Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бесплатная юридическая помощь: современный аспект

В статье рассматриваются положения Фе дерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324ФЗ «О бесплатной юридической по мощи в Российской Федерации». Автор рассматривает положения данного феде рального закона применительно к суще Александр Александрович Козлов — аспирант Новгородского государственного уни верситета им. Ярослава Мудрого. © А.А.Козлов, 2012 The article considers the provisions of the Federal Law of November 21, 2011 N 324 — “About free legal assistance in the Russian Federation” The author considers the provi sions of that federal law with regard to the existing experience of free legal assistance, Научные исследования молодых ученых № 4 (39) • 2012 79 ствующему опыту оказания бесплатной юри дической помощи, высказывает свое мнение относительно отдельных правовых норм. Данный закон заслуживает особого внима ния, поскольку его применение на практике только начинается, и он охватывает одно из важнейших конституционных прав — права на оказание юридической помощи. Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственные юридические бю ро, юридическая клиника, государственная система бесплатной юридической помощи, негосударственная система бесплатной юри дической помощи Контактные данные: 173003, Великий Нов город, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.41 21 ноября 2011 г.в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 324 — ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который стал новым, качественным шагом построения в России эффективной системы оказания юридической помощи незащищенным категориям граж дан. Конституция Российской Федерации в своей ст.2 указывает на то, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и за щита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Таким образом, упомянутый выше закон должен помогать, создавать благо приятные условия для реализации гражданами нашей страны права, указанного в ст. 48 основного закона России, — права на получение квалифицированной юридической помощи. Закон ни в коей мере не должен мешать, а тем более чи нить препятствия для реализации права на юридическую помощь. 15 января 2012 г. закон «О бесплатной юридической помощи» вступил в силу. В настоящей статье попытаемся проанализировать данный закон и спрогнозировать, как он повлияет на сферу оказания бесплатной юридической помощи в России. Основными целями упомянутого выше закона являются: • создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказыва емой бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством; • создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их интересов, повышения уровня социальной защищенности, обеспечение их доступа к правосудию; • формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее государственная поддержка [1, ч.2, ст.1]. Для реализации данных целей закон устанавливает основные гарантии реа лизации права на получение бесплатной юридической помощи и определяет организационно-правовые основы формирования государственной и негосудар ственной систем бесплатной юридической помощи [Там же, ч.1, ст.1]. Негосударственной системе бесплатной юридической помощи в законе по священа всего лишь одна глава — глава 4. К указанной системе относятся юри дические клиники, создаваемые при высших образовательных учреждениях, и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. gives his opinion on certain legal norms. This law deserves special attention because of its application in practice is just begin ning, and it covers one of the most important constitutional rights — the right to legal assistance. Keywords: free legal assistance, State law offices, legal clinic, the state system of legal assistance, non-government system of legal assistance Contacts: Bol’shaya Sankt-Peterburgskaya Str.41, Velikiy Novgorod, 173003, Russian Federation А.А. Козлов Ученые записки... 80 Проанализируем правовое положение данных субъектов по настоящему за кону. Позитивной чертой настоящего закона является то, что в нем впервые на уровне закона получили правовое регламентирование юридические клиники. Юри дическая клиника, безусловно, по своей сути, является уникальным институтом. С одной стороны, она оказывает бесплатную юридическую помощь населению, с другой стороны, дает студентам-юристам уникальный практический опыт: в кли никах будущие юристы учатся и коммуникации и умению составлять документы правового характера, представлять интересы клиентов в судах, государственных органах и др. [2, ст.4]. Несмотря на важность студенческой работы во имя общественного блага, закон «О бесплатной юридической помощи» хотя бы и регламентировал деятельность юридических клиник, но сделал это отчасти, не до конца. Неурегулированным остался