Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обследования детской речи третьего уровня развития, предложенная Н.С. Жуковой.

Индивидуальное обследование самостоятельной устной речи детей старшего дошкольного возраста Иншаковой О. Б.

Цель: комплексное обследование связной речи детей с ОНР третьего уровня.

Методика 1.Составить предложения по картинкам

Материал: картинки "Девочка рисует", "Мальчик моет посуду, девочка вытирает посуду".

Инструкция: Посмотри на картинку и скажи, что здесь нарисовано? При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Оценка результатов: 3 балла – полный фразовый ответ; 2 балла – ответ с вспомогательным вопросом; 1балл – ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Методика 2. Составить рассказ по картинке.

Материал: Ребенку предлагается картинка с изображением кота, который лакает молоко рядом с перевернутым бидоном.

Инструкция: Рассмотри картинку и составь последовательный рассказ. (составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания картинки с объяснением значения отдельных деталей).

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 3.Составить рассказ по серии картинок.

Материал: Серия картинок "два мальчика увидели ежа", "несут его в руках", " кормят ежа молоком из блюдца".

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ.

При затруднении задаются наводящих вопросов и применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, логически правильно описал картинки; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 4.Составить рассказ по опорным словам и предложениям на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок.

Опорный материал:

- Встретились на мостике два козленка.

- Белый козлик говорит…

- Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.

Инструкция: Рассмотри картинки послушай и составь последовательный рассказ.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, правильно используя опорный материал; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 5.Составить пересказ текста.

Материал: рассказ "Белочка и зайчик"

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой.

Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик не увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыжую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: Послушай и перескажи.

Оценка результатов: 3 балла – ребенок пересказал текст, передал все его полноту без смысловых пропусков, соблюдая логическую последовательность изложения; 2 балла – справился с заданием с помощью педагога, допуская смысловые пропуски, повторы; 1 балл –имел большие затруднения в составлении пересказа.

Методика 6.Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. (например, "Как я праздновал свой день рождения") и дается план рассказа: - что подарили;кто приходил в гости; назови своих друзей; в какие игры они играли; назвать свои любимые игры и запомнить.

Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Методика обследования детской речи третьего уровня развития, предложенная Н.С. Жуковой.

Цель: Выявить проблемы в развитии речи. Правильно понять и оценить то, что уже усвоено ребенком, и в какой степени усвоено.

Методика 1.Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Прием обследования. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки с изображением детей, производящих различные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одеты девочка (мальчик), а мы ее (его) будем одевать то в красное, то в синие платье (рубашку). Логопед попеременно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение: "Девочка в синем платье поливает цветы" или " Девочка с красным бантом прыгает через веревочку".

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла – справился с заданием с помощью логопеда; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 2. Предложить составить рассказ по серии (сюите) сюжетных картинок.

Порядок проведения обследования. Подобрать серию (сюиту) из 2-3 картинок. Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав картинки, предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии "все с самого начала". После этого детям предложить самостоятельно разложить новую сюиту и рассказать ее содержание. (В случае необходимости можно помочь наводящими вопросами.)

Оценка результатов: 3 балла – ребенок справился с заданием, логически правильно описал картинки и составил связный рассказ; 2 балла – справился с заданием с помощью наводящих вопросов педагога; 1 балл – не смог составить рассказ.

Методика 3.Предложить ребенку прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем не знакомый), ответить на вопросы по тексту и пересказать его.

Один из приемов обследования: после того как рассказана сказка, например "Репка", логопед предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок те, о которых шла речь в сказке, которые "нужны для сказки". Среди изображений имеются картинки предметов (животных), не относящихся к содержанию рассказанного, например: арбуз, лошадь или машина. Рекомендуется избегать подсказывающего

Вопроса: "Это подходит?" Вместо этого лучше спросить: "Это есть в сказке?"

Оценка результатов: 3 балла – ребенок пересказал текст сказки, передал все его полноту без смысловых пропусков, безошибочно выбрал предметные картинки; 2 балла – справился с заданием с помощью логопеда, допуская смысловые пропуски, повторы; 1 балл – имел большие затруднения в составлении пересказа, путался в выборе картинок.

Н.С. Жукова рекомендует при анализе и оценке детской речи третьего уровня соотносить данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив какому этапу соответствует состояние речи ребенка. Чтобы правильно понять и оценить процесс речевого развития дошкольника, предлагается использовать схему системного развития нормальной детской речи, составленную по материалам А.Н. Гвоздева, в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным языком. Для этого предлагается соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...