Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчета о преддипломной практике

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

Методические рекомендации

по организации и проведению преддипломной практики

для обучающихся направления 38.04.02 Менеджмент

направленность «Менеджмент организации»

(программа академической магистратуры)

 

 

Краснодар

КубГАУ

2018

Составители: В. Г. Кудряков, Е. И. Артемова, И. Н. Путилина,                 В. Н. Малейченко, Л. В. Лазько

 

 

Преддипломная практика: метод. указания / сост. В. Г. Кудряков и [др.]. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 36 с.

 

Методические указания по прохождению преддипломной практики включают перечень требований по основным разделам и указания для выполнения преддипломной практики.

Предназначены для обучающихся направления подготовки 38.04.02 Менеджмент, направленность «Менеджмент организации» (программа академической магистратуры).

 

 

Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета управления Кубанского госагроуниверситета, протокол № 4 от 19.04.2018.

 

Председатель

методической комиссии                                                 М. А. Нестеренко

 

 

© ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный аграрный

университет имени

И. Т. Трубилина», 2018



Цель и задачи преддипломной практики

 

Преддипломная практика является подготовительным этапом к разработке выпускной квалификационной работы.

Целью преддипломной практики является подготовка и апробация практического материала для выполнения выпускной квалификационной работы, закрепление и углубление полученных теоретических знаний по изученным дисциплинам и применение их в самостоятельной профессиональной деятельности, подготовка обучающегося к самостоятельной управленческой деятельности в соответствии с целями магистерской подготовки 38.04.02 «Менеджмент».

Задачами практики являются

– углубление и закрепление профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО 38.04.02 Менеджмент и учебным планом;

– закрепить и углубить полученные при изучении профессиональных дисциплин знания, а также дополнить их в ходе прохождения практики;

– обоснование актуальности проблемы, выбранной для исследования в рамках ВКР;

– собрать дополнительную информацию для выполнения выпускной квалификационной работы;

– апробировать результаты научно-исследовательской работы и выпускной квалификационной работы на практике в организациях различной формы собственности.

 

Способ и форма проведения практики

 

Способ проведения преддипломной практики, в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент – стационарная и выездная.

Местом прохождения практики служат организации различных форм собственности, в том числе частные и государственные, муниципальные предприятия, учреждения, органы государственной, региональной и муниципальной власти.

Преддипломная практика проводится дискретно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики, предусмотренного образовательной программой высшего образования.

Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий год. Форма контроля – зачет с оценкой.

В результате прохождения практики обучающийся получает практические навыки и умения и осваивает профессиональные компетенции, в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО 38.04.02 «Менеджмент».

 

Содержание производственной преддипломной практики

 

Перед направлением на преддипломную практику обучающийся уточняет с руководителем предполагаемую тему выпускной квалификационной работы. После завершения практики план ВКР может корректироваться с учетом реальных проблем в деятельности исследуемого объекта.

Содержание основных этапов прохождения практики определяется руководителем ВКР, с учетом специфики деятельности организации и предметом исследования, определяются индивидуальным заданием и рабочим графиком (планом).

1 Подготовительный этап.

– обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда под запись в журнале охраны труда факультета управления;

– обучающиеся посещают организационное собрание. На собрании руководитель практики от вуза объясняет последовательность действий в связи с предстоящей практикой, порядок ее прохождения.

– обучающиеся получают и подписывают у руководителя ВКР индивидуальное задание

– обучающиеся заполняют и подписывают у руководителя практики КубГАУ рабочий график (план) прохождения практики.

2 Исследовательский и аналитический этап.

Обучающиеся в течение четырех недель работают в структурных подразделениях организации, анализируя особенности объекта и предмета исследования, рассматриваемой в ВКР.

Практиканту необходимо собрать и систематизировать необходимую информацию об изучаемом объекте: устав, организационную, производственную и управленческую структуру, правовые и нормативные акты, финансовую отчетность. Важно оценить организационно-экономическое состояние объекта исследования, закономерности и тенденции его развития посредством изучения нормативной, плановой, отчетной и учетной документации. Изучить сущность и причины сложившейся хозяйственно-экономической ситуации изучаемого объекта на основе экспресс-анализа, комплексного анализа, внешнего анализа, анализа рисков. Должны быть собраны и проанализированы основные финансово-экономические и управленческие показатели, отражающие деятельность организации, предприятия за последние 5 лет.

