Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Иные меры уголовно-правового воздействия и их соотношение с наказанием

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Тема: Иные меры уголовно-правового воздействия и их соотношение с наказанием

 

2011 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Иные меры уголовно-правового воздействия

1.1 Понятие, виды и цели применения иных мер уголовно-правового воздействия

1.2 Место иных мер в системе мер уголовно-правового воздействия, соотношение с наказанием

Глава 2. Принудительные меры медицинского характера

Особенности принудительных мер медицинского характера

Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера

2.3 Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера

Глава 3. Конфискация имущества, принудительные меры воспитательного воздействия и условное осуждение

Признаки конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера

3.2 Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним

3.3 Условное осуждение

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «иные меры уголовно-правового характера» появился в УК РФ в 1996 г. В ч. 2 ст. 2 УК РФ отмечалось, что, решая задачи охраны общественных отношений и предупреждения преступлений, Уголовный кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершения преступления. Кроме того, иные меры уголовно-правового характера указывались законодателем также в ст. 4 и 6 УК РФ, которые закрепляли действие принципов законности и справедливости.

Однако, введя в перечисленных выше статьях УК РФ новый уголовно-правовой институт, законодатель не дал его определения и даже не определил перечень мер, которые можно считать иными мерами уголовно-правового характера.

Это породило научные дискуссии по поводу юридической природы иных мер уголовно-правового характера и отнесения к ним различных институтов уголовного права. Различные авторы к иным мерам уголовно-правового характера относили принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного характера, условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности и другие.

Для реализации охранительных и превентивных задач уголовного закона в РФ установлена «двухколейная» система уголовного права, что означает применение или наказания, или иных мер уголовного воздействия (или их совокупности) за совершение запрещенных законом деяний. Из самого текста закона к такому выводу придти сложно, так как в уголовном законе данные меры закреплены обособленно друг от друга, не имеется дефиниции, объединяющей их в одно целое, - последствий совершения запрещенного законом деяния. Полагаем, что такой обобщающей категорией можно назвать «меры уголовно-правового воздействия».
Этот пробел - понятие мер уголовно-правового воздействия - разрабатывается наукой уголовного права. В юридической литературе имеются различные точки зрения по поводу определения понятия мер уголовно-правового воздействия, анализ которых дает основание утверждать, что в теории уголовного права не сложилось какого-либо единого мнения. Не имея возможности привести все авторские определения понятия мер уголовно-правового воздействия, отметим, что в целом они сводятся к тому, что меры уголовно-правового воздействия - это государственные меры реагирования на совершенное преступление.

А. С. Пунигов под мерами уголовно-правового характера понимает «…установленные уголовным законом существенно ограничивающие права и свободы человека принудительные меры карательного, исправительного и воспитательного воздействия, применяемые к лицам за совершение преступлений, в целях охраны общественных отношений и предупреждения преступной деятельности».

Полагаем, понятие мер уголовно-правового воздействия как обобщающий термин всех уголовно-правовых средств должно отражать не только один из его видов - наказание, но и иные меры, которые отличны от наказаний, а также другие меры воздействия, которые имеются в арсенале уголовного закона. Рассматриваемое авторское определение скорее является понятием наказания и не может претендовать на определение категории, обобщающей все меры уголовно-правового воздействия, как минимум по следующим основаниям.

Во-первых, использование автором в определении понятия мер уголовно-правового воздействия слова «существенно» представляется спорным. Существенное ограничение или лишение прав и свобод лица, совершившего преступление, является характерной чертой наказания как вида мер уголовного воздействия, но никак не иных мер уголовного воздействия. При применении иных мер, безусловно, в той или иной мере ограничиваются права и свободы человека, но не в том объеме и интенсивности воздействия, какое предполагается при применении наказания. Кроме того, так как иные меры уголовного воздействия являются альтернативными уголовному наказанию мерами, полагаем, как альтернатива они не могут быть строже самого наказания.

Во-вторых, указание в определении на карательную сущность мер уголовного характера является неверным в связи с тем, что к мерам уголовно-правового воздействия, помимо наказания, относятся также и иные меры уголовно-правового воздействия, содержанием которых, в отличие от наказания, является некарательная направленность (например, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, принудительные меры медицинского характера, соединенные с наказанием, отсрочка отбывания наказания). Как справедливо отмечено М.Ф.Гареевым, «их социально-правовое значение заключается в достижении целей исправления осужденного и предупреждения новых преступлений не карательными средствами».

