Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное воздушное право




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Международное морское право

2. Международное воздушное право

3. Международное космическое право

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы фондовой лекции. Современное международное право направлено на урегулирование глобальных проблем человечества. Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное морское право, кроме общих принципов, имеет свои специфические принципы:

принцип свободы открытого моря;

принцип свободы мореплавания;

принцип свободы воздухоплавания;

принцип свободы морских промыслов;

принцип свободы прокладывать кабели и трубопроводы;

принцип свободы научных исследований;

принцип установления территориальных вод;

принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов;

принцип мирного использования морского дна и др.

Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП).

Исследованность темы. В области международного морского права важное место занимают работы Барсегова О.Г., Бекяшева К.А., Высоцкого А.Ф., Иванченко Н.С., Колодкина А.Л., Лазарева М.И., Малинина С.А., Мешеры В.Ф., Молодцова С.В., Тункина Г.И., Спиваковой Т.И.

Внесенный ими вклад в данную проблему содействует теоретическому изучению анализируемых вопросов. Существенное значение для разработки проблемы имеют труды Алексеева С.С, Галенской Л.Н., Игнатенко Г.В., Кириленко В.П., Лукашук И.И., Сидорченко В.Ф., Талалаева А.Н., Тарханова И.Е., Фельдмана Д.И., Шибаевой Е.А. и др.;

в области международного воздушного права труды: А.Х. Абашидзе, В.Д. Бордунова, А.Н. Верещагина, B.C. Грязнова, В.П., Гуреева, А.Я. Капустина и др.;

в области международного космического права А. Афанасьевой, Э.Г. Василевской, В.С. Верещетина, Г.М. Вельяминова, Ю.В. Гусыниной, Г.П. Жукова, Е.П. Каменецкой, В.А. Канашевского, Ю.М. Колосова, А.В. Лукьяновой, Л.А. Лунца, В.М. Постышева, Г.И. Тункина, А.В. Яковенко и др.

Теоретическое значение темы фондовой лекции состоит состоит в углубленном анализе проблем международного морского права, воздушного права, космического права.

Практическое значение данной фондовой лекции связано с получением знаний в части международно-правовой ответственности и мирного разрешения международных споров.

Взаимосвязь с ранее изученным материалом и последующими темами.

Тема лекции логически связана с ранее пройденным материалом по дисциплине «Теория государства и права».

Предметом данной фондовой лекции правовые нормы международного морского права, воздушного права, космического права.

Фондовая лекция имеет целью комплексный анализ правового регулирования различных аспектов международного морского, воздушного права, использования космоса.

Структура лекции состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка литературы

 

 

1.
Международное морское право

Международное морское право - это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.

В течение ряда десятилетий к основным источникам морского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. - о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, Международная конвенция по поиску и спасанию на море, ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

К внутренним морским водам относятся: воды портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения, воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль, воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа, воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Правовой режим внутренних морских вод и портов России определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ и др. нормативными документами.

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, - несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля).

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства существенно упрощены и сокращены формальности, требования к документам и различным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса территориального моря РФ относится к ведению РФ. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства над территориальным морем осуществляется с соблюдением норм международного права.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, и, следовательно, такой проход не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море; вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и от характера нарушения.

Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориальное море РФ, должны соблюдать ее законодательство и правила, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасности судоходства и регулирования движения судов, защиты навигационных средств и оборудования, защиты подводных кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).

Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Прилежащая зона - часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву контроль может быть необходим:

а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Правовой режим прилежащей зоны РФ наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Международными считаются проливы, соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства.

В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) государств и других государств, пользующихся ими.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. вид правового режима международного пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет.

Можно выделить следующие виды: проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства, проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительно экономической зоны; проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства, проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями.

В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В отношении военных судов предусмотрены ограничения. Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Особый правовой режим установлен для военного времени.

Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же, исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. В Российской Федерации принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промысла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключительных экономических зон.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Правовое понятие континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подводная окраина материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), материковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф - это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100-200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше - до 1500-2000 м.

Правовое определение континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и в Конвенции о континентальном шельфе (1958 г.) внешняя граница континентального шельфа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависимость от технических возможностей каждого государства.