На основании собранных данных должны быть рассчитаны относительные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации, предприятия в динамике за 5 лет, проведен комплексный анализ, выявлены основные проблемы. Необходимо более подробно рассмотреть те показатели деятельности организации, которые более точно отображают тему ВКР. Основные показатели деятельности для наглядности необходимо представить в виде таблиц или графиков. Подготовить обзор используемой литературы, включая нормативно-правовые акты по теме ВКР.

Изучив бухгалтерскую и управленческую отчетность можно изложить в отчете по практике следующие вопросы:

1. Организационная или производственная структура управления субъекта (рисунок 1).

 

Производство
Основное
Вспомогательное и обслуживающее
Промышленное
Растениеводство
Животноводство
Скотоводство
Ремонт
Рисоводство
Свиноводство
Хранение
Полеводство
Птицеводство
Коневодство
Энергетика
Переработка
Транспорт
Кормоприго-товление

 

Рисунок 1 – Схема производственной структуры ООО _____________

 

 


Начальник ОК
Директор
Секретарь
Главный бухгалтер
Зам. гл. бухгалтера
Централизованная бухгалтерия
кассир
Главный агроном(зам. ген.директора по произв-ву)
Зам. директора по АХС
Бригадир
Пом. бригадира по учету
Лаборант
Весовщик
Главный экономист
Экономист
Инспектор ОК
Юрист
Инженер-гидротехник
Главный инженер
Главный энергетик
Заведующий МТМ
Инженер по тракторам и с/х машинам
Управляющий отд. №1
Агроном
Бухгалтер
Управляющий отд. №2
Агроном
Бухгалтер  
Управляющий отд. №3
Бр. тракторно- полеводческой бригады
Инженер механик
Агроном
Бухгалтер
Управляющий отд. №4
Агроном
Бухгалтер
Рисунок 2 – Схема организационной структуры управления ООО_________  

 

Приводятся производственная или организационная структура управления организации; выделяются основное и вспомогательное производства; обозначаются отделы производства, цеха, отделения, службы; анализируется структура и функции аппарата управления; регламентация деятельности структурных подразделений, их взаимосвязи; основные функции экономических и управленческих подразделений; приводится краткий анализ системы взаимосвязи между звеньями и подразделениями организации и даётся оценка ее эффективности.

Необходимо выявить проблемы структуры управления организации и предложить методы и рекомендации по её совершенствованию.

2. Организационно-экономическая характеристика организации.

Рассмотрев Устав организации, официальный сайт организации, историю создания организации, приводятся сведения: время образования и основные этапы развития, географическое положение, основные виды деятельности, особенности и эффективность системы управления.

3. Состав и структура земельных угодий организации (таблица 1)

 

Таблица 1 – Состав и структура земельных угодий в ООО _____________

 

Показатели

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20_ г. к 20_ г.

Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста,  %
Общая земельная площадь, га              
в том числе сельскохозяйственных угодий, га орошаемые земли              
из них: пашня              
многолетние насаждения              
Древесно-кустарниковые растения, га              
Пруды и водоемы, га              
Дороги, км              
Прочие земли, га              
Удельный вес с/х угодий в общей земельной площади, %              
Удельный вес пашни в составе с/х угодий, га              
Удельный вес посевов в пашне, %              

Основываясь на финансовой отчетности организации, необходимо рассмотреть состав и структуру общей земельной площади, выявить удельный вес используемой земли в основном производстве организации и сделать выводы.

4. Обеспеченность трудовыми ресурсами организации (таблица 2).

 

Таблица 2 – Обеспеченность трудовыми ресурсами ООО ______________

 

Показатели

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20_ г.

20__ г. к 20__ г.

Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
Среднегодовая численность – всего, чел.              
в т.ч.: работники, занятые в с/х производстве              
из них: постоянные              
в т.ч.: трактористы-машинисты              
Рабочие сезонные и временные              
Служащие              
Из них: руководители              
специалисты              
Работники, занятые в подсобных промышленных производствах              
Работники ЖКХ              
Работники торговли и общественного питания              
Отработано, тыс. чел.-ч              
в т.ч. по основному производству              
Выработка среднегодовая 1 работником, чел.-ч              
в том числе в сельском хозяйстве              
Коэффициент использования труда              

Основываясь на данных бухгалтерской и статистической отчетности, необходимо провести анализ производительности труда организации, обозначить работников основного и вспомогательного производства, управленческий и обслуживающий персонал. Рассчитать показатели эффективности использования трудовых ресурсов и сделать выводы.

5. Оценка эффективности использования основных средств организации (Таблица 3).

 

Таблица 4 – Показатели обеспеченности ООО _____________ основными средствами и эффективности их использования

 

Показатель

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_ г. к 20_ г.

Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.              
Среднесписочная численность персонала, чел.              
Площадь, га              
Фондовооруженность труда, тыс.руб./чел.              
Фондообеспеченность, тыс. руб./га              
Выручка, тыс. руб.              
Фондоотдача, руб.              
Прибыль от продаж, тыс. руб.              
Фондорентабельность, %              

 

Провести анализ стоимости основных средств, рассчитать фондовооруженность, фондоотдачу, фондорентабельность и сделать выводы.

7. Оценка эффективности использования оборотных средств организации (Таблица 5)

Таблица 5 – Показатели наличия и эффективности использования оборотных средств ООО _______________

 

Показатель

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_ г. к 20_ г.

Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.              
в том числе: запасов              
в % к оборотным средствам              
дебиторской задолженности              
в % к оборотным средствам              
денежных средств и денежных эквивалентов              
в % к оборотным средствам              
прочих оборотных средств              
Выручка, тыс. руб.              
Продолжительность оборота, дней - оборотных средств              
- запасов              
- дебиторской задолженности              
Прибыль от продаж, тыс. руб.              
Рентабельность оборотных средств, %              

 

Провести анализ наличия и эффективности использования оборотных средств организации, рассчитать рентабельность оборотных средств, сделать выводы.

8. Структура активов организации

Таблица 6 – Состав и структура активов ООО ___________________

 

Показатель

На конец года

20_г. к 20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

Абсолютное оклонение, (+,)

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб. Удельный вес,% Сумма, тыс. руб. Удельный вес,% Сумма, тыс. руб. Удельный вес,%
Всего активов                
Внеоборотные активы из них:                
-основные средства                
Оборотные активы из них:                
-запасы                
-дебиторская задолженность                
-денежные средства                
- прочие оборотные средства                

 

По данным бухгалтерского баланса провести анализ активов организации, сделать выводы.

5. Уровень заработной платы персонала организации (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 6 – Динамика фонда оплаты труда в ООО ____________

Используя финансовую отчетность необходимо провести анализ эффективности использования трудовых ресурсов в организации и сделать выводы.

9. Структура источников финансирования организации

 

Таблица 7 – Состав и структура пассивов ООО ________________

Показатель

На конец года

20_г. к 20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

Абсолютное оклонение, (+,)

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб. Удельный вес,% Сумма, тыс. руб. Удельный вес,% Сумма, тыс. руб. Удельный вес,%
Всего пассивов                
Капитал и резервы, из них:                
- уставный капитал                
- нераспределенная прибыль                
Краткосрочные обязательства, из них:                
- кредиторская задолженность                

 

По данным бухгалтерского баланса провести анализ пассивов организации, сделать выводы.

10 Финансово-хозяйственная деятельность организации

 

Таблица 8 – Показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО _______________

 

Показатель

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_г.

20_ г. к 20_ г.

Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка, тыс. руб.              
Себестоимость продаж, тыс. руб.              
Валовая прибыль, тыс. руб.              
1 2 3 4 5 6 7 8
Уровень валовой прибыли, %              
Коммерческие расходы, тыс. руб.              
Уровень коммерческих расходов, %              
Управленческие расходы, тыс. руб.              
Прибыль от продаж, тыс. руб.              
Уровень прибыли от продаж, %              
Проценты к уплате, тыс. руб.              
Прочие доходы, тыс. руб.              
Прочие расходы, тыс. руб.              
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.              
Уровень прибыли до налогообложения, %              
Налог на прибыль, тыс. руб.              
Прочее, тыс. руб.              
Чистая прибыль, тыс. руб.              
Уровень чистой прибыли, %              
Всего доходов, тыс. руб.              
Всего расходов, тыс. руб.              
Коэффициент соотношения доходов и расходов              

 

 

Продолжение

 

 

На основе данных формы 2 баланса провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, сделать выводы.

