Механизм межгосударственного регулирования экономических отношений.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Общемировая практика показывает, что прежде всего необходимо снятие барьеров на пути товаров, капиталов и рабочей силы между внутренними и мировыми рынками. Сегодня полную отмену внешнеэкономических ограничений не осуществляет ни одно государство. Все страны сохраняют определённые формы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, валютного регулирования, ограничений на пути миграции рабочей силы. Под влиянием объективных процессов интернационализации хозяйственной жизни в послевоенные годы промышленно развитые страны Запада осуществили важные шаги по снятию внешнеэкономических барьеров, особенно в области торговли и движения капитала. Это относится в первую очередь к Западной Европе, где интеграционные процессы зашли достаточно далеко, а также к США и Японии, в которых степень открытости экономики в последние годы также существенно возросла. Как показывает мировой опыт, на применение этого средства могут идти достаточно развитые страны, способные пожертвовать некоторыми своими производствами в расчёте на расширение экспортных секторов экономики. Даже в странах с рыночной структурой хозяйства, к которым относится промышленно развитые страны Запада, занял довольно длительный период. Только по мере повышения конкурентоспособности своей экономики они начали снижать таможенные пошлины, отменять количественные ограничения и лицензирование внешней торговли, переходить к конвертируемости своей валюты.
Кредитные вливания в экономику страны дают её возможность решать краткосрочные задачи пополнения бюджета и насыщения потребительского рынка. Критическое состояние многих отраслей, в первую очередь легкой и пищевой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, уже давно требуют защитных мер, в частности ограничения ввоза конкурирующих товаров, что на Западе является обычной практикой.
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.
Механизм межгосударственного регулирования экономических отношений.
Две системы регулирования экономических отношений правовая – международная и государственная – тесно связаны между собой. Международная, с одной стороны, влияет на национальное законодательство, с другой – учитывает нормы национально – правовых систем. Международное регулирование создаёт нормы прав и обязанностей для его субъектов то есть государств. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на государственном уровне, осуществляются меры по включению международно–правовых норм в национальные законы и правила или по инкорпорации этих норм в национальные правовые системы. Субъекты международного права не могут ссылаться на своё законодательство для оправдания несоблюдения международных обязательств.
В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств установлено, что в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Объективная необходимость в международно-правовом регулировании мирохозяйственных связей обусловлена следующими обязательствами: - глобализацией мировой экономики: усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик и в следствии этого развитие экономических отношений между юридическими лицами, принадлежащим к разным государствам; - возрастанием инвистиционных потоков и транснационализацией производственной деятельности; - ростом международных потоков товаров и услуг. Толчком к интернационализации мирохозяйственных связей явились достижения научно – технического производства, транспорта, энергетики, связи. В условиях глоболизации мировой экономики межгосударственные границы применительно к экономическим отношениям приобрели совершенно иное значение, что потребовало создания новой системы регулирования мирохозяйственных связей, основанной на принципах либерализации торговли, устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов; такая либерализация могла быть достигнута только за счёт сбалансированной координации национальных правовых режимов в области торговли и инвестиций; - несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно порождала, всевозможные серьёзные, проблемы и споры между экономическими субъектами мирохозяйственных связей и между государствами. Появилась потребность в создании единообразного универсального механизма регулирования международных экономических отношений, включающих в себя разнообразные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты, регулирование финансовых и товарных рынков, предпринимательской деятельности;
- достижение валютно–финансовой стабильности, способной обеспечить конвертируемость национальных валют, облегчающие взаимные расчёты участников мирохозяйственных связей, возможно лишь на основе выработки совместной валютно–финансовой политики на многосторонней основе и её осуществления путём совместных действий; - правовая основа и методы выработки и принятия управленческих решений на уровне государственного и частного секторов требовали их унификации с точки зрения способов выработки решений, методов контроля, санкций во избежание многочисленных международных споров; требовали унификации и юридические принципы, используемые при урегулировании споров; - внутригосударственные методы вмешательства и регулирования экономики, отличавшейся большим разнообразием по странам, объективно требовали выработки единых подходов и для разработки стратегий развития, в особенности в развивающихся странах, что способствовало развитию региональной экономической интеграции; - получившие развитие межотраслевое экономическое сотруднечество на многосторонней основе требовало координации со стороны специализированных организаций; - огромная разница в социально–экономических условиях жизни людей в разных странах объективно ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся странам и среди них наименее развитым и бедным странам; такие усилия требовали координации действий и разработки единой стратегии социольно–экономического развития развивающихся стран, разработки средств и инструментов, оказания им экономической, финансовой и технической помощи. Международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию. С помощью норм международного права государство устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях их взаимоотношений. Регулирующая функция международных отношений проявилась в принятии государством твёрдо установленных правил, без которых не возможно их совместное существование и взаимодействие. Международные отношения содержат нормы, которые побуждают государства следовать определённым правилам поведения. Сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное публичное, международное право и право международных организаций являются подсистемами глобальной международной системы права. Все три международно – правовые системы, регулирующие многообразные международные отношения, тесно связаны и взаимодействуют с национальными правовыми системами.
