Происхождение идей. Мышление как исчисление идей.
Т.Гоббс. Знание «абсолютное» и научное. Происхождение идей. Мышление как исчисление идей. Принцип «познать-сделать» как основание достоверности науки. Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Его мать, напуганная известиями о прибытии «непобедимой армады» и ужасными слухами о жестокости испанцев, родила мальчика раньше срока. В своей «Автобиографии» Гоббс шутил, что вместе с ним мать родила его близнеца — страх. Однако в этой шутке есть доля истины: ужасы войны, обагрявшей кровью целые страны, наложили отпечаток на психику философа и, вероятно, послужили толчком к созданию теории сильного абсолютизма. Гоббс быстро выучил греческий и латинский языки и в четырнадцатилетнем возрасте отлично переводил с греческого на латинский «Медею» Еврипида. Любовь к классическим языкам осталась на всю жизнь: первой опубликованной работой Гоббса стал перевод «Пелопоннесской войны» Фукидида, а одной из последних — переводы поэм Гомера. Кроме того, многие сочинения Гоббса написаны на латинском языке, часто с выразительностью художественных произведений. Бэкон в последние годы жизни пользовался помощью Гоббса, чтобы перевести на латинский язык нескольких своих сочинений. По окончании Оксфордского университета Гоббс с 1608 г. стал гувернером-компаньоном влиятельного лорда Кавендиша, графа Девонширского, с семьей которого был связан в течение долгого времени. Кроме того, он был наставником Карла Стюарта (будущего короля Карла II) в 1646 г., т. е. в период, когда королевский двор находился в изгнании в Париже, а в Лондоне правил захвативший власть и установивший диктатуру Кромвель. После реставрации династии Стюартов Гоббс получил от короля Карла II пенсию и благодаря этому смог спокойно посвятить себя занятиям наукой. Однако последние годы жизни ученого были омрачены жесточайшими спорами и критикой его весьма смелого для той эпохи философского учения, гонениями со стороны крайних клерикалов и роялистов, а, главное, обвинениями в ереси и атеизме. Пришлось даже серьезно изучить раздел права, относящийся к обвинениям в ереси, чтобы защитить себя.
Гоббс умер в декабре 1679 г. на 92 году. Большую часть своей долгой жизни Гоббс провел на континенте, в Европе, особенно в любимой им Франции. Первое путешествие в 1610 г. (с лордом Кавендишем), две длительные поездки в 1629 и 1634 г. Особенно важным оказалось третье путешествие, во время которого в Италии он лично познакомился с Галилеем (с которым состоял в переписке еще с первого путешествия), с Гассенди и Мерсенном во Франции, где его ввели в круг картезианцев. С 1640 по 1651 г. Гоббс жил в Париже. Из творческого наследия философа фундаментальными являются работы «Возражения на «Метафизические размышления» Декарта» (Objectiones ad Cartesii Meditationes, 1641), трилогия философских сочинений: «О гражданине», (De cive, 1642), «О теле «(De corpore, 1655), «О человеке» (De homine, 1658) и, разумеется, известная работа «Левиафан» (Leviatano), опубликованная в 1651 г. на английском языке, а в 1670 г. — на латинском в Амстердаме (именно издание на латинском обеспечило Гоббсу широчайшую известность). Следует назвать также «О свободе и необходимости» (1654) и «Вопросы, касающиеся свободы, необходимости и случайности» (1656). Из числа последних сочинений Гоббса надо упомянуть о стихотворной версии истории церкви (Historia ecclesiastica), опубликованной в 1688 г. после смерти автора и автобиографию Thomae Hobbesii vita, изданную в год смерти философа. Знание абсолютное и научное. В своем сочинении «Левиафан» Томас Гоббс пишет о том, что он различает два вида знания: знание, доставленное ощущением и памятью и дающее нам лишь знание факта и научное знание, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов», при этом первое знание философ называет абсолютным, а второе наукой или условным знанием.
