Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы профильной практики

Северодвинский филиал

САФУ

Им. М.В. Ломоносова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Практики по специализации «детский практический психолог»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Дошкольная педагогика и психология

 

 

Программа составлена

Доц. кафедры дошкольной педагогики и психологии

Черноковой Т.Е.

В соответствии с ГОС 2005 г.

 

УТВЕРЖДЕНА

На заседании

Кафедры дошкольной

Педагогики и психологии

Протокол ---------------------;

Зав. кафедрой______________

Г. Северодвинск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Подготовка квалифицированных специалистов в области детской практической психологии на факультете дошкольной педагогики и психологии предполагает глубокую теоретическую подготовку студентов: изучение закономерностей психики и ее развития в онтогенезе, приобретение знаний в области диагностической, коррекционной, профилактической работы психолога с детьми, их родителями и педагогами. Важнейшим этапом этой подготовки является профильная практика, поскольку ее основным содержанием является работа студента в роли практического психолога ДОУ.

Практика по специализации «Детский практический психолог», которая проводится на 5 курсе факультета дошкольной педагогики и психологии, позволяет студентам углубить и расширить знания в области детской практической психологии, изучить особенности планирования и организации основных видов деятельности психолога ДОУ, приобрести умения анализировать работу педагога-психолога, формулировать проблемы образовательных учреждений, требующих участия психолога, и разрабатывать практические рекомендации по их решению, осуществлять диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую работу в ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ДЕТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ»

ЦЕЛЬ практики «Детский практический психолог» - создание условий для подготовки студентов к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

 

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

 

1. Закрепить, углубить и актуализировать теоретические знания студентов о специфике деятельности детского практического психолога;

2. Ознакомить с содержанием деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения: выявить особенности планирования и организации основных видов деятельности психолога ДОУ;

3. Формировать умение анализировать работу педагога-психолога, формулировать проблемы образовательных учреждений, требующих участия психолога и разрабатывать практические рекомендации по их решению;

4. Формировать умение осуществлять психологическую диагностику детей дошкольного возраста;

5. Формировать консультативные умения педагога-психолога ДОУ;

6. Формировать умение планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми.

7. Развивать профессионально-значимые качества личности, необходимые в работе детского практического психолога.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Практика проводится в дошкольных учреждениях в течение 4 недель. Во время практики студенты работают в соответствии с графиком работы психолога ДОУ, выполняя все предусмотренные им виды деятельности, а также выполняют специальные задания по практике. Консультативную помощь студентам оказывают как преподаватели СФ ПГУ, так и педагоги-психологи ДОУ.

Основным содержанием профильной практики на 5 курсе является самостоятельная организация и осуществление студентами деятельность педагога-психолога в ДОУ.

Основные этапы профильной практики

Содержание этапа Продолж-ть этапа
  Подготовительный: наблюдение и анализ деятельности педагога-психолога ДОУ. Первая неделя практики
  Основной: работа по плану педагога-психолога ДОУ, выполнение заданий по практике. 2 – 3 недели практики
  Заключительный: обобщение результатов диагностики, проведение консультаций, оформление итоговой документации. 4 неделя

Выделение данных этапов условно. Возможно, и даже иногда целесообразно включение студентов в практическую деятельность на первой неделе и выполнение заданий пассивного этапа практики на второй, третьей недели.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА 1 ЭТАПЕ ПРАКТИКИ

Цель: познакомиться с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

Студенты знакомятся с документацией, наблюдают и анализируют виды работы педагога-психолога ДОУ:

- знакомятся с содержанием и оформлением обязательных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, содержание правил и принципов работы психолога…);

- анализируют годовой план работы педагога-психолога; недельный график, календарный план, коррекционно–развивающие программы;

- анализируют отчетную документацию педагога-психолога (психодиагностическая документация и справки по результатам психодиагностики, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, отчеты о проделанной работе);

- знакомятся с оформлением кабинета психолога ДОУ: оснащенность необходимым инвентарем, наличие методической литературы, картотеки и материалов для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, их систематизированность, соответствие оформления кабинета требованиям к организации работы психолога;

- знакомятся с экспериментально-исследовательской работой психолога, определяют ее направленность, содержание, практическую значимость;

- наблюдают и анализируют различные виды работы психолога ДОУ: диагностическую, коррекционную, профилактическую и разрабатывают рекомендации по их оптимизации.

