Основные этапы профильной практики
Северодвинский филиал САФУ Им. М.В. Ломоносова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Практики по специализации «детский практический психолог» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Дошкольная педагогика и психология
Программа составлена Доц. кафедры дошкольной педагогики и психологии Черноковой Т.Е. В соответствии с ГОС 2005 г.
УТВЕРЖДЕНА На заседании Кафедры дошкольной Педагогики и психологии Протокол ---------------------; Зав. кафедрой______________ Г. Северодвинск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка квалифицированных специалистов в области детской практической психологии на факультете дошкольной педагогики и психологии предполагает глубокую теоретическую подготовку студентов: изучение закономерностей психики и ее развития в онтогенезе, приобретение знаний в области диагностической, коррекционной, профилактической работы психолога с детьми, их родителями и педагогами. Важнейшим этапом этой подготовки является профильная практика, поскольку ее основным содержанием является работа студента в роли практического психолога ДОУ. Практика по специализации «Детский практический психолог», которая проводится на 5 курсе факультета дошкольной педагогики и психологии, позволяет студентам углубить и расширить знания в области детской практической психологии, изучить особенности планирования и организации основных видов деятельности психолога ДОУ, приобрести умения анализировать работу педагога-психолога, формулировать проблемы образовательных учреждений, требующих участия психолога, и разрабатывать практические рекомендации по их решению, осуществлять диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, профилактическую работу в ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ДЕТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ» ЦЕЛЬ практики «Детский практический психолог» - создание условий для подготовки студентов к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1. Закрепить, углубить и актуализировать теоретические знания студентов о специфике деятельности детского практического психолога; 2. Ознакомить с содержанием деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения: выявить особенности планирования и организации основных видов деятельности психолога ДОУ; 3. Формировать умение анализировать работу педагога-психолога, формулировать проблемы образовательных учреждений, требующих участия психолога и разрабатывать практические рекомендации по их решению; 4. Формировать умение осуществлять психологическую диагностику детей дошкольного возраста; 5. Формировать консультативные умения педагога-психолога ДОУ; 6. Формировать умение планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми. 7. Развивать профессионально-значимые качества личности, необходимые в работе детского практического психолога.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Практика проводится в дошкольных учреждениях в течение 4 недель. Во время практики студенты работают в соответствии с графиком работы психолога ДОУ, выполняя все предусмотренные им виды деятельности, а также выполняют специальные задания по практике. Консультативную помощь студентам оказывают как преподаватели СФ ПГУ, так и педагоги-психологи ДОУ. Основным содержанием профильной практики на 5 курсе является самостоятельная организация и осуществление студентами деятельность педагога-психолога в ДОУ.
Основные этапы профильной практики
Выделение данных этапов условно. Возможно, и даже иногда целесообразно включение студентов в практическую деятельность на первой неделе и выполнение заданий пассивного этапа практики на второй, третьей недели.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА 1 ЭТАПЕ ПРАКТИКИ Цель: познакомиться с особенностями профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Студенты знакомятся с документацией, наблюдают и анализируют виды работы педагога-психолога ДОУ: - знакомятся с содержанием и оформлением обязательных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении (должностные обязанности, договор о сотрудничестве, содержание правил и принципов работы психолога…); - анализируют годовой план работы педагога-психолога; недельный график, календарный план, коррекционно–развивающие программы; - анализируют отчетную документацию педагога-психолога (психодиагностическая документация и справки по результатам психодиагностики, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, отчеты о проделанной работе); - знакомятся с оформлением кабинета психолога ДОУ: оснащенность необходимым инвентарем, наличие методической литературы, картотеки и материалов для проведения диагностической, консультативной и коррекционно-развивающей работы, их систематизированность, соответствие оформления кабинета требованиям к организации работы психолога; - знакомятся с экспериментально-исследовательской работой психолога, определяют ее направленность, содержание, практическую значимость; - наблюдают и анализируют различные виды работы психолога ДОУ: диагностическую, коррекционную, профилактическую и разрабатывают рекомендации по их оптимизации. В течение первой недели практики, по рекомендации психолога, воспитателя ДОУ или по запросу родителей, студент выбирает двоих детей для углубленного психологического обследования: одного ребенка 6 – 7 лет и одного ребенка 4 – 5 лет (или одного с интеллектуальными проблемами, другого – с личностными), наблюдает за детьми в естественной обстановке, анализирует запросы, изучает медицинские карты, составляет диагностические программы для каждого ребенка, знакомится и устанавливает контакт с детьми.