Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

                              Факультет теории и истории искусств.

                                       Кафедра русского искусства.

 

      Религиозное искусство России синодального периода (XVIII - XIX В.)                                                           

                           Методические рекомендации к курсу лекций.

                                  Составитель: доцент Большакова С.Е.

 

                                                          Санкт-Петербург, 2019 г.

 

                                                 Пояснительная записка.

Программа курса лекций «Религиозное искусство России синодального периода (XVIII – н.XX в.) составлена на основе анализа современных публикаций в сборниках докладов, посвященных проблемам церковного искусства России, монографий как об отдельных художниках и иконописцах, так и целых периодах и направлениях XVIII-н.XX в., выставок, а также практической деятельности в области реставрации памятников церковного искусства этого периода.

                                                           Оглавление:

                          1.Цели и задачи освоения дисциплины.

                          2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

                          3. Требования к результатам освоения

                          4. Тематическое содержание лекций.

                          5. Планы практических занятий.

                          6. План самостоятельной работы студентов (по темам)

                          7. Формы итоговой аттестации. Вопросы к зачету.

                          8. Рекомендованная литература

 

1.Цели и задачи освоения дисциплины:

В последний период внимание исследователей в значительной степени было привлечено   к ряду выставок, конференций и публикаций, связанных с новым, более глубоким     взглядом на достижения религиозного искусства России периода XVIII-XIX веков. Серьезные исследования, а иногда и настоящие открытия были произведены в области искусства и культуры старообрядцев, столичных и провинциальных иконописных артелей, монастырских мастерских и даже школ, связанных зачастую с Императорской Академией  Художеств. В результате изучения архивных документов, работ по восстановлению разрушенных церковных памятников, формирования новых коллекций и даже музеев, созданных на незнакомом ранее материале, исследователи получили возможность взглянуть на проблемы церковного искусства этого времени под другим углом зрения и по целому ряду явлений изменить свои оценки.

Целью настоящего курса является создание единой картины развития церковного искусства в период от петровских реформ, превративших духовную власть в подобие светского сената (фактически министерства духовного ведомства) и изменивших направление развития русского изобразительного искусства до идеи возрождения национальных традиций в николаевскую эпоху, основанных на известной триединой формуле графа Уварова «православие, самодержавие, народность»   и даже до  попытки восстановления патриаршества накануне революции 1917 года. Сложность изучения художественных тенденций этого времени состоит в  том, что различные слои общества находили свои способы отражения духовных идей в изобразительном искусстве, да и сами эти идеи зачастую значительно отличались (например, барокко в иконописи невьянской школы серьезно отличается от столичного барокко Антропова и Вишнякова). Таким образом,  без понимания идейного фундамента невозможно разобраться во сложных и противоречивых глубинных течениях религиозного искусства синодального периода.

В связи с этим, курс решает следующие задачи:

1. Дать студентам представление о периодизации синодального искусства, связанной не только со сменой персоналий верховной власти, но и с господствующими в разных слоях общества духовными исканиями и художественными  тенденциями. Эти тенденции с одной стороны имели западноевропейское происхождение, с другой в народной среде и провинциальных регионах национальные традиции православия бережно сохранялись.

2. Дать определение «Синодального» искусства, отметить характерные особенности и проследить линию развития изобразительного искусства, церковной архитектуры, интерьера и иконостаса.

3. Отметить наиболее значимые памятники двух столиц и провинции, на примере конкретных памятников показать стилистические особенности каждого из периодов.

4. Рассмотреть эволюцию русской церковной живописи от икон, связанных с традициями Оружейной палаты до академических полотен, более напоминающих картины историко-религиозного жанра, нежели православные иконостасные образа. Освоив в полной мере академическую манеру и технику письма, со второй половины 19 века русские художники вновь обратились к поискам национальных истоков в церковном искусстве, чему в значительной мере способствовали археологические экспедиции по России и на Афон.

