Лабораторные занятия на уроке, место и значение их в системе обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Лаб. занятия – занятия, на кот. уч-ся под руководством учителя самостоят-но изучают предметы и явления природы Хар-ные признаки лаб. занятий: 1. проводят в классе (кабинете) биологии в спец. отвед. время 2. Объекты изучения даются уч-ся для непосредств-го чувственного восприятия и детального изучения 3. Уч-ся изучают полученные объекты на основе устного или письменного задания учителя Учебно-воспитат. значение л/р: 1. Загружают детей работой 2. Развивают наблюдательность 3. Обеспеч. полное представление об объектах, т.к. в восприятии прин. участие различ. органы чувств 4. Представление прочно удерживаются в памяти Л/р учат приобретать знания самостоят-но. В процессе занятий уч-ся приобр. практич. умения Этапы проведения л/р 1. Восстановл. в памяти знаний имеющих связь с содержанием предыдущих занятий 2. Постановка задачи л/р Цель записывается в тетрадь уч-ся, т.к. она определяет направление физич. и мыслит-й деят-ти уч-ся и облегчает формулировку вывода 3. Обеспечить ТБ 4. Выполнение работы с уч-ся 5. Оказание учителем помощи уч-ся, допускающим ошибки, или затудняющимся при вып. задания 6. Фиксир-е уч-ся в тетради рез-тов наблюдений виде записей, схем, рисунков (проводится одноврем. с работой или после) 7. Заключит. беседа, кот. подведет детей к выводу 8. Вывод Самостоят. работа уч-ся может проводится индивидуально или группами (2-4 чел.) Индивид-я работа лучше обеспеч. развитие навыков самостоят-й работы, групповая чаще вызвана недостатком оборудования. Есть 3 способа проведения л/р: 1. Фронтальный (по указаниям учителя) 2. По заданиям (карточки или инструкции) 3. Комбинировано (трудная часть с учителем) На занятиях 1 вида учитель не дает полного задания, а разбивает его на отдельные части и уч-ся выполн. их под руководством учителя
Учитель следит за выполнением каждого задания, не давая следующее задание пока уч-ся не выполнят пердидущее Преимущ-ва – легко руководить и поддерживать дисциплину Недостаток – мало простора для самостоят-й работы уч-ся, все отдельные операции выполняются по команде учителя Такие л/р проводятся при отсутствии у учащихся опыта и навыков самост. работы Л/р по карточкам и инструкциям толичабтся тем, что задание дается полностью, и уч-ся вып. его самостоят. Преим-ва – больше условий для самост. работы; Недостаток – больше затруднений у детей, трудно поддерживать дисциплину Л/р могут носить эксперимент., исследовательский или репродуктивный хар-р При исследов-ком хар-ре работы учитель ставит перед уч-ся исследоват-ю задачу, уч-ся ее обдумывают и высказывают предположения о способах решения ==> составляется план работы, проводится инструктаж, но не сообщаются результаты. При решении поставленной задачи, уч-ся не только осущ-ют практич. действия, но и анализируют, сранивают, делают выводы, они приобретают навыки самост. элементарных исследований жизни живых орг-мов. На л/р репродуктивного хар-ра учитель не ставит исследоват-ю задачу, а сам объясняет материал. Затем уч-ся вып-ют опред. работу, получают рез-ты и убеждаются в правдивости. На таких л/р познават-й интерес и мыслит. деят-ть уч-ся стимулируются слабее Несмотря на преим-во исследоват-х занятий многим следует придавать репродуктивный хар-р, исходя из их сложности.
Вопрос № 23 Внеурочные работы как форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с программой практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. Примеры организации внеурочных работ в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке и в природе.
Внеурочные работы (ВР) – форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя (это опыты, наблюдения с последующим составлением гербариев и коллекций, подготовка опытов для демонстраций на уроке и т.д.). ВР являются как бы продолжением и укреплением основной формы преподавания – урока. Внеурочные работы выполняются: · в кабинете биологии, · в уголке живой природы, · в природе, · на учебно-опытном участке. Причины: многие длительные биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки учебного расписания, отсутствие необходимого числа приборов и оборудования, большое количество учащихся в классе и др. ВР летние на школьном участке проводятся как для закрепления знаний, полученных за год, так и для подготовки опытных данных для уроков в следующем классе. ВР организуются с таким расчётом, чтобы в течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение ставятся отметки. ВР иногда бывают предварительного характера, т.е. даются на уроках за несколько дней, недель и даже месяцев до изучения вопроса в классе (опыты с животными требуют более длительного проведения, нежели с растениями). При длительных ВР учитель систематически наблюдает за их ходом, оказывает помощь, контролирует добросовестное выполнение заданий. Благодаря этому учитель может демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, а не только конечные результаты, включать в объяснения нового материала сообщения учащихся о проводимых ими опытах. Учитель использует также лучшие отчёты учащихся прошлых лет, что является ценным в воспитательном отношении. Внеурочные работы в кабинете и в уголке живой природы. Выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и ранней весной (в другое время года они проводятся на учебно-опытном участке). Особенно широкое применение они находят в преподавании ботаники. ВР могут быть даны по каждой теме программы (наблюдение за набуханием семян при прорастании, определение процента всхожести семян, образование крахмала в листьях, выделение кислорода листьями, опыты по вегетативному размножению, выращивание бактерий в разных условиях, наблюдения биологических особенностей покрытосеменных на растениях из уголка живой природы и т.п.).
Внеурочные работы проводят и по зоологии (разведений и изучение под микроскопом простейших, наблюдение за гидрами, дождевыми червями, моллюсками, членистоногими и их реакциями на раздражения и т.п.). ВР по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека проводятся реже. Они представлены обычно тремя видами работ: 1) выработка условных рефлексов у животных и постановка эколого-физиологических опытов (влияние температуры, света, пищи, гормонов на организм животного); 2) подсчёт пульса, измерение кровяного давления у человека, приобретение и совершенствование простейших медицинских навыков (оказание первой медицинской помощи) – часто под руководством врача; 3) работы с микроскопом (рассмотрение, определение и изготовление препаратов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|