вопрос о финансировании клиник, о какой-либо финансовой поддержке со стороны государства. Получается, что государство, даруя право высшим учебным заведениям право создавать на своей базе центры правовой помощи, никакими гарантиями это не подкрепляет. По нашему мнению, спорным является и тот аспект, что порядок создания и порядок деятельности юридических клиник определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государствен ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1, ч.3, ст.23]. С одной стороны, это положение закона сможет обеспечить единую практику в сфере деятельности юридических клиник на территории России; с другой сто роны, это может привести к коренному перестраиванию всей работы клиник. В некоторых субъектах РФ юридические клиники были созданы еще до приня тия рассматриваемого закона (так, например, юридическая клиника Новгородского государственного университета была создана в 1998 г.) [3, c.8], у таких клиник уже есть сложившаяся практика, и закон, в любом случае, на нее повлияет. От метим, что государственную политику и нормативно-правовое регулирование в указанной сфере логичнее было бы передать Министерству Юстиции РФ и его территориальным органам, поскольку юридические клиники хотя и созданы как образовательные проекты, но главной своей целью имеют оказание помощи бес платной малоимущим гражданам. В качестве еще одного аргумента в пользу высказанного выше тезиса можно привести то, что Минюст сможет консолидировать всю систему оказания бесплат ной юридической помощи: как государственную, так и негосударственную. На местах территориальные органы смогли бы более эффективно помогать клиникам в вопросах повседневной деятельности, во взаимодействии с другими субъектами оказания юридической помощи, координации их работы. Отметим, что на сегодняшний момент население России в подавляющем боль шинстве остается неинформированным о том, кто и в каком порядке оказывает бесплатную юридическую помощь. Вместе с правовой неграмотностью это создает дополнительные трудности при реализации положений ст.48 Конституции РФ. Закон «О бесплатной юридической помощи» нашел выход из этого положения: он регламентировал полномочия органов власти по правовому просвещению граждан и информированию их о порядке оказанию юридической помощи [1, ст.28]. В отличие от рассмотренных выше юридических клиник, закон более четко регламентировал негосударственные центры бесплатной юридической помощи. В частности, законодательно установлена обязанность государственных и муни ципальных органов поддерживать данные центры (ст.27 Закона). Научные исследования молодых ученых № 4 (39) • 2012 81 Создавая негосударственную систему оказания юридической помощи, за кон определил виды правовой помощи, оказываемой в рамках данной системы. На наш взгляд, статьи закона, посвященные указанным видам, можно толковать расширенно, но здесь необходимо учитывать тот факт, чтобы органы исполнитель ной власти, реализуя положения закона, не стали бы ограничительно толковать нормы ст.23 и 24. Так как в противном случае это может отразиться на работе выше упомянутых клиник, поскольку многие из них предоставляют правовую помощь более широких видов. Также спорными, по нашему мнению, являются положения ч.1 ст.24 закона «О бесплатной юридической помощи». Согласно данной норме негосударствен ные центры могут некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими палатами субъектов, нотариусами, нотариальными палатами. Получается, что гражданин, имеющий высшее юридическое образование, не сможет создать такой центр. А как же тогда положения рассматриваемого закона, декларирующие, что негосударственная юридическая помощь оказывается на добровольных началах? Негосударственные центры бесплатной юридической помощи по своей орга низационно-правовой форме являются некоммерческими организациями, которые, в свою очередь, может создать любое дееспособное лицо [4, ч.1, ст.15]. В этом случае такая некоммерческая организация будет лишена по закону «О бесплатной юридической помощи» государственной поддержки. Самую полную регламентацию в рассматриваемом нами законе получила государственная система бесплатной юридической помощи. В ст.15 закона при веден перечень участников данной системы. К ним относятся: • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреж дения; • органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреж дения; • органы управления государственных внебюджетных фондов; • государственные юридические бюро. Юридическая помощь — это осуществляемое средствами юридического ха рактера адресное невластное профессиональное и организованное содействие реализации правовых возможностей субъекта права в целях преобразования проблемной правовой ситуации и максимально благоприятного удовлетворения его индивидуальных интересов [5, c.18]. Исходя из