В основу установления его внешней границы континентального шельфа положен внешний предел подводной окраины материка. Этот принцип зафиксирован в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодательными актами государств.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.

Для прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака:

) целевой характер - разведка и разработка природных ресурсов;

) исключительность, т.е. бесспорная принадлежность данному прибрежному государству.

Открытое море - это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Создание Международного трибунала по морскому праву предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовое положение определяется Конвенцией и Статутом Международного трибунала по морскому праву, являющимся приложением VI к Конвенции.

Трибунал состоит из 21 члена, которые избираются из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся авторитетами в области морского права. В основу формирования Трибунала положены принципы представительства основных правовых систем и справедливого географического распределения.

Международное воздушное право

Под международным воздушным правом следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования воздушным транспортом воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях осуществления регулярных и нерегулярных полетов и выполнения воздушных перевозок по установленным между государствами международным воздушным сообщениям.

Международное воздушное право (МВП) регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов, выполняемых в суверенном воздушном пространстве иностранных государств и за пределами государственной территории, и международных перевозок пассажиров и грузов, перемещаемых на воздушном транспорте из одной страны в другую. Международные полеты и международные перевозки производятся одновременно, но регулируются отдельно друг от друга. В результате этой деятельности возникают специфические межгосударственные авиационные отношения: одни складываются в области международных полетов, другие - в сфере международных перевозок.

Нормативное содержание международного воздушного права разнообразно и многопланово. Составляющие его принципы и нормы объективно дифференцируются на соответствующие институты, которые во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом образуют единое целое и в этом качестве выполняют конкретные функции в системе международного права.

В свою очередь этот режим основывается на суверенном праве каждого государства защищать и охранять свое суверенное воздушное пространство, контролировать осуществление международных полетов над государственной территорией, регулировать доступ на национальный рынок воздушного транспорта, наконец, обеспечивать безопасность полетов и перевозок. Более конкретно функции МВП раскрываются в его институтах.

Представление о том, что есть современное международное воздушное право, дает его обширная нормативная база, состоящая из:

универсальной Конвенции о международной гражданской авиации;

соглашений о коммерческих правах: Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха) и Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), относящиеся к регулярным международным воздушным сообщениям;

конвенций об унификации правил, содержащихся в Конвенции для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, и заменяющая ее Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.), Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности;

конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов: Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения;

конвенции об унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов: Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней.

Особое место в системе МВП занимают основные принципы, обладающие только им присущими признаками и свойствами. Эти принципы играют роль системообразующих начал, влияющих на формирование норм, целью которых являются дополнение и конкретизация принципов. В частности, ядром права полетов является разрешение полетов, вытекающее из принципа разрешительного порядка полетов. Этот принцип определяет законность и правомерность совершения любого международного полета воздушного судна, занятого в международной аэронавигации, над иностранной территорией. Однако если такое разрешение дано, его конкретной и практической формой реализации выступают правила полетов, целиком и полностью соответствующие разрешительному порядку полетов.

Ядро международного воздушного права составляют основные принципы, под которыми следует понимать «общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера». Эти принципы носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества.

Принципы объединяют нормы международного воздушного права различных его институтов, действующие в отношении тех или иных участников межгосударственных авиатранспортных отношений, в единую правовую систему. В тех случаях, когда возникает необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности вновь принимаемых норм.

Система международного воздушного права и предмет этой отрасли международного права тесно взаимосвязаны. Именно предмет определяет правовое содержание системы и направления ее развития. Как только возникают новые потребности государств в области международного воздушного транспорта, система реагирует на них и включает все свои возможности и ресурсы, чтобы практически решить различные проблемы, периодически возникающие при эксплуатации международных воздушных сообщений.

Все принципы и нормы МВП имеют строго функциональное назначение. Одни из них регулируют только международные полеты, другие - только международные авиаперевозки. Такая функциональная предназначенность позволяет объективно дифференцировать их на два самостоятельных, автономных института: «право международных полетов» и «право международных воздушных сообщений и перевозок», состоящих из обособленных групп норм, специализирующихся на регулировании однородных отношений, входящих в предмет МВП.

морской воздушный космический международный


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...