Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступенчатая или изумрудная огранка.

Лекция 1 (2 сем)

Обработка драгоценных камней

За исключением нескольких драгоценных камней, например жемчуга и иног­да янтаря, большинство органических и неорганических ювелирных материа­лов приобретают привлекательный вид после придания им определенной формы и полировки. Для просвечивающих и непрозрачных камней основным процессом обработки является галтовка, в результате которой их поверхность становится гладкой и блестящей и в то же время сохраняются причудливые очертания исходного необработанного материала. Кроме того, камни такого типа можно обрабатывать в форме кабошона, чтобы стали заметнее их цвет или полосчатость, как в случае малахита и агата. Обработка в виде ка­бошона помогает выявить такие оптические эффекты, как астеризм, перелив­чатость и кошачий глаз (например, выявление эффекта кошачьего глаза у кварца и хризоберилла, звездчатости у рубина и сапфира). Если камень про­свечивающий, но темный, кабошон можно делать невысоким, чтобы «освет­лить» цвет. Иногда с этой же целью основание кабошона делают вогнутым.

 

Хотя галтовка улучшает вид необработанных камней, а кабошон подходит для непрозрачных и камней с оптическими эффектами, большинство про­зрачных камней обрабатывают фасетной огранкой, чтобы выявить их основ­ной цвет, сверкание (поверхностные и внутренние отражения света), игру (дисперсия) и сцинтилляции (вспышки света в камне при движении источ­ника света или самого камня).

Сверкание драгоценного камня, обусловленное отражением света от его поверхности (т. е. его блеск, или отражательная способность), связано с по­казателем преломления камня. А часть свер­кания, вызванная отражениями от внутренних поверхностей драгоценного камня, зависит от типа огранки, который, в свою очередь, отчасти определя­ется величиной критического угла для данного ювелирного материала.

Критический угол

Если оптически более плотная среда — драгоценный камень, а менее плотная — воздух, луч I1 будет отражаться в камне как R1. При угле падения, равном критическому углу полного внутреннего отраже­ния, луч I2 уже не будет подчиниться закону отражения и, преломившись, пойдет вдоль поверхности камня как R 2. При углах, меньших критического, все лучи (например I3) будут преломляться и выходить из камня в воздух (R3).

Чтобы полнее выявить сверкание прозрачного ограненного камня, важно, чтобы как можно больше лучей, попавших в камень через его верхние грани (корону), отразилось обратно от нижних граней (павильона) и вышло через ко­рону в результате полного внутреннего отражения.

Для достижения этой цели огранщики цветных драгоценных камней и ал­мазов должны делать углы между гранями короны и павильона такими, что­бы большинство лучей, входящих в камень через корону, попали на внутрен­ние поверхности граней павильона под углами к нормали, превышающими критический угол. Если углы между гранями неправильные, большая часть лучей пройдет через грани павильона и камень будет казаться темным. Точно так же важно, чтобы лучи, отраженные от граней павильона, попали на грани короны под углом, меньшим критического. В противном случае произойдем повторное отражение и лучи вернутся в камень.

Критический угол /кр драгоценного камня зависит от показателя преломления nкак самого камня (n2), так и окружающей среды (n1)согласно следующему соотношению:

i кр = arcsin(n1/n2).

Поскольку окружающей средой является воздух, n1 = 1, i кр = arccsin(l//n2).

i кр алмаза с п = 2,417 i кр = 24,43°; для кварца (п = 1,545) i кр = 40,33°.

Отсюда видно, что для достижения максимального сверкания угол мс i короной и павильоном в ограненном кварце должен быть иным, чем у алмаза. Если кварц огранить так, что угол наклона граней павильона будет таким же, как у алмаза, ни один из лучей, прошедших через площадку не отразится от граней павильона, так как они попадут на них под углом, меньшим чем критический угол для кварца 40,33°. Однако если угол наклона 11 11ей павильона увеличить с 40 до 43°, луч будет отражен гранями павильона.

