Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология создания экскурсионного продукта

Билет № 19

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает, по словам Б.В. Емельянова, права называть проводимое мероприятие экскурсией [8].

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - «гидизм» - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Экскурсия и беглый осмотр с помощью гида объектов - это разные понятия.

Технология создания экскурсионного продукта

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Технология создания новой экскурсии достаточно сложный процесс, в котором можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения [5].

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем, экскурсию разрабатывают работающие в учреждении экскурсоводы, но иногда, в качестве консультантов приглашаются специалисты разных областей - научные работники музеев, преподаватели вузов и др.

Подготовительная работа - это определение темы, цели, задач экскурсии, подборка и изучение материалов по теме, первоисточников, монографий, знакомство с музейными документами, отбор, изучение и исследование экскурсионных объектов.

Работа над любой экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задачи. Это помогает авторам экскурсии более организовано вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Например: воспитание патриотизма и любви к Родине, расширение кругозора и получение дополнительных знаний из различных отраслей науки, культуры, искусства, истории.

Задачи экскурсии конкретизируют цель. Например, рассказать о производственном процессе на конкретном производстве. Четко определенная цель определяет воспитательную направленность экскурсии, дает возможность правильно сформулировать ее тему в то время, как задачи экскурсии определяют основу вступительного слова экскурсовода [13].

Каждая экскурсия должна иметь свою тему, выбор которой является важным моментом в создании нового экскурсионного продукта. Расширение тематики - ассортимента сервисной деятельности туристско-экскурсионного предприятия - характерная черта современного развития экскурсионного дела. Наличие широкого круга тем, разнообразие ассортимента экскурсионных продуктов дает возможность удовлетворить запросы различных категорий населения.

Тема - это главная мысль, основа, на которой строится показ и рассказ во время проведения экскурсии. Формулирование темы экскурсии должно представлять собой короткое, сжатое изложение ее основного содержания. Правильное формулирование темы дает возможность сконцентрировать внимание авторов экскурсии и экскурсоводов на определенном круге объектов и событий, которые должны будут освещаться. Тема определяет название экскурсии, которое призвано активизировать внимание экскурсантов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к восприятию экскурсии. Название должно быть четким и выразительным. В качестве названия иногда используют слова из песен и стихотворений [5].

Отбор и определение информационных источников.

В ходе подготовки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне называется автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные фильмы. В качестве источников могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании этих источников, следует проявлять осторожность. Обычно люди вносят в описание событий много субъективного. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные факты и сведения.

Изучение источников (литературных, архивных, статистических) базируется на составленном перечне ссылок на источники. Реализация этого этапа подготовки экскурсии обеспечивает распределение источников между экскурсоводами, которые осуществляют конспектирование, подбор цитат, примеров, фактов. Общим требованием к записям, которые осуществляются индивидуально, является соответствие источнику и точность ссылки относительно их нахождения.

В процессе подготовки новой экскурсии много времени уделяется работе над содержанием экскурсии. В начале работы над содержанием определяются хронологические рамки экскурсии (значительный исторический период, события нескольких лет или одно событие). Однако в любом случае, материал экскурсии формируется на основе тесной связи теории и практики, прошлого и настоящего.

Кроме этого, необходимо заранее определить приблизительный объем фактологической информации. Необходимой для составления текста экскурсии, связь отобранного материала со зрительным рядом - объектами, которые предусмотрены для показа [4].

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Для раскрытия темы экскурсии важным является - правильный отбор объектов, поскольку они являются зрительной основой экскурсии и на их показе строится рассказ экскурсовода.

Экскурсионные объекты классифицируются:

По видам - на памятки (исторические, архитектурные, художественные, документальные);

- объекты природы (леса, сады, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафтные комплексы).

По содержанию - одноплановые (растение, животное, речка, здание, произведение искусства и пр.);

- многоплановые (памятки архитектуры, лес, поле, улица, площадь, местность, которые связаны с определенным историческим событием);

По функциональному назначению - основные, на которых раскрывают подтемы;

- дополнительные, которые показывают во время переездов и логических переходов.