В-третьих, указание на исправительное воздействие также является неверным в определении, обобщающем все меры уголовного воздействия, в связи с тем, что принудительные меры медицинского характера (как иные правовые последствия совершенного деяния) не могут преследовать цели исправления психически больного лица, совершившего общественно опасное деяние.
 В-четвертых, в связи с тем, что термин «меры уголовного воздействия» является обобщающей категорией для обозначения всех средств уголовного воздействия, полагаем, что они применяются не только за совершение преступления, но также и за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ (например, принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ).

Не отрицая того, что наказание является основной формой реализации уголовной ответственности, необходимо солидаризироваться с мнением тех авторов, которые считают, что наказание не может быть признано единственно возможным средством противостояния преступности, что необходимость в альтернативных наказанию мерах является насущной потребностью. Отличные от наказания меры уголовного воздействия не могут восприниматься как «исключение из правил», являются полноценным, существующим и вполне эффективным институтом уголовного права.

Применение одних только наказаний не способно на должном уровне решать задачи по реализации охранительной и предупредительной функции уголовного права, удовлетворять потребность современного цивилизованного общества в обеспечении правопорядка, охраны прав и свобод личности, интересов общества и государства от преступных посягательств, а также в декриминализации основных сфер его жизнедеятельности. Это объясняется рядом объективных факторов. Поэтому выделение в УК иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицам, совершившим преступление не только правильный и своевременный, но и необходимый шаг.

В данной работе будет раскрыто понятие иных мер уголовно-правового воздействия, их место в системе мер уголовно-правового воздействия и соотношение с наказанием, а также описаны виды иных мер уголовно-правового воздействия, такие как принудительные меры медицинского характера, конфискация имущества, принудительные меры воспитательного воздействия, условное осуждение.

 


Глава 1. Иные меры уголовно-правового воздействия

 

1.1 Понятие, виды и цели применения иных мер уголовно-правового воздействия

уголовный правовой воздействие

Иные меры уголовно-правового воздействия - общее название для мер, принимаемых государством <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, которые не являются наказанием <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

Разграничение наказания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели:

иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> (например, принудительные меры медицинского характера <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0> согласно ст. 443 УПК РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%9F%D0%9A_%D0%A0%D0%A4> назначаются постановлением суда);

иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, которое не является виновным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)> в совершении преступления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> лицам);

иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> и свобод <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0> лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>, как предупреждение или передача под надзор родителей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8>);

иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C> помимо восстановления справедливости <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений (принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> лица).

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

В раздел VI УК РФ входят следующие меры уголовно-правового характера:

) Принудительные меры медицинского характера, которые применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, и нуждающимся в лечении <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> психических расстройств <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

амбулаторное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F> принудительное наблюдение и лечение у психиатра <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80>. Данный вид назначается в том случае, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Кроме того, назначение данного вида принудительных мер определяется не только психическим состоянием лица, но и категорий лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Только амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается уменьшенно вменяемым, т. е. лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

принудительное лечение в психиатрическом стационаре <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80&action=edit&redlink=1> общего типа. Психиатрический стационар общего типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

принудительное лечение в психиатрическом стационаре <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80&action=edit&redlink=1> специализированного типа. Психиатрический стационар специализированного типа может быть назначен лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

принудительное лечение в психиатрическом стационаре <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80&action=edit&redlink=1> специализированного типа с интенсивным наблюдением. Психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначен лицу, которое по психическому состоянию представляет опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

В настоящее время в РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4> не существует каких-либо мер уголовно-правового характера, применяемых к алкоголикам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и наркоманам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%98%D0%9A_%D0%A0%D0%A4> к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

) Конфискация имущества, которая заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> в собственность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> государства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> имущества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> лица, совершившего преступление <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A4> конфискация имущества являлась одним из видов наказаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, однако в декабре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C> 2003 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2003_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> она была исключена из УК РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%9A_%D0%A0%D0%A4>. Она вновь появилась в уголовном законодательстве <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD> в июле <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%8E%D0%BB%D1%8C> 2006 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в связи с ратификацией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%8B_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0&action=edit&redlink=1> и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в законе (этот перечень включает террористический акт <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82>, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д.). Конфискованы могут быть денежные средства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8>, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> или организованной преступности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B9>, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

К иным мерам уголовно-правового воздействия также относятся:

1) Принудительные меры воспитательного воздействия. Данные меры могут применяться к несовершеннолетним <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5>, совершившим преступление <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, не являющееся тяжким, вместо наказания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>.

В УК РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%9A_%D0%A0%D0%A4> предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

- предупреждение;

- передача под надзор родителей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8> или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

возложение обязанности загладить причинённый вред;

ограничение досуга <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B3> и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

) Условное осуждение. Если суд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> при рассмотрении уголовного дела <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE> приходит к выводу о возможности исправления осуждённого <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9> без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, призванные способствовать его исправлению. Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&action=edit&redlink=1>, работы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0>, учёбы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0>, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, наркомании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную

поддержку семьи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F> (ст. 73 УК РФ).

