Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роковой сентябрь (Трухильо и Хаммаршельд)




 

В 1961 году произошли два события, которые я не могу обойти вниманием. Тридцатого мая в Доминиканской Республике был убит 70-летний диктатор Рафаэль Леонидас Трухильо, а 17 сентября в Конго в результате авиакатастрофы погиб Генеральный секретарь ООН 56-летний Даг Яльмар Хаммаршельд.

В первом случае все было достаточно банально. Семидесятилетний Р. Трухильо вот уже тридцать один год стоял у власти в Доминиканской Республике. Видимо, столь долгое пребывание у власти вконец притупило бдительность старого диктатора. Он «проморгал» у себя под носом заговор военных офицеров, во главе которого стоял начальник штаба ВВС полковник Марио Луна. Многие исследователи убеждены в том, что этот заговор не обошелся без участия ЦРУ, которое снабдило заговорщиков бесшумным оружием. Дело в том, что, напуганные революцией на Кубе, американцы опасались, что народные массы скинут с трона и престарелого Трухильо. Поэтому было решено не медлить и упредить события. В день покушения — 30 мая 1961 года — Трухильо был настолько беспечен и уверен в собственной безопасности, что взял с собой в дорогу только шофера-телохранителя Ферро. Более того, Трухильо перед самым нападением пересел из бронированного «крайслеримпериала» в обычный «шевроле» 1958 года выпуска. Короче, диктатор делал все от него зависящее, чтобы облегчить заговорщикам их миссию. Дальнейший ход событий мы проследим по книге Е. Шрайера «Адъютант» (1971 г.).

«Скоро автострада перейдет в обычную асфальтированную дорогу. Холодный свет фонарей угасал за несколько сот метров до конца автострады. Но странное дело — и дальше дорога была освещена. Ферро понял: это свет мощных фар настигшей их машины. Как она приблизилась? Не включая ни фар, ни подфарников? Зеркало обзора ярко вспыхнуло, Ферро пригнулся к рулю и услышал звук выстрела. Что-то треснуло — наверное, заднее стекло, и в шею сержанта впились острые, как иголки, осколки стекла, а может быть, и дробинки. Машина обходила их сбоку, снова раздался выстрел, и его снова обдало осколками стекла. Ферро нажал на тормоз, и преследователи пролетели мимо. Сержант почувствовал, как из уха и из щеки льется кровь, повернуть голову он не мог…

— Остановись! — приказал Трухильо. — Я ранен… Надо… отстреливаться…

Здесь, у конца автострады, перед ними были уже две машины: та, что их обогнала, и другая, стоящая поперек шоссе и преграждающая дорогу. Когда Ферро все-таки повернулся к генералиссимусу, он увидел сквозь дыру в заднем стекле приближающуюся третью пару фар. Похоже, они в кольце!

— Я поворачиваю! — заорал он в панике. — Машина в порядке, может, мы уйдем!

— Нет, нет… — Трухильо прижался к правой задней дверце. — Выйдем, будем отстреливаться. Уйти нам не дадут… — Он открыл дверь, хотя машина еще катила.

Это заставило Ферро остановиться. Он нажал на тормоз мягко, чтобы шеф не выпал из машины от резкой остановки. В глубине души сержант надеялся, что в третьей машине сидят люди из секретной службы «сигуридад». Он остановился в световом пятне фар машины, из которой стреляли. Сейчас она стояла боком к ним, развернувшись по осевой. Двойные фары ослепили его: дать по ним очередь из автомата не пришло ему в голову.

Снова послышались выстрелы.

Одни пули пролетели мимо них, шипя, словно кто-то разрывал шелк, другие с шумом вгрызались в металл машины. Трухильо все-таки вышел, начал стрелять из автомата, а сержант остался в машине под защитой двигателя. Вспышкам выстрелов из машины и из тьмы за автострадой не было конца. Ферро заметил, что при всем при этом движение машин, идущих в город, не прекращалось. Зато из столицы — ни одной машины, как будто третий автомобиль, который он сейчас не видел, вымел всю автостраду.

