Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминологическая информация: понятие, источники, методы получения, требования к криминологической информации




Криминологическая информация – информация о преступности и мерах по ее предупреждению. Ее определяют как содержание, устраняющее неопределенность знаний.

Криминологическая информация отвечает трем методическим требованиям:

1) полнота и всесторонность информации, несоблюдение этого правила приводит к искаженному представлению, служит основой ошибочных выводов и рекомендаций. Полнота информации – ее комплексность, достаточная для анализа преступности и результатов работы правоохранительных органов по укреплению правопорядка;

2) своевременность информации определяется задачами конкретного исследования. Своевременной будет информация, поступающая из отчетных данных за прошедший период времени или полученная от исследований предшествующей борьбы с преступностью;

3) истинность и достоверность. Искажения информации при первичной регистрации, при передаче для последующей статистической обработки, возникающие из-за нарушения технологического процесса ее обработки, ведут к неверным суждениям и практическим выводам.

Первичная регистрация ведется на единых по форме карточках, реквизиты которых содержат описание события, факта, его общих и особенных признаков. Лицо, оформляющее карточку, заполняет ее реквизиты, фиксируя информацию, которая необходима для последующего анализа первичных документов учета.

Контроль за достоверностью информации обеспечивается на всех стадиях ее сбора, обработки и анализа. Он заключается в сплошной или выборочной проверке заполнения документов, дублирующих процесс переноса информации с них на машинные носители. Достоверность обеспечивается однозначностью. Для предупреждения нежелательных явлений в информационных процессах используют терминологию, употребляемую в документах сбора информации.

Главными источниками криминологической информации являются:

1) статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с ней;

2) результаты научных криминологических исследований.

Статистика преступности осуществляется:

1) МВД РФ, ведущим учет и статистическую обработку данных о зарегистрированных преступлениях и всех выявленных сотрудниках правоохранительных органов, совершивших преступления;

2) Прокуратурой РФ – изучает сведения о движении уголовных дел и основных результатах работы по расследованию преступлений;

3) Министерством юстиции – ведет статистику об осужденных сотрудниках правоохранительных органов и о результатах работы судебной системы. Уголовная статистика содержит сведения о динамике преступности, составе лиц, совершивших преступления, и мерах борьбы с преступностью. Статистика охватывает факты преступных проявлений, регулярные поступления информации, сопоставимость за длительный период наблюдения.