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА 2 ЭТАПЕ ПРАКТИКИ Цель: формирование умений и навыков педагога-психолога ДОУ. Каждый студент в течение практики выполняет следующие виды работ: 2 – 3 неделя: практикант работает по плану психолога ДОУ. Наблюдает и анализирует работу других студентов. Проводит диагностические обследования выбранных детей, оформляет протоколы, анализирует результаты, составляет психологические характеристики по результатам обследования, составляет рекомендации родителям и воспитателям по оптимизации условий развития ребенка. 4 неделя: практикант работает по плану психолога, разрабатывает коррекционные программы по результатам диагностических обследований детей, проводит консультации с родителями и воспитателями о необходимых направлениях работы с детьми, проводит психопрофилактическое мероприятие в ДОУ. В конце 4 недели студент оформляет отчетную документацию и сдает её групповому руководителю СФПГУ. По результатам анализа документации, отчета, характеристики руководителя практики на базе, студенту выставляется дифференцированная оценка. ИТОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1. Индивидуальный план. Ведомость-отчет. Характеристика студента. Отчет по практике с анализом её особенностей. 2. Дневник практики, в котором отражаются все виды работы практиканта; изучение и анализ документации и видов деятельности педагога-психолога ДОУ: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая консультация, психологическая диагностика, психологическая коррекция (по одному анализу каждого вида деятельности) и анализ собственной деятельности (по каждому виду деятельности).
3. Протоколы работы с двумя испытуемыми. 4. Психологические характеристики двоих детей. 5. Коррекционные программы для двоих детей. 6. Конспекты консультаций с родителями или воспитателями по результатам обследования детей. 7. Конспект профилактического мероприятия. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ «ДЕТСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙПСИХОЛОГ» 1) Умение анализировать работу педагога-психолога ДОУ: – умение выделять и фиксировать наиболее значимые аспекты содержания деятельности педагога-психолога; – умение объяснять и давать адекватную оценку наблюдаемым фактам, делать выводы; – умение вносить предложения по оптимизации работы педагога-психолога. 2) Умение планировать и осуществлять психолого-педагогическую диагностику развития ребенка: – умение анализировать запрос, формулировать цель и гипотезу обследования, подбирать методики, соответствующие целям диагностики и возрасту детей, планировать обследование; – умение организовывать обследование, устанавливать контакт с ребенком; – умение фиксировать, анализировать и интерпретировать полученные данные; – умение формулировать психологический диагноз, определять прогноз развития ребенка и разрабатывать рекомендации по оптимизации условий его развития; – умение оформлять результаты диагностики. 3) Умение осуществлять консультативную работу с родителями и воспитателями: – умение отбирать содержание и составлять план-конспект консультации в соответствии с результатами диагностики, выделять потенциальные возможности и трудности в развитии ребенка; – умение точно (грамотно) и в тоже время ясно и доступно описывать особенности развития ребенка; – умение показать направления и методы коррекционно-развивающей работы и пути оптимизации взаимоотношений с ребенком; – умение устанавливать контакт с взрослыми, строить беседу в соответствии с их личностными особенностями и уровнем психологической компетентности, гибко перестраивать ход беседы в зависимость от возможностей и потребностей родителей и воспитателей. 4) Умение осуществлять психопрофилактическую работу: – умение самостоятельно определять наиболее актуальные вопросы развития детей на разных этапах дошкольного детства и отбирать содержание психопрофилактического мероприятия; – умение выбрать наиболее оптимальную форму организации психопрофилактического мероприятия в соответствии с его целью, особенностями содержания материала и с учетом психологической компетентности участников.
5) Участие в работе педагога-психолога ДОУ: проведение диагностической, коррекционно-развивающей и профилактической работы по плану психолога; 6) Профессионально-важные качества студентов: – умение устанавливать контакт с работниками ДОУ и детьми; – творческий подход к организации работы с детьми; – ответственность и дисциплинированность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|