Межправительственные организации влияют на развитие международно – правовых систем путём участия в разработке правовых норм и наблюдения за их применением. Участие в разработке правовых норм осуществляется: при выработке проектов международных конвенций; заключении международных договоров; принятии решений устанавливающих определённые правовые нормы; выработке рекомендаций для участников международных отношений. В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения. 1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – реальное их неравенство. Причем это неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них. 2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений. 3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.
4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений. 5. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 году принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия однако и после 1945 года войны и конфликты продолжались. 6. Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу. Нельзя сказать, международные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются. Основы решения проблем международного экономического и социального сотрудничества были заложены в Уставе ООН. В статье 55 Устава говорится: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; б) расширению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; в) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.[4,с.30-32] Приоритетные международные экономические взаимосвязи и взаимодействия стран основываются и регулируются следующими принципами: - суверенное равенство в развитии стран, обеспечении справедливости во внешнеэкономических связях и отношениях; - взаимозависимость и взаимообусловленность интересов промышленно развитых и развивающихся стран; - добросовестное выполнение международных обязательств, достижение взаимных и реальных результатов между всеми странами; - реализация межгосударственной экономической и социальной справедливости в международных отношениях. К основным целям международного экономического сотруднечества относятся: - развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов; - определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами; - развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных и социальных проблем; - достижение сотрудничества в научно – технических, промышленно – производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств; - обеспечение ускоренного развития и экономического роста стран, особенно развивающихся; - достижение более прогрессивных, рациональных и справедливых внешнеэкономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики; - создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями. - развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств. Совершенствуя принципы и основные идеи, направленные на развитие международных экономических отношений, следует выделить важнейшие аспекты, в числе которых актуальность приобретает исследование проблем взаимосвязи между глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов. Важной функциональной сферой деятельности является разработка перспективных форм и методов партнерства между промышленно развитыми и развивающимися странами с учётом степени их экономического развития. Приоритетное значение имеет формирование плодотворной и продуктивной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли. Особое значение сейчас приобретает функциональный аспект, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции стран в сферах развития аналитической и нормативной деятельности для разработки перспективной экономической и социальной политики в мире. В процессе осуществления функциональной деятельности, направленной на исследование проблем влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых отношений, ООН содействует достижению стабильного финансового развития сфер национальных экономик различных стран, совершенствованию международных экономических связей на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и предоставления режима наибольшего благоприятствования. ООН способствует неуклонному развитию мировой экономики путём разработки приоритетных подходов и мер, отвечающих требованиям промышленно развитых и развивающихся стран, что соответствует глобальным мировым экономическим позициям и условиям. Немало важным сейчас является аспект, связанный с разработкой перспективных форм и методов партнёрства между странами. При этом особое значение имеет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово – экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Для этого страны должны укреплять и совершенствовать программы недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран, избегать принятия мер, оказывающих отрицательное влияние на развитие их национальных экономик, используя необходимые дифференцированные подходы к каждой из развивающихся стран, чтобы целесообразно удовлетворять их нужды в международной экономической сфере. Весомое место занимает функциональный спектр, содействующий расширению научно – технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран. Формируется системная основа для достижения результатов развития науки и техники каждым государством, нацеленная на осуществление международного научно – технического сотрудничества в сфере создания и распространения прогрессивной технологии с надлежащим учётом всех межгосударственных интересов, включая права и обязанности разработчиков, поставщиков и пользователей приобретённой технологии. Это способствует раскрытию доступа развивающихся стран к достижениям современной науки и техники, созданию, укреплению и развитию научно – технической инфраструктуры, а также их деятельности в передовых научно – исследовательских и технико – технологических областях.[ 4, с. 429-432] К важному институту мирового хозяйства следует отнести СЭЗ, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным и, инвестиционным, валютно – финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий. Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности; привлечение иностранного и отечественного капитала; рост поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития. В рамках социальной цели решаются задачи: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; повышение квалификационного уровня работника с учётом использования мирового опыта; формирование современных менеджерских кадров; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры. Производственная и научно – техническая цели включают: концентрацию научно – технических кадров, в том числе зарубежных, а также материально – финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; более полного использования имеющихся мощностей, в частности, конверсионных, развитие производственно – нравственной инфраструктуры. СЭЗ выступает как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых поизводств, соответствующей инфраструктуры. Вместе с тем СЭЗ выступает как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс. Можно говорить о нескольких основных типах СЭЗ, разграничиваемых по определённым признакам:
