Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов.
Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК. Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий: 1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу; 2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА; 2) название, номер, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА; 3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями; 4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения; 5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим; 6) перечень прилагаемых документов. К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт. Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу; 2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Рассмотрение вышеупомянутых дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.
Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд при соблюдении одновременно двух условий: 1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному НПА; 2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено ФЗ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные НПА, которым не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Дело об оспаривании об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев (10 дней – для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов).
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Бремя доказывания законности принятого акта, решения лежит на участвующем в деле органе или должностном лице которые приняли акт, решение. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений: 1) о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными; 2) об отказе в удовлетворении заявленного требования. Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|