Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки.
Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется (например, единичное изображение всадника или птицы, данное в крупном плане на конце полотенца) или же один мотив, многократно повторенный, составляет раппорт узора. Сюжет, однако, представляет более широкое понятие, чем мотив, и может состоять (особенно в сложных композициях) из нескольких мотивов. Орнаментальные мотивы сгруппированы следующим образом: 1) геометрические мотивы (рассматриваются лишь попутно, поскольку они входят как составная часть в сюжетную-вышивку); 2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, а также тератологические мотивы; 3) растительная орнаментика (pастительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII-начала XX в. Растительные узоры издавна были известны в древнерусском прикладном искусстве, в архитектуре X-XIII вв., в рисунках заглавных букв рукописей XII- XIV вв. На колтах, наручах изображались ростки, крины. Мотив мирового дерева, или древа жизни, исстари был известен в искусстве Восточной Европы. Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках XVIII-начала XX в. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц); 4) антропоморфные мотивы, подразделяемые на две большие группы: а) архаические, отражающие древние мифологические представления, б) бытовые (или жанровые). В этих группах выделяют древнейшие пласты, затем мотивы феодального городского искусства, вошедшие в круг узоров народной вышивки, узоры, распространившиеся в XVIII-начале XIX и в конце XIX-начале XX в.
Каким образом вышивки XVIII-начала XX в. могли сохранить образы глубокой языческой старины? Это обусловлено многими причинами. Христианизация не могла сразу уничтожить прежние мифологические образы, которые еще долго в той или иной мере сохранялись в искусстве. Церковные поучения XI-XII вв. были направлены против язычества (бесовских игрищ - русалий, мольбищ и пр.). Эти материалы дают возможность представить процесс смешения старой и новой веры - возникновения двоеверия. Археологические находки этого периода свидетельствуют о живучести языческого мировоззрения не только в крестьянской, но и в городской и боярско-княжеской среде. Заклинательно-оберегательная символика феодального искусства убедительно раскрыта в орнаменте украшений из княжеских кладов X-XII вв. Постепенная замена мифологических образов христианскими, исчезновение магическо-заклинательной языческой символики в феодальном городском искусстве значительно проявляются к концу домонгольского периода. Но в деревне этот процесс протекал медленнее, растянувшись на многие века. Христианизация деревни, как писал Е.В.Аничков, это дело не XI-XII, а XV-XVI и даже XVII вв. В XVIII в., когда произошли существенные изменения в экономической и культурной жизни страны, искусство (и профессиональное и народное) все более становится светским, все заметнее отрывается от своей древней мифологической основы. Однако значение некоторых узоров как символов добра, защиты от злого начала сохранялось дольше.
Заключение. Рассматривая постройки, домашнюю установку, различные предметы украшения, созданные нашими предками и украшенные орнаментом, видно, с какой исключительной любовью, с каким творческим чутьём подходили наши мастера к разрешению декоративного оформления, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. Мотивами их творчества были и образы, дошедшие до них от древних верований их далёких предков, и наблюдения над природой и окружающей действительностью, и мотивы, приходившие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные. Все эти составные части художественной мысли, переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров-искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные, невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной жизни.
Литература: 1. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство.- М.: 1974. - 183с. 2. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л.: 1934.- 433с. 3. Соболев Н.Н. Русский орнамент: камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка.- М.: 1948.- 173с. 4. Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972.- 148с. 5. www.remesla.ru/теория/ Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки; иллюстрации вышивки на ткани. 6. www.textology.ru /орнамент/ А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография. Изд. 2.; все иллюстрации орнамента в книгах. Иллюстрации. Заставки и инициалы.
Слово Ипполита об Антихристе Добрилово Ев. 1164г. XII в.
Галицкое Ев. 1266г. Северо-русские рукописи XVIIв.
Толк. Псалтырь 1647г.
Чудовищный орнамент.
Устав церковный 1398г.
Новгородский служебник 1400г.
Пролог 1400г.
Русская рукопись XV в. Лествица 1412г.
Русская рукопись XVII в.
Царская грамота XVII в.
Домовая резьба.
Вышивка на ткани XVIII в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|