Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о самостоятельной работе учащихся в процессе обучения математике

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Анализ проблемы формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников в процессе обучения математике

Проблема самостоятельной работы учеников начальной школы не является новой. Данным вопросом интересовались психологи и педагоги разных поколений. Задача развития самостоятельной деятельности у учащихся актуальна и в наше время, так как самостоятельность необходима не только при обучении в школе, ВУЗах, но и в трудовой деятельности. Возникает вопрос, как же добиться того, чтобы учащиеся начальной школы научились самостоятельно думать, учиться? Ученые находили разный подход к разрешению данной задачи.

Обучение математике, впрочем, как и обучение вообще, основывается в первую очередь не на передаче знаний и умений, а на формировании человека, который может заниматься сознательной и целесообразной деятельностью как с помощью руководителя, так и самостоятельно. Один из крупнейших психологов, Л.С. Выготский говорил, что именно математике, как ни один другой предмет,изучаемый в школе, способствует развитию мышления младших школьников (1, стр.93). Нельзя не согласиться, что именно математика, как ни один другой предмет, изучаемый в школе, способствует развитию мышления младших школьников, как отмечал психолог Л.С. Выготский (11, с.93).

Сущность математического образования заключается в первую очередь в том, чтобы сформировать у младших школьников самостоятельность мышления средствами и методами математики. Л. С. Выготский говорил: «…педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» (2, с.35 -45).

Немаловажную роль в раскрытии вопроса развития самостоятельной работы учащихся играет Л. В. Занков и разработанная им система развивающего обучения. Учебный материал, изложенный в учебниках по данной системе, представлен в таков виде, который способствует самостоятельной деятельности учеников по открытию и усвоению новых знаний (3, 83-85).

И.И. Аргинская подчеркивает, что большое значение на уроках математики играет живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом, когда дети сами активно добывают знания, опираясь на ранее приобретенные навыки. И. И. Аргинская считает необходимым использовать на уроках математики гибкую методику, которая говорит о том, что каждая мысль учащегося должна применяться на уроке, даже если она не вписывается в план учителя (4, 57).

Рассматривая суть самостоятельной деятельности в теоретическом аспекте, можно выделить три деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения - познавательная, практическая и организационно-техническая. Первое направление Б. П. Есипов характеризует следующим образом: самостоятельная деятельность школьников возрастает в случаях изменения целей обучения, направленности обучения на развитие навыков, творческой деятельности, а также в случаях применения компьютеризации обучения.

Второе направление первоначально раскрыто в трудах Я. А. Каменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса.

В третьем направлении самостоятельная работа выступает предметом изучения. Основоположником данного направления является К. Д. Ушинский. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов - предмета и цели деятельности. [5, 45].

Г. Н. Гришкова и И. Б. Юсубова наряду с такими факторами, как стихийные и специально организованные, природные и социальные, большую роль в развитии самостоятельной работы, в том числе и на уроках математики отводят среде (окружению), в которой находится учащийся, и посредством которой реализует себя как личность [6, с. 41- 45].

Н. Г. Дайри утверждает, что существуют менее или более сложные виды самостоятельных работ, и надо вести учащихся по восходящей линии - от первых ко вторым. Следовательно, необходимо видеть зарождение самос­тоятельности, её развитие, ступени её усложнения и соотносить с этим ступени различных видов самостоятельных работ» [7, с.42].

И.Т.Огородников, обосновывая необходимость самостоятельных работ, рекомендовал следующие виды сочетания деятельности учителя и деятельности учащихся:

1. Учитель сам не излагает материал, а лишь организует самостоятельную работу учащихся по его изучению.

2. Изучение нового материала начинается сообщениями учащихся.

3. Учитель останавливается только на основных вопросах, а второстепенный материал учащиеся изучают самостоятельно.

4. Учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают весь материал. Он справедливо указывал, что главная, основная роль учителя – побуждать учащихся к самостоятельному логическому мышлению, учить их анализу, определению познавательных задач и проблем урока, применению полученных знаний и приобретённых учебных умений, в том числе практических [8].

Таким образом, анализ психолого-педагогической методической литературы побуждает нас рассмотреть понятие о самостоятельной работе учащихся в процессе обучения математике.

Понятие о самостоятельной работе учащихся в процессе обучения математике

Одним из самых доступных путей повышения эффективности урока, является активизация учащихся средствами самостоятельной работы, которая занимает исключительное место в современном уроке, так как ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [9].

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: память, мышление, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит ученика либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действий уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

1. В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

2. Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.

3. Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

4. Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Если в работах под руководством учителя с его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то в самостоятельных работах ученик сам осознаёт характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и в целом сам организует свою деятельность. Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.

М. И. Моро дает следующую классификацию самостоятельной работы:

1. Основанные, главным образом, на подражании, на воспроизведении школьниками действий учителя и его рассуждений

2. Требующие от учеников самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством преподавателя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались.

3. То же, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых школьниками в ходе выполнения задания.

4. Творческие работы, требующие от учащихся проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода [10, 86].

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И. Пидкасистый выделяет 4 типа самостоятельных работ: по образцу, реконструктивные, вариативные, творческие. Каждый из них имеет свои дидактические цели. Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика. Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика. Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности. Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. [11, 123].

В дидактической литературе имеются и другие определениясущности самостоятельной работы. Р.Б. Срода писал, что «под самостоятельной работой учащихся следует понимать такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельности суждения, инициативы» [12, с.7].

Наиболее полное определение самостоятельной работы уча­щихся даёт в своих исследованиях Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, − это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стреляться достигнуть пос­тавленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий [13,34].

Н.Г.Дайри выделяет признаки самостоятельной работы:

1. Учащийся ведет её сам, без посторонней прямой помощи.

2.Он, действительно, опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, он, действи­тельно использует их при рассмотрении вопроса и решает его по-своему, выражая личное отношение, высказывая собственную аргу­ментацию проявляя инициативу, творческое начало.

3. Содержание работы - образовательное, воспитательное, ло­гическое − является важным, полноценным и поэтому обогащает учащихся, вызывает напряжение мышления и развитие его. Доказа­тельством такой самостоятельной работы являются:

а) установление учащимися на основе полученного фактическо­го материала сущности явления;

б) дополнительно к этому: самостоятельный сбор, выявление фактического материала;

в) самостоятельное применение тех или иных логических операций, указанных учителем;

г) самостоятельный выбор этих операций при получении зада­ний от учителя;

д) самостоятельное понимание проблемы и самостоятельная постановка задания и другое [7].

Г. М. Муртазин различает пять признаков самостоятельной работы [14]:

1) выполнение по заданию учителя;

2) в специально отведённое время;

3) работают все учащиеся;

4) работа выполняется без непосредственного участия учителя;

5) познавательная деятельность включает как мыслительные так и моторные действия.

Т.И.Шамова, считая самостоятельные работы формой организации познавательной деятельности учащихся, так же называет пять признаков:

1. Наличие цели;

2. Конкретного задания;

3. Чёткая форма выражения результата работы;

4. Определение формы проверки результата;

5. Обязательное выполнение работы каждым учеником [15, с.85].

Главный принцип формирования самостоятельного мышления учащихся ─ системность. Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную самостоятельную задачу, нужно, прежде всего, учитывать наличие знаний по данному вопросу. Учить самостоятельно мыслить школьников в процессе обучения ─ это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития.

Исходя из принципов развивающего обучения, самостоятельная работа младших школьников, наряду с повышением предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию. Самостоятельная работа включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительский и проверочный. Подготовительный этап знакомства с учебным заданием состоит в том, что ученик читает или перечитывает условие задачи, упражнения, задания; рассматривает или составляет модель, анализирует условие. В процессе этой работы учащиеся осмысливают содержание, выделяют условие и требование, составляют модель (при необходимости) и план выполнения задания. Проанализировав условие и составив план действий, ученик переходит ко второму, исполнительскому этапу – выполнению самого задания. Проверку выполненной работы выделяют в отдельный проверочный этап, который заключается в том, что ученик по собственной инициативе проверяет выполненное задание и оценивает его с точки зрения правильности выполнения, т.е. осуществляет самоконтроль и самооценку.

Целесообразно, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определённой системе. Её основу составляет постепенное нарастание самостоятельности школьников, которое осуществляется путём усложнения учебного материала и предлагаемых мыслительных задач, а также посредством изменения роли и характера руководства учителя познавательной деятельностью учащихся. В качестве способов усложнения заданий выступают:

1. Увеличение количества выполняемых операций.

2. Самостоятельность в выборе способа действия, соответствующего данному условию.

3. Новизна формулировки заданий, требующая самостоятельного установления взаимосвязей между различными вопросами начального курса математики.

4. Активное использование в процессе выполнения заданий приёмов умственной деятельности (анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.) [16].

Таким образом, исследование сущности понятия о самостоятельной работе учащихся в процессе обучения математике побуждает нас рассмотреть роль самостоятельной работы в процессе изучения начального курса математики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...