По степени сохранности - сохраненные полностью;

- сохраненные частично;

- перестроенные и реконструированные.

При отборе экскурсионных объектов их оценка проводится по таким признакам:

1. познавательная ценность, т.е. связь объекта с определенными событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей;

2. наличие полной, достоверной и интересной информации об объекте;

3. художественная ценность памятки;

4. необычность (экзотичность) объекта, его неповторимость, например, Потемкинская лестница в Одессе;

5. связь с культурной традицией населения (верованиями, легендами, фольклором);

6. выразительность и взаимодействие с внешней средой;

7. сохранность;

8. местонахождение.

Количество объектов, отбираемых для определенной экскурсии, согласовывают с требованиями последовательности показа. Так, для местной тематической экскурсии, продолжительностью 4-5 академических часа, как правило,- это 15-20 объектов.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки или паспорта на каждый из них. В карточку заносятся данные о виде объекта (памятник архитектуры, обелиск, место боев, захоронение) и ряд характеристик (название памятки, историческое событие, связанное с данным объектом, описание памятки (автор, дата создания, материал изготовления и т.д.), источники сведений о памятке, состояние памятки и ее охрана, в каких экскурсиях данный объект используется, дата составления карточки и ФИО составителя). К карточке прилагается фотография объекта.

Окончательный отбор объектов дает все основания перейти к созданию самой экскурсии, ее технологической документации, которая утверждена государственным стандартом ГОСТ 28681.1.-95 «туристско-экскурсионное обслуживание Проектування туристичних послуг» [1], где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:

-3.11. технологическая карта экскурсии (дополнение Е к стандарту);

- 3.13. контрольный текст экскурсии;

- 3.14. материалы «портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии (дополнение Ж к стандарту).

После завершения подбора, изучения и исследования экскурсионных объектов, следует приступать к составлению маршрута экскурсии.

Составление, объезд (обход) маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Межгосударственным стандартом не разграничиваются туристический и экскурсионный маршруты. В экскурсии это перемещение экскурсантов от одного объекта к другому. Маршрут находится в прямой зависимости от темы экскурсии и объектов показа.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и комплексный (тематико-хронологический). На практике трудно использовать хронологический принцип маршрута из-за разбросанности объектов по городу. Но стремиться к этому необходимо. Примером хронологического построения могут быть литературные, художественно-биографические экскурсии о жизни и де6ятельности выдающихся людей. По тематическому принципу строятся тематические обзорные экскурсии, например, «Литературная Одесса 20-х годов».

Экскурсионный маршрут должен быть сложен компактно. Желательно, чтобы переезд от одного объекта к другому не занимал более 10-15 минут. В пешеходных экскурсиях интервалы между объектами должны быть незначительными, чтобы не нарушать восприятие материала.

После составления маршрута участники творческой группы осуществляют его объезд (обход).

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся такие задачи:

1. ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2. уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3. освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4. провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5. проверить целесообразность использования намеченных для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

6. выбрать методику ознакомления с объектом;

7. в целях безопасного передвижения экскурсантов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры обеспечения безопасности.

Следует также предусмотреть резерв времени (10-15 мин), поскольку возможны задержки на дорогах.

Схему трассы маршрута следует оформить согласно с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.1-95 (дополнение Ж), который является обязательным и включает в себя такие сведения: перечень географических точек следования транспорта по маршруту; перечень остановок; определение места начала экскурсии. Схема трассы маршрута в обязательном порядке утверждается руководителем туристической организации и согласовывается с государственной автомобильной инспекцией, чем подтверждается проезд автобуса и разрешение на остановки и выхода туристов из автобуса для осмотра объектов.

Кроме того, в настоящее время имеются сложности с парковкой транспорта. Эти вопросы находятся в компетенции городских коммунальных хозяйств «Парксервис», поэтому вопросы парковки следует решать с указанной службой и получить специальные разрешения - пластиковые карточки-пропуска [11].