Для выявления причин преступности, разработки мер по ее предупреждению статистических данных недостаточно. Научные криминологические исследования позволяют глубже проникать в предмет исследования, разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер борьбы с преступностью в системе правоохранительных органов.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Для успеха криминологического исследования его необходимо методически правильно организовать. Основным обеспечивающим документом является план (рабочая программа), в котором определяются цели и задачи исследования, объем и методика его проведения, порядок обработки информации, реализация итогов исследования. План (рабочая программа) необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Одновременно он является творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, экономно и методически правильно. При разработке плана (рабочей программы) следует иметь в виду, что криминологическое исследование, как правило, разделяется на четыре последовательных этапа: подготовительный, пилотажное исследование, сбор эмпирического материала и обработка, анализ результатов и его подготовка выходных документов. 1. Подготовительный этап криминологического исследования. В содержание его входит прежде всего уточнение целей и задач исследования. Для этого, с одной стороны, необходимо выяснить, какие именно конкретные вопросы ставятся перед исследователем, а с другой – в какой мере эти вопросы ранее уже исследовались и какая при этом получена информация. Вначале цель исследования формируется обычно в более или менее общей форме. Затем путем изучения литературы и материалов ранее проведенных исследований по данной проблеме выясняется, имеются ли и в какой части уже готовые ответы на возникающие вопросы, а в какой таких ответов либо вообще нет, либо они недостаточны. Такая предварительная проработка необходима не только потому, что каждое новое знание должно базироваться на прочном фундаменте ранее накопленного наукой. Она позволяет конкретизировать цели планируемого исследования. Следующим элементом исследования является конкретизация его задач. Этому служит разработка, формулирование так называемой рабочей гипотезы, т.е. предположение о наличии тех или иных ранее неизвестных характеристик и связей изучаемых явлений (преступлений, лиц, их совершивших, результатов правоохранительной деятельности и т.п.), о лежащих в основе этого статистических закономерностях. Задача исследования и будет заключаться в проверке рабочей гипотезы, ее подтверждении или опровержении. Когда цель криминологического исследования конкретизирована, а задачи определены окончательно, возникает вопрос, где и каким образом можно и нужно провести исследование, чтобы получить необходимую информацию. Исследователь, прежде всего, обращается к анализу данных, ранее полученных другими авторами. Лишь завершив эту работу, он приступает к определению объема и методики своего исследования, к разработке рабочего инструментария (программы наблюдения, опросные листы, анкеты и т.п.). 2. Пилотажное исследование. Анкеты, опросные листы и другие документы программированного сбора информации, как уже говорилось, требуют творческого подхода и тщательной разработки. Но как бы добросовестно они ни были подготовлены, желательно заранее провести их апробацию на практике. Этому и служит пробное или так называемое «пилотажное» исследование на ограниченном по объему материале. Оно преследует цель практической проверки подготовленных для сбора информации исследовательских документов, предполагает их возможную доработку и совершенствование. 3. Сбор эмпирического материала и его обработка. Сбор эмпирического материала в процессе криминологического исследования осуществляется главным образом с помощью заранее подготовленных программированных документов. Эта работа может выполняться не только самим исследователем, но, по его поручению, и другими лицами. Исследователь должен позаботиться лишь о надлежащем инструктаже исполнителей относительно порядка и методики инструкциями (рекомендациями) по данному вопросу. Такие инструкции (рекомендации) могут помещаться в самом бланке анкеты, опросного листа. Заполненные документы программированного сбора информации проверяются на предмет полноты и качества. Не удовлетворяющие этим требованиям документы отсеиваются, остальные подлежат статистической обработке. Такая обработка включает в себя сводку, группировку, составление таблиц с использованием как абсолютных, так и относительных величин, вычисление различного рода коэффициентов и других обобщающих показателей. 4. Анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Это наиболее ответственный этап исследования, который предполагает творческий подход, соединение эмпирического материала с теоретическими знаниями. Собранный эмпирический материал подвергается всестороннему анализу. Особое внимание обращается на установленные статистическим анализом связи изучаемых явлений и тенденций их развития. Исследуются причины этих явлений, дается оценка их закономерного или случайного характера, формулируются выводы из проведенного анализа. Все эти вопросы отражаются в итоговом документе: справке или отчете. Криминологическое исследование не может считаться завершенным, если оно ограничивается фотографией положения дел. Во всех случаях оно завершается разработкой предположений по улучшению деятельности государственных органов или общественных объединений, в компетенцию которых входит соответствующая деятельность по предупреждению или пресечению преступности. Результаты исследования могут послужить основанием для внесения предложений по совершенствованию нормативного регулирования правоохранительной деятельности, использоваться в обучении кадров, в правовой пропаганде. Криминологические исследования – задача не только специализированных научных учреждений. Такие исследования могут и должны проводиться и заинтересованными практическими работниками правоохранительных органов. Вот почему овладение методикой изучения преступности сотрудниками органов внутренних дел является необходимым условием повышения эффективности их служебной деятельности Методика криминологического исследования Методика криминологических исследований представляет собой совокупность методов криминологических исследований, состоящих из конкретных приемов, способов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа криминологически значимой информации (о преступности, ее детерминантах, личностных особенностях лиц, совершивших преступления, мер предупреждения преступности). Этапы криминологических исследований: 1) подготовительный (составление программы и методики исследования); 2) рабочий (сбор, обобщение и анализ материала); 3) заключительный (разработка выводов, рекомендаций, мер по предупреждению преступности или преступлений). Подготовительный этап криминологического исследования. Любое криминологическое исследование должно начинаться с составления его программы. Программа исследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для их проверки»[4]. Программа криминологического исследования должна включать в себя: 1. Методологический раздел программы: формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; описание целей и постановка задач исследования; интерпретация основных понятий; формулировка рабочих гипотез. 2. Процедурный раздел программы: разработка стратегического плана исследования; описание методов сбора данных; описание схемы анализа данных[5]. «Научная проблема - это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения»[6]. В научной проблеме отображается «противоречие между знанием о потребностях общества и его организаций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий»[7]. формулировка проблемы исследования предопределяет его содержание и отражается в названии (теме) исследования. Объект исследования - это «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию»[8]. Предмет исследования - это те наиболее значимые характеристики, свойства, стороны, особенности объекта исследования, которые подлежат непосредственному изучению. Цель - это то, на что направлено исследование, его конечный результат. Иногда ее еще называют обшей задачей исследования. Задачи исследования - это те вопросы (совокупность вопросов), на которые требуется получить ответы в ходе исследования, чтобы реализовать его цели. Цели криминологических исследований: оценка и установление тенденций преступности и ее видов, перспективы развития на ближайшее будущее; - установка зависимости уровня преступных проявлений от действующих на данной территории социально-экономических и других факторов; - выявление причин определенной категории уголовно-наказуемых деяний и способствующих им условий; - оценка степени эффективности профилактической работы правоохранительных органов и иных субъектов профилактики, а также выявление недостатков их деятельности; - познание свойств и качеств лиц, совершающих преступления; - оценка степени эффективности профилактической деятельности правоохранительных органов и иных субъектов профилактики, а также предложения и рекомендации по повышению ее эффективности. Интерпретация в широком (общеупотребительном) смысле понимается как «истолкование, объяснение, перевод каких-либо понятий, терминов на более понятный язык»[9]. Гипотеза представляет собой научно-обоснованное предположение, позволяющее объяснить какие-либо факты, процессы, явления. По содержанию гипотезы криминологического исследования бывают описательные и объяснительные. Описательная гипотеза есть предположение о существовании того или иного явления, а объяснительная - о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Подготовленная программа исследования утверждается в установленном порядке. Она дополняется рабочим планом исследования, в котором систематизируются этапы проведения необходимых операций, сроки проведения исследования, оцениваются материально-технические, людские и прочие ресурсы, необходимые для его проведения. После утверждения программы формируется рабочая группа, т.е. определяется состав лиц, которые будут участвовать в исследовании, проводится обучение исполнителей, готовятся рабочие документы-анкеты, опросники, планы интервью и т.