Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторные занятия на уроке, место и значение их в системе обучения




Лаб. занятия – занятия, на кот. уч-ся под руководством учителя самостоят-но изучают предметы и явления природы

Хар-ные признаки лаб. занятий:

1. проводят в классе (кабинете) биологии в спец. отвед. время

2. Объекты изучения даются уч-ся для непосредств-го чувственного восприятия и детального изучения

3. Уч-ся изучают полученные объекты на основе устного или письменного задания учителя

Учебно-воспитат. значение л/р:

1. Загружают детей работой

2. Развивают наблюдательность

3. Обеспеч. полное представление об объектах, т.к. в восприятии прин. участие различ. органы чувств

4. Представление прочно удерживаются в памяти

Л/р учат приобретать знания самостоят-но. В процессе занятий уч-ся приобр. практич. умения

Этапы проведения л/р

1. Восстановл. в памяти знаний имеющих связь с содержанием предыдущих занятий

2. Постановка задачи л/р

Цель записывается в тетрадь уч-ся, т.к. она определяет направление физич. и мыслит-й деят-ти уч-ся и облегчает формулировку вывода

3. Обеспечить ТБ

4. Выполнение работы с уч-ся

5. Оказание учителем помощи уч-ся, допускающим ошибки, или затудняющимся при вып. задания

6. Фиксир-е уч-ся в тетради рез-тов наблюдений виде записей, схем, рисунков (проводится одноврем. с работой или после)

7. Заключит. беседа, кот. подведет детей к выводу

8. Вывод

Самостоят. работа уч-ся может проводится индивидуально или группами (2-4 чел.)

Индивид-я работа лучше обеспеч. развитие навыков самостоят-й работы, групповая чаще вызвана недостатком оборудования.

Есть 3 способа проведения л/р:

1. Фронтальный (по указаниям учителя)

2. По заданиям (карточки или инструкции)

3. Комбинировано (трудная часть с учителем)

На занятиях 1 вида учитель не дает полного задания, а разбивает его на отдельные части и уч-ся выполн. их под руководством учителя

Учитель следит за выполнением каждого задания, не давая следующее задание пока уч-ся не выполнят пердидущее

Преимущ-ва – легко руководить и поддерживать дисциплину

Недостаток – мало простора для самостоят-й работы уч-ся, все отдельные операции выполняются по команде учителя

Такие л/р проводятся при отсутствии у учащихся опыта и навыков самост. работы

Л/р по карточкам и инструкциям толичабтся тем, что задание дается полностью, и уч-ся вып. его самостоят.

Преим-ва – больше условий для самост. работы; Недостаток – больше затруднений у детей, трудно поддерживать дисциплину

Л/р могут носить эксперимент., исследовательский или репродуктивный хар-р

При исследов-ком хар-ре работы учитель ставит перед уч-ся исследоват-ю задачу, уч-ся ее обдумывают и высказывают предположения о способах решения ==> составляется план работы, проводится инструктаж, но не сообщаются результаты.

При решении поставленной задачи, уч-ся не только осущ-ют практич. действия, но и анализируют, сранивают, делают выводы, они приобретают навыки самост. элементарных исследований жизни живых орг-мов.

На л/р репродуктивного хар-ра учитель не ставит исследоват-ю задачу, а сам объясняет материал.

Затем уч-ся вып-ют опред. работу, получают рез-ты и убеждаются в правдивости.

На таких л/р познават-й интерес и мыслит. деят-ть уч-ся стимулируются слабее

Несмотря на преим-во исследоват-х занятий многим следует придавать репродуктивный хар-р, исходя из их сложности.


 

Вопрос № 23

Внеурочные работы как форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с программой практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. Примеры организации внеурочных работ в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке и в природе.

Внеурочные работы (ВР) – форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя (это опыты, наблюдения с последующим составлением гербариев и коллекций, подготовка опытов для демонстраций на уроке и т.д.). ВР являются как бы продолжением и укреплением основной формы преподавания – урока.

Внеурочные работы выполняются:

· в кабинете биологии,

· в уголке живой природы,

· в природе,

· на учебно-опытном участке.

Причины: многие длительные биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки учебного расписания, отсутствие необходимого числа приборов и оборудования, большое количество учащихся в классе и др. ВР летние на школьном участке проводятся как для закрепления знаний, полученных за год, так и для подготовки опытных данных для уроков в следующем классе.

ВР организуются с таким расчётом, чтобы в течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение ставятся отметки.

ВР иногда бывают предварительного характера, т.е. даются на уроках за несколько дней, недель и даже месяцев до изучения вопроса в классе (опыты с животными требуют более длительного проведения, нежели с растениями).

При длительных ВР учитель систематически наблюдает за их ходом, оказывает помощь, контролирует добросовестное выполнение заданий. Благодаря этому учитель может демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, а не только конечные результаты, включать в объяснения нового материала сообщения учащихся о проводимых ими опытах. Учитель использует также лучшие отчёты учащихся прошлых лет, что является ценным в воспитательном отношении.

Внеурочные работы в кабинете и в уголке живой природы.

Выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и ранней весной (в другое время года они проводятся на учебно-опытном участке).

Особенно широкое применение они находят в преподавании ботаники. ВР могут быть даны по каждой теме программы (наблюдение за набуханием семян при прорастании, определение процента всхожести семян, образование крахмала в листьях, выделение кислорода листьями, опыты по вегетативному размножению, выращивание бактерий в разных условиях, наблюдения биологических особенностей покрытосеменных на растениях из уголка живой природы и т.п.).

Внеурочные работы проводят и по зоологии (разведений и изучение под микроскопом простейших, наблюдение за гидрами, дождевыми червями, моллюсками, членистоногими и их реакциями на раздражения и т.п.).

ВР по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека проводятся реже. Они представлены обычно тремя видами работ: 1) выработка условных рефлексов у животных и постановка эколого-физиологических опытов (влияние температуры, света, пищи, гормонов на организм животного); 2) подсчёт пульса, измерение кровяного давления у человека, приобретение и совершенствование простейших медицинских навыков (оказание первой медицинской помощи) – часто под руководством врача; 3) работы с микроскопом (рассмотрение, определение и изготовление препаратов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...