В качестве последовательного номиналиста Гоббс признавал реальность, объективность существования только единичных вещей. Все сущее единично, конкретно. Знание его ощущение, сохраняющееся в памяти,- философ трактует как абсолютное знание (см. в особенности начало IX гл. «Левиафана»). Таковым он отнюдь не признает общие понятия, которые даны только нашему уму. Поскольку, следовательно, по убеждению автора «Левиафана» (гл. IV), «в мире нет ничего более общего, кроме имен» 16, последние суть знаки не вещей самих по себе, а только наших мыслей о них. Соответственно утверждается, что истина есть свойство не вещей, а суждений о них, и поэтому понятно, что между именами и вещами нет никакого сходства и невозможно никакое сравнение. Здесь уже выявляются слабости последовательного номинализма Гоббса, проявившиеся в отрыве слова от понятия и даже в противопоставлении их. С позиций такого номинализма наиболее общие понятия - самые отвлеченные имена, имена имен. Именно с такой трактовкой и связано углубление конвенционализма Гоббса по отношению к науке. Произвольны не только знаковое содержание языка, но и положения наук, основывающихся на нем. Если восприятие фактов и их наличие в памяти, согласно Гоббсу,- абсолютное знание, то их связь, устанавливаемая в науке,- знание только относительное. Онтологическое содержание истинности английский философ полностью отрицает - «истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей». Позиция Гоббса тем самым прямо противоположна позиции Декарта, в силу которой достоверность научно-математического знания, основывающаяся на интеллектуальных интуициях, совпадающих с сущностями вещей, абсолютна, а все чувственные их иллюстрации всегда относительны. В свете охарактеризованной позиции Гоббса закономерно его утверждение (опять в противоположность Декарту), что условны даже математические аксиомы. Происхождение идей. Мышление как исчисление идей. Мысль, взятая отдельно, - это призрак какого-либо качества или другой акциденции тела вне нас, которое мы называем объектом. Он действует на органы чувств человека и в зависимости от разнообразия своих действий производит представления. Началом всех представлений являются ощущения, так как нет такого понятия, которое не было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущения, все остальные представления порождены от него. Ощущение – это внутреннее давление, порождённое мозгом и сердцем, которое появляется в ответ на внешнее давление объекта, так как движение производит движение.
Представление – это ослабленное ощущение, которое появляется тогда, когда мы, увидев объект, через некоторое время и расстояние пытаемся его восстановить в своём воображении. Если мы хотим обозначить факт того, что представление поблёкло со временем, то мы называем это памятью. Богатая память – это опыт, память о многих вещах. Сновидения – это представления спящих. Понимание бывает двух видов: то, которое могут испытывать и животные, и человек, - это представление, которое вызывается в человеке (или животном) словами или произвольными знаками, и другое, которое свойственно только человеку, это понимание не только воли другого человека, но и его идей и мыслей, так как последние выражены последовательным рядом имён вещей, соединённых в утверждения, отрицания и другие формы речи. Связь мыслей (последовательность) – это следование мыслей друг за другом, которое является мысленной речью. Мысли не следуют безразлично одна за другой, так как все представления – это движения в нас, которые, в свою очередь, являются остатками движений, произведёнными ощущениями. Те движения, которые следовали друг за другом в ощущении, продолжают следовать в том же порядке и после исчезновения ощущения. Связь мыслей бывает двоякого рода: неупорядоченная и упорядоченная. Неупорядоченная связь мыслей непостоянна, так как в ней нет захватывающей мысли, которая владела бы следующими за ней мыслями (мысли людей вне общества или не озабоченных ничем), но и здесь присутствует связь одной мысли с другой. Упорядоченная связь мыслей постоянна, так как она упорядочена желанием или намерением (какое-либо впечатление порождает желание или страх вещи, которые, в свою очередь, порождают мысли о средствах к достижению желаемого – то есть у человека появляется цель и пр.). Упорядоченная связь мыслей бывает также двух видов: первая, которая присутствует и у человека, и у животного, это та, когда мы, имея воображаемое следствие, ищем производящие его причины или средства; вторая, которая есть только у человека, это та, когда мы, представляя вещь, ищем все возможные следствия, которые могли быть произведены ею.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|