Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «строение и развитие органа слуха и

Аннотация

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы, а так же требованиями нового ФГОС. Кроме того, хорошее знание анатомии органов чувств поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, офтальмологии, оториноларингологии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на эти вопросы студент должен получить после самостоятельной проработки материала. Также в данном издании представлен перечень таблиц и наглядных пособий с указанием анатомических образований, которые на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Указания позволяют организовать и унифицировать самостоятельную работу студентов по изучению раздела анатомии «Органы чувств» как в учебное, так и внеучебное время, а также подготовиться к итоговому занятию и экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии (дисциплины по выбору).

 

Рецензенты:

 

Чемезов С.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С.С.Михайлова ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России, г. Оренбург.

Гелашвили П. А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой морфологии и патологии НОУ ВПО «Медицинский институт РЕАВИЗ» Минздрава России, г.Самара.

Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ФГОС -Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ОЧ – Органы чувств

ПК - Профессиональные Компетенции

Лат.- Латинский язык

Авт.- Авторские названия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение. Цель изучаемой темы  
  Строение и развитие органа слуха и равновесия  
  Строение и развитие органа зрения. Вспомогательный аппарат.  
  Вопросы для самоконтроля. Тестовые задания.  
  Эталоны ответов к тестовым заданиям.  
  Рекомендуемая литература  

 

ВВЕДЕНИЕ

Хорошее знание анатомии органов чувств поможет в дальнейшем обучении на клинических кафедрах, позволит уверенно начать изучение важных в клиническом отношении разделов неврологии, офтальмологии, оториноларингологии, где будут необходимы знания, полученные в процессе изучения данного раздела анатомии человека.

Цель изучаемой темы - приобретение достаточных знаний по вопросам анатомии органов чувств для достижения умения использования полученных знаний при изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а так же при решении практических задач профессиональной направленности.

Целью изучения данного направления является формирование профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения для специальностей:

«Лечебное дело», «Педиатрия»
ПК-1 способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-16 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико- иммунологического обследования и оценки физикального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
«Медико-профилактическое дело»
    ПК-29 способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях
    ПК-31 способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля.
«Клиническая психология» (дисциплина по выбору)
  ПК-7 умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этикодеонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпритировать результаты исследования
  ПК-16 умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя.
«Стоматология».
  ПК-21 способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.
ПК-26 способность и готовность анализировать роль биологических факторов развития болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата. Владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

 

Тема: «СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНА СЛУХА И

РАВНОВЕСИЯ».

 

Контрольные вопросы

1. Отделы органа слуха и равновесия.

2. Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка).

3. Среднее ухо (барабанная полость, слуховая труба, слуховые косточки и мышцы).

4. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты).

5. Пути проведения звука.

6. Слуховой проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

7. Вестибулярный проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

8. Филогенез органа слуха и равновесия.

9. Онтогенез органа слуха и равновесия, его основные аномалии развития.

 

Набор препаратов

1. Череп

2. Височная кость

3. Муляж органа слуха и равновесия (разборный)

3. Влажный препарат ствола головного мозга.

4. Сагиттальный разрез головного мозга (влажный препарат).

5. Базальные ядра коры больших полушарий (влажный препарат).

6. Таблица-схема проводящего пути слухового анализатора.

 

Показать

1. На черепе и височной кости:

• наружный слуховой проход;

• внутренний слуховой проход;

• крышу барабанной полости;

• сосцевидный отросток и треугольник Шипо;

• сонный канал;

• яремное отверстие.

 

2. На разборном муляже органа слуха и равновесия и таблицах:

- элементы строения наружного уха:

а. части ушной раковины (завиток, противозавиток, козелок, противокозе- лок, ладью, дольку ушной раковины);

б. наружный слуховой проход (хрящевую и костную части);

в. барабанную перепонку;

- элементы строения среднего уха:

а. стенки барабанной полости:

• латеральную (перепончатую);

• верхнюю (покрышечную);

• переднюю (сонную);

• заднюю (сосцевидную);

• медиальную (лабиринтную) и её окно улитки и окно преддверия;

• нижнюю (ярёмную);

• надбарабанный карман;

б. сообщения барабанной полости:

• на задней стенке с пещерой сосцевидного отростка;

• на передней стенке барабанное отверстие слуховой трубы;

в. содержимое барабанной полости:

• слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко);

• соединения слуховых косточек: суставы (наковальне- молоточковый, наковальне-стременной) и синдесмозы (между основанием стремечка и краями окна преддверия, между молоточком и барабанной перепонкой).