д. Разработанные рабочие документы с целью повышения их надежности подвергаются проверке (апробации), для чего проводится так называемое пилотажное (или пробное) исследование. Оно осуществляется на ограниченном по объему материале и имеет целью оценку качества вопросников, процедуры наблюдений, процедур анализа документов, моделей выборки и т.п. По результатам пилотажного исследования в рабочие документы вносятся необходимые коррективы и уточнения. Рабочий этап исследования. Осуществляется сбор эмпирического материала и его соответствующая обработка. Сбор материала осуществляется, как правило, по заранее подготовленным программированным документам. Необходимо подготовить такое число анкет и так определить число респондентов, чтобы в итоге были безусловно соблюдены требования репрезентативности проводимого исследования. Заполненные респондентами документы необходимо подвергнуть тщательной проверке, так как последующей статистической обработке можно подвергать только те из них, которые заполнены качественно и полностью. Оставшиеся после такого отсева документы подлежат статистической обработке: осуществляется группировка, сводка имеющихся данных: вычисляются относительные и абсолютные величины, составляются таблицы, диаграммы, графики и т.п. Полученные данные анализируются. В ходе анализа устанавливаются причинно-следственные связи, тенденции, закономерности, присущие изучаемым явлениям. Итогом анализа является формулирование выводов и предложений по результатам проведенного исследования, которые находят свое отражение в итоговом документе (справке, отчете, методическом материале и т.д.). Заключительный этап исследования. На заключительном этапе криминологического исследования осуществляется реализация его результатов, или внедрение. Значимость этого этапа неоценима, поскольку возникает возможность усовершенствования, повышения эффективности практической деятельности по противодействию преступности. Формы внедрения результатов криминологических исследований: - подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения правонарушений, перспективных и текущих планов работы органов внутренних дел; - подготовка ведомственных нормативных актов и других управленческих документов; - подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем; - направление информации в государственные органы с конкретными предложениями по устранению причин и условий правонарушений; - проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований при обучении студентов[10]. 3.4. Методы криминологических исследований Достижение целей, стоящих перед криминологическим исследованием, осуществляется путем применения определенных методов сбора, обработки и анализа соответствующей информации. В философской литературе под методом понимается совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности[11]. Освоение, познание действительности (в том числе и ее негативных сторон) осуществляется при помощи научных исследований, в основу которых положена система различных познавательных средств и приемов, организованных в определенном порядке[12]. Методы, используемые в криминологических исследованиях: статистический, документальный, опросный, наблюдения, экспериментальный, экспертный, социометрии. 1. Статистические методы применяются: 1) для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности; 2) для установления зависимости между преступностью и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью); 3) для дачи прогноза о тенденциях преступности; 4) для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений). Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся: статистическая карточка на выявленное преступление (форма 1); статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма 1.1); статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма 1.2); статистическая карточка налицо, совершившее преступление (форма 2); статистическая карточка о движении уголовного дела (форма 3); статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма 4); статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма 6). Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам. Группировки делятся на типологические, вариационные и аналитические. Типологические группировки - это однородные совокупности, объединенные по какому-либо качественному признаку. Так, совокупность преступлений и лиц, их совершивших, можно классифицировать по следующим признакам: по степени общественной опасности: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; по форме вины: умышленные и неосторожные; по объекту посягательства (родовому или видовому): посягающие на личность, на собственность, на права и свободы человека, общественную безопасность и т.д. Эти данные можно использовать для оценки криминогенной обстановки на какой-либо территории, для анализа уголовно-следственной и судебной практики противодействия преступности. Вариационные группировки - это те, в которых распределение типически однородных групп явлений происходит по количественным признакам, которые могут изменяться. Это, например, состав лиц, совершивших преступление, по возрасту, числу судимостей, образованию и т.