Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая история антропологии

Антропология

Лекция №1

Какие ассоциации вызывает у Вас слово антропология? И как Вам кажется, какие вопросы она исследует?

Ведущий норвежский ученый Томас Хилланд Эриксен определяет антропологию как сравнительное изучение культуры и общества, фокусирующееся на жизни локальных сообществ. В переводе с древнегреческого языка антропология «наука о человеке». Если раньше антропологи концентрировались на изучении традиционных обществ, то в наши дни антропология изучает все типы обществ. Изучение проблемы общества и культуры занимается множество дисциплин. Социология изучает социальную жизнь, преимущественно в современных обществах, политология – политику на всех уровнях, психология – психическую жизнь людей, социально-экономическая география – экономические и социальные процессы в транснациональной перспективе. Культурология – синтез социологии культуры, истории идей, литературоведения и антропологии. Специфика антропологии – рассмотрение социальной реальности как создаваемой отдельными людьми и группами, в которые они входят.

Антропология пытается достичь понимания культуры, общества и человечества в целом с помощью детального исследования локальной жизни, дополненного сравнительным анализом. Антропология производит знания об актуальном культурном многообразии в мире. В круг ее интересов входят: роль кастовой системы и богатства в жизни индийской деревни, политическое значение системы родства на Ближнем Востоке, пищевые предпочтения в Северной Норвегии. Также антропология предлагает методы и теоретические перспективы изучения и сравнения разных культур мира.

Выделяются разные отрасли антропологии. Философская антропология отвечает на вопрос о том, что значит быть человеком (Эриксен, 2014). Предметом исследования физической антропологии является происхождение и эволюция человека, а также изучение человечества в доисторический период. Социальная и культурная антропология являются очень близкими по предмету и методам исследования, но культурная антропология развивалась преимущественно в США, а социальная антропология – в Великобритании и Франции. Как университетскую дисциплину антропологию преподают около 100 лет.

В Западной Европе антропология в наши дни является одной из самых востребованных дисциплин: в Норвегии антропологи регулярно входят в 10ку самых популярных интеллектуалов по данным рейтингов, активно участвуют в общественных дебатах и публикуются в СМИ по самому широкому кругу вопросов.

В нашей стране антропология имеет давние традиции. Первым европейским антропологов был Н.Н. Миклухо-Маклай, который в 1870 г проводил исследования в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании, а систематические исследования русского Дальнего Востока начались еще в 1730 годах в рамках экспедиций, изучавших языки и культуру народов Сибири и Камчатки.

Востребованность антропологического знания в современном мире обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это миграция населения Земли. Начиная с 50-х годов XX века и до последнего времени в связи с развитием транспортных технологий, снижением сложности и стоимости дальних путешествий все больше людей путешествуют, посещают различные регионы мира, в том числе и экзотические. Все большую популярность набирает культурный и экологический туризм, становясь важным источником дохода в традиционных обществах. Правда, в последнее время, в связи с ростом мирового терроризма и снижением безопасности путешествий, эта тенденция может претерпеть некоторые изменения. В последние годы в развитые страны пережили наплыв беженцев, а в Россию переехало огромное количество трудовых мигрантов из стран бывшего СССР и для эффективного урегулирования возникающих проблем необходимо учитывать особенности культуры приезжих.

Современный бизнес интернационален, во многих компаниях бок о бок работают люди, принадлежащие к самым разным культурам, международные компании, имеющие офисы в разных странах. Деловые партнеры также нередко принадлежат к разным культурам, и тогда знание особенностей культуры и норм делового общения друг друга является важным условием успеха на переговорах. Тем более что за внешним сходством норм делового поведения могут скрываться серьезные культурные различия.

Современные технологии (интернет, сотовая связь) также расширили возможности коммуникации представителей разных культур. Большинство глобальных вопросов (международный терроризм, эпидемии, экологические проблемы) требуют для своего решения сотрудничества разных стран. Современные культуры (особенно западные культуры) быстро меняются. Образ жизни людей и массовая культура все больше унифицируются, и вместе с тем в разных культурах мира растет запрос на сохранение своей этнической и культурной идентичности, которая воспринимается как значимый ресурс. Антропология видит свою задачу в том, чтобы выявить общие черты и различия разных культур, рассмотреть человечество одновременно с глобальных и локальных позиций. Изучая людей в самых разных обществах, в самых разных обстоятельствах антропология стремится выявить между ними сходство.

Т.Х. Эриксен формулирует главную антропологическую загадку следующим образом: люди в разных культурах мира рождаются с одними и теми же когнитивными и физическими задатками, но в процессе социализации становятся очень разными людьми с различными ценностными ориентациями, социальными нормами и способностями. Культуры мира в разной степени способствуют развитию тех или иных способностей человека. Например, если бы Моцарт родился в Гренландии, он едва ли смог бы стать великим композитором, и скорее всего, стал бы плохим охотником, так как ему не хватало бы терпения (Эриксен, 2014).

