Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее и индивидуальное в психическом развитии

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

(планы семинарских занятий и самостоятельной работы)

 

 

Семинар 1.

Основные понятия и общетеоретические вопросы психологии развития

Вопросы для обсуждения:

1. Два подхода в психологии развития: онтогенетический и функциональный.

2. Основные понятия психологии развития:

- категории развития, социальной ситуации развития, новообразований,

- категория возраста,

- понятие сензитивного периода развития,

- понятие кризиса возрастного развития.

3. Характеристика основных методов психологии развития:

- методология, метод, методика исследования,

- принципы изучения в возрастной психологии,

- группы методов в психологической науке (классификация Б.Г. Ананьева),

- организационные методы психологии развития: формирующий эксперимент, лонгитюд, сравнительные, комплексный, близнецовый,

- специфические особенности использования эмпирических методов в психологии развития.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.- Казань,1996.

3. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев.- М.,2000.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Л.Ф. Обухова.- М.: Пед. о-во России, 2003.

5. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.,2005.

Самостоятельная работа «Актуальные проблемы и методы психологии развития»

Задание 1. Актуальные проблемы современной психологии развития (тезисы).

Литература: Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

Задание 2. Классификация методов психологической науки по Б.Г. Ананьеву(схема).

Литература: Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.-В., 1996.

 

 

Семинар 2-3.

Основные теории развития в зарубежной и отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения и основные этапы становления психологии развития.

2. Ранние теории психического развития (Ст. Холл, К. Бюллер и др.)

3. Нормативный подход к психическому развитию (А. Гезелл и др.).

4. Структурная психология и структурный принцип в детской психологии (К. Коффка).

5. Концепция конвергенции двух факторов – наследственности и среды (В.Штерн).

6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка (Т. Шнейрла, А. Валлон и др.).

7. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

8. Психическое развитие ребенка как проблема научения (анализ поведения в классическом бихевиоризме – Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер и др.; теория социального научения - А. Бандура, У. Бронфенбренер. Р. Сирс и др.).

9. Развитие интеллекта как стержневая линия формирования психики ребенка (Ж.Пиаже).

10. Теории эмоционального развития ребенка (Д. Брунер, Дж. Боулби и др.).

11. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев.- М.,2000.

2. Возрастная психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М., 2002.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.,1991.

4. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – Ростов-на-Дону,2008.

5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.- Спб,2004.

6. Крейн, У. Психология развития человека. 25 главных теорий. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.

7. Немов, Р.С.Психология: Учеб. Для студ. высш. вед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.:Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.

8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.,2005.

Самостоятельная работа «Основные теории развития психики»

Задание 3. Выполнить анализ основных положений трех групп теорий психического развития по схеме (Табл.1).

Табл. 1

Основные положения трех групп теорий психического развития

Основные теории Ведущие идеи (факторы психичес. развития, понятия) Достоинства теорий Недостатки теорий
Биогенетические теории психического развития
Социогенетические теории психического развития
Культурно-исторические теории психического развития
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин

 

Литература: Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

Семинар 4.

Стадиальность психического развития человека

Вопросы для обсуждения:

1. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития человека.

2. Периодизации жизненного цикла человека. Критерии периодизаций:

- построение периодизаций на основе внешнего признака (Гетчинсон, Р. Заззо и др.),

- периодизации, основанные на одном из признаков развития (И.П. Блонский, В. Штерн, Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.),

- периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития (А. Гезелл, Л.С. Выготский и др.).

3. Возрастные периодизации психического развития:

- характеристика периодизации психологического развития ребенка (Д.Б. Эльконин),

- характеристика периодизации психосоциального развития человека (Э. Эриксон).

4. Современные возрастные периодизации.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Хрестоматия по детской психологии / Л.С. Выготский. – М., 1996.

2. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – М., 1981.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М., 2006.

4. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько. – М., 2010.

5. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психическое развитие в разных возрастах /Д.Б. Эльконин. – М., 1995.

6. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб: Речь, 2000. – 416 с.

Самостоятельная работа «Предпосылки и условия психического развития в перспективе жизненного пути»

Задание 4. Описать в тезисной форме:

- 4 предпосылки психического развития в перспективе жизненного пути;

- подход Балтеса о влиянии на развитие временных соотношений между событиями 3-х типов: нормативных возрастных, нормативных исторических и ненормативных (сугубо личных);

- изменения в отношении к детям и семье в исторической перспективе.

Литература: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум.- СПб.,2004. – с.26-34.

 

 

Семинар 5.

Общее и индивидуальное в психическом развитии

Вопросы для обсуждения:

1. Возрастная и индивидуальная нормы развития, их вариативность и кризисы развития.

2. Опережение развития: акселерация, амплификация, одаренность детей.

3. Отставание развития: депривация, задержка психического развития, олигофрения.

4. Пути и средства сопровождения и коррекции психического развития детей.

Литература:

1. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций М., 2010. (Тема 11).

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М, 1990.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.,1991.

4. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.,1991.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

6. Раттер, М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2006. (Глава3).

Самостоятельная работа «Нормативность и вариативность психического развития»

Задание 5. Подготовить краткий психологический словарик понятий: возраст, кризис развития, акселерация, амплификация, одаренность, депривация, задержка психического развития (ЗПР), 3 степени слабоумия: дебильность, имбицильность, идиотия.

 

Семинар 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...