д. Аналитические группировки - это те, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между явлениями. Например, такие группировки позволяют устанавливать зависимости между количеством осужденных с различным уровнем образования и количеством населения в регионе с аналогичными показаниями уровня образования. Важнейшим условием построения правильной группировки является выбор признаков, которые нужно проанализировать. Они могут быть количественными и качественными. В целях выявления статистических взаимосвязей и зависимостей криминологические группировки сопоставляются с группировками из различных областей статистики, которые каким-то образом взаимодействуют с другими объектами криминологических исследований. Например, сопоставляются группировки лиц, совершавших преступления в состоянии опьянения, с группировками, отражающими объем торговли вино-водочными изделиями. Статистические показатели чаще всего изменяются во времени. Совокупность последовательно расположенных показателей, характеризующих изменение во времени какого-либо явления, называется динамическим рядом, а показатели, из которых эти ряды состоят, называются уровнями динамического ряда. Такими показателями могут быть: • абсолютные статистические величины (количество совершенных преступлений); • относительные статистические величины (уровень преступности на 10 или 100 тыс. населения); • средние величины (средний возраст осужденных и т.д.). Если показатели, составляющие ряд, берутся на определенную дату, скажем, количество населения в городе на 1 января каждого года наблюдения, то такие ряды называются моментными рядами динамики. Если же берется показатель за какой-либо временной интервал (количество преступлений, совершенных за год), то статистические ряды, составленные из таких показателей, называются интервальными. Абсолютный прирост- разность между сравнительными уровнями ряда. Например, разность между показателями количества совершенных преступлений по годам. Темп роста (снижения) - есть процентное отношение данного уровня к сравниваемому (предыдущему или принятому за базу). Темп прироста - отношение (чаще процентное) абсолютного прироста (снижения) к уровню, взятому для сравнения. Показатели динамики могут определяться по отношению к абсолютным величинам, к коэффициентам преступности, к другим показателям. Существует два способа вычислений: базисный и цепной. При базисном способе вычислений показатели вычисляются по отношению к данным, принятым за базу, например, к уровню преступности за определенный год. При цепном способе вычислений данные последующего периода сравниваются с предыдущим. В социальных же процессах для определения тех или иных зависимостей применяются такие статистические методы, как вторичная группировка, параллельные ряды, корреляционный анализ и др. Вторичная группировка состоит в том, что ряд показателей разделяется на группы, а затем выясняется, как эти группы характеризуются по другому признаку. Например, все население страны делится на несовершеннолетних и взрослых и сопоставляется уровень преступности в обеих группах. Параллельные ряды - это группировки, состоящие из рядов, располагаемых последовательно, каждый из которых находится в определенной связи друг с другом. Например, первый ряд определяет материальное положение тех или иных групп населения (богатые, средне обеспеченные, бедные), второй ряд дает представление об образовательном уровне этих групп, а третий - о количестве совершаемых преступлений. Внимательно анализируя ряды, можно выявить некоторые закономерности. Корреляционный анализ - более надежный метод исследований, так как позволяет определить значение искомых величин (признаков) в зависимости не от одной величины (признака), что характерно при функциональной связи, а от нескольких, т.е. от множества значений другого признака, которое варьирует около среднего признака. Иными словами, если средняя величина какого-либо признака того или иного явления изменяется в зависимости от величины другого, взятой так же, как и его средняя величина, то имеет место корреляционная статистическая связь. Первый признак называется факторным, а второй - результативным. Например, известно, что в тех регионах, где среднее количество преступлений, приходящихся на одного сотрудника правоохранительных органов больше, там ниже показатели раскрываемости преступлений. Однако эта закономерность наблюдается в массе, т.е. возможны и исключения. Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений. Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой. 2. Метод анализа документов, или документальный метод - представляет собой изучение документов, содержащих криминологически значимую информацию. Под документом понимается специально созданный предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Наиболее часто в ходе проведения криминологических исследований анализируются такие документы, как: - государственная статистическая отчетность о состоянии преступности (например, форма 1 - отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях и форма 2 - отчет о лицах, совершивших преступления[13]); - архивные уголовные дела; - административные производства; - материалы об отказе в возбуждении уголовных дел и т.