Тема №2. Высота и скорость полета.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Штурманская подготовка
Вступление. Навигационными элементами полета называются величины, определяющие положение планера в пространстве, его скорость и направление его перемещения. Положение планера в пространстве характеризуется его местонахождением и высотой полета. Проекция траектории полета планера на земную поверхность называется линией пути планера. Проекция на земную поверхность точки, в которой в данный момент находится ЛА, называется местом планера. Расстояние по вертикали от планера до поверхности Земли – истинная высота полета. Навигационные элементы, определяющие перемещение планера: 1.курс; 2.воздушная скорость; 3.путевая скорость; 4.путевой угол; 5.угол сноса.
Тема №1. Курс планера.
Курс планера – это угол между северным направлением меридиана и продольной осью планера. В зависимости от меридиана, относительно которого ведут отсчет, различают курсы -истинный, -магнитный, -компасный. Си См М К Ск
Продольная ось планера
Истинный курс – это угол между северным направлением истинного меридиана и продольной осью планера. Магнитный курс – угол между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью планера. Компасный курс – угол между северным направлением компасного меридиана и продольной осью планера. Для определения и выдерживания курса в кабине ЛА установлен магнитный компас, принцип действия которого основан на использовании магнитного поля Земли.
Направление горизонтальной составляющей магнитного поля земли, по которому устанавливается магнитная стрелка, называется магнитным меридианом данного места.
Угол между географическим и магнитным меридианом называется магнитным склонением (М). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется на восток от истинного меридиана, то склонение имеет знак “+”; если на запад, то “-“.
Курсы отсчитываются по часовой стрелке от 0* до 360*. Между собой они связаны следующими соотношениями:
ИК=МК + (+ - М); МК=КК + (+- К); ИК=КК + (+- К) + (+- М).
Направление полета измеряют по карте от истинного меридиана, а для выдерживания направления пользуются магнитной стрелкой, поэтому необходимо учитывать магнитное склонение. Магнитное склонение данной точки определяется по полетной карте, на которой нанесены изогоны, т.е. линии равных магнитных склонений. В районе полетов аэродромов «Бердск-Центральный» и «Евсино» магнитное склонение +9*. Например: ИК=120*(на карте) М=+9* Необходимо определить магнитный курс. ИК=МК + (+- М); 120*=Х + (+9); Х=111*. На магнитный компас кроме магнитного поля Земли действует магнитное поле ферромагнитных деталей планера. В результате стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана. Направление по которому устанавливается магнитная стрелка компаса на планере, называется компасным меридианом. Ошибка магнитного компаса, обусловленная влиянием собственного магнитного поля Л.А, называется девиацией и обозначается К. Если северный конец стрелки отклоняется по часовой стрелке от магнитного меридиана, девиация положительная (+); если – отрицательная.
Девиация подразделяется: -постоянная (имеет одинаковое значение на любом курсе); -полукруговая (изменяет знак и величину при изменении курса от 0* до 360*, компенсируется регулировкой); -четвертная (также изменяет знак и величину при изменении курса от 0*до 360*, но не компенсируется регулировкой).
Устранение и списание девиации компаса. После устранения полукруговой девиации определяют остаточную девиацию, ее наносят на график, находящийся в кабине планера, и учитывают в полете.
Тема №2. Высота и скорость полета. Высота полета. Высотой полета (Н) называется расстояние по вертикали от планера до условного уровня, принятого за начало отсчета высоты. В зависимости от уровня, относительно которого производится измерение высоты, различают следующие высоты полета: - истинная высота – отсчитывается от уровня земной поверхности, над которой находится планер; - относительная высота – отсчитывается от некоторого условного уровня (например: аэродром вылета); - абсолютная высота – отсчитывается от уровня моря; - условная высота (Н760) – высота полета, измеренная от какого-либо условно принятого уровня, который соответствует стандартному атмосферному давлению;
Для расчета высоты необходимо учитывать принижение или превышение над аэродромом - Нрельефа (Нр). + Нр – превышение; - Нр – принижение. Нист.=Нотн. +- Нр Для безопасного полета летчику необходимо уметь определять безопасную высоту полета - минимально допустимая истинная высота, гарантирующая летательный аппарат от столкновения с земной или водной поверхностью или с препятствиями на ней.