- по уровню и кругу расширяемых задач: складские, транспортные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно – технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные многопрофильные СЭЗ; - по размерам территории: точечные (фирма, склад, терминал); территориально – масштабные (промышленно – экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы); - по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые (преимущественно отраслевого профиля), секторального (добыча, обработка, услуги),функционального (банковская, коммерческая деятельность); - по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные. Все эти разновидности объединяются в понятие СЭЗ. Они призваны способствовать ускорению экономического роста, эффективному встраиванию национальной экономики в мировое хозяйство. [13, с. 30-33] Основными формами международных экономический связей являются: международная торговля товарами и услугами; международные кооперационные связи в области производства; движение капиталов и иностранных инвестиций; международная миграция рабочей силы; обмен в области науки и техники; валютно – финансовые и кредитные отношения. Ведущей формой международных экономических отношений продолжает оставаться международная внешняя торговля, по каналам которой опосредуется основной объём операций, проходящий в рамках прочих форм внешнеэкономических связей. Соответственно этому в современном мировом хозяйстве функционируют, тесно взаимодействую друг с другом, мировые рынки: - товаров и услуг; - капиталов; - рабочей силы. Все вместе они образуют единый мировой рынок, охватывающий отношения купли – продажи, складывающиеся между национальными экономиками в рамках мирового хозяйства. Тем самым международная торговля окончательно превращается в комплекс методов, форм и средств по обмену товарами и услугами между странами.[14, с. 749] Развитие регулирования мирового рынка (эенргетика). Современный уровень экономической взаимозависимости стран и глобализации мирового хозяйства требуют регулирования мировой торговли, направленных на установление равноправных условий для получения всеми участниками справедливых выгод от устойчивого развития внешних связей. Вместе с тем это не исключает возможности особого подхода к ряду международных организаций по вопросам касающихся мирового рынка или отдельных его элементов. Последнее относится не только к организациям, но и к тем, где её участие ожидается в обозримом будущем, а также к секторам, где пока отсутствуют институционально оформленные международные организации. Ситуация на мировом рынке нефти в конце 2001года наводит на мысль о том, что у стран – наблюдателей в ОПЕК есть общие интересы для налаживания взаимного сотрудничества, в том числе в отношениях с ОПЕК. Об этом свидетельствует визит мексиканского министра энергетики в Москву в 2001году. Цель визита – координация политики на нефтяном рынке в критический момент, договорились об активизации двусторонних научно – технических контактов и о совместной деятельности по использованию попутного газа. Всё это можно считать первыми конкретными шагами в правильном направлении. Вместе с тем было бы целесообразно добиваться включения в повестку Конференции министров стран – членов ВТО разработки специального международного Соглашения по урану. Соглашение могло бы регулировать его куплю – продажу в соответствии с общими правилами мировой торговли и с учётом специфики этого товара. Единственной многосторонней межправительственной организацией энергетического профиля, в которой полноправно участвует Россия, является МАГАТЭ. Связи с национальной программой строительства и эксплуатации значительного числа новых АЭС в обозримом будущем необходима активизация этого участия России, например, как предлагают некоторые известные российские специалисты, в области осуществления крупномасштабного международного проекта разработки оптимального варианта ядерной технологии.[10, с. 35-36] Воздействие многосторонних организаций на мировой энергетический рынок.
Первой и пока единственной многосторонней межправительственной организацией, которая занимается вопросами регулирования мирового энергетического рынка в целом является Международное энергетическое агенство. Программа действий МЭА, предусматривающая повышение эффективности использования энергии, изменении структуры её потребления в пользу альтернативных источников, расширение сотрудничества со странами – членами и международными организациями для совместного решения актуальных вопросов развития энергетики, совершенствование информации о состоянии и перспективах развития мирового энергетического рынка для содействия стабильности в снабжении энергией. Метод противодействия снижению мировых цен на нефть путём сокращения её добычи имеет недостатки для инициаторов такой политики. Хотя в краткосрочной перспективе сокращение добычи может уменьшить падение цен и даже повысить их, в долгосрочной – такая политика ведет к уменьшению доли участвующих в сокращении добычи поставщиков на мировом рынке нефти, что ослабляет их позиции и ограничивает возможности в дальнейшем влиять на состояние рынка. Импортирующие нефть страны разными путями стремятся уменьшить зависимость национальной экономики от нее, а крупнейшие в мире нефтяные монополии осуществляют слияние и поглощения, позволяющие им с позиции силы добиваться уступок от стран – экспортёров нефти. Периодически резкие колебания цен на нефть отражают уязвимость действующего механизма.[12 32-33]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|