Важно знать значение критического угла, что бы выбрать правильный профиль дра­гоценного камня. Если принять во внимание траектории всех лучей, падаю­щих на площадку, схема будет гораздо сложнее. Чтобы быстро определить, как будет меняться блеск драгоценного камня при любых незначительных колебаниях углов короны и павильона, разработаны специальные компью­терные программы.

Роль критического угла драгоценного камня имеет еще один аспект, не всегда учитываемый теми, кто носит ювелирные изделия. Если грани павиль­она загрязняются жиром или мылом, общее сверкание камня ухудшается. Это происходит потому, что показатель преломления жира и мыла больше, чем воздуха, что ведет к увеличению критического угла драгоценного камня (см. приведенную выше формулу). Этот эффект особенно заметен у алмазов бриллиантовой огранки, у которых 83% сверкания обусловлено полным внутренним отражением; поэтому необходимо иногда промывать камни в растворителях жира.

Типы огранки

Главной целью обработки бесцветных драгоценных камней является получение ограненного камня с максимальным сверканием и привлекательностью. Сверкание камня зависит от его отражательной способности (т. е. блеска, который у некоторых камней заметен даже в неограненном состоянии) и от полного внутреннего отражения лучей, попавших внутрь камня через грани короны. Если камень имеет достаточно большую дисперсию огранщик должен учесть это свойство, чтобы придать камню «игру».

Разложение белого света на спектральные цвета, которое приводит к по явлению отблесков типа огненных вспышек («игра камня») и в тоже время уменьшает количество недиспергированного белого света, отражаемого гранями павильона. По этой причине при огранке камня нужно стремиться достичь баланса между его сверканием и игрой. Лучи, падающие на площадку по нормали, т. е. под прямым углом, при попадании в камень преломляются и поэтому не диспергируют.

Если для простоты мы будем учитывать только те лучи, которые падают на площадку по нормали, то окажется, что чем больше поверхность этой грани тем больше будет сверкать камень. Чтобы получить больше игры, гикни.mi-нужно уменьшить, с тем чтобы больше лучей могло пройти в камень через боковые грани короны и испытать дисперсию. Для цветных драгоценных камней тип огранки следует выбирать так, чтобы максимально выявить их цвет.

В случае таких дорогих драгоценных камней, как алмаз, тип огранки зависит и от формы исходного необработанного камня. Это связано с необходимостью получить максимальное отношение веса ограненного камня к исходному. У некоторых цветных камней, например сапфира, цвет бывает распределен неоднородно и огранку нужно выбирать так, чтобы участки с худшим цветом попали в павильон. Это создает эффект усиления цвета камня при просмотре через корону.

Огранённые камни характеризуются типом или видом огранки и формой огранки. Типы делятся на четыре группы:

1) Бриллиантовая, огранка клиньями, сотовая и другие типы огранок с аналогичным расположение граней.

2) Ступенчатая

3) Кабошоном

4) Комбинированная или смешанная.

 

Форма огранок бывает:

Круглая, овальная, маркиза, груша, понделок, бриолет (капля), карэ (квадрат), прямоугольник, ромб, треугольник, роза, бусина и др.

 

 

Самый древний способ огранки, используемый и сейчас, это придание камню округлой формы – кабошон. Оно образовано от французкого, произошедшего от латинского, голова. Этот тип огранки долгое время использовался при огранке цветных камней: изумруда, рубина, сапфира, граната. В настоящее время эти камни формой кабошон практически не обрабатываются. Этот тип применён для камней с эффектом кошачьего глаза, звёзчатых камней, непрозрачных и полупрозрачных камней и камней с какими-либо дефектами. Если камень гранится кабошоном со всех сторон, то получается бусина. Очень часто окраска бусины усиливается покрытием отверстия изнутри соответствующей краской.

Рисунки кабошонов >>

 

Кабошоны могут быть трёх видов, с последовательным переходом от одного к другому.