Цели иных мер уголовно-правового воздействия не могут выходить за пределы целей уголовного права и должны вписываться в рамки целей мер уголовно-правового характера, то есть охраны общественных отношений и предупреждения преступлений. Они должны конкретизировать их, учитывая, что данные категории соотносятся между собой как общее и частное. Во-вторых, цели иных мер уголовно-правового характера должны отличаться от целей наказания и должны быть направлены на решение тех задач, выполнение которых не обеспечивает применение последних.

Охрана общественных отношений по смыслу предполагает предотвращение их нарушения в результате совершения преступных посягательств, а также восстановление их нормального функционирования, если такое нарушение было допущено. Наказание не обеспечивает решение второй задачи. С этим согласны многие авторы. М.Д. Шаргородский писал, что возмещение ущерба, причиненного преступлением, не имеет ничего общего с наказанием, которое «ничего не возмещает, не имеет этой цели и по своей природе не может ничего возместить». Стало быть, одной из целей иных мер уголовно-правового характера является восстановления ущерба, причиненного личности обществу и государству преступлением.

Указанный вред может выражаться по-разному, затрагивая различные элементы структуры общественных отношений. Он может иметь материальные последствия, заключаться в ущербе, нанесенном здоровью потерпевшего, его благосостоянию и т. д., а также представлять собой нарушение прав и обязанностей субъектов отношений. Отсюда и восстановление нормального функционирования общественных отношений может иметь несколько видов проявления. Реальное возмещение ущерба, причиненного преступлением, возможно не всегда. Говорить о восстановлении установленного в обществе порядка взаимоотношений, нарушенного преступлением, возможно только в двух случаях: 1) возмещения экономического ущерба, а также вреда здоровью и морального ущерба в материальном, денежном эквиваленте; 2) принуждения нарушителя выполнить возложенную на него обязанность в рамках тех или иных отношений.

Восстановление вреда, причиненного преступлением государство должно обеспечивать, прежде всего, через воздействие на преступника. Для этого оно может заставить его загладить материальный и моральный вред, а также выполнить то или иное обязательное для восстановления нарушенных общественных отношений действие. В противном случае, когда преступник отказывается возместить нанесенный ущерб, выполнить возложенную на него обязанность или это невозможно по объективным причинам, данную функцию осуществляет само государство, и в первую очередь, за счет лица, совершившего преступление (если это возможно). Это, думается, вполне соответствует принципу справедливости.

Что касается второй цели - предупреждения совершения преступлений, то при рассмотрении ее в проекции на иные меры уголовно-правового характера необходимо учитывать некоторые нюансы. Во-первых, превенция в уголовном праве раскрывается в нескольких значениях, рассматривается в широком и узком смысле. Цель общей превенции имеет в качестве своих адресатов неопределенный круг лиц, на которых факт реального применения средств уголовного права к нарушителям закона оказывает воспитательно-информативное воздействие. В узком понимании предупреждение преступлений представляет собой удержание конкретного лица от нежелательного поведения с помощью применения к нему специфических средств. Во-вторых, она, как считает большинство ученых, может достигаться путем устрашения, применения карательных мер воздействия к лицу, совершившему преступление (прежде всего изоляция его от общества), а также путем его исправления и перевоспитания. Наказанию присущи в большей степени карательные методы воздействия на преступника с целью предупреждения его дальнейшей преступной деятельности. Стало быть, иные меры уголовно-правового характера должны быть направлены в первую очередь на исправление нарушителя предписаний уголовного закона.

Признание исправления целью мер уголовно-правового характера довольно широко критикуется в литературе. Многие ученые полагают, что уголовное право по своей природе не располагает необходимыми средствами ее достижения. Как писал С. Будзинский, «государство как внешнее учреждение, не может врываться в чисто духовную область, в сферу мыслей, убеждений и мотивов». Исправление находится вне сферы досягаемости уголовного права.

Как считают другие авторы, если даже предположить, что исправление осужденного выступает такой целью, то возникает вопрос, на основании каких показателей и критериев в уголовном праве можно проверить степень ее достижения? До сих пор не установлено и не может быть установлено таких признаков, по которым можно было бы судить об исправлении как о результате принудительного воздействия. В данной связи исправление осужденного, как правило, относят лишь к целям уголовно-исполнительного права.

