Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия Министерства финансов РФ в регулировании финансовых отношений




Содержание

 

1. Полномочия Министерства финансов РФ в регулировании финансовых отношений

. Порядок предоставления из бюджета субсидий и субвенций

. Практическое задание (тесты)

Список использованной литературы

 


 

Полномочия Министерства финансов РФ в регулировании финансовых отношений

 

Министерство финансов РФ (далее Минфин РФ или Министерство) было основано в 1992 г. Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими его деятельность, являются Положение о Министерстве финансов РФ, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 02.11.2013), Налоговый и Бюджетный Кодексы, прочие законы и подзаконные акты, например, Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 925 «О дополнительных полномочиях Министерства финансов Российской Федерации» и пр.

В то же время само по себе Министерство, как орган власти осуществляет собственную законотворческую деятельность, которая в косвенной форме может касаться вопросов его компетенций. В этом отношении важными документами являются Приказы Минфина, например, Приказ Минфина России от 7 августа 2013 г. № 76н «О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» и др.

В структуру Минфина входят Министр финансов и его аппарат, восемнадцать различных взаимосвязанных Департаментов, территориальные органы Министерства и подведомственные органы: Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная налоговая служба и Финансовая служба по финансовым рынкам. Департаменты в различной степени участвуют в регулировании финансовых отношений согласно государственной финансовой политике. Ключевую роль в этом процессе играют Департамент финансовой политики, Департамент управления делами и контроля (Положение о Департаменте управления делами и контроля, утверждённое Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июня 2006 г. № 208) и Департамент международных финансовых отношений. Благодаря их работе обеспечивается оперативное управление финансами в стране, то есть регулирование отношений, возникающих в результате распределения денежных средств в условиях рыночной экономики среди всех субъектов экономических отношений с максимальной эффективностью.

Финансовая система любого государства представляет собой довольно сложную структуру, качество функционирования которой зависит от совершенства законодательной базы и выбранной финансовой модели в обществе. Поэтому в своей деятельности Минфин, его региональные и подведомственные органы тесно сотрудничают со Счётной Палатой РФ, Национальным и коммерческими банками, валютной и фондовой биржей, страховыми компаниями, налоговыми органами, Пенсионным фондом и гражданами РФ.

В числе главных полномочий Министерства финансов РФ по части регулирования финансовых отношений находятся (пункт II и III Положения о Министерстве финансов РФ):

контроль за поступлениями в федеральный и местный бюджет и целевым их использованием;

организация исполнения федерального и местных бюджетов (ст. 165 Бюджетного Кодекса РФ);

составление отчёта об исполнении федерального и местных бюджетов;

концентрация финансовых ресурсов и создание государственных финансовых резервов;

разработка предложений по усовершенствованию государственной финансовой, налоговой политики и финансовых отношений внутри страны и с другими государствами, в т.ч. исследования финансового и бюджетного планирования, экономических методов стимулирования предпринимательства, международного финансового партнёрства;

контроль за исполнением финансового законодательства государственными органами, юридическими и физическими лицами для защиты национальных интересов, прав и свобод граждан;

участие в проектах по созданию баланса финансовых ресурсов в обществе;

контроль за платёжеспособностью страховщиков, проведением лотерей;

контроль за расходами, связанными с внутренним и внешним долгом РФ;

установление и поддержание стандартов бухгалтерской отчётности и аудиторских проверок;

контроль кассового исполнения бюджета со стороны Национального и коммерческих банков;

осуществление мероприятий, направленных на укрепление денежного обращения в стране;

контроль за выпуском и обращением ценных бумаг в России;

организация выпуска государственных ценных бумаг;

контроль за фондовыми биржами и фондами ценных металлов;

участие в формировании и реализации инвестиционной политики государства;

анализ государственной финансовой политики и ее влияния на народное хозяйство и благосостояние населения РФ;

подготовка и переподготовка кадров для финансовых органов РФ;

общее руководство и методологическое обеспечение функционирования Федерального казначейство, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной налоговой службы и Финансовой службы по финансовым рынкам.

Таким образом, как мы можем видеть, функции Министерства финансов РФ в регулировании финансовых отношений, это, прежде всего, функции организации, контроля и надзора. При этом данные полномочия и функции осуществляются всеми без исключения Департаментами РФ, но в различной мере, как мы упоминали, а также могут реализоваться через подведомственные органы.