п. Изучение документов осуществляется, как правило, с использованием специально подготовленных для этого вопросников (анкет), что упрощает процедуру исследования и позволяет более эффективно решать стоящие перед ним задачи. При этом могут изучаться не только уголовные дела, по которым вынесены приговоры, но также и уголовные дела, прекращенные по законным основаниям, и так называемые «отказные» материалы. 3. Опрос - это получение сведений криминологического характера от отдельных лиц (респондентов) путем постановки перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования[14]. Опрос может быть разделен на два основных вида: анкетирование; интервью. Анкетирование - это вид заочного опроса, в ходе которого опрашиваемый (респондент) дает письменные ответы на вопросы, содержащиеся в анкете. Анкета - методический документ, в котором содержится определенное количество вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик изучаемого объекта[15]. Классификация анкет: В зависимости от наличия или отсутствия вариантов ответов вопросы анкеты делятся на закрытые и открытые: а) закрытые вопросы, к которым дается на выбор один или несколько вариантов ответа. Они подразделяются на: вопрос типа «да - нет»; альтернативный вопрос; «вопрос-меню» (может быть несколько ответов); 6) открытые вопросы не содержат никаких вариантов. Опрашиваемому предлагается в свободной форме самому сформулировать ответ на вопрос анкеты, для чего в ней отводится определенное место. Открытые вопросы могут быть источником очень интересной информации, давая возможность исследователю увидеть новые грани исследуемой проблемы (такие вопросы имеют место при пилотажном опросе). По содержанию вопросы бывают: а) вопросы о фактах (например, «Приходилось ли Вам участвовать в расследовании квартирных краж?»); б) вопросы о знаниях (например, «Знаете ли Вы Вашего участкового инспектора? Если да, то не вспомните ли Вы, как его зовут?»); в) вопросы о мнениях, установках и мотивах поведения. Структура анкеты: - вводная часть, в ней обозначаются цели и задачи проводимого исследования, разъясняются правила заполнения анкеты и содержится обращение к респонденту, призванное побудить его принять участие в исследовании, заполнив анкету; - основная часть, в которой располагаются вопросы, отражающие содержание проводимого исследования, по принципу: «от простого - через сложное - к простому»; - заключительная, содержит данные о личности респондента. На последней странице целесообразно поместить текст, содержащий благодарность респонденту за то, что он принял участие в исследовании, заполнив анкету. Преимущества анкетирования: оперативность, анонимность, относительно невысокие затраты, охват значительного числа опрашиваемых. Очный опрос, или интервью, представляет собой устную беседу, один из участников которой (интервьюер) получает от другого лица (интервьюируемого) криминологически значимую информацию. Виды интервью: 1) свободное интервью - это такой вид интервью, которое проводится без заранее подготовленного плана или специального вопросника. Заранее определяется только тема беседы с респондентом. 2) глубинное интервью - предполагает предварительное определение не только общей темы беседы, но и ее структуры, т.е. тех вопросов, которые, по мнению интервьюера, составляют ее содержание. Однако специального вопросника и в данном случае не требуется. Круг вопросов может меняться в ходе интервью; 3) фокусированное (или направленное) интервью - проводится для получения информации о конкретных криминологических фактах, явлениях, ситуациях, а также о криминогенных причинах и их последствиях. Этот вид интервью требует специальной подготовки не только от интервьюера, но и от респондента. Так, например, интервьюер перед беседой обязательно планирует ее, определяет круг вопросов, которые должны быть заданы опрашиваемому, и их примерную последовательность. Однако если последовательность вопросов может быть в ходе интервью изменена, то крут их меняться в ходе беседы не должен. Таким образом, свобода интервьюера в данном случае несколько ограничена; 4) интервью с открытыми вопросами - интервьюер до проведения беседы на определенную тему составляет детальный план ее проведения, четко формулирует вопросы, подлежащие обсуждению, определяет последовательность их обсуждения. В ходе интервью исследователь обязан четко фиксировать ответы респондента, не допуская никакой их личной интерпретации. Этот вид интервью целесообразно использовать при проведении так называемых пилотажных (или пробных) криминологических исследованиях. Поскольку на четко сформулированные вопросы каждый из многочисленных респондентов высказывается в свободной форме, исследователь получает целый спектр возможных вариантов ответов на тот или иной вопрос, а это в свою очередь, позволяет ему в последствии использовать часть из формулировок при подготовке закрытых вопросов для анкетного опроса; 5) формализованное (или стандартизированное) интервью - самый «жесткий» вид интервью из всех выше перечисленных. Для его проведения разрабатываются специальный план, вопросник, а также инструкция по его заполнению, отступление от которых не допускаются. Этот вид интервью очень удобен с точки зрения обработки полученных в ходе опроса его результатов, так как при этом используются преимущественно закрытые вопросы; 6) панельное (или повторное) интервью представляет собой повторные беседы с одним и тем же контингентом респондентов на одну и ту же тему с целью выяснения и соответствующей фиксации изменений в их рядах, установках, мнениях и т.