Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система мотивации организации

Тема: Мотивация в менеджменте.

 

Учебные цели:

Ä Познакомить студентов с основными понятиями и теориями мотивации;

Ä дать представление о содержательных и процессуальных теорий мотивации;

Ä дать представление о системе мотивации организации.

 

План лекции:

  1. Основные понятия и теории мотивации
  2. Содержательные теории мотивации
  3. Процессуальные теории мотивации
  4. Система мотивации организации
  5. Основные понятия и теории мотивации

 

Основные понятия и теории мотивации.

Мотивация (стимулирование) - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 


 

Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.

 

Содержательные теории мотивации

 

 

А. Маслоу установил: человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности како го-то одного уровня будут доминировать.

Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.

Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду (1950-е гг.)

Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.

Развитые этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.

 

 

 

Двухфакторная теория Ф. Герцберга (1950-е гг.)

Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

 

Процессуальные теории мотивации

Теория ожиданий

Предложена В. Врумом в 1964 г.

Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов - ожиданий человека.

Стимул (мотив) - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Вознаграждение - компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.

 

 

Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.

Теория ожиданий указывает, что должны делать менеджеры, чтобы стимулы к труду были сильными.

  1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать для этого все необходимые условия.
  2. Устанавливать непосредственную связь между результатами труда и вознаграждением подчиненных.
  3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.

Теория справедливости

Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если, по мнению работника, имеет место несправедливость - большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, то работник будет снижать интенсивность и продуктивность работы.

 

 

Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:

1) устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда;

2) разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.

Модель Портера - Лоулера

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

 

 

Согласно модели Л. Портера и Э. Лоулера, достигнутые результаты, зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждений, но и от способностей и характера работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе.

 

Система мотивации организации

Система мотивации организации включает в себя материальное стимулирование, разнообразные способы и приемы нематериального стимулирования.

 


Нематериальные способы и приемы стимулирования

Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации персонала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...