Так, контроль за поступлениями в федеральный и местный бюджет и целевым их использованием осуществляется Казначейством РФ (ст. 166 Бюджетного Кодекса РФ, ст. 100 Закона «О федеральном бюджете»). На него также возложены функции контроля за государственными внебюджетными фондами. Исполнение бюджетов тоже входит в число компетенций этого органа (согласно кассовым правилам). При этом и Казначейство, и Минфин в вправе запрашивать необходимую финансовую отчётность органов государственной власти, финансируемых из бюджета организаций, приостанавливать их финансирование, применять санкции в случае нарушения правил исполнения бюджета. Казначейство в своей деятельности руководствуется принципом единства кассы и бюджетной росписи (строгой отчетности). Территориальные органы казначейства уполномочены обращаться в правоохранительные органы с материалами о нарушениях финансового законодательства.

Проводить ревизии и проверки исполнения бюджетов должна Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», ст. 166 Бюджетного Кодекса, ст. 151 Закона «О федеральном бюджете»).

Это Служба также уполномочена осуществлять валютный контроль, контроль за качеством работы аудиторских организаций, проводить ревизии и проверки в организациях бюджетного финансирования, проводить соответствующие экспертизы, выявлять и пресекать возможные нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Раньше Федеральная служба страхового надзора осуществляла контроль за платёжеспособностью страховщиков, а также выдачу и отзыв лицензий на страховую деятельность, контроль за исполнением страхового законодательства, ведение страховой отчётности РФ, разработку предложений по совершенствованию страховых отношений в обществе. Территориальные органы страхового надзора могли подавать иски в суд по фактам нарушения страхового права. Ее полномочия перешли к Финансовой службе по финансовым рынкам (Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270 (ред. от 25.07.2013) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»).

Наибольшее число полномочий по финансовому регулирования непосредственно в Министерстве возложено на Департамент государственного финансового контроля и аудита, который курирует работу всех подведомственных организаций (включая общее руководство и методологическое обеспечение), а также занимается осуществлением мероприятий, направленных на укрепление денежного обращения в стране, контроля за расходами, связанными с внутренним и внешним долгом РФ, предоставлением налоговых льгот, Посредством всех этих мер достигается концентрация финансовых ресурсов и создание государственных финансовых резервов в виде налогов, кредитов международных организаций, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений во внебюджетные фонды и пр. После все эти ресурсы могут быть использованы на расходы в т.ч. бюджетные, расходы на оборону государства, НИОКР, на функционирование самих государственных органов, в т.ч. Минфина РФ.

Важное место в процессе создания баланса финансовых ресурсов в обществе отводится финансовому планированию и разработке предложений по усовершенствованию государственной финансовой, налоговой политики. Минфин совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ, Центрального банка составляет баланс доходов и расходов населения (в т.ч. с точки зрения уровня благосостояния граждан) с целью последующего планирования выпуска ценных бумаг, организации денежного обращения, товарооборота, формирования налоговых и кредитных ресурсов. Финансовое планирование является дополнением к бюджетному планированию и завершает общее хозяйственное планирование государства. За исполнение этих полномочий отвечают Департамент финансовой политики, Департамент бюджетной политики и методологии, Департамент долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации.

На Департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности возложены обязанности установления и поддержания стандартов бухгалтерской отчётности и аудиторских проверок. Здесь речь идет в первую очередь об адаптации национального законодательства к международным стандартам бухгалтерии и аудита. Другими важными задачами, стоящими перед Департаментом являются оптимизация инфраструктуры и информационной политики в области бухгалтерского учёта и аудита, усиление контроля за качеством ведения бухгалтерской и аудиторской документации, повышение квалификации кадров.

Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Минфина РФ организовывает контроль кассового исполнения бюджета со стороны Национального и коммерческих банков. При этом кассовое исполнение бюджета также предполагает контроль обслуживания счетов по доходам и расходам бюджетов РФ, контроль операций по данным счетам, составление годовой отчетности на федеральном и региональном уровнях, контроль за правильность перечислений Казначейства РФ и пр.

Рынок ценных бумаг РФ также является важной составляющей финансовых отношений. Для его регулирования Минфин (Департамент государственного долга и государственных финансовых активов) производит выпуск и погашение государственных ценных бумаг, регистрацию условий их эмиссии, устанавливает номинальную сумму долга по ценным бумагам, контролирует выпуск ценных бумаг страховыми компаниями и облигаций ЦБ РФ и т.д. Аналогичная работа производится по координированию фондового рынка и рынка ценных металлов, что, в свою очередь, тесно связанно с формированием финансовых ресурсов, о котором мы писали выше.

Участие Минфина в формировании инвестиционной политики протекает в условиях тесного сотрудничества с другими государственными органами и производителями страны. Прежде всего, построение инвестиционной политики направленно на разработку методов доходности, диверсификации и ликвидности государственных и частных инвестиций в условиях информационной прозрачности и открытости.

Территориальные органы Минфина РФ осуществляют реализацию соответствующих полномочий на местах, при этом главными из них являются контроль-надзорные полномочия относительно местных бюджетов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...