Статуя Зевса
Четвертое чудо света — семнадцатиметровая статуя Зевса в Древней Олимпии, — месте, где проводились Олимпийские игры. Ее изваял великий афинский скульптор Фидий в 464 году до н. э. Древнегреческий географ, посетивший храм Зевса перед соревнованиями, так описывает эту скульптуру: «Бог восседает на огромном золотом троне. Его фигура выполнена из золота и слоновой кости. Голову венчают повязка и венок из оливковых ветвей — знак миролюбия громовержца. Голова, плечи и грудь выточены из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, кудри и борода Зевса изваяны из чистого золота. На плаще изображены различные животные Земли и полевые лилии. В левой руке бога — двадцатиметровый скипетр, изящно расцвеченный редкими металлами. А птица, сидящая на скипетре — это орел. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Лицо громовержца, обрамленное курчавой бородой и вьющимися, ниспадающими на плечи золотыми волосами, видится не только строгим, но и добрым. Кажется, вот-вот наш Отец поднимется с высокого трона, расправит могучие плечи, улыбнется и, похлопав тебя по плечу, скажет добрые и необходимые слова…» Фидий — тончайший знаток человеческой души, — является автором и других шедевров периода высокой классики. Это и грандиозные статуи Афины Промахос на Акрополе (бронза, 460 год до н. э. ), и Афины Парфенос (золото, слоновая кость, 458 год до н. э. ), и скульптурное убранство Парфенона, Афин, Олимпии, Дельфийских храмов. Творчество Фидия — высшее достижение мирового искусства послепотопного периода, его образцы миропонимания сочетают любовь к жизни с возвышенной неземной гармонией и красотой… Следует заметить, что в то время Греция переживала свой «Золотой век» искусства, достигла наивысшего расцвета. В Афинах при Перикле зародилась демократия, на Акрополе воздвигли монументальные храмы, свои трагедии создали Эсхил, Еврипид и Софокл. Историк Геродот описал весь известный к тому времени мир, в Афинах блистал знаменитый философ Сократ, скульптор Мирон ваял статуи, застывшие в порывистом движении. В Греции существовало множество сооружений и скульптур, которые в художественном отношении не уступали фидиевскому Зевсу. Почему же тогда именно статую Зевса причислили к одному из чудес света? По признанию древнегреческих мудрецов, Фидий создал принципиально новый образ Зевса. До этого греческие боги изображались очень похожими на людей: такими же мстительными и тщеславными, коварными и жестокими. Даже Зевс в мифах прибегал к лукавству, чтобы снискать любовь женщин. И отличались боги от людей лишь своей безграничной властью и бессмертием. Все это выпукло отражалось в древнегреческих мифах и произведениях искусства. Даже храмы богам греки возводили с детской опаской и наивностью: они старались возвеличить одних олимпийских небожителей так, чтобы не вызвать ревность и гнев других.
Совершенно иначе показал Зевса гениальный Фидий. Он изобразил бога старым мудрым человеком с добродушным лицом. У Фидия Зевс — бог, который внушал не страх, а доверие, внимательный и любящий отец. По сути, скульптор не очеловечил бога, а, наоборот, обожествил человека. Средствами искусства Фидий выразил мысль, что сила Зевса (и человека) не в мстительности и жестокости, а в отсутствии страстей и желаний, в соблюдении Космического Закона и понимании Единства Мироздания. Вся фигура фидиевского Зевса призывала людей не полагаться на волю богов, а самому стать Богом; не следовать низким страстям и липким желаниям, а стать выше их, обожествить свою суть; видеть настоящее Единство мира, понимать иллюзорность происходящего; осознавать, что все окружающее — и есть Бог! Об этом и говорило четвертое Чудо Света. Статуя Зевса простояла в Олимпии почти тысячу лет. «Если ты хотя бы раз не стоял у статуи Зевса Олимпийского, ты несчастлив и прожил жизнь зря», — так говорила одна из греческих поговорок.
Современным историкам хорошо известно, как создавал свою скульптуру Фидий. В 1954 году археологи при раскопках в Олимпии обнаружили мастерскую Фидия, которая по размерам в точности совпадала с целлой храма. Здесь он и изваял Зевса, изображение которого сейчас можно видеть лишь на древнегреческих монетах. Предания утверждают, что Фидий изобрел дополнительный источник для освещения скульптуры. В то время в греческих храмах не было окон. Свет вливался в храм только через открытые двери, либо через предусмотренные проемы в крыше здания. Для грандиозной 17-метровой фигуры Зевса этого света не хватало. Фидий постоянно раздумывал, где взять свет, и нашел решение. Перед постаментом статуи он выложил пол темным мрамором, а в мраморе вырубил прямоугольное углубление и залил его составом на основе оливкового масла. Светлая маслянистая поверхность среди темного пола стала хорошим зеркалом и отлично отражала поток света, который падал на нее из высоких дверей. Лучи отраженного света освещали голову бога, его могучие плечи, золотой венец, складки богато украшенного плаща. Создавалось ощущение, что сама фигура Зевса излучает божественный свет. В 426 году Олимпия была сожжена по приказу римского императора Феодосия Второго, как пристанище языческих богов. Статуя Зевса Олимпийского разрушена и переплавлена в золотые монеты. Та же участь постигла и другие шедевры Фидия. Вот так.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|