Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.

ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать.

 

Попробуйте сделать следующее:

1. Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь.

2. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной.

 

Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту».

 

3. Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!

 

ЭТАП. Формируем речь.

Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры.

 

Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»!

 

Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д..

 

Например, достаем и надеваем на ребенка куртку.

Взрослый: Что мы достали? — Куртку

Что это такое? — Куртка

Что сейчас мы надели? — Куртку.

Потом стали надевать на ребенка шапку.

Что мы достали? — Шапку.

Что это такое? — Шапка.

Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д.

 

И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.

ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог.

После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.)

Например:

- Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.)

Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка...

Что это?.. Это тарелка. И т.п.

Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах.

 

Например:

- Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка».

- Еще раз та-рел-ка.

- Давай вместе та-рел-ка. Молодец!

Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ.

- Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо!

 

Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия.

Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.

Не бойтесь перехвалить ребенка

Если у ребенка не получается,

Никогда не ругайте его.

Быть может, это вы делаете что-то неправильно…

Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему.

 

Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.)

Ребенок. Ика.

Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.

На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.

Вопросы для стимуляции речи:

o «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?»

o «Что тебе дать — чашку или ложку?»,

o «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину».

При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое.

Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай».

Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...