Подготовка текста экскурсии. По своей сущности вся работа по созданию экскурсии - это работа над ее содержанием. Она начинается уже во время поисков, накопления материалов, изучения первоисточников, специальной литературы. Непосредственно все это закладывается в Контрольный текст экскурсии, который Межгосударственным стандартом определен как «главный «технологический документ, включающий в себя научное актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам».

Исходя из этих положений, творческая группа, в состав которой входит 3-7 наиболее творческих и опытных работников экскурсионной организации, работает над созданием контрольного текста.

Контрольный текс экскурсии представляет собой директивный технологический документ, в котором материал основной части экскурсии подан в хронологическом порядке, без учета маршрутной последовательности и структуры экскурсии. В контрольный текст включают также материал к вступлению, заключению, логическим переходам. Объем контрольного текста для автобусной экскурсии (продолжительность 3 часа) составляет приблизительно 80 тыс. знаков. Материалы контрольного текста ориентированы на оказание помощи экскурсоводу для составления собственного индивидуального текста.

Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии в соответствии с маршрутом. Материал в нем подается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое разделение на части, каждая из которых посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по такой схеме:

- характеристика объекта и общий материал, посвященный определенному периоду истории в общем по городу, району или области;

- локальный материал (о конкретном событии);

- обобщения и выводы;

- логический переход к следующей подтеме.

Индивидуальный текст - это готовый к исполнению рассказ. При этом, каждая подтема - это также отдельный рассказ, который должен соответствовать содержательной полноте, логической структурированности и организационной четкости.

Структурные части индивидуального текста любой экскурсии обеспечивают общую последовательность вступления, основной части и заключения.

Условное название комплекта информационных и наглядных материалов, которые используются экскурсоводом в ходе экскурсии, носит название «портфель экскурсовода». Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание разрушенное временем; деревню, уничтоженную во время военных действий и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание или жилой микрорайон или показать портреты людей, связанных с определенными событиями. С этой целью используются фотографии, а для характеристики будущих построек - проекты зданий, памятников, сооружений.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

Еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографии, макетов, муляжей) [10].

В портфель экскурсовода включаются также географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и являются постоянными спутниками экскурсовода. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны в использовании. Их количество не должно быть велико, чтобы не отвлекать внимания экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимания.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в раскрытии темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем материалы по использованию наглядных материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода» прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Составление технологической карты экскурсии. Подготовка экскурсии завершается составлением технологической карты экскурсии - основного технологического документа, который определяет, как лучше провести экскурсию, организовать показ объектов, какие методические приемы лучше использовать.

По определению Межгосударственного стандарта, технологическая карта экскурсии - технологический документ, который определяет логическую последовательность осмотра историко-культурных объектов на маршруте. Если экскурсия проводится с разными группами (школьники или взрослая аудитория), целесообразно иметь отдельные технологические карты. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии и утверждается руководителем туристской организации.

Технологическая карта, как и текст экскурсии, состоит из вступительной части, основной части и заключительного слова. Цель экскурсии формулируется отдельно и помещается перед вступлением. Материалы основной части размещаются по схеме, определенной Межгосударственным стандартом. Такая схема (7 граф) является обязательной для всех туристско-экскурсионных организаций (экскурсоводов) Украины.

Все параграфы технологической карты содержат сведения, необходимые для успешного проведения экскурсии, которые изложены предельно лаконично (наподобие плана). Этим определяется объем карты: он не должен превышать 6-12 страниц печатного текста, что зависит от темы и продолжительности экскурсии. Последовательность и содержание граф технологической карты помогает экскурсоводу делать экскурсию логично построенной, компактной, целостной.

Умение пользоваться технологической картой - обязательное условие для работы каждого экскурсовода.

В графе 1 «Участки (этапы) передвижения по маршруту» называют улицы, переулки, проспекты, бульвары, шоссе, площади, которыми проезжает (проходит) экскурсионная группа.

