост,, по обе стороны Мадатовского острова.


Верийский мост


Тифлис. Паромная переправа.


Тифлис. Мухранский мост.


Тифлис. Пески. Вид на мосты через Куру.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...