Ветровое стекло давно было разбито выстрелами почти в упор. Ферро просунул в одну из дыр автоматическую винтовку и нажал на курок. Пока он расстрелял все тридцать патронов, его несколько раз ранило в голову и плечо. Кровь заливала ему глаза, но он взял вторую винтовку, «кристобаль», поставил ее на постоянный огонь и стрелял, пока патроны не кончились и в ней. Взял 9-миллиметровый «люгер», лежавший на всякий случай между сиденьями, и выполз из машины. Отовсюду доносились хлопки выстрелов, пули хлестали по машине, вырывая из нее куски металла, со звоном разлеталось стекло. Ферро стрелял, перезаряжал, стрелял снова. Дрожа всем телом, пополз вокруг машины, из шин которой с шипением выходил последний воздух, и тут, возле багажника, увидел тело шефа. Тот лежал без движения в желтоватом свете фар — белая бесформенная груда, отбрасывающая длинную тень, огромный сверток, обернутый порванной белой материей и брошенный на асфальт.

При виде убитого шефа у Ферро словно отняли всю его волю: он бросил оружие и, спотыкаясь и падая, потащился среди свистящих вокруг пуль (поразительно, но больше ни одна его не задела) к стенке высотой в метр, тянувшейся вдоль всей автострады…»

В заключение отмечу, что позднее на теле Трухильо было обнаружено пятьдесят три раны, многие из которых были смертельны. А вот телохранитель диктатора сержант Ферро остался в живых и вскоре эмигрировал в Пуэрто-Рико. Там он и рассказал журналистам о деталях покушения. Отмечу также, что за пятьдесят лет до этого похожий случай произошел с телохранителем диктатора Доминиканской Республики Касераса, который спасся от пуль убийц.

Семнадцатого сентября 1961 года в Конго, в двенадцати километрах от города Ндолы, потерпел катастрофу самолет, в котором находились Генеральный секретарь ООН Даг Яльмар Хаммаршельд и еще пятнадцать человек сопровождавших его лиц. Все они погибли.

В Африку Генсек ООН прибыл для того, чтобы на месте решить проблему воссоединения провинций Конго в единое государство. Как писал в своей книге «Тайна гибели Хаммаршельда» В. Лесиовский: «Единого Конго не было. Провинция Катонга оставалась независимой, но была под полным контролем Бельгии. Провинция Касан управлялась марионеткой Бельгии Калонджи. Провинция Ориенталь находилась под контролем сторонников Лумумбы. Они не стремились к расколу, но их не признавали в Леопольдвиле. Центральная часть Конго вокруг Леопольдвиля была в руках вооруженных сил ООН. Единого законного правительства Конго не существовало. В каждом из четырех регионов были свои правительства со своими армиями».

Чтобы урегулировать эту сложную ситуацию в Конго, и вылетел Хаммаршельд. Целью его было создание правительства прочной прозападной ориентации. В Африку он прибыл 13 сентября. А ночью 17-го разбился под Ндолой. В книге все того же В. Лесиовского об этом написано так:

«В 16 часов 51 минуту местного времени самолет взлетел и взял курс на юго-восток.

Можно утверждать, что весь полет «Альбертины» от Леопольдвиля до окрестностей Ндолы проходил нормально и в полном соответствии с намеченным, хотя и не зафиксированным официально планом. Четыре часа и сорок одну минуту самолет Хаммаршельда хранил радиомолчание. В 20.02 по Гринвичу «Альбертина» связалась с центром полетов в столице Родезии Солсбери и запросила время прибытия самолета Лансдауна в Ндолу. Через полчаса она указала свое положение над южной частью озера Танганьика и сообщила расчетное время прибытия в Ндолу — 00 часов 35 минут местного времени (на два часа вперед от времени Гринвича). Центр в Солсбери информировал «Альбертину», что Лансдаун только что, то есть в 22 часа 35 минут местного времени, прибыл в Ндолу. После этого «Альбертина» вступила в прямую радиосвязь с Ндолой. В 00 часов 10 минут «Альбертина» информировала вышку в Ндоле, что видит огни аэродрома, и запросила высоту снижения. Вышка Ндолы ответила, что высота захода на посадку — две тысячи метров, и «Альбертина» подтвердила получение сигнала. Это якобы был последний радиосигнал от «Альбертины».

