Система мотивации организации
Тема: Мотивация в менеджменте.
Учебные цели: Ä Познакомить студентов с основными понятиями и теориями мотивации; Ä дать представление о содержательных и процессуальных теорий мотивации; Ä дать представление о системе мотивации организации.
План лекции:
Основные понятия и теории мотивации. Мотивация (стимулирование) - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Потребность - физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.
Содержательные теории мотивации
А. Маслоу установил: человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности како го-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней. Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность. Теория потребностей по Д. Мак-Клелланду (1950-е гг.) Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха. Развитые этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.
Двухфакторная теория Ф. Герцберга (1950-е гг.) Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.
Процессуальные теории мотивации Теория ожиданий Предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов - ожиданий человека. Стимул (мотив) - побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь. Вознаграждение - компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.
Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности. Теория ожиданий указывает, что должны делать менеджеры, чтобы стимулы к труду были сильными.
Теория справедливости Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если, по мнению работника, имеет место несправедливость - большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, то работник будет снижать интенсивность и продуктивность работы.
Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны: 1) устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда; 2) разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов. Модель Портера - Лоулера
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Согласно модели Л. Портера и Э. Лоулера, достигнутые результаты, зависят не только от удовлетворенности ожиданий и справедливости вознаграждений, но и от способностей и характера работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе.
Система мотивации организации Система мотивации организации включает в себя материальное стимулирование, разнообразные способы и приемы нематериального стимулирования.
Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|