Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии. 6. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный. 7. Классификации отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза Классификация как метод научного познания. Принципы построения научных классификаций. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. 8. Представления о психологической коррекции, компенсации, реабилитации и абилитации Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реабилитации. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие психологической коррекции. Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
9. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития Сущность депривационных феноменов. Основные теории депривации. Виды и формы депривационных феноменов. Депривационные явления и ситуации. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений. Контрольные вопросы
1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность. 2. Цели и задачи специальной психологии. 3. Связь специальной психологии с другими науками. 4. Проблема нормы и патологии в современной науке. 5. Сущность и функции компенсаторных механизмов. 6. Понятие о психологической коррекции. 7. Формы и виды реабилитации. 8. Структура нарушенного развития и ее характеристики. 9. Роль клинико-психологических знаний в понимании природы психического развития. 10. Современные отрасли в специальной психологии. 11. Сущность феномена нарушенного развития. 12. Принципы специальной психологии. 13. Общеметодологические принципы специальной психологии. 14. Конкретно-методологические принципы специальной психологии. 15. Конкретно-методические принципы специальной психологии. 16. Исторические этапы становления специальной психологии. 17. Роль обыденного сознания в формировании представлений о природе нарушенного психического развития. 18. Религиозные толкования сущности нарушенного развития. 19. Художественное сознание и его вклад в понимание сущности отклоняющегося развития. 20. Систематическое обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии и становлении специальной психологии.
21. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специальной психологии. 22. Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направление в специальной психологии их исторические соотношения. 23. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие. 24. Роль биологического и социального фактора в возникновении и преодолении отклонений в развитии. 25. Положение инвалида в современном обществе. 26. Роль обучения в процессе коррекции отклонений в развитии. 27. Особенности исследовательских методов в специальной психологии. 28. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики. 29. Классификации отклонений в психическом развитии. 30. Сущность депривационных феноменов. Основная литература
1. Богданова Т. Г. Сурдоспихология. М., 2002. 2. Братусъ Б. С. Аномалии личности. М.,1988. 3. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. 4. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987. 5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. 6. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. М., 1996. 7. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996. 8. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. 211 9. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XIX века. М., 1995. 10. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. 11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998. 12. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. 13. ЛитвакА. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999. 14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 15. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. 16. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000. 17. Мостюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997. 18. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой и др. М., 2002. 19. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998. 20. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996. 21. Самсонов Ф. А. Основы генетики в дефектологии. М., 1980.
22. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. 23. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000. 24. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000. 25. Усанова О. Н. Специальная психология. М., 1990. 26. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб., 2002. 27. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976. Дополнительная литература 1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996. 2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984. 3. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999. 4. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983. 5. ЗамскийX. С. История олигофренопедагогики. М., 1974. 6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. 7. Коберник Г. П., Синев В. Н. Введение в специальность дефектология. Киев, 1984. 8. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999. 9. Лапшин В. А., Пузенов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990. 10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985 11. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 2000. 12. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981. 13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999. 14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000. 15. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. 16. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000. 17. Худик В. А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993. 18. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997. 19. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|