Краткая история антропологии

Антропология возникла в конце XVIII века, в эпоху Просвещения. до этого в течение нескольких столетий накапливались отчеты путешественников, колониальных чиновников, миссионеров о дальних странах и народах, которые стали анализироваться теоретиками.

Исторически наиболее раннее направление – эволюционизм. Данное направление исходило из положения о том, что человечество в своем развитии проходит несколько ступеней, границами которых являются технические приспособления и средства коммуникации (луки, стрелы, плужное земледелие, письменность). Все ныне существующие общества находятся на одной из ступеней развития. Эволюционистская теория хорошо согласовывалась с теорией Ч. Дарвина, однако служила оправданием колониализма. В то же время в рамках эволюционистской теории развивалась и советская антропология. Критики эволюционной концепции отмечают этноцентричность данного подхода: западное общество рассматривается как высшая ступень развития. Кроме того, антропологические исследования свидетельствуют, что культуры, которые технологически находятся на одном уровне, в культурном отношении могут сильно отличаться друг от друга (бушмены в Южной Африке и аборигены в Австралии).

В конце XIX века популярным направлением, конкурирующим с эволюционизмом, стал диффузионизм. Это направление разрабатывалось, в основном, немецкими учеными, и исходило из того, что изменения в культурах происходят, в основном, благодаря межкультурным контактам и заимствованиям из других культур. Однако сходные явления в разных культурах (техники или верования) могли возникнуть не только благодаря заимствованиям, но и благодаря параллельному развитию. В то же время культурный обмен, безусловно, имеет место, что подтверждают процессы глобализации.

Новый взгляд на проблемы разных культур предложил Ф. Боас в своих концепциях культурного релятивизма и исторического партикуляризма. Развивая идеи культурного релятивизма, он исходил из того, что на любое общество нужно смотреть с точки зрения его представителей, стараться понять, что тот или иной обычай или явление значит для них. Представления о том, что одни общества более развиты, чем другие он рассматривал как этноцентризм – предрасположенность в пользу своей культуры. Исторический партикуляризм утверждает, что каждое общество имеет свою уникальную историю и не существует никаких необходимых стадий, которые они проходят. Ф. Боас был учителем многих выдающихся антропологов США, в том числе Р. Бенедикт и М.Мид.

Т. Х. Эриксен (Эриксен, 2014) отмечает, что идеологическое обоснование апартеида имело поразительное сходство с культурным релятивизмом: официальной целью апартеида было сохранение культуры чернокожих жителей Южной Африки (1950-1994 гг.), которое, якобы, возможно только в автономном пространстве. Безусловно, данное объяснение представляется неубедительным, поскольку представители разных культур столетиями жили вместе и влияли друг на друга (Эриксен, 2014). В наши дни идеи Ф. Боаса подвергаются критике и в то же время остаются достаточно влиятельными.

Основная заслуга другого основателя антропологии, Малиновского, - в том, что он разработал стандарты полевых исследований – базового метода антропологии. Его собственная исследовательская работа была посвящена изучению различных аспектов жизни (экономики, религии, политической организации) жителей Тробрианских островов (в настоящее время принадлежат Папуа Новой Гвинее). Исследование проводилось в годы Первой Мировой войны, его результатом стала книга «Аргонавты западной части Тихого океана».

Также к числу основателей антропологии принадлежит Рэдклифф-Браун, последователь Э. Дюркгейма, который разрабатывал теорию структурного функционализма. Основной сферой его профессиональных интересов были функции социальных институтов. Он исходил из того, что разные социальные институты играют в обществе строго определенную роль, подобно органам в теле человека. Однако впоследствии стало ясно, что общество гораздо менее предсказуемо по сравнению с клетками организма.

Мосс, еще один видный антрополог и племянник Э. Дюркгейма, не занимался полевыми исследованиями, но написал глубокие эссе по разным вопросам (концепции личности, тело в разных культурах), наиболее известная его работа посвящена проблеме обмена дарами в примитивных обществах – реципрокности. Обмен дарами связывает членов общества воедино – в отсутствие центральной власти.

Наиболее влиятельное американское направление, развивавшееся в межвоенные годы, «Культура и личность». Его ведущие представители – М. Мид и Р. Бенедикт. Р. Бенедикт исходила из предположения, что культуры имеют личностные черты, которые проявляются в культурных символах, категориях, а также в представлениях и действиях людей. Вслед за Ф.Ницше Р.Бенедикт разделяла культуры на дионисийские (экстравертные, страстные и жестокие) и аполлонические – интровертные, гармоничные, пуританские, сдержанные и миролюбивые.

Основные понятия антропологии

Язык и перевод, сравнение

Согласно гипотезе Сепира и Уорфа, язык на котором мы говорим, влияет на наше восприятие мира. Например, в некоторых североамериканских языках много глаголов и мало существительных по сравнению с английским языком. Ученые предположили, что представители этих народов видят мир как более динамичный. В настоящее время жесткий вариант гипотезы Сепира-Уорфа: люди не могут понять те явления, для которых у них в языке нет слов, опровергнут.