 

 

11 Формулирование и диагностика имеющихся проблем в исследуемой сфере деятельности организации

 

Таблица 9 – Анализ имеющихся проблем в сфере деятельности организации

 

Вопрос Отклонение анализируемого параметра от базового (норматива) Формулирование проблемы Анализ и формулирование причин возникновения проблемы Вносимые изменения для устранения причин
Что или кто анализируется        
Где (место)        
Когда (время)        
В какой мере        

 

По установленным отклонениям выявляют наличие противоречий и характер проблемы, а затем на основе логического анализа и умозаключений находят причины ее возникновения, а также предполагаемые направления для устранения причин

 

 

Таблица 10 – Оценка вариантов решения проблемы

 

Решаемая проблема

Варианты решения

Оценка по критериям

Экономический

Организационный

Методический

Технический

Преимущества Недостатки Оценка Преимущества Недостатки Оценка Преимущества Недостатки Оценка Преимущества Недостатки Оценка
1                          
2                          
                         
Н                          

 

Для оценки необходимо воспользоваться балльным методом либо от 0 до 10, либо от 0 до 5

 

3 Заключительный этап

Подготовка и оформление отчета по преддипломной практике. Получение отзыва и отметки о выполнении работы от руководителя практики профильной организации. Защита отчета на кафедре.

 

4 Требование к форме отчетности по преддипломной практике.

 

Преддипломная практика считается завершенной при условии выполнения обучающимся всех требований программы практики.

По итогам практики обучающийся предоставляет следующие материалы:

1. Индивидуальное задание с подписями и печатью организации, в которой проходил практику обучающийся (Приложение 3).

2 Рабочий график (план) с подписями и печатью организации, в которой проходил практику обучающийся (Приложение 4).

3 Дневник прохождения практики с подписями и печатью организации, в которой проходил практику обучающийся (Приложение 5). В дневнике должны быть отражены результаты текущей работы и выполненные задания. Дневник практики заполняется ежедневно лично обучающимся.

4 Отзыв руководителя практики профильной организации (Приложение 6).

5 Отчет по преддипломной практике.

В отчетедолжны быть представлены результаты исследований, проведенный анализ управления деятельностью организации и разработаны основные направления совершенствования управления по теме исследования ВКР, экономически обосновать.

Отчет о практике оформляет каждый обучающийся индивидуально.

Отчет студента о практике должен включать в себя титульный лист (приложение 1) и следующие структурные элементы:

Введение, в котором необходимо:

− обосновать актуальность темы исследования;

– отметить степень разработанности проблемы в научной литературе;

– указать цель и задачи исследования;

– определить объект и предмет исследования;

– обозначить методы, используемые при исследовании и источники информации.

Объем раздела 4–5 стр.

Основная часть:

Первый раздел «Теоретические основы изучаемой проблемы» содержит обзор литературных источников по изучаемой проблеме с обязательными ссылками на источники и использованием цитат. В процессе изучения литературных источников очень важно найти сходство и различие точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою точку зрения по данному вопросу.

Важна правильная трактовка понятий. Используемые термины должны быть общепринятыми или приводиться со ссылками на автора.

Содержание первого раздела желательно начинать с раскрытия понятия, сущности и содержания изучаемого явления или процесса, затем раскрыть особенности управления процессами (отображающими предмет исследования) в изучаемом объекте. В заключительной части первого раздела, должно быть описание имеющегося опыта по изучаемой проблеме (отечественного и зарубежного) или развития основных тенденций на современном этапе, обусловленных данной проблемой.

Объем раздела 5–6 стр.