В какой-то мере данная позиция справедлива. Действительно достижение цели исправления преступника вызывает некоторые сомнения, а порой это просто невозможно, например, когда речь идет о рецидивистах. Однако сама идея реализации цели предупреждения преступлений методами, отличными от покарания, не связанными с жесткими ограничениями прав и свобод лиц, их совершивших, думается, не лишена права на существование, а в отдельных ситуациях более чем оправдана. Только термин «исправление» в данном случае не совсем точно отражает сущность и назначение такого воздействия. В некоторых случаях лицо, совершившее преступление, не требуется исправлять, к примеру, при превышении пределов необходимой обороны. Думается, для предотвращения повторного подобного поступка достаточно лишь дать ему возможность критического переосмысления своих действий и осознания своей ошибки путем применения мер социально-психологического воздействия, общественного порицания, но в пределах действия уголовного права.

Для обозначения этой частной цели больше всего подходит понятие «ресоциализация преступника», которое включает все, что связано с его исправлением и в какой-то мере подразумевает оценку степени достижения названной цели. Надо заметить, опыт использования указанного определения, в том числе и на законодательном уровне, уже имеется, прежде всего, за рубежом. Данный термин используется, например, в УК Франции, Швеции, Польши, США и ряда других стран. В уголовном законодательстве Швеции эта специфическая цель применения средств уголовно-правового воздействия должна «гарантировать, чтобы лицо, совершившее преступление не укоренилось в преступных привычках, а также содействовать его включению в общество», то есть принять принятый в нем порядок взаимоотношений и следовать его устоям.

Тем не менее, конечной целью иных мер уголовно-правового характера в рамках предупреждения преступлений является все же обеспечение надлежащего, правомерного с точки зрения уголовного закона поведения преступника в дальнейшем и именно ее, на наш взгляд, наиболее правильно рассматривать как основную цель иных мер уголовно-правового характера.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Иным мерам уголовно-правового характера, применяемым за совершение преступлений, может быть присуща только цель частной превенции, поскольку обеспечение воздержания от совершения преступлений неопределенного круга лиц средствами, не связанными с существенным ограничением прав преступника, то есть, по сути, не представляющие для них угрозы, не достижимо по объективным причинам.

Применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступления, вряд ли может повлиять на сознание криминально неустойчивых лиц и лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни, выступить препятствием проявления преступного поведения с их стороны. Поэтому профилактическая цель рассматриваемых средств уголовного права должна иметь прежде всего индивидуальную направленность и предполагать соответствующее воздействие на конкретное лицо, совершившее преступление.

Отдельное значение в рамках частной превенции имеет предупреждение совершения общественно опасных деяний лицами, признанными невменяемыми в установленном законом порядке. Здесь не может идти речь о каком-либо информативно-воспитательном воздействии средств уголовного права, поскольку такие лица являются больными. Следовательно, для них не подходит использование терминов воспитание и исправление. Профилактика совершения преступлений такими лицами может быть связана только с их излечением, которое в необходимых случаях может потребовать изоляции от общества.

Таким образом, под иными мерами уголовно-правового воздействия следует понимать установленные уголовным законом меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление, в целях восстановления нарушенных преступлением общественных отношений и предупреждения совершения новых преступлений, а также к невменяемым лицам, совершившим общественно опасное деяние, в целях улучшения их психического состояния и предупреждения совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

 

Место иных мер в системе мер уголовно-правового воздействия, соотношение с наказанием

 

Из смысла ч. 2 ст. 2 Уголовного кодекса РФ следует, что мерами уголовно-правового воздействия за совершение преступления являются наказание и иные меры уголовно-правового характера, устанавливаемые уголовным законом. Очевидно, что законодатель, установив в законе указанные два вида мер уголовного воздействия, определил, что за совершение запрещенных законом деяний возможно применение одной из этих двух мер (или их совокупности), и, следовательно, все предусматриваемые уголовным законом средства уголовного воздействия могут быть отнесены или к наказанию, или к иным уголовно-правовым мерам. Есть основания полагать, что для реализации охранительных и превентивных задач уголовного закона в РФ установлена «двухколейная» система уголовного права. Такого же мнения придерживаются и другие авторы.

В течение длительного времени уголовное наказание считалось главным средством противостояния преступности и воздействия на нее, признавалось и признается основной формой реализации уголовной ответственности. Однако на протяжении своего существования этот институт вызывал острые споры философов, социологов, политологов и, конечно, юристов, по поводу своей эффективности как средства противостояния преступности.

Отношение представителей юридической науки к уголовному наказанию и его эффективности неоднозначно. Как отмечает профессор С.Г.Келина, «…его применение слабо влияет на снижение уровня преступности, что доказывает повсеместный ее рост, в особенности рецидивной, профессиональной и организованной преступности. Было также доказано, что все виды наказания, в особенности наказание в виде лишения свободы, сопряжены со многими отрицательными социальными последствиями, например с большим рецидивом».

