Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.
Попробуйте сделать следующее: 1. Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь. 2. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.
Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».
3. Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!
ЭТАП. Формируем речь. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!
Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..
Например, достаем и надеваем на ребенка куртку. Взрослый: Что мы достали? — Куртку Что это такое? — Куртка Что сейчас мы надели? — Куртку. Потом стали надевать на ребенка шапку. Что мы достали? — Шапку. Что это такое? — Шапка. Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог. После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.) Например: - Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.) Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка... Что это?.. Это тарелка. И т.п. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.
Например: - Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка». - Еще раз та-рел-ка. - Давай вместе та-рел-ка. Молодец! Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ. - Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия. Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Не бойтесь перехвалить ребенка Если у ребенка не получается, Никогда не ругайте его. Быть может, это вы делаете что-то неправильно… Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)
Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо. На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного. Вопросы для стимуляции речи: o «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» o «Что тебе дать — чашку или ложку?», o «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину». При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое. Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай». Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|