Общее и индивидуальное в психическом развитии
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ (планы семинарских занятий и самостоятельной работы)
Семинар 1. Основные понятия и общетеоретические вопросы психологии развития Вопросы для обсуждения: 1. Два подхода в психологии развития: онтогенетический и функциональный. 2. Основные понятия психологии развития: - категории развития, социальной ситуации развития, новообразований, - категория возраста, - понятие сензитивного периода развития, - понятие кризиса возрастного развития. 3. Характеристика основных методов психологии развития: - методология, метод, методика исследования, - принципы изучения в возрастной психологии, - группы методов в психологической науке (классификация Б.Г. Ананьева), - организационные методы психологии развития: формирующий эксперимент, лонгитюд, сравнительные, комплексный, близнецовый, - специфические особенности использования эмпирических методов в психологии развития. Литература: 1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.- Казань,1996. 3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев.- М.,2000. 4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Л.Ф. Обухова.- М.: Пед. о-во России, 2003. 5. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.,2005. Самостоятельная работа «Актуальные проблемы и методы психологии развития» Задание 1. Актуальные проблемы современной психологии развития (тезисы). Литература: Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. Задание 2. Классификация методов психологической науки по Б.Г. Ананьеву(схема).
Литература: Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.-В., 1996.
Семинар 2-3. Основные теории развития в зарубежной и отечественной психологии Вопросы для обсуждения: 1. История возникновения и основные этапы становления психологии развития. 2. Ранние теории психического развития (Ст. Холл, К. Бюллер и др.) 3. Нормативный подход к психическому развитию (А. Гезелл и др.). 4. Структурная психология и структурный принцип в детской психологии (К. Коффка). 5. Концепция конвергенции двух факторов – наследственности и среды (В.Штерн). 6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка (Т. Шнейрла, А. Валлон и др.). 7. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.). 8. Психическое развитие ребенка как проблема научения (анализ поведения в классическом бихевиоризме – Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер и др.; теория социального научения - А. Бандура, У. Бронфенбренер. Р. Сирс и др.). 9. Развитие интеллекта как стержневая линия формирования психики ребенка (Ж.Пиаже). 10. Теории эмоционального развития ребенка (Д. Брунер, Дж. Боулби и др.). 11. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Литература: 1. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев.- М.,2000. 2. Возрастная психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М., 2002. 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.,1991. 4. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов-на-Дону,2008. 5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.- Спб,2004. 6. Крейн, У. Психология развития человека. 25 главных теорий. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. 7. Немов, Р.С.Психология: Учеб. Для студ. высш. вед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.:Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.
8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.,2005. Самостоятельная работа «Основные теории развития психики» Задание 3. Выполнить анализ основных положений трех групп теорий психического развития по схеме (Табл.1). Табл. 1 Основные положения трех групп теорий психического развития
Литература: Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. Семинар 4. Стадиальность психического развития человека Вопросы для обсуждения: 1. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития человека. 2. Периодизации жизненного цикла человека. Критерии периодизаций: - построение периодизаций на основе внешнего признака (Гетчинсон, Р. Заззо и др.), - периодизации, основанные на одном из признаков развития (И.П. Блонский, В. Штерн, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.), - периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития (А. Гезелл, Л.С. Выготский и др.). 3. Возрастные периодизации психического развития: - характеристика периодизации психологического развития ребенка (Д.Б. Эльконин), - характеристика периодизации психосоциального развития человека (Э. Эриксон). 4. Современные возрастные периодизации. Литература: 1. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Хрестоматия по детской психологии / Л.С. Выготский. – М., 1996. 2. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М., 1981. 3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М., 2006. 4. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько. – М., 2010. 5. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психическое развитие в разных возрастах /Д.Б. Эльконин. – М., 1995. 6. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2000. – 416 с. Самостоятельная работа «Предпосылки и условия психического развития в перспективе жизненного пути»
Задание 4. Описать в тезисной форме: - 4 предпосылки психического развития в перспективе жизненного пути; - подход Балтеса о влиянии на развитие временных соотношений между событиями 3-х типов: нормативных возрастных, нормативных исторических и ненормативных (сугубо личных); - изменения в отношении к детям и семье в исторической перспективе. Литература: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.- СПб.,2004. – с.26-34.
Семинар 5. Общее и индивидуальное в психическом развитии Вопросы для обсуждения: 1. Возрастная и индивидуальная нормы развития, их вариативность и кризисы развития. 2. Опережение развития: акселерация, амплификация, одаренность детей. 3. Отставание развития: депривация, задержка психического развития, олигофрения. 4. Пути и средства сопровождения и коррекции психического развития детей. Литература: 1. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций М., 2010. (Тема 11). 2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М, 1990. 3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.,1991. 4. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.,1991. 5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. 6. Раттер, М. Помощь трудным детям. - М., 1987. 7. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2006. (Глава3). Самостоятельная работа «Нормативность и вариативность психического развития» Задание 5. Подготовить краткий психологический словарик понятий: возраст, кризис развития, акселерация, амплификация, одаренность, депривация, задержка психического развития (ЗПР), 3 степени слабоумия: дебильность, имбицильность, идиотия.
Семинар 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|