5. Показать особенности и принципиальные основы старообрядческой  иконы, наметить линию развития старообрядческого искусства в синодальный период вплоть до короткого, но яркого расцвета целого ряда мастерских  накануне революции, связанного с мощным всплеском интереса в обществе к традициям русско-византийской церковной культуры.

 

                      2.Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Религиозное искусство России синодального периода» входит в базовую часть общенаучного цикла и включает в себя значительное количество часов семинарских занятий и самостоятельной работы бакалавра. Общий объем составляет 114 часов

Очная форма обучения – 4 курс. Итоговая форма контроля – экзамен (2 семестр).

Заочная форма обучения – 4 курс. Итоговая форма контроля – зачет.

Дисциплина «Религиозное искусство России синодального периода» связана с дисциплинами «Древнерусское и византийское искусство», «Основы древнерусской иконографии», «Русская архитектура XVIII-XIX веков», «Русское изобразительное искусство XVIII-XIX в.в.».

       3.Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Современное православное искусство России XX – XXI в.в.»  у выпускника должны быть сформированы следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции:

а) Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

способность  к восприятию искусства как системы и его связей с гуманитарными, социальными и естественными науками (ОПК-1).

Умение подготовить доклад и составить научный текст, используя теоретические и практические занятия и навыки, полученные в процессе обучения (ОПК-2)

Способность произвести самостоятельный анализ и самостоятельное исследование научной темы, провести презентацию научного исследования (ОПК-3).

Способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, способность к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы (ОПК-5).

 б) Профессиональные компетенции:

Способность формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходившие в  церковном искусстве синодального периода на основе изучения исторических аспектов развития русской и мировой культуры, религии, эстетики и философии мысли (ПК-3).

Способность к работе с научной и искусствоведческой литературой, способность к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-9).

Для достижения поставленной цели формирования компетенций выпускники обязаны:

Знать:

- исторические условия и особенности развития русского религиозного искусства  XVIII-н.XX в.

- специфику иконописи и религиозной живописи и церковной архитектуры синодального периода, традиции православной иконы и особенности ее развития в контексте  общей линии развития русской культуры XVIII-XIX в.в.

-

- стилистические особенности, изменение тенденций в зависимости от исторических условий и смены идеологической парадигмы церковной архитектуры и живописи России синодального периода.

- основную литературу по данному вопросу, основные исторические события, повлиявшие на линию развития церковной культуры и искусства России синодального периода, наиболее значимые имена и произведения.

Уметь

- давать оценку и характеристику исторической, общекультурной, религиозной и художественной ситуации в определенный момент синодального периода.

- произвести стилистический анализ произведений, выполнить исследовательскую работу, составить научный текст.

- организовать и провести презентационные мероприятия, круглые столы и дискуссии на тему русского религиозного искусства XVIII-XIX в.в.

- применять в профессиональной деятельности знания, полученные в процессе обучения

Владеть

- терминологическим аппаратом учебной дисциплины «Религиозное искусство России синодального периода.»

- понятийным аппаратом специфического вида искусства, связанного с каноническими установлениями православной Церкви и сложной символикой христианского искусства.

-достаточным объемом знаний в различных областях истории и культуры, чтобы иметь возможность составить собственное суждение о процессах, возникавших в различные периоды XVIII-XIX веков в русском религиозном искусстве.

                   4.Тематическое содержание лекций

Тема 1. Введение в курс синодального религиозного искусства России XVIII -н. XX в.в. Определение понятия  «Синодального периода». Исторические, общекультурные и художественные процессы, предваряющие искусство России Нового времени: идейное и художественное содержание периода царствования Алексея Михайловича. Процессы, демонстрирующие существенные изменения в общественной, религиозной и художественной жизни России XVII-XVIII в.в.