• мышцу стремечка и мышцу, напрягающую барабанную перепонку;

г. слуховую трубу: костную и хрящевую части, барабанное и глоточное отверстия;

- элементы строения внутреннего уха:

а. структуры костного лабиринта:

• преддверие с его элементы:

- преддверный гребешок;

- эллиптический и сферический карманы,

- сообщения с полукружными каналами;

- сообщение с каналом улитки;

- овальное окно преддверия с основанием стремечка;

- круглое окно улитки с вторичной барабанной перепонкой;

• полукружные каналы (передний, задний, латеральный) и их

простые (2) и ампулярные (3) ножки;

• улитку: основание, купол, стержень, спиральную пластинку и спиральный канал;

б. части перепончатого лабиринта:

• полукружные протоки (передний, задний и латеральный) и их ампулярные гребешки;

• маточку и мешочек, пятно маточки и пятно мешочка;

• маточково-мешочковый проток;

• улитковый проток и его стенки:

- наружную;

- преддверную;

- барабанную;

- кортиев орган;

• соединяющий проток;

в. перилимфатическое пространство полукружных каналов, преддверия

и улитки (преддверную и барабанную лестницы, геликотрему);

г. эндолимфатическое пространство

 

3. На влажных препаратах ствола головного мозга, базальных ядер и полушарий:

• мосто-мозжечковый угол;

• мост;

• треугольник петли перешейка ромбовидного мозга;

• нижние холмики среднего мозга и их ручки;

• медиальные коленчатые тела;

• заднюю ножку внутренней капсулы.

• верхнюю височную извилину.

 

Зарисовать и обозначить:

1. Схему костного и перепончатого лабиринтов.

2. Схему проводящего пути слухового анализатора.

3. Схему проводящего пути вестибулярного анализатора.

 

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Ухо – auris (лат.), otos (греч.);

2. Преддверная мембрана – membrane vestibularis (лат.), мембрана Рейсснера (авт.);

3. Наружная и внутренняя поверхности верхней височной извилины - извилина Гешля (авт.).

4. Спиральный орган – organum spirale (лат.), кортиев орган (авт.).

 

Основные аномалии развития органа слуха и равновесия:

• врожденная глухота – последствие глубокого нарушения формирова-

ния внутреннего уха и его связей;

• врожденная тугоухость – следствие неполного рассасывания

эмбриональной соединительной ткани вокруг слуховых косточек;

• расположение ушных раковин на шее, изменения формы ушных

раковин – результат неправильной трансформации материала I и II

жаберных дуг.

Контрольные вопросы по лекционному материалу

1. Значение и функция органа слуха и равновесия.

2. Этапы филогенеза органа слуха и равновесия.

3. Онтогенез органа слуха и равновесия:

• источники и процесс образования ушной раковины, наружного слухо-

вого прохода и барабанной перепонки наружного уха;

• источники и процесс образования слуховой трубы, барабанной

полости, слуховых косточек и мышц среднего уха;

• источники и процесс формирования перепончатого и костного

лабиринтов внутреннего уха.

 

Слуховой проводящий путь

Общая характеристика – чувствительный (орган слуха человека воспринимает звуки в диапазоне 16гц – 20000 Гц.), сознательный, 3-х нейронный, перекрещенный.

I нейрон – биполярные клетки спирального ганглия. Их дендриты заканчиваются на волосковых сенсорных (нейросенсорных) клетках кортиева органа. Аксоны формируют улитковую часть преддверно-улиткового нерва (VIII пара черепных нервов), в области мостомозжечкового угла они входят в мост, где переключаются на тела II нейронов.

II нейроны – клетки вентрального и дорзального улитковых ядер. АксоныII нейронов переходят на противоположную сторону с формированием трапециевидного тела (аксоны клеток вентрального улиткового ядра) и мозговых (слуховых) полосок на поверхности ромбовидной ямки (аксоны клеток дорзального улиткового ядра). После перекреста аксоныII нейронов объединяются в латеральную петлю, проводники которой переключаются на тела III нейронов.

III нейроны – клетки медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха промежуточного мозга). Их аксоны через заднюю ножку внутренней капсулы приходят в кору верхней височной извилины (извилина Гешля) – корковый конец слухового анализатора I сигнальной системы (передний отдел извилины) и корковый конец слухового анализатора устной речи II сигнальной системы (задний отдел извилины).

Часть проводников латеральной петли (бессознательная порция) проходят медиальное коленчатое тело транзитом, проходят в составе ручки нижнего холмика и переключаются на клетки nuclei tecti нижних холмиков (подкорковые центры слуха среднего мозга) с целью замыкания дуги «старт-рефлекса» (ориентировочного рефлекса в ответ на слуховое раздражение).

 

Рис.1. Слуховой проводящий путь

1. кортиев орган

2. спиральный ганглий

3. улитковая часть преддверно-улиткового нерва

4. вентральной улитковое ядро

5. дорзальное улитковое ядро

6. трапециевидное тело

7. мозговые полоски

8. латеральная петля

9. медиальное коленчатое тело

10. внутренняя капсула

11. центральный слуховой путь

12. кора верхней височной извилины

13. ручка нижнего холмика среднего мозга

14. ядра крыши нижних холмиков среднего мозга

15. tr. tectospinalis

16. спинной мозг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...