1) Выпуклый кабошон. Обе поверхности камня внешние и внутренние изогнуты, кривизна имеет одинаковый знак, но величина её может значительно меняться. При огранке лунных и звёзчатых камней верхнюю поверхность делают более выпуклой для лучшего проявления оптического эффекта. Рубину или сапфиру обладающим глубоким цветом при обработке в виде выпуклого кабошона придают другие очертания, так как свет легче проникает в камень со стороны линии выпуклой поверхности и более полно отражается с другой стороны с усиление прозрачности камня. Опалы более выпуклые на открытой стороне, хризобериловый кошачий глаз – искривление основания для сохранения веса.

2) При уплощении нижней стороны получается простой кабошон. Этот вид наиболее распространён. Его используют для кварцевого кошачьего глаза, карбункулов (тёмно-красный, сильноокрашенных гранатов). Плоская сторона всегда снизу.

3) Выпукло вогнутый кабошон. Используется для высвечивания сильно окрашенных камней. Иногда в выемку подкладывается фольга для усиления отражения света.

 

Виды огранки алмаза

Одной из самых ранних форм огранки алмаза был алмазный наконечник. Он получался в результате полировки алмазного октаэдра с сохранением его природной формы (поскольку октаэдрические грани кристалла алмаза самые твердые, полировать их приходилось под небольшим углом).

Следующим шагом в развитии огранки алмаза стала огранка таблица со спиленной вершиной октаэдра. В течение нескольких последующих сто и i предшественники современных огранщиков алмазов экспериментировали с алмазной таблицей, стремясь улучшить сверкание и игру камня. Огранщики поняли, что, меняя углы и пропорции ограненного камня методом проб и ошибок, можно улучшить его оптические свойства. Так появилась существующая и сейчас бриллиантовая огранка.

Параллельно с медленно развивавшейся бриллиантовой огранкой появилась другая популярная форма огранки — розой. У камней такой огранки плоское основание и пирамидальная корона, покрытая треугольными гранями. Огранка розой ни в коем случае не может считаться оптически идеальной. (иногда используют зеркальную подложку)

Огранка двойной розой, при которой корона и павильон одинаковы, позволяет улучшить сверкание и игру.

 

 

РисОгранка розой.

Рис. Античная огранка, или подушка.

 

Другими вариантами огранки розой является антверпенская, или брабантская, роза, при которой углы у граней короны меньше, и голландская роза с более высокой короной. Сегодня огранка розой использу­ется редко, в основном для обработки мелких алмазов и цирконов.

Огранка розой. В своей наиболее симметричной форме состоит из полусферы с нанесёнными на неё 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Изобретение этой огранки приписывается кардиналу Мозарини. Однако, вероятнее её завезли из Индии в 16 веке. В наше время в розу гранят лишь мелкие алмазы.

Существует 6-7 вариантов огранки розой. Во всех вариантах имеется плоское основание, а расположение грани, как правило, соответствует симметрии шестого порядка, если смотреть сверху.

Огранку бриолет (грушевидная капля) можно считать видоизменённой формой огранки двойная роза, выполняется характерными треугольными гранями. Используется французскими ювелирами для камней грушевидной формы (алмазов).

Очень долго авторство бриллиантовой огранки приписывалось венецианцу Венченцо Перуцци. По другой версии огранка была разработана в 1600 году в Париже, вследствие усовершенствования огранки таблицей. В начале применялась самая простая форма бриллиантовой огранки, при которой на верхней и нижней части бриллианта находится по 8 граней. Ювелиры называют такую огранку ординарной или простой. Сейчас так гранят бриллианты 0,03 – 0,01 карата. Позже были разработаны более сложные формы бриллиантов. На обеих частях делали по 16 граней, или 32 грани в верхней и 24 в нижних частях. Такие огранки называются двухступенчатой или трёхступенчатой (полной).

При бриллиантовой огранке верхняя часть камня называется коронкой или верхом, нижняя – низом или павильоном. Плоская верхняя часть таблицей или площадкой, линия, отделяющая коронку от павильона – рундистом.