Для полетов на планере используется барометрический высотомер Барометрический метод измерения высоты основан на изменении атмосферного давления с высотой Перед взлетом необходимо обе стрелки высотомера установить на “0” поворотом кремальеры, затем сверить показания барометрического давления на высотомере с практическим атмосферным давлением на аэродроме взлета. Расхождение на должно превышать 1,5 мм.рт.ст. Для определения безопасной высоты полета необходимо учитывать ошибки барометрических высотомеров. Они бывают трех видов: инструментальные, аэродинамические и методические.
Инструментальные ошибки (Нинстр.) вызываются недостатками конструкции прибора, неточного его изготовления, износом деталей и изменением упругих свойств чувствительного элемента. Величину инструментальной ошибки определяют на специальных установках и заносят в графики, которые находятся в кабине планера.
Приборная высота полета (Нпр.) – высота, которую показывает высотомер (т.е. высота без учета инструментальной ошибки). Для того чтобы исправить высоту на инструментальную ошибку, надо к показанию высотомера прибавить (алгебраически) инструментальную поправку, взятую из графика.
Методические ошибки возникают от несовпадения данных, принятых при расчете шкалы, с фактическим состоянием атмосферы. Есть три вида методических ошибок:
1.Барометрическая ошибка (Нбар.) – ошибка изменения атмосферного давления; возникает вследствие неучета изменения фактического давления в районе пролетаемой местности; учитывается следующим образом: перед вылетом – установкой стрелок высотомера на «0», перед посадкой – установкой на высотомере давления на аэродроме посадки;
2.Ошибка от изменения температуры воздуха (Нt*) вызвана несоответствием фактического распределения температуры воздуха с высотой стандартным значениям, принятым в расчете механизма высотомера. Эту ошибку учитывают с помощью навигационной линейки или по формуле: tо – 15* Нt*= --------------- х Нпр. Нt* прибавляют к показаниям высотомера с полученным при решении знаком.
3.Ошибка от измерения рельефа местности (Нрел.) возникает потому, что высотомер в продолжении всего полета указывает высоту не над пролетаемой местностью, а относительно уровня изобарической поверхности, атмосферное давление которой установлено на приборе. Для определения истинной высоты полета необходимо учитывать поправку на рельеф пролетаемой местности, которая определяется по формуле: Нрел. = Нрел. – Наэр., где Нрел. – превышение рельефа; Нрел. – высота посадочной площадки над уровнем моря; Наэр. – высота аэродрома взлета над уровнем моря.
При определении истинной высоты Нрел. вычитают из показаний высотомера.
Скорость полета.
Воздушной скоростью полета называют скорость планера относительно воздушной среды. Различают истинную воздушную скорость и приборную скорость. Показания указателя воздушной скорости называются приборной скоростью.
На планерах устанавливают приборы, измеряющие воздушную скорость аэродинамическим способом, т.е. посредством измерения давления скоростного напора встречного потока воздуха.
Ошибки указателя воздушной скорости
Инструментальные ошибки связаны с несовершенством изготовления механизма, износом деталей и изменением упругих свойств чувствительных элементов. Методические ошибки возникают в результате несоответствия условий, принятых в расчете приборов. Фактическому состоянию атмосферы: приборы измеряют не скорость, а скоростной напор, зависящий от плотности воздуха. При подъеме на высоту уменьшается давление и понижается температура, плотность уменьшается, поэтому приборная скорость будет меньше воздушной. Аэродинамические ошибки возникают вследствие изменения потока воздуха в месте установки ПВД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|