Второй раздел «Анализ изучаемой проблемы на примере организации» выполняется на основе данных бухгалтерской и экономической отчетности за последние 5 лет года, а также изучения автором организационной и функциональной структуры объекта исследования во время прохождения всех практик. Обязательным моментом является изучение особенностей государственного и муниципального управления данной сферой деятельности.

Характер и объем материала этого раздела зависит от применяемых методик исследования.

Материалы, используемые для анализа должны быть достоверными и полными.

Изложение содержания раздела необходимо начинать с организационно-экономической характеристики организации.

Экономическую характеристику желательно начать с анализа сферы деятельности изучаемого объекта, наличия ресурсов и эффективности их использования. В экономической характеристике, при анализе основных показателей, необходимо концентрировать внимание на тех показателях, которые имеют отношение к проблеме исследования.

Результаты анализа оформляют в таблицах, рисунках, которые размещают последовательно по тексту.

Затем излагают результаты анализа изучаемой проблемы в данной организации. При этом желательно акцентировать внимание на негативных моментах и тенденциях, образующих изучаемую проблему.

Полученные результаты анализа желательно сравнить с другими организациями аналогичной сферы деятельности.

Обязательным моментом является изучение особенностей управления данной сферой деятельности организации.

В третьем разделе «Совершенствование системы управления изучаемой проблемы» должны быть разработаны и обоснованы мероприятия по устранению выявленных во втором разделе негативных явлений или тенденций. При этом необходимо рассмотреть не более 2-3 проблем. Предлагаемые автором работы мероприятия должны иметь правовое обоснование, т. е. соответствовать действующей системе законодательства или предусматривать разработку (изменения) нормативных актов.

Обоснование эффективности предлагаемых мероприятий должно содержать определение целесообразности предлагаемых мероприятий и рассчитанный экономический эффект Объем раздела 20–30 стр.

Выводы и предложения должны соответствовать целям и задачам выпускной квалификационной работы, определенным во введении. Выводы должны быть краткими, аргументированными и отражать, как правило, содержание подразделов работы с акцентированием внимания на методах решения выявленных негативных явлений и тенденций. Предложения должны кратко выражать содержание третьего раздела. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. Объем 3–5 стр.

Список использованных источников (не менее 40 наименований).

Приложения. К отчету по преддипломной практике обучающийся обязан приложить ксерокопии не менее 2 научных статей, опубликованной им по теме выпускной квалификационной работы за время обучения. Могут быть приложены бухгалтерская отчетность, по которой проводился анализ исследования.

Требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:

– отчет должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 интервала шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;

– рекомендуемый объем отчета – не менее 20 страниц;

– отчет может быть иллюстрирован таблицами, графиками, схемами и т.п.

По итогам промежуточной аттестации выставляется зачет с оценкой.

Защита и оценка отчета

 

Отчет вместе с черновым вариантом ВКР для проверки сдается научному руководителю, который обсуждает с обучающимся итоги практики и ее материалы и после отметки о допуске к защите отчет сдается на кафедру экономической теории.

Аттестация по итогам практики проводится на основании публичной защиты отчета. По итогам положительной аттестации обучающегося выставляется дифференцированная оценка (зачет).

Защита отчета осуществляется по графику, в часы, назначенные руководителем практики. Защита происходит публично перед комиссией кафедры при участии представителя работодателя.

В качестве промежуточной аттестации за прохождение преддипломной практики предусмотрена дифференцированная оценка (зачет). Оценка за практику выставляется ответственным за прохождение практики от кафедры в протокол защиты отчетов, зачетную книжку и экзаменационную ведомость на основании прошедшей защиты.

Оценка по практике учитывает: степень усвоения теоретического материала; степень выполнения обучающимся заданий, обозначенных в индивидуальном задании; качество выполнения отчета; полноту раскрытия содержания всех заданий по практике; отзыв руководителя ВКР; отзыв руководителя практики от организации; надлежащее оформление отчета; полноту ответов на вопросы комиссии в ходе защиты отчета; итоги защиты отчета обучающимся.

Критерии дифференциации оценки по преддипломной практике:

«отлично» – содержание и оформление отчета по учебной практике и дневника прохождения практики полностью соответствуют предъявляемым требованиям, характеристик

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...