Все эти понятия сохраняются и для ступенчатой огранки. Грани павильона сходятся в одну точку – шип. Иногда вместо шипа делают маленькую площадку – колету. Контур у рундиста менялся в широких пределах в процессе эволюции бриллиантовой огранки. В ранних вариантах был продолговатым или квадратным со сглаженными углами и обладая симметрией второго и четвёртого порядка. В современных изделиях благодаря симметрии восьмого порядка рундист имеет округлую форму. Количество и порядок расположения граней, которые во многом сохраняются такими, какими они были на начальной стадии использования бриллиантовой огранки.

Коронка.

Кол-во граней Название Форма грани Другое название
  Табличка 8-ми сторонняя круглая  
  Звезда 3-х сторонняя, мелкая  
  Фасетка, темплет 4-х сторонняя, круглая 8-ми гранник
  Клин, ромб 4-х сторонняя, круглая
  Крест, скос 3-х сторонняя, мелкая 16-ти гранный крест
  Скилл 3-х сторонняя, мелкая

Павильон

 

Кол-во граней Название Форма грани Другое название
  Колета 8-ми сторонняя,мелкая  
  Павильон 5-ти сторонняя, крупная 8-ми гранный павильон
  Клин 5-ти сторонняя, крупная
  Крест 3-х сторонняя, крупная 16-ти гранный крест
  Скилл 3-х сторонняя, мелкая

 

В настоящее время чаще применяется комбинация клиновидных граней с фасетками и скиловых с косыми гранями.

В 18 веке Марком Талковски была разработана форма огранки бриллианта.

Рис

При такой форме огранки количество лучей, попадающих в камень через коронку и отражённых от граней павильона максимальна. В России чаще всего используют практическую бриллиантовую огранку, она позволяет более рационально использовать сырьё. Размер площадки 50 – 60% от диаметра площадки, высота рундиста 2-5 % от диагонали. Угол направления грани коронки 30-40%. Угол павильона = 38 – 42%.

На игру бриллианта играет число и размер граней. Крупные камни изготовляют с большим числом граней. В верхней части 33 в нижней 24.

Рундист должен быть настолько тонким, насколько позволяет прочность камня,чтобы избежать раскалывания при закрепе в оправу. Если рундист толстый, то в результате отражения граней низа видны грубые края, что ухудшает внешний вид камня.

В последние годы зарубежными фирмами разработаны более сложные огранки крупных бриллиантов, которые значительно усиливают их игру (например огранка королевская – 86 граней, венецианская 102 грани)

Иногда на бриллиантах спиральная огранка.

 

Видоизменённые бриллианты

Звезда Кэра – огранка была предложена для сохранения веса камня не нарушая при этом оптического эффекта.

Размеры таблички уменьшены, составляет четверть диаметра. Колетта увеличена вплоть до размеров таблички.

Коронка к павильону относится как 1: 2.

Симметрия шестого порядка, граней 74.

Старый американский бриллиант. Огранка было изобретена в США, приобрела большую известность. Бриллиант даёт большие вспышки света от боковых граней. Отношение высокой коронки к павильону 3: 4 вместо 1: 2. Это позволило свести дополнительный ряд из восьми фасеток в коронке и число граней на коронке 41. Потеря веса при огранке не велика.

В начале прошлого века в Америке была изобретена юбилейная огранка, в честь 60-летия коронации королевы Виктории. Табличка и колетта отсутствуют, вместо каждой из них появилось по 8 расходящихся из одной точки звёздных граней. Граней 80. Красота создаётся множеством мелкий граней, которые при малом повороте дают вспышки света. Роль световых эффектов невысокая из-за небольшой глубины основания камня.

Для окрашенных камней предложена сложная звёздная бриллиантовая огранка с многочисленными мелкими гранями на коронке и павильоне.

Существуют огранки с меньшим количеством граней. В английском бриллианте граней 30 вместо 58.