А.Э.Жалинский указывает, что наказание является вспомогательным, а не главным средством борьбы с преступностью. В.Кудрявцев предлагает «подумать о новых мерах борьбы с преступностью, которые были бы и более гуманны, и более целенаправленны».

В.К.Дуюнов считает, что «…наказание является мерой необходимой и важной, но вынужденной и крайней, во многих случаях весьма затратной и неспособной достаточно эффективно решать стоящие перед ним задачи, и потому далеко не всегда целесообразной и желательной». Мнения о неэффективности (малоэффективности) уголовного наказания, о «кризисе» наказания как современной реальности всех стран мира придерживаются и другие авторы.

В то же время имеются исследователи, которые отдают приоритет применению наказания, считают его основной, возможно единственной, мерой, способной решить проблему с преступностью, предстающие противниками применения иных мер уголовного воздействия (хотя надо признать, что их меньшинство). Так, А.Д.Анисимов считает, что только реальное применение наказания является самой эффективной мерой в плане предупреждения преступлений. Он выступает против широкого применения условного осуждения, считая, что оно не отвечает цели восстановления социальной справедливости, а также иных видов освобождения от наказания и уголовной ответственности. Н.И.Мельник придерживается мнения, что уголовная ответственность всегда связана с наказанием и реализоваться иначе, чем при помощи наказания, не может.

Уголовное наказание занимает важнейшее место в системе противодействия преступности. Но, как справедливо отмечают многие авторы, роль наказаний нельзя как недооценивать, так ни в коем случае и переоценивать, видя в них залог успеха в борьбе с таким социальным недугом, каким является преступность.

Как показывает практика, действие современной системы уголовных наказаний не приводит к снижению роста преступности. Несмотря на то, что она предусматривает широкий набор наказаний, альтернативных лишению свободы, они пока не нашли должного подтверждения даже в Особенной части УК РФ. Во многих санкциях альтернативность носит условный характер.

Наказание по своей сути прежде всего мера карательного воздействия, которая заключается в причинении на основании судебного приговора определенного страдания лицу, виновному в совершении преступления, и рассматривается как воздаяние преступнику за содеянное путем лишения его определенных благ. При этом даже если не отождествлять наказание с карой, за что ратуют отдельные ученые, данный элемент все равно присутствует в содержании наказания и является его неотъемлемым сущностным компонентом.

Наказание как возмездие, прежде всего, обращено к самому преступнику и не предполагает выполнение функции восстановления нарушенных общественных отношений и возмещения ущерба, конечно, когда это вообще возможно. Но если взглянуть на предназначение уголовного права более широко, то можно сделать вывод, что такая функция уголовному праву присуща и ни в коем случае нельзя принижать ее роли в системе охраны общественных отношений.

В последнее время идее восстановительного правосудия (restorative justice) уделяется все больше внимания, особенно за рубежом. Это вызвано общим ослаблением превентивного воздействия современного уголовного права на фоне значительного роста криминальной активности. Идея «восстановительного» правосудия заключается в поиске альтернативных методов превенции и борьбы с преступностью, целью которого является не наказание, а восстановление и возмещение ущерба. Термин «восстановление» в указанном аспекте используется несколько шире, чем просто восстановление правопорядка, и включает в себя реальное и в кратчайшие сроки возмещение морального вреда, осознание преступником своей виновности, добровольное возмещение причиненного ущерба.

Изложенное выше позволяет определить место иных мер уголовно-правового характера в системе средств уголовного закона, применяемых к его нарушителям. Если учитывать, что наказание - это «устрашение и отмщение преступнику», каким его воспринимают законодатель и большинство ученых, то иные меры уголовно-правового характера - это средства, которые подлежат использованию, когда наказание не может обеспечить реализацию целей уголовного права в полном объеме или его применение не целесообразно для достижения общественно полезного результата.

 


Глава 2. Принудительные меры медицинского характера

 

Особенности принудительных мер медицинского характера

 

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, а именуются иными мерами уголовно-правового воздействия. Между наказанием и принудительными мерами медицинского характера имеется некоторое сходство: во-первых, они обладают принудительным характером; во-вторых, им присуще не любое принуждение, а только государственное, ибо они назначаются государственными органами, от имени государства и обеспечиваются принудительной силой государства; в-третьих, они назначаются судом. Здесь, однако, заканчивается сходство и начинается различие:

) наказание назначается приговором суда, тогда как принудительные меры медицинского характера

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...