данного определения, государственная система юридической помо щи не должна отождествляться с самим государством, это институт, созданный при государственной поддержке. Самое главное при создании государственных юридических бюро — придерживаться данного тезиса. Не секрет, что в нашей стране население, с позиций правового нигилизма, считает любое учреждение, где есть слово «государственное» органом власти и, как следствие, считает его бюрократическим, и в целом относится к нему с лег ким недоверием. Поэтому важной задачей при создании государственных юри дических бюро будет являться задача по правовому просвещению населения, по разъяснению ему сущности данных бюро. В 2006 г. в целях подготовки настоящего закона в 10 субъектах РФ (Респуб лика Карелия, Чеченская республика; Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) проходил эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро. Нормативным документом для данного эксперимента стало Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по А.А. Козлов Ученые записки... 82 созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Впоследствии этот эксперимент был продлен, и государственные юридические бюро в вышеназванных субъектах действуют до сих пор. В целом, эксперимент ока зался успешным. Так, например, в Чеченской республике только за III квартал 2012 г. бесплатная помощь была оказана 340 гражданам по вопросам трудового, жи лищного, земельного и семейного законодательства; было подготовлено 17 исковых заявлений, 6 кассационных жалоб, дано консультаций в устной форме — 294 [6]. В Самарской области за период 2006–2010 гг. за оказанием юридической помощи обратилось 26 623 гражданина, было составлено 3199 документов, дано устных консультаций 21 291, осуществлено представительство в 751 судебном за седании [7]. В Магаданской области за 6 месяцев этого года за консультациями обратилось 1835 граждан (в аналогичном периоде 2011 г. — 1688) [8]. В новом законе порядок создания государственных юридических бюро опреде лен в ст.17. Юридические бюро создаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в форме казенных учреждений. По нашему мнению, это положение закона можно подвергнуть критике. Как известно, большинство субъектов России являются дотационными ре гионами, из федерального бюджета им выделяются дополнительные денежные средства. Получается, что финансирование юридических бюро в каждом регионе может вестись по-разному. Необходимо учесть, что такой подход не будет способ ствовать единству практики юридических бюро. Логичнее было бы создать систему государственных юридических бюро, кото рые бы подчинялись головной организации, и которая бы осуществляла руковод ство бюро по общим, в том числе финансовым вопросам, а решение оперативных вопросов надо предоставить субъектам. Также в законе «О бесплатной юридической помощи» не прописаны требова ния, предъявляемые к работникам государственных юридических бюро, кроме как наличие высшего профессионального образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, по юридической специальности. Требования о стаже являются открытыми. Позитивной чертой рассматриваемого нами закона является то, что государ ственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию помощи малоимущим адвокатов, причем им прямо запрещено понуждать адвокатов к такого рода со трудничеству. Участники как государственной системы оказания юридической помощи, так и негосударственной системы в своей деятельности должны придерживаться следующих принципов, сформулированных в ст.5 закона «О бесплатной юриди ческой помощи»:

• принцип обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных ин тересов граждан; • принципы социальной справедливости, социальной ориентированности и доступности помощи;

• принцип контроля над лицами, оказывающими юридическую помощь;

• принципы объективности, беспристрастности и своевременности оказания такой помощи;

• принцип равенства доступа;

• принцип свободного выбора государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи и другие принципы. Важно отметить, что неукоснительное соблюдение приведенных принципов при реализации положений закона всеми участниками государственной и не Научные исследования молодых ученых № 4 (39) • 2012 83 государственной систем оказания бесплатной юридической помощи поможет созданию в Российской Федерации эффективной системы по оказанию помощи малоимущим гражданам.

Все участники, по нашему мнению, должны активно сотрудничать между собой, постоянно обмениваться опытом. В заключение отметим, что апробация положений данного закона на практике может привести к дальнейшему совершенствованию системы оказания бесплатной юридической помощи в России. Надеемся, что она станет поистине эффективной и полезной для граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...