Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «возраст» и «поколение»




Содержание

 

Введение

. Понятия «возраст» и «поколение»

2. Понятие «Межпоколенный конфликт» и причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе

.   Последствия межпоколенных конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

Конфликт между поколениями был всегда. Проблема взаимопонимания молодого и старшего поколений будет актуальна, поскольку культура воспитания одного поколения кажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают лишь то, без чего невозможно их дальнейшее развитие и отрицают то, что, по их мнению, устарело и не имеет смысла в дальнейшем существовании.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы межпоколенных конфликтов (взаимоотношения «отцов и детей») в психологии и кинематографе.

Достигнуть данной цели мы можем путем решения следующих задач:

- Определить значение понятий «возраст» и «поколение».

-  Определить значение понятия «Межпоколенный конфликт» и выяснить причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе.

-  Описать последствия межпоколенных конфликтов.

Объект исследования - межпоколенные конфликты.

Предмет исследования - причины и последствия межпоколенных конфликтов.

 


 

Понятия «возраст» и «поколение»

 

Термин «возраст» употребляется везде, где появляется необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

. Индивидуальное развитие

2. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества

.   Возрастной символизм

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста.

В толковом словаре С. Ожегова «поколение - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, одновременно живущие люди близкого возраста» [10, с. 75].

Понятие "поколение" многократно привлекается для объяснения художественных и литературных стилей, а также политических идей. Под проблемой взаимодействия поколений понимают совокупность конфликтов, вырастающих из борьбы младшего поколения против старшего, когда речь идет о том, чтобы сделать значимыми новые знания и способы созерцания в противоположность старым.

Существует разделение понятий «условное поколение» «реальное поколение».

«Условное поколение» - это люди, жившие в одну историческую эпоху (например, поколение 90-х).

«Реальное поколение» - это совокупность людей приблизительно одинакового возраста, имеющих схожие социальные установки.

Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества.

Во-первых, поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка (родители, дети, внуки); это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками».

Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это - молодежь, пенсионеры.

В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.

В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций.

А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1, с. 123]

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время;

современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста;

отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей [7, с. 184]. Рассматривая поколение мы уступаем различиям в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи.

Общественно-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в определениях возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Поколенческий подход в социологии подразумевает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие.

Жизненный цикл каждого человека включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период усвоения норм и ценностей общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).

В рамках каждого отдельно взятого поколения возникает установки, объединяющие его представителей. Они зависят от социально-экономических, культурных условий формирования и существования данного поколения. Такие установки появляются в конкретных группах, там, где взаимная стимуляция в тесно переплетённых жизненных ячейках сообщает им способность развивать интегративные ценностные установки [8, с. 298].

Выработанные одним поколением формы взаимодействия и ценностные ориентиры могут изменяться представителями других поколений. Коллективный опыт обычно играет роль связующего элемента между представителями различных поколений, иными словами, существуют такие образцы поведения и установки, которые слабо подвержены изменениям, которые передаются из поколения в поколение. Однако, есть и другие образцы социального взаимодействия, такие, которые изменяются как только происходит смена поколений [8, с. 300].

Выше мы определили и рассмотрели понятия «возраст» и «поколение». При этом мы выявили, что эти понятия взаимосвязаны между собой, что и помогает нам понять суть проблемы между поколениями.

конфликт поколение психология кинематограф

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...