Методы и приемы интерактивного обучения.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ Что такое интерактивные методы обучения? Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "преподаватель - студент" и " студент - студент ". Преподаватель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей. Задачи интерактивных методов обучения. · Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. · Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. · Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты. Методы и приемы интерактивного обучения. · Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. · Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. · Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами. · Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. · Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. · Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. "Аквариум инноваций" - это серия (линейка) деловых игр, начало которой положено на молодежном форуме iВолга - 2015 командой российского сообщества молодых игрофикаторов и разработчиков деловых игр.
· Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. · Критическое мышление - основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. · BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. · Мастер-класс · Построение шкалы мнений · ПОПС – формула · Творческие задания- такие учебные задания, которые требуют от студента не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя. · Работа в малых группах - возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
· Интерактивная экскурсия- форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов (природы, предприятия, музеи, выставки, исторические места и памятники и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними. Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и деятельности. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. · Видеоконференция - информационно- коммуникативная технология в образовании. Видеоконференции могут быть проведены между двумя или несколькими обучающимися как внутри страны, так и между разными странами. Многосторонние конференции часто координируется внешней организацией. Проведение видеоконференций в процессе обучения требует специальных знаний в области электронной педагогики. В обучаемой аудитории обязательно должен находиться сотрудник (тьютор), который помогает организовывать процесс обучения в аудитории. Для организации учебного процесса в виде видеоконференции преподаватель должен быть подготовленным не только с методологической, но и с технической точки зрения, что требует знаний и умений работать с компьютером, с другими управляющими системами для переключения режима мониторов, различных приложений · Социально-психологический тренинг- форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока: ·дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.) ·игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.) ·сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).
·В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях: ·познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций; ·эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка; ·поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения. · Фокус группа- сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер. Фокус группы - наиболее распространенный метод качественного исследования. В фокус группах изучаются модели потребительского поведения, осуществляется поиск идей коммуникационных стратегий и тактик, идей позиционирования. Обычно в состав фокус группы входит 8-10 человек, но специфика решаемых в ходе исследования задач может в отдельных случаях требовать участия 3-4 человек (минигруппы) или 15-20 человек (супергруппы). Длительность фокус группы обычно не превышает 2 часов. Фокус группы проводятся в специально оборудованных помещениях, оснащенных записывающей аудио и видео техникой, совмещенных с комнатой для скрытого наблюдения за процессом дискуссии. · Метод портфолио- метод, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях. · Метод проектов- выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме. В данном методе учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
· Сократический диалог - построен на задавании особым образом сформулированных, «наведенных» (но не наводящих) вопросов, он имеет давние традиции в преподавании. Данная методика может использоваться в научно-исследовательской работе, в учебном процессе и в практической деятельности. Возможна также организация преподавания в форме отдельных самостоятельных тренингов. · Метод «Займи позицию»; 1.Использование методики «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.2. Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»).3. Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории: Абсолютно за / Абсолютно против / Скорее за / Скорее против / Полностью согласен / Полностью не согласен / Скорее согласен / Скорее не согласен 4. Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.5. Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов. · Групповое обсуждение - 1. Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.2. На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема (например, правовой казус), выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.3. Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения: -задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок); -ввести алгоритм выработки общего мнения; -назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др. 4. На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с учителем.
· Метод «Дерево решений». 1. Использование методики «дерево решений» позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения, действия и т.п.2. Построение «дерева решений» - практический способ оценить преимущества и недостатки различных вариантов ПОПС-формула. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Преподавателю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом студент, насколько осознанно он воспринял его. В данном случае обучающимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие/суждение .
Список источников
1. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fspravochnick.ru%2Fpedagogika%2Fobrazovatelnye_tehnologii%2Fobrazovatelnye_tehnologii_v_shkole%2F 2. http://bmconsult.ru/read/article/sovremennye-formaty-kommunikaciy-cel---vzryv-mozga-133 3. https://uxevent.com/format-unconference-anti-konferentsii/ 4. https://infourok.ru/aktivnie-i-interaktivnie-metodi-obucheniya-1481091.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|