Существует восьмисторонняя огранка (огранка восьмёркой). Кроме таблицы и колетты в ней 8 фасеток и 8 павильонов.

Несколько сложнее 16-стороняя швейцарская огранка. Она имеет по 8 дополнительных крестовых граней, расположенных выше и ниже рундиста.

Наиболее распространёнными формами огранки несимметричных камней является маркиза (или челнок), а так же панделок (каплевидная форма - закругленное острие).

Расположение граней обычное, только все или часть граней искажены.

Маркиза в течение долгого времени использовалась во Франции в перстнях.

 

 

Подушка, или античная огранка — ранний вариант бриллиан­товой огранки. Она была предпочтительной для бразильских алмазов, так как позволяла получить ограненный камень наибольшей массы. Правда, камень при этом сверкает меньше. Для мелких алмазов (с рундистом менее 2 мм в диаметре) используется простая огранка, позволяющая понизить стоимость обработки менее ценных камней. Ограненный камень состоит из восьми граней короны, окружающих площадку, и восьми граней павильона. Но в настоящее время с развитием ограночных автоматов стала более выгодной полная огранка даже еще более мелких камней.

При огранке бриллианта из кристалла алмаза «выход годного» редко пре­вышает 50%, а может составлять и 40% в зависимости от формы исходною кристалла. Чтобы увеличить выход годного, например из удлиненного oki a эдрического кристалла, из него можно огранить не традиционный кругл мм бриллиант, а удлиненные формы, такие, как багет, овал, маркиза или груша и т.д.

Современная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней, из которых 33 выше рундиста образуют корону и 24 нижние грани образуют павильон. На основание павильона иногда наносится одна дополнительная грань, называемая калетой. Она предохраняет шип павильона от повреждений, но также маскирует некоторую несимметричность ребер у граней павильона! Поскольку калета является гранью, через которую свет проходит насквозь, ее размер не должен превышать булавочного острия. камня, она видна как световая точка

Если в ограненном алмазе павильон более глубокий или более мелкий чем в идеальном случае, не весь свет, прошедший в камень через корону, испытает полное внутреннее отражение.

 

Рис. 19.10. (Вверху) 85-гранная королев­ская огранка состоит из 49 граней короны (включая 12-угольную площадку) и 36 гра­ней павильона (плюс калета). (Внизу) Ог­ранка магна содержит 101 грань: 61 грань короны (включая 10-угольную площадку) и 40 граней павильона (плюс калета).

 

 

 

 

Рис. В цирконовой ог­ранке вокруг кадеты помещаются дополнительные грани, чтобы уменьшить потери света через ос­нование павильона.

Изумрудная огранка

Ступенчатая или изумрудная огранка.

Применяется в основном для цветных камней, оформляется табличка и несколько рядов граней, при этом сторона каждой грани параллельна стороне таблички, контур продолговатый или квадратный, но иногда ему придают форму ромба, сердечка. Табличку нередко делают слегка закруглённой. Существует множество специальных названий для различных форм камней ступенчатой огранки. Этот вид огранки используется в основном для подсчёта внутренней окраски камня,а не для того, чтобы вызвать бриллиантовую игру камня. Поэтому не добиваются полного отражения от нижних граней. И значительная часть света уходит через основание. При огранке камня высоту выбирают в зависимости от интенсивности окраски. Для тёмных камней чаще используют более низкие огранки. Особой точности в форме и порядке расположения граней не требуется, камни гранятся обычно так, чтобы максимально сохранить вес. В последнее время для алмазов высшего качества стали использовать изумрудную огранку, однако при этом должны быть соблюдены пропорции по высоте павильона и коронки, углы наклона граней, приведённые для бриллиантовой огранки. В этом виде огранки серии степеней: верхнюю, нижнюю и среднюю располагают над рундистом с наклоном относительно таблички около 36-430 и 500 соответственно. Под рундистом делают два яруса.

Ее разновидностью является огранка радиант, используемая преимущественно для алмазов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...