Понятия «возраст» и «поколение»
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение . Понятия «возраст» и «поколение» 2. Понятие «Межпоколенный конфликт» и причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе . Последствия межпоколенных конфликтов Заключение Список использованной литературы
Введение
Конфликт между поколениями был всегда. Проблема взаимопонимания молодого и старшего поколений будет актуальна, поскольку культура воспитания одного поколения кажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают лишь то, без чего невозможно их дальнейшее развитие и отрицают то, что, по их мнению, устарело и не имеет смысла в дальнейшем существовании. Целью данной работы является рассмотрение проблемы межпоколенных конфликтов (взаимоотношения «отцов и детей») в психологии и кинематографе. Достигнуть данной цели мы можем путем решения следующих задач: - Определить значение понятий «возраст» и «поколение». - Определить значение понятия «Межпоколенный конфликт» и выяснить причины возникновения конфликтов в психологии и кинематографе. - Описать последствия межпоколенных конфликтов. Объект исследования - межпоколенные конфликты. Предмет исследования - причины и последствия межпоколенных конфликтов.
Понятия «возраст» и «поколение»
Термин «возраст» употребляется везде, где появляется необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
. Индивидуальное развитие 2. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества . Возрастной символизм Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, одновременно живущие люди близкого возраста» [10, с. 75]. Понятие "поколение" многократно привлекается для объяснения художественных и литературных стилей, а также политических идей. Под проблемой взаимодействия поколений понимают совокупность конфликтов, вырастающих из борьбы младшего поколения против старшего, когда речь идет о том, чтобы сделать значимыми новые знания и способы созерцания в противоположность старым. Существует разделение понятий «условное поколение» «реальное поколение». «Условное поколение» - это люди, жившие в одну историческую эпоху (например, поколение 90-х). «Реальное поколение» - это совокупность людей приблизительно одинакового возраста, имеющих схожие социальные установки. Поколение - понятие обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества. Во-первых, поколение - это звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка (родители, дети, внуки); это люди «однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и потомками». Во-вторых, понятием поколение обозначают однородную по возрасту группу людей. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это - молодежь, пенсионеры. В-третьих, большое значение для социального анализа имеет понятие «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства до старости.
В-четвертых, понятие «поколение» употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных нравственных позиций. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами» [1, с. 123] Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время; современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста; отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. Понятие «поколение» включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей [7, с. 184]. Рассматривая поколение мы уступаем различиям в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи. Общественно-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в определениях возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений. Поколенческий подход в социологии подразумевает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. Жизненный цикл каждого человека включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность - это период усвоения норм и ценностей общества. Период зрелости - когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться).
В рамках каждого отдельно взятого поколения возникает установки, объединяющие его представителей. Они зависят от социально-экономических, культурных условий формирования и существования данного поколения. Такие установки появляются в конкретных группах, там, где взаимная стимуляция в тесно переплетённых жизненных ячейках сообщает им способность развивать интегративные ценностные установки [8, с. 298]. Выработанные одним поколением формы взаимодействия и ценностные ориентиры могут изменяться представителями других поколений. Коллективный опыт обычно играет роль связующего элемента между представителями различных поколений, иными словами, существуют такие образцы поведения и установки, которые слабо подвержены изменениям, которые передаются из поколения в поколение. Однако, есть и другие образцы социального взаимодействия, такие, которые изменяются как только происходит смена поколений [8, с. 300]. Выше мы определили и рассмотрели понятия «возраст» и «поколение». При этом мы выявили, что эти понятия взаимосвязаны между собой, что и помогает нам понять суть проблемы между поколениями. конфликт поколение психология кинематограф
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|