Примерно в 00 часов 10 минут «Альбертина» прошла на заданной высоте над аэродромом в прямой видимости вышки аэропорта по нормальному курсу захода на посадку. Ей оставался один поворот для прямого выхода на посадочную полосу. Диспетчер аэродромной вышки в Ндоле видел снижающийся самолет Хаммаршельда.

Катастрофа произошла в 00 часов 11 минут — 00 часов 13 минут местного времени в двенадцати километрах по прямой линии от взлетной полосы аэродрома, когда самолет Хаммаршельда делал последний поворот на посадку. Самолет упал на склоне холма, обращенном к аэродрому, на высоте 60 метров над уровнем взлетной полосы и загорелся при ударе».

Буквально сразу после гибели Генсека ООН мировые газеты обрушили на читателей град всевозможных версий этого происшествия. Заголовки статей буквально кричали: «Диверсия воздушных пиратов против ООН!», «Самоубийство Генерального секретаря?!». На основе этого было выдвинуто три основные версии трагедии.

Первая склонялась к тому, что самолет потерпел аварию из-за ошибки пилота. Эта версия была самой удобной и со временем ее приняли многие в ООН.

Вторая версия говорила о диверсии — или прямом нападении на самолет воздушных пиратов, или обстреле с земли либо воздуха.

Третья версия сводила дело к тому, что Хаммаршельд таким образом покончил жизнь самоубийством. Весьма своеобразный, надо сказать, способ уйти в мир иной и не только самому, но и с группой ничего не подозревающих товарищей.

Между тем английская колониальная администрация Родезии (на территории которой и произошла трагедия) приняла все меры к тому, чтобы никого из ООН не допустить к расследованию аварии. И лишь спустя полгода после катастрофы к расследованию была допущена международная комиссия. Однако поезд уже ушел, и следствие так ни до чего и не докопалось. К тому времени и шумиха в прессе вокруг этой трагедии окончательно утихла, и дело было благополучно списано в архив.

 

Неуязвимый де Голль

 

В том же 1961 году во Франции началась настоящая «охота» (другого слова не подобрать) на президента страны Шарля де Голля. «Охоту» на президента объявили члены так называемой «Секретной вооруженной организации» (ОАС), во главе которой стоял генерал Сален. Чем же не угодил глава республики оасовцам?

Шарль де Голль стал премьер-министром в июне 1958 года. Боевой генерал, основатель патриотического движения «Свободная Франция» в годы второй мировой войны, де Голль был именно тем человеком, прихода которого к власти ждала буквально вся Франция. Покончив с продажной и нерешительной Четвертой республикой, он основал Пятую, разработал и принял новую конституцию. Однако настоящим «камнем преткновения» в его политике был Алжир. Будучи с 1830 года французской колонией, эта североафриканская страна вот уже несколько десятилетий боролась за свою независимость. С 1954 года в Алжире началась национальноосвободительная война.

Придя к власти в 1958 году, Шарль де Голль во всеуслышание заявил, что Алжир не отдаст, что он всегда будет французским. Однако уже через год, а точнее, 16 сентября 1959 года, де Голль торжественно признает право алжирского населения на самоопределение. В январе 1960 года в Алжире вспыхивает мятеж антиголлистов, который продлился всего неделю и был подавлен. Четырнадцатого ноября 1960 года на заседании совета министров де Голль объявил о своем решении вынести алжирский вопрос на референдум, который назначил на 8 января 1961 года. И вскоре на этом референдуме 75 процентов голосовавших ответили де Голлю «да».