Тема 2. Петровские преобразования. Реформы Петра I в религиозной и художественной области. Отмена патриаршества, учреждение Синода. Система надзора за иконописанием, одновременное существование старых и новых тенденций – традиций Оружейной палаты и западноевропейской масляной техники, стилистики и иконографии в иконах и росписях новых храмов. Религиозная идея, заложенная в основу строительства новой столицы (Санкт-Петербург – Новый Иерусалим), роль храмовой архитектуры в создании облика новой столицы. Учреждение Петром I Александро-Невского монастыря. Новые тенденции в иконографии образа св. благоверного князя Александра Невского. Святые покровители Санкт-Петербурга: апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, св. Сампсоний странноприимец, св. преподобный Исаакий Далматский и т.д.

Тема3. Петровско-анненское барокко. Продолжение строительства храмов петровского времени в эпоху императрицы Анны Иоанновны (Петропавловский собор, Сампсониевский собор и т.д.), строительство новых церквей и возвращение к традиционной трехчастной схеме русского храма (церковь св. Симеона и Анны, во имя св. Пантелеймона и т.д.). Основные принципы создания нового образа иконостаса, с чем связано, какие идеи заложены. Деятельность петровских пенсионеров в области храмовой живописи (Андрей Матвеев, Иван Никитин)

Тема 4. «Православнейшая государыня» императрица Елизавета Петровна. Военный и политический переворот, совершенный дочерью Петра Елизаветой способствовал укреплению национальных тенденций в храмовом зодчестве – традиционное пятиглавие принципиальная черта церковной архитектуры этого времени. Изменение мировосприятия в общественном сознании, его отражение в художественных и архитектурных формах. Дворцовые церкви Растрелли - интерьер храма, как дворцовый зал. Сложный символический язык архитектурных и скульптурных форм (фасады и иконостасы – Николо-богоявленский морской собор архитектора Чевакинского). Характерные особенности елизаветинского барокко в иконописи, известные мастера. Иконописная деятельность Аргунова, Антропова, Вишнякова, Колокольниковых и др.

Тема 5. Эпоха просвещения в России: от великой Екатерины до Александра  благословенного. Изменение художественных ориентиров в церковном зодчестве. Поиск образа идеального храма: храм царя Соломона, тема скинии и ротонды храма Гроба Господня, собор святой Софии в Константинополе и базилика императора Константина. Символика, заложенная в архитектурных формах иконостаса и церковного интерьера. Храмы воинские, дворцовые, мемориальные, орденские. От эпохи раннего классицизма к ампиру (Ринальди, Старов, Кваренги, Бренна, Стасов и др.) Мистические и ветхозаветные темы в религиозном искусстве, заменившем собой традиционную русскую икону в иконостасе (Боровиковский, А. Егоров, Виги и др.)

Тема 6. Главные храмы Российской империи н. XIX -н. XX в.в.(Казанский собор, храм во имя Христа Спасителя, Исаакиевский собор, храм Воскресения на крови, Владимирский собор в Киеве, Никольский морской собор в Кронштадте.) Храмы, как символы эпохи: от идеального храма эпохи классицизма (Казанский собор, Воронихин) к тоновскому византинизму (храм Христа Спасителя) и русскому стилю Парланда ( храм Воскресения на крови), образ святой Софии Константинопольской в исполнении Косякова. Поиск национального стиля в храмовой живописи. Выдающиеся мастера русско-византийского направления.

Тема 7.Искусство старообрядцев в Синодальный период. История раскола: причины возникновения, отношение к старообрядчеству в разные периоды синодальной эпохи (от непримиримости Петра к свободе вероисповедания в период Николая II). Основные старообрядческие иконописные центры и иконографические особенности. Известные иконописные мастерские вт. пол. XIX – н. XXв.в..  Роль старообрядцев в развитии принципов реставрации и сохранения традиций древнерусского  иконописания.

Тема 8. Икона в синодальный период: чудотворные иконы XVIII- н.XXв.в., новые иконографические решения, изображения новопрославленных святых. Икона в академическом и традиционном стиле. Монастырская икона, монастырские иконописные школы (Афон, Валаам, Дивеево и т.д.)

