Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о технических системах




 

Технические системы постоянно усложняются как по количеству входящих в них элементов, так и по связям меду ними. Решение задач при этом целесообразно вести с использованием системного подхода. Впервые идея системного подхода и анализа была выдвинута Аристотелем (третий век до нашей эры) - учеником Платона и учителем Александра Македонского, предложившим классификацию, построенную на иерархии общего и частичного: вид - род - класс.

В современном понимании система - это совокупность элементов или подсистем, находящихся во взаимодействии и образующих определенную целостность.

Примеры системы различной сложности: холдинговая компания, состоящая из ряда служб, цехов, участков; автомобиль, состоящий из ряда агрегатов и т.д. [96].

Примеры систем и подсистем:

Системы   1. Транспортный комплекс     2.Автомобильный транспорт     3. Автомобиль     4.АТП
Подсистемы (элементы)   Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Железнодорожный транспорт Речной транспорт и др. Коммерческая эксплуатация Техническая эксплуатация Сервис Подсистема управления   Агрегаты Механизмы Системы Детали   Цехи Участки Колонны Службы  

 

 


Системы бывают техническими (например, автомобиль), человеко-машинными (автомобиль-водитель), производственно-экономическими (АТП, фирма), социальными (персонал, различные группы населения) и другие.

Элемент системы - это объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему расчленению в рамках поставленной перед данной системой задачи.

Например, элементом транспортного предприятия (системы) как перевозчика является автомобиль (подсистема, элемент), который может осуществлять перевозку грузов или пассажиров, что является основной задачей АТП [96].

Дальнейшее расчленение автомобиля на агрегаты для перевозочного процесса бессмысленно, но важно для обеспечения работоспособности автомобиля, то есть организации ТО и ремонта.

Для системы технической эксплуатации важно расчленение автомобиля не только на агрегаты, но и на детали, которые и будут являться первичными элементами.

В соответствии с принципами системного подхода каждый элемент характеризуется входом хi то есть воздействием на него окружающей среды или других элементов системы, входом уi то есть преобразованным воздействием данного элемента на окружающую среду или другие элементы системы, и показателями возможного состояния элемента gk (рис. 1.1). Обычно хi, уi и gk -это интенсивности соответствующих показателей. Примеры таких показателей для различных систем автомобильного транспорта и автомобиля приведены в табл. 1.1.

 

y1 y2 ym
x1 x2 x3 xn
  g1…gk

 


 

Вход: информация, материалы, требования, режим работы и т.д.
Состояние: производственный процесс. Преобразование режимов работы агрегатов и т.д.
Выход: продукция, услуги, отходы, изменение режима работы и др.

 

 


Рис.1.1. Схема первичного элемента системы

 

 

Таблица 1.1

Примеры содержания и соотношения xi gk и yj для различных систем

Вход: xi Состояние и содержание: gk Выход: yj
Автотранспортное предприятие (АТП)
Результаты маркетингового анализа: ·Конкурентная среда ·Законодательство ·Экономическое состояние ·Потребность в перевозках и др. ·Размер и структура парка АТП ·Производственно-техническая база ·Персонал ·Система ТО и Р ·Техническое состояние ·Производственный процесс и др. ·Объемы перевозок ·Доходы и расходы ·Прибыль ·Расширение или сокращение ниши на транспортном рынке и др.
Станция технического обслуживания (СТО)
·Потребность в услугах ·Конкурентная среда ·Экономическое состояние ·Законодательство и др. ·Пропускная способность и производительность ·Специализация персонал ·Оборудование ·Цены ·Производственный процесс ·Объемы оказываемых услуг ·Прибыль ·Удержание, расширение или сокращение ниш на рынке услуг и др.
Коробка передач (КП)
Крутящийся момент и частота вращения первичного вала М кр1; п 1 ·Передаточные числа ·Число передач ·Преобразования М кр и п Крутящий момент и частота вращения вторичного вала М кр2; п 2

 

Функционирование системы в качестве единого целого обеспечивается с вязями между ее элементами. Связи определяют с труктуру системы.

В технической и производственной системах связи между элементами, как правило, однозначны и формируются при проектировании и создании системы. Например, конструкция агрегата, планировка АТП или СТО.

В биологических системах связи возникают естественным путем в процессе зарождения и развития организма.

В социальных или экономических системах связи формируются на основе действующих законов и нормативов, плана, складываются стихийно под воздействием рыночного механизма, или сочетания директивных и рыночных воздействий. Связи также периодически меняются.

Выделение системы, то есть отнесение к ней определенного перечня элементов, является необходимой и достаточно сложной задачей, особенно для производственных, экономических и социальных систем.

Элементы (или подсистемы) относятся к данной системе, если они удовлетворяют следующим основным требованиям:

а) имеют общую цель, то есть каждый элемент должен работать и давать свой измеряемый вклад в достижение цели системы.

б) они взаимно дополняют друг друга, то есть без любого элемента система не может эффектно решать стоящих перед ней задач;

в) имеют стабильные организационные, ресурсные и иерархические связи в системе;

Наконец, последнее понятие - это большие системы. Оно достаточно условно и характеризуется одним из следующих признаков или их комбинацией:

1. Иерархичность системы, то есть наличие нескольких уровней в ее структуре. Например: транспортная система - автомобильный транспорт - автотранспортное предприятие - АТП - цех - участок - бригада - исполнитель; автомобиль: агрегат - узел - деталь.

2. Наличие в системе элементов разного происхождения: технических, экономических, социальных. Например, предприятие: автомобили, станки, здания, сооружения (технические элементы); водители, работники, ИТР (социальные элементы), взаимоотношения с клиентурой, банками, производителями техники (организационные и экономические элементы) и другие.

3. Значительное количество подсистем (обычно не менее 7…10).

Работоспособность технических систем является комплексным показателем, характеризующим эффективность их использования. Работоспособность является одним из важных показателей более общего свойства технических систем – их надёжности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...