Между тем противники президента не сидели сложа руки. В марте 1961 года в Швейцарии состоялся съезд военных и гражданских ультра, которые учредили «Секретную вооруженную организацию» (ОАС). Методом борьбы с голлистами они избрали террор, который вскоре буквально захлестнул как Алжир, так и Францию. В сентябре 1961 года было совершено и первое покушение на Шарля де Голля. Поначалу считали, что авторами его были оасовцы. Но значительно позднее выяснилось, что помимо ОАС в стране действовала еще одна антиголлистская организация, строго законспирированная и состоявшая из высокопоставленных военных и гражданских деятелей, сенаторов, депутатов, которые до определенного момента поддерживали президента, но затем решили его убрать.

Покушение состоялось 8 сентября в двадцати километрах от Парижа по дороге в Коломбэ, около Пон-сюрСен и было весьма неплохо подготовлено. Для его осуществления на обочину дороги террористы привезли груду песка, в который и спрятали бомбу, содержащую в себе сорок пять килограммов взрывчатки. Если бы эта бомба взорвалась, воронка от взрыва была бы диаметром в сто метров. Естественно, что все, кто мог оказаться рядом с этой грудой песка, взлетел бы на воздух. Однако мощного взрыва тогда не произошло. Когда в десять часов вечера мимо груды песка проезжал президентский кортеж, произошел всего лишь легкий взрыв, в результате которого никто не пострадал. Как говорили потом сведущие люди, этот безобидный взрыв подстроила сама служба безопасности президента. Разоблачив заговорщиков, охрана изъяла мощную бомбу и вместо нее подложила в песок свою. Зачем? Высказывались догадки, что неудачное покушение могло оказаться выгодным де Голлю по политическим мотивам.

Между тем первая неудача не обескуражила врагов президента. Даже наоборот, она подстегнула их к новым попыткам свести с ним скорые счеты. Двадцать второго августа 1962 года было совершено одно из самых громких покушений на Шарля де Голля. В самом лучшем романе, который когда-либо повествовал о наемном убийце, в романе Фредерика Форсайта «День Шакала», об этом покушении рассказано следующее:

«В семь часов сорок пять минут другая группа появилась за стеклянными дверьми, приковав внимание охраны. Шарль де Голль в неизменном темно-сером двубортном костюме и черном галстуке галантно пропустил вперед мадам Ивонн де Голль и, взяв ее под руку, вместе с ней спустился по ступенькам к ожидающему «ситроену». Они сели на заднее сиденье: мадам де Голль — слева, президент — справа от нее.

Их зять, полковник Ален де Буасье, тогда начальник штаба танковых и кавалерийских соединений французской армии, проверил, надежно ли закрыты задние дверцы, и занял свое место рядом с Марру.

Двое мужчин, сопровождавших президента и его супругу, направились ко второму лимузину. Анри Джудер, телохранитель де Голля, сел рядом с шофером, поправил кобуру с тяжелым пистолетом, закрепленную под левой подмышкой. Второй мужчина, комиссар Дюкре, начальник службы безопасности президента, сказал пару слов охранникам и, убедившись, что все в порядке, залез на заднее сиденье. Один.

Два мотоциклиста в белых шлемах завели двигатели и вырулили к воротам. Их разделяло не более четырех метров. «Ситроены» описали полукруг и выстроились в затылок друг другу за мотоциклами. Часы показывали семь пятьдесят.

Снова распахнулись железные ворота, и маленький кортеж мимо стоящих навытяжку гвардейцев выкатился на Фобур Сен-Оноре, а затем на проспект Мариньи. Молодой человек в белом защитном шлеме, сидящий на мотоцикле в тени каштанов, подождал, пока кортеж проследует мимо, и устремился следом. Регулировщики не получали никаких указаний относительно времени отъезда президента из дворца, движение транспорта было таким же, как в любой другой день, и о приближении кортежа полицейские узнавали по вою мотоциклетных сирен, едва успевая перекрывать движение на перекрестках.

На утопающем в тени проспекте кортеж набрал скорость и вырвался на залитую солнцем площадь Клемансо, направляясь к мосту Александра III. Мотоциклист следовал тем же путем. За мостом Марру выехал на проспект генерала Галлиени и далее на бульвар Инвалидов. Мотоциклист получил нужную ему информацию: генерал де Голль покидает город. На пересечении бульвара Инвалидов и улицы Варен он сбросил скорость и остановился у кафе на углу. Войдя в зал, он достал из кармана металлический жетон и направился к телефону-автомату.