Изучение туземных языков является основой проведения полевых исследований. Для того, чтобы понять тот или иной обряд в местной культуре важно не только наблюдать за ним со стороны, но и понимать речь туземцев, а также иметь возможность задать им вопросы. Как правило, бывает трудно найти точный эквивалент туземному слову на языке исследователя. Любой перевод интервью с местными жителями должен сопровождаться комментариями. В некоторых случаях, когда эквиваленты отсутствуют, используется туземное слово. Например, многие зарубежные исследователи вставляют в свои тексты о русской культуре слово «душа».

Существенной частью работы антрополога является сравнение. Его цель – выявить значимость выводов об исследуемом обществе через выявление его сходств и различий с другими обществами, а также сделать теоретические выводы. Сравнивая общества между собой, антропологи устанавливают сходства и различия между ними. На протяжении длительного времени в антропологии дискутируется вопрос о культурных универсалиях. В настоящее время выявлено, что у всех групп людей есть способность к различению красного, белого и черного цветов, и в то же время культурное значение цвета очень сильно варьируется в разных культурах.

Личность

В разных культурах различаются представления о личности. Так, в России, Европе, США личность представляется цельной, ответственной за свою жизнь и совершаемые поступки, определяющей свою судьбу. Эта концепция личности является эгоцентрической. При этом в Великобритании и США человек оценивается, в первую очередь, по его поступкам, а в России большое значение имеют намерения. В США люди нацелены на практическую деятельность, в России для всех поколений очень большое значение имеет самосовершенствование, реализация своего потенциала. В Мексике и других странах Южной Америки огромной ценностью является полноценное проживание каждого мгновения своей жизни.

В Индии верят в реинкарнацию. По их представлениям новорожденный ребенок является перевоплощением какой-то души, и одновременно от рождения принадлежит к определенной касте. Его рождение в семье, принадлежащей к той или иной касте определяется его поступками в предыдущей жизни. Эта концепция личности является социоцентрической концепцией (в центре – социум, общество). В Африке человек является самостоятельной единицей, но присутствуют духи предков, которые могут дать совет, а могут и наказать.

В Меланезии (острова в Тихом Океане, к северо-востоку от Австралии, в том числе, Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы Острова) человек является частью социальных отношений, и физически мертвый, не считается мертвым социально до тех пор, пока не уплачены все долги. Эта концепция личности – реляционная. Личность создается отношениями, в которые она вступает.

Универсальным конструктом, который характеризует личность во всех культурах мира, является гендер. Во всех культурах люди разделяются на мужчин и женщин и в то же время представления о гендерных ролях, нормах поведения мужчин и женщин варьируются от культуры к культуре.

Общество и культура

В обыденном сознании понятие «общество» нередко отождествляется с понятием «государство». Однако в одном и том же государстве нередко сосуществуют несколько разных обществ. Исторически антропологи разделяли общину и общество или статусные и договорные общества.

Э. Эриксен предлагает следующее определение общества: объединение людей, подчиняющихся одному политическому аппарату. В современных государствах люди живут в одном и том же обществе, в то же время существуют различные уровни политической власти. Кроме того, многие государства входят в наднациональные объединения (Эриксен, 2014).

Культура является междисциплинарным понятием, и в наши дни существует множество определений культуры, и в то же время ряд аргументов в пользу отказа от этого термина. Аргументы в пользу отказа от понятия «культура» можно сформулировать следующим образом:

1. культура принадлежит всему человечеству, и должна быть объединяющим, а не разъединяющим понятием. Культура объединяет все человечество. Конкретные проявления культуры могут быть разными, но на глубинном уровне все культуры схожи между собой.

2. Различия между людьми, принадлежащими к разным классам одного общества, могут быть большими, чем между людьми, принадлежащими к одному классу в разных культурах (например, представители городского среднего класса стран Западной Европы

3. вследствие процессов глобализации современная молодежь по всему миру получает информацию из одних и тех же культурных источников. Они слушают похожую музыку, смотрят одни и те же (в первую очередь американские) фильмы. Также в современном мире достаточно много смешанных культурных форм.

4. культура является слишком общим понятием, объяснять те или иные особенности поведения и мышления людей особенностями их «культуры» часто означает отказ от поиска действительных причин тех или иных явлений. Там, где это возможно, желательно искать конкретные причины тех или иных поступков людей, обусловленных их культурной принадлежностью, чем их простая констатация.

5. понятие культуры, ее сведение к нескольким основным факторам использовалось в политических целях.

 

Отказ от понятия «культура» представляется нецелесообразным, поскольку культура является макрофактором, объясняющим различия между людьми, обусловленные тем что они воспитывались в разной социальной среде, и в процессе социализации усвоили различные социальные нормы, у них сформировались разные ценности. Представители разных культур обладают различным опытом и мировоззрением, и как следствие воспринимают мир по-разному. К. Гирц в 1960 гг. предложил следующее определение понятия «культура» - общие смыслы, выражающиеся в актах общественного взаимодействия. Культура выполняет функции структурирования и осмысления мира (Л.Г. Почебут, 2012).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...