В течение первой недели практики, по рекомендации психолога, воспитателя ДОУ или по запросу родителей, студент выбирает двоих детей для углубленного психологического обследования: одного ребенка 6 – 7 лет и одного ребенка 4 – 5 лет (или одного с интеллектуальными проблемами, другого – с личностными), наблюдает за детьми в естественной обстановке, анализирует запросы, изучает медицинские карты, составляет диагностические программы для каждого ребенка, знакомится и устанавливает контакт с детьми.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА 2 ЭТАПЕ ПРАКТИКИ

Цель: формирование умений и навыков педагога-психолога ДОУ.

Каждый студент в течение практики выполняет следующие виды работ:

2 – 3 неделя: практикант работает по плану психолога ДОУ. Наблюдает и анализирует работу других студентов. Проводит диагностические обследования выбранных детей, оформляет протоколы, анализирует результаты, составляет психологические характеристики по результатам обследования, составляет рекомендации родителям и воспитателям по оптимизации условий развития ребенка.

4 неделя: практикант работает по плану психолога, разрабатывает коррекционные программы по результатам диагностических обследований детей, проводит консультации с родителями и воспитателями о необходимых направлениях работы с детьми, проводит психопрофилактическое мероприятие в ДОУ.

В конце 4 недели студент оформляет отчетную документацию и сдает её групповому руководителю СФПГУ. По результатам анализа документации, отчета, характеристики руководителя практики на базе, студенту выставляется дифференцированная оценка.

ИТОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Индивидуальный план. Ведомость-отчет. Характеристика студента. Отчет по практике с анализом её особенностей.

2. Дневник практики, в котором отражаются все виды работы практиканта; изучение и анализ документации и видов деятельности педагога-психолога ДОУ: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая консультация, психологическая диагностика, психологическая коррекция (по одному анализу каждого вида деятельности) и анализ собственной деятельности (по каждому виду деятельности).

3. Протоколы работы с двумя испытуемыми.

4. Психологические характеристики двоих детей.

5. Коррекционные программы для двоих детей.

6. Конспекты консультаций с родителями или воспитателями по результатам обследования детей.

7. Конспект профилактического мероприятия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

«ДЕТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙПСИХОЛОГ»

1) Умение анализировать работу педагога-психолога ДОУ:

– умение выделять и фиксировать наиболее значимые аспекты содержания деятельности педагога-психолога;

– умение объяснять и давать адекватную оценку наблюдаемым фактам, делать выводы;

– умение вносить предложения по оптимизации работы педагога-психолога.

2) Умение планировать и осуществлять психолого-педагогическую диагностику развития ребенка:

– умение анализировать запрос, формулировать цель и гипотезу обследования, подбирать методики, соответствующие целям диагностики и возрасту детей, планировать обследование;

– умение организовывать обследование, устанавливать контакт с ребенком;

– умение фиксировать, анализировать и интерпретировать полученные данные;

– умение формулировать психологический диагноз, определять прогноз развития ребенка и разрабатывать рекомендации по оптимизации условий его развития;

– умение оформлять результаты диагностики.

3) Умение осуществлять консультативную работу с родителями и воспитателями:

– умение отбирать содержание и составлять план-конспект консультации в соответствии с результатами диагностики, выделять потенциальные возможности и трудности в развитии ребенка;

– умение точно (грамотно) и в тоже время ясно и доступно описывать особенности развития ребенка;

– умение показать направления и методы коррекционно-развивающей работы и пути оптимизации взаимоотношений с ребенком;

– умение устанавливать контакт с взрослыми, строить беседу в соответствии с их личностными особенностями и уровнем психологической компетентности, гибко перестраивать ход беседы в зависимость от возможностей и потребностей родителей и воспитателей.

4) Умение осуществлять психопрофилактическую работу:

– умение самостоятельно определять наиболее актуальные вопросы развития детей на разных этапах дошкольного детства и отбирать содержание психопрофилактического мероприятия;

– умение выбрать наиболее оптимальную форму организации психопрофилактического мероприятия в соответствии с его целью, особенностями содержания материала и с учетом психологической компетентности участников.

5) Участие в работе педагога-психолога ДОУ: проведение диагностической, коррекционно-развивающей и профилактической работы по плану психолога;

6) Профессионально-важные качества студентов:

– умение устанавливать контакт с работниками ДОУ и детьми;

– творческий подход к организации работы с детьми;

– ответственность и дисциплинированность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...