Подполковник Жан-Мари Бастьен-Тири ждал звонка в баре на окраине Медона. Он работал в министерстве авиации, был женат, имел троих детей. Под обликом респектабельного чиновника и примерного семьянина подполковник скрывал жгучую ненависть к Шарлю де

Голлю, который, по его мнению, предал Францию, и к тем, кто в 1958 году вернул старого генерала к власти, уступив Алжир местным националистам…

Он потягивал пиво, когда зазвонил телефон. Бармен пододвинул к нему телефонный аппарат, а сам отошел к телевизору на другом конце стойки. Бастьен-Тири послушал несколько секунд, пробормотал: «Очень хорошо, благодарю вас» и положил трубку. За пиво он заплатил заранее. Не спеша вышел из бара на тротуар, вытащил сложенную в несколько раз газету и дважды развернул ее.

На другой стороне улицы молодая женщина опустила тюлевую занавеску в квартире на первом этаже и повернулась к дюжине мужчин, рассевшихся по стульям и кушеткам:

— Маршрут номер два.

Пятеро юношей, новички, нервно вскочили. Семеро остальных, возрастом постарше, держались спокойнее. Командовал ими лейтенант Ален Бургене де ла Токне, помощник Бастьена-Тири, придерживавшийся крайне правых взглядов, выходец из семьи дворян-землевладельцев, тридцать пять лет, женат, двое детей…

По знаку де ла Токне мужчины через дверь черного хода вышли в переулок, где стояло шесть автомобилей, украденных или нанятых. До восьми часов оставалось пять минут.

Бастьен-Тири готовил покушение много дней, замеряя углы стрельбы, скорость движения автомобилей и расстояние до них, огневую мощь, достаточную для того, чтобы остановить машины. Местом для засады он выбрал прямой участок проспекта де ла Либерасьон, у пересечения главных дорог в предместье Парижа Пети-Кламар. По плану первая группа снайперов начинала стрелять по машине президента, когда та находилась в двухстах ярдах от них. Укрытием им служил стоящий на обочине трейлер.

По расчету Бастьена-Тири, сто пятьдесят пуль должны были прошить первую машину в тот момент, когда она поравняется со снайперами, лежащими за фургоном. После остановки президентского лимузина из боковой улицы должна выехать вторая группа боевиков, чтобы в упор расстрелять агентов службы безопасности, ехавших во второй машине кортежа. Отход обеих групп должен

Оыл осуществляться на трех автомобилях, ждущих на другой улице.

На самого Бастьена-Тири, тринадцатого участника операции, возлагалась задача подать сигнал о приближении президентского кортежа. В восемь часов пять минут обе группы заняли исходные позиции. В сотне ярдов от трейлера Бастьен-Тири расхаживал на автобусной остановке все с той же газетой в руке, взмах последней служил сигналом для Сержа Бернье, командира группы снайперов, стоящего у трейлера. Те должны были открыть огонь по его приказу. Бургене де ла Токне сидел за рулем автомобиля, призванного отсечь вторую машину кортежа. Ватин Хромоногий, устроившись рядом, сжимал в руках ручной пулемет.

Когда щелкали предохранители винтовок у ПетиКламара, кортеж генерала де Голля вырвался из интенсивного транспортного потока центра Парижа на более свободные проспекты окраины. Скорость машин достигла шестидесяти миль в час.

Увидев, что дорога впереди пуста, Франсуа Марру взглянул на часы и, спиной чувствуя нетерпение генерала, еще сильнее надавил на педаль газа. Оба мотоциклиста переместились в хвост кортежа. Де Голль не любил мерцания маячков. В таком порядке в восемь часов семнадцать минут кортеж въехал на проспект Дивизии Jleклерка.