В графе 2 «Места остановок» указывается, где автобус или группа останавливается для показа объекта и рассказа о нем. Например, в обзорной экскурсии по Киеву - «Возле главного входа у университет, напротив памятника Т.Шевченко». В городской автобусной экскурсии, которая продолжается 4 академических часа, летом бывает 3-6 выходов. В загородных экскурсиях, особенность которых состоит в том, что за короткий промежуток времени (14-16 часов) автобус проходит 400-500 км, следует делать остановки на 2-5 минут через каждые 50 км без выхода и через 150-180 км на 8-10 мин с выходом.

В графе 3 «Объекты показа» указываются памятники истории и экскурсионные объекты (основные и дополнительные), которые показывают группе на остановках.

В графе 4 «Продолжительность осмотра» указывается время, необходимое для показа объектов и рассказа о них на остановке и для передвижения группы к другой остановке. Здесь же учитывается время, которое тратится на движение вблизи объектов, если технологической картой предусмотрен осмотр объектов по ходу остановки автобуса.

В графе 5 «Основное содержание информации» необходимо учитывать требования к технологической карте Межгосударственного стандарта, а именно, логическую последовательность просмотра историко-культурных объектов. Здесь дается краткий перечень подтем и основных вопросов.

В графе 6 «Организационные указания» указывают сведения о перемещении группы, меры по обеспечению безопасности на маршруте, выполнение санитарно-гигиенических требований, правил поведения (например, особенности проведения данной экскурсии в зимнее время); указываются точки и ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты подачи информации.

Графа 7 «Методические указания» содержит информацию относительно создания определенного эмоционально-психологического настроения экскурсантов, использования конкретных методических приемов ведения экскурсии например, где должен стоять автобус или располагаться группа во время показа в разное время года или солнечного освещения в течении дня так, чтобы показ объекта был наиболее эффективным и полным.

Методические указания - наиболее важная часть технологической карты. Здесь перечисляются конкретные детали объектов, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа; называются методические приемы показа и рассказа и то, как это следует сделать; даются советы по использованию фотографий и документов, схем, материалов «портфеля экскурсовода». В этой графе возможны и такие указания: «Пояснить термины, подготовить группу к зрительному созерцанию.

Называя в технологической карте конкретные методические приемы, следует помнить, что именно с их помощью раскрывается содержание экскурсии, достигается ее познавательная и воспитательная цель. Все методические приемы взаимообусловлены и взаимосвязаны - иногда одни приемы переходят в другие. Их связь, переход осуществляется с помощью дополнительных методических приемов. В зависимости от темы, цели, содержания экскурсии, категории экскурсантов изменяются роль, функции и взаимообусловленность методических приемов. Одни из них становятся основными, другие - дополнительными. Так, при проведении экскурсий архитектурно-градостроительной и искусствоведческой тематики, больше используются приемы показа и анализа, а в литературных - приемы рассказа и литературного монтажа [11].

Прием (сдача) и утверждение экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы, или одному из членов группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

К работе допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Важным условием жизнедеятельности нового продукта в ассортименте экскурсионного учреждения является постоянная работа по его усовершенствованию. Основой такой работы является регулярное обновление контрольного текста и другой документации по теме.

Выводы

Под экскурсионным обслуживанием понимается организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города, проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах.

Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов; общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в Украине; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в Украине; страхования и медицинской помощи; обеспечение безопасности; права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.

Основными нормативными документами, регулирующими экскурсионную деятельность являются Межгосударственные стандарты, принятые и нашим государством в качестве государственных стандартов Украины. В целом в Украине нет специальных законодательных и нормативных актов регулирующих экскурсионную деятельность, хотя закон об экскурсионной деятельности находится в стадии разработки.

Основой организации экскурсионной деятельности является экскурсия. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанными. Таким образом, в процессе познания оказывается целенаправленное воздействие на мировоззрение туристов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора. Именно поэтому, созданию нового экскурсионного продукта предъявляются строгие упорядоченные требования, которые определены в ГОСТах по организации экскурсионного обслуживания, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:

- технологическая карта экскурсии;

- контрольный текст экскурсии;

- материалы «портфеля экскурсовода»;

- схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, интуиция, эмоциональность, терпение, эрудиция и др.

Только сочетание всех компонентов организации экскурсионного обслуживания могут способствовать выполнению ее задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...