 

              5.План практических занятий.

Практические занятия со студентами предполагается проводить в  виде семинаров и  экскурсий в действующие храмы, сохранившие в основном свое первоначальное убранство (Николо-Богоявленский собор, Спасо-Преображенский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры и т.д.), посещения выставок и экспозиций ГРМ, ГМИР, церковных музеев СПб ДА и С., храма преподобного Андрея Критского и т.д., обсуждения выставок и докладов, составленных студентами по выбранной ими тематике.

 

                            6.Темы семинарских занятий.

1. Храмовая архитектура синодального периода (выдающиеся произведения церковной архитектуры, принципы создания образа, основные тенденции и местные провинциальные традиции церковной архитектуры).

2. Монументальная церковная живопись синодального периода (основные имена художников, тенденции развития, принципы создания образа, иконографические особенности).

3. Иконопись синодального периода: различные стилистические направления, традиционное иконописание и основные центры, известные мастерские, монастырские школы, наиболее известные мастера.

4. Старообрядческая культура: основные принципы построения старообрядческой иконы, основные центры, развитие иконографии.

 

                7.План самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение литературы по теме, публикаций в периодической печати и на интернет ресурсах, а также самостоятельный анализ состояния церковного зодчества и иконописи в столичных или провинциальных центрах (в зависимости от места проживания и интересов студента). Результатом самостоятельной работы должна стать подготовка реферата по одной из выбранных студентом тем в рамках прослушанного курса. Приветствуются работы, освещающие местные традиции, выдающиеся произведения церковного зодчества и иконописи разных регионов России. Возможны доклады об особенностях церковной художественной культуры других христианских конфессий (католической или протестантской).

                          7.Формы итоговой аттестации

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена для очного бакалавриата и зачета для заочного курса по учебной дисциплине. На аттестации проверяются:  усвоение теоретического материала дисциплины «Религиозное искусство России  синодального периода XVIII – н.XX в. в.»,  усвоение базовых понятий дисциплины,  способность анализировать основные тенденции развития церковного искусства и художественные традиции, а также навыки публичных выступлений и умение вести дискуссию.

8. Вопросы к экзамену по курсу «Религиозное искусство синодального периода»:

1. Отражение петровских реформ в церковном искусстве первой четверти XVIII в.

2. Основные тенденции в храмовом зодчестве: а). петровского времени, б). елизаветинского барокко, в). храм эпохи просвещения, г). русско-византийский стиль в храмовом зодчестве.

3. Продолжение традиций Оружейной палаты в иконописи синодального времени.

4. Универсальный художник первой половины XVIII в. (иконописец, монументалист, декоратор, портретист): Аргунов, Антропов, Бельский, Вишняков, Матвеев, Никитин.

5. Классицизм и мистический сентиментализм в религиозной живописи рубежа XVIII – XIX в. (Андрей Иванов, Егоров, Лосенко, Угрюмов, Боровиковский и т.д.)

6. Развитие архитектурных форм иконостаса синодального периода, символика и отношение к русско-византийской и раннехристианской традиции.

7. Старообрядческая икона: основные идеологические принципы, развитие стилистики и иконографии в различных центрах.

8. Вариации русско-византийского стиля в храмовом зодчестве выдающихся архитекторов XIX-н.XX в. Идеологические основы возникновения русско-византийского стиля.

9. Русско-византийский стиль в иконописи известных мастерских второй половины XIX-н.XX в.в.

10. Монументальная живопись в храмах XIX-н.XX в. Имена художников, принципы построения религиозного образа, основные тенденции развития.

11. Основные иконописные центры традиционного иконописания синодального периода (Мстера, Палех, Холуй, романовские и невьянские письма и т.д.)

12. Творчество русских художников вт. пол. XIX –н. XXв.в. в области церковного искусства (имена по выбору студента).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...