А в миле от них Бастьен-Тири пожинал плоды допущенного им серьезного просчета, о сути которого он узнал от полиции лишь шесть месяцев спустя. Готовя покушение, он воспользовался календарем, в котором указывалось, что 22 августа сумерки падали в 8.35, то есть кортеж де Голля появился бы в Пети-Кламар значительно раньше этого времени, даже с учетом задержки, как и произошло на самом деле. Но подполковник ВВС взял календарь 1961 года. Двадцать второго августа 1962 года сумерки упали в 8.10. Эти двадцать пять минут оказались решающими в истории Франции. В 8.18 Бастьен-Тири заметил кортеж, мчащийся по проспекту де ла Либерасьон со скоростью семьдесят миль в час, и отчаянно замахал газетой.

На другой стороне дороги, на сотню ярдов ближе к перекрестку, сквозь сгущающиеся сумерки Бернье вглядывался в едва различимую фигуру на автобусной остановке.

— Подполковник уже махнул газетой? — задал он риторический вопрос.

Слова едва успели слететь с его губ, как президентский кортеж поравнялся с автобусной остановкой.

— Огонь! — заорал Бернье.

Они начали стрелять, когда первый лимузин поравнялся с трейлером и помчался дальше. Двенадцать пуль попали в машину лишь благодаря меткости стрелков. Две из них угодили в колеса, и, хотя шины были самозаклеивающимися, внезапное падение давления привело к тому, что машина пошла юзом. Вот тут Франсуа Марру спас жизнь де Голлю.

Если признанный снайпер экс-легионер Варга стрелял по колесам, то остальные — по удаляющемуся заднему стеклу. Несколько пуль засело в багажнике, одна разбила заднее стекло, пролетев в двух-трех дюймах от головы президента. Сидевший впереди полковник де Буасье обернулся и крикнул тестю и теще: «Головы вниз!» Мадам де Голль легла головой на колени мужа. Генерал холодно бросил: «Что, опять?» — и повернулся, чтобы посмотреть, что делается позади.

Марру, плавно сбрасывая скорость, выровнял машину, затем вновь вдавил в пол педаль газа. «Ситроен» рванулся к пересечению с проспектом дю Буа, на котором притаилась вторая группа боевиков ОАС. Лимузин с охранниками, целый и невредимый, не отставал от машины президента.

Учитывая скорость приближающихся автомобилей, Бургене де ла Токне, ждущий на проспекте дю Буа в машине с работающим двигателем, мог выбрать один из двух вариантов: выехать перед ними и погибнуть в неизбежном столкновении или появиться на дороге на полсекунды позже. Де ла Токне предпочел остаться в живых. «Ситроен» президента успел проскочить вперед, и машина оасовцев оказалась рядом с автомобилем охраны. Высунувшись по пояс из окна, Ватин опорожнил магазин ручного пулемета в заднее окно удаляющегося «ситроена», сквозь разбитое стекло которого виднелся характерный профиль генерала де Голля.

— Почему эти идиоты не отстреливаются? — проворчал генерал.

Джудер пытался выстрелить в Ватина, их разделяло не более десяти футов, но ему мешал водитель. Дюкре крикнул, чтобы тот не отставал от президентского лимузина, и через минуту машина оасовцев осталась позади. Оба мотоциклиста, вылетевшие на обочину после внезапного появления де ла Токне, также догнали лимузины. И кортеж в полном составе продолжил путь к базе французских ВВС Виллакоблу.

У оасовцев не было времени выяснять отношения. Бросив машины, использованные в операции, они расселись по трем автомобилям, предназначенным для отхода, и растворились во все более сгущающихся сумерках».