п. по той или иной криминологической проблеме, если выявление указанной динамики необходимо для достижения целей исследования. 4. Метод наблюдения. Под наблюдением понимается непосредственное восприятие исследователем фактов, явлений, процессов и т.п., имеющих криминологическое значение, и их соответствующая фиксация. Определяя наблюдение как непосредственное восприятие, следует иметь в виду, что будучи самостоятельным методом научного познания оно отличается от простого чувственного восприятия, так как, «характеризуется целенаправленностью, организованностью и анализом (осмыслением) результатов»[16]. Наблюдение как метод исследования может использоваться для: изучения семей, в том числе неблагополучных, их жизни и быта; изучения неформальных групп; изучения конкретных условий, в которых жили и работали лица, совершившие преступления; изучения поведения лиц, освободившихся из исправительных учреждений[17]. Классификация метода наблюдения: 1) по целям формирования процедуры: - неструктурализованное - заранее определяется только сам объект наблюдения, детальный план наблюдения не составляется, фиксируется любая информация, относящаяся к объекту наблюдения; - структурализованное - предполагает четкое определение элементов объекта наблюдения и составление плана его проведения; 2) по степени участия наблюдателя в исследуемой криминологической ситуации: - включенное - криминолог- исследователь непосредственно включается в изучаемый процесс, контактирует с наблюдательными людьми, «внедряется» в микрогруппу, смешивается с ней и наблюдает ее как один из ее участников; - невключенное наблюдение - исследователь просто регистрирует события, факты, явления, которые он наблюдает, не вмешиваясь в их развитие, находясь как бы за пределами наблюдаемого им объекта. 5. Метод эксперимент- научно поставленный опыт, позволяющий в специально созданных условиях выявить и измерить криминологически значимые факторы и связи общественных явлений. Эксперимент используется в криминологических исследованиях для: получения криминологической информации (криминологических фактов); проверки теоретических положений о причинах преступности и мерах ее предупреждения; проверки достоверности выводов и научных рекомендаций и предположений, направленных на предупреждение преступлений и иных правонарушений, совершенствование правового регулирования этой деятельности; установление эффективности форм и методов профилактики правонарушений; внедрение достижения криминологии в практику предупреждения преступлений. Разновидности эксперимента: эксперимент на математической модели; эксперимент в реальных условиях. Эксперимент на математической модели чаще применяется при проведении научных исследований по прогнозированию преступности и индивидуального преступного поведения. Эксперимент в реальных условиях может быть использован, в частности, для проверки эффективности новых форм и методов работы правоохранительных органов, в управленческой деятельности. 6. Метод экспертной оценки.Суть метода экспертных оценок заключается в том, выясняются мнения опытных ученых и практических работников о будущем преступности, отдельных ее видах. Мнения этих людей систематизируются, обрабатываются по специальным шкалам, а полученные данные служат исходным материалом для составления прогноза. Работа экспертов организуется в виде опроса по соответствующей программе. Полезно также провести соответствующую дискуссию экспертов, обменяться мнениями. Важен правильный подбор экспертов, их научный потенциал и практический опыт. Определенное значение имеет и количественный состав. 7. Метод социометрии(от лат. socius - «товарищ, соучастник» и metrum - «измерение») - в социологии понимается совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах.  

 


[1] См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 516.

[2] См.: Степанова Л,В. Организация и методика криминологических исследований: Лекция. - М.: МЮИ МВД России, 1998.-С. 4.

[3] См.; Романов В.В. Организация и методика криминологических исследований: Лекция. - Минск, 1986. С. 5.

[4] См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1987.-С. 35.

[5] Степанова Л.В. Организация и методика криминологических исследований: Лекция. - М.: МЮИ МВД России, 1998.-С. 12.

[6] См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1979.

[7] См.: Рабочая книга социолога. - М., 1983.-С. 112.

[8] См.: Ядов В.А. Указ. соч. - С. 39.

[9] См.: Советским энциклопедический словарь. - М., 1979.-С. 503.

 

[10] Савюк Л.К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел: Учебное пособие. - М.: МССШ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...