После этого покушения французская полиция устроила крупнейшую облаву в истории страны. По следам террористов устремилась служба безопасности СДЭКЭ, в сферу деятельности которой входили разведывательная деятельность за пределами Франции и контрразведка на своей территории. Из семи отделов этой службы деятельностью ОАС непосредственно занимался Пятый отдел, носивший название — Отдел Противодействия. Штабквартира этого отдела размещалась в квартале неподалеку от бульвара Мортье, ближе к Порт де Милья, северозападному предместью Парижа. В штат отдела в основном входили молодые, физически крепкие люди, которые проходили подготовку в специальном тренировочном лагере в Сатори. Там их учили стрельбе, рукопашному бою, радиосвязи, обращению с взрывными устройствами и многому другому. Помимо искусства выживать в экстремальных условиях, их обучали и умению профессионально убивать. Поэтому, когда кто-нибудь из оасовцев внезапно исчезал или умирал от несчастного случая, сведущие люди прекрасно понимали, чьих рук это дело. «Питомцы Сатори» были так же безжалостны к своим противникам, как последние к ним. На их стороне была вся мощь государства и негласная поддержка уголовного мира страны. Сотни бандитов тайно работали на Пятый отдел, выдавая местонахождение членов ОАС. В результате всего этого уже осенью 1962 года большинство участников покушения 22 августа были арестованы.

Двадцать второго февраля 1994 года в газете «Известия» была опубликована заметка корреспондента «Ассошиэйтед пресс» Кристофера Бернса под заголовком: «Шакал умер в Парагвае». В ней сообщалось: «В Парагвае в возрасте 71 года умер Жорж Ватен, пытавшийся убить президента Франции генерала Шарля де Голля. Эта история легла в основу изданного во всем мире романа Фредерика Форсайта «День Шакала». В 1963 году Ватен был заочно приговорен к смертной казни.

Жорж Ватен сражался против алжирцев, требовавших независимости, и возненавидел генерала де Голля, который в 1962 году согласился на самостоятельность Алжира. Он возглавлял одну из групп ОАС, организации французских офицеров, не примирившихся с решением де Голля. В 1961 году ОАС пыталась устроить государственный переворот. Двадцать второго августа 1962 года Ватен (у Форсайта он — Ватин Хромоногий. — Ф. Р.) и девять членов его группы обстреляли автомобиль президента. Де Голль не пострадал.

В 1990 году Ватен рассказал журналистам, что по первоначальному плану де Голля хотели похитить, передать в руки военного трибунала и только затем казнить. Но автомобиль появился раньше, чем заговорщики были готовы, и они стали стрелять.

Ватен бежал в Швейцарию. Полиция его арестовала, но не выдала Франции, потому что по закону Швейцария не выдает преступника, если ему грозит смертная казнь. Его выслали в Испанию, затем он уехал в Латинскую Америку».

Однако вернемся во Францию 62-го года.

Оперативный штаб ОАС теперь возглавил полковник Антуан Арго. В свое время он служил лейтенантом у де Голля в «Свободной Франции» и храбро сражался с нацистами за свободу своей родины. Но теперь нацистов не было, и главным врагом Арго избрал для себя своего бывшего командира и его сторонников. В недрах ОАС готовилось новое покушение на президента Франции.

Это покушение должно было состояться 15 февраля 1963 года у главного входа в военную академию, что на Марсовом поле в Париже. В тот день предполагалось выступление Шарля де Голля в академии, и в тот момент, когда он должен был подойти к парадным дверям, террорист Жорж Ватен собирался выстрелить в него с крыши одного из корпусов академии. Заговор раскрыли, можно сказать, случайно. Чтобы провести Ватена на территорию академии, оасовцы заручились поддержкой одного из охранников. Однако накануне покушения он все рассказал властям. В тот же день трое организаторов заговора были арестованы.

Когда президент Франции узнал об очередном заговоре против него, он тут же вызвал к себе министра внутренних дел Фрея и внушительно произнес: «С этими покушениями мы зашли слишком далеко». После чего СДЭКЭ и ее шеф генерал Эжен Гибо получили приказ обезглавить ОАС. Этот приказ поступил 20 февраля, а уже 25 февраля в Мюнхене в отеле «Эден-Вольф» агентами Пятого отдела СДЭКЭ был арестован сам Антуан Арго. Однако до конца войны было еще далеко.

В заключение этой главы отмечу, что, несмотря на пятнадцать покушений, готовившихся и осуществленных против Шарля де Голля, он умер в своей постели в Коломбэ 9 ноября 1970 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...