Совет эксперта по профилактике нарушений и правильной гигиене зрения школьника
Сентября - День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения. Масштабная проблема нарушения зрения детей Только представьте, патология органа зрения занимает второе место в структуре общей заболеваемости детей Беларуси (по данным Министерства здравоохранения), уступая по частоте лишь нарушениям осанки! Согласно статистическим данным, каждый двадцатый дошкольник имеет проблемы со зрением, а у школьников частота и того выше – один из четырех. Например, если в начальной школе 4,1-8,6% учащихся имеют проблемы со зрением, то к 11 классу этот процент достигает 46-52%. А все потому, что родители не всегда правильно подходят к вопросам дошкольной подготовки своего ребенка и не учитывают физиологические особенности формирующегося зрительного аппарата. Зачастую процесс подготовки к школе и последующего обучения строится вопреки всем правилам. Формирование зрительного анализатора заканчивается к 7-10 годам. Именно в этом возрасте он готов к восприятию информации. Наиболее часто встречаются следующие виды отклонений: · аномалии рефракции (астигматизм, миопия, дальнозоркость); · спазм аккомодации; · косоглазие; · цветоаномалия.
· Аномалии рефракции (преломления) – нарушения преломления света в глазу, при которых не фокусируется четкое изображение внешних предметов. · Астигматизм – патология рефракции глаза, при которой человек видит окружающие предметы искривленными, размытыми, прямые линии могут выглядеть как изогнутые. · Миопия (близорукость) – затрудненное зрительное восприятие предметов, расположенных вдали. При этом расположенные близко предметы человек видит хорошо. · Гиперопия (дальнозоркость) – затрудненное зрительное восприятие предметов, расположенных близко.
· Спазм аккомодации – спазм цилиарной мышцы глаза, приводящий к тому, что человек не может четко различить предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. · Косоглазие – нарушение баланса глазодвигательных мышц, при котором один или оба глаза могут отклоняться от параллельного положения зрительных осей при взгляде прямо. · Цветоаномалия – нарушение, приводящее к полной или частичной неспособности человека различать определенные цвета.
Распространённость миопии среди школьников высокая и находится в пределах 25-30%. Ей свойственно прогрессировать как в детском возрасте, так и у взрослых. Это медико-социальная проблема. Осложненная близорукость приводит к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения у людей работоспособного возраста. Дети ограничены в выборе не только профиля спортивных секций, но и будущей профессии. Частота возникновения патологии органа зрения ежегодно растет как за счет увеличения школьных нагрузок (особенно в лицеях, гимназиях и колледжах), так и за счет повсеместного использования гаджетов. Признаки ухудшения зрения у ребенка Зрение ребенка в один день не падает, это процесс постепенный и на ранних стадиях обратимый. Родителям следует насторожиться и обратить внимание, если: · ребенок для лучшего рассмотрения предмета крутит головой, склоняет ее на бок, щурится; · глаза ребенка смотрят в разные стороны, один глаз блуждает; · нарушена зрительно-моторная координация (способность одновременно задействовать глаза и руки, когда человек выполняет какое-либо действие); · ребенок часто моргает; · одно веко прикрыто; · наблюдаются проблемы с координацией и перемещением в пространстве (ребенок постоянно на что-то натыкается, ударяется); · при чтении ребенок трет глаза, держит книгу очень близко;
· прикрывает или закрывает рукой один глаз; · ребенок жалуется на двоение в глазах, головную боль, головокружение, тошноту при повышенной и/или длительной зрительной нагрузке; · при чтении ребенок водит пальцем по строчкам. Любой из этих признаков должен заставить родителей насторожиться и обратиться к врачу-офтальмологу. Причины ухудшения зрения школьников К факторам риска по возникновению нарушений в состоянии органа зрения у детей можно отнести: · наследственную предрасположенность; · недостаточное освещение рабочего места ребенка; · дефицит витамина А в организме; · длительное нахождение за компьютером или телевизором; · неблагоприятные условия окружающей среды; · нарушения метаболизма; · воздействие ультрафиолета на зрительный аппарат ребенка; · травмы глаз, в том числе при занятиях спортом; · сидячий, малоподвижный образ жизни; · несоблюдение режима труда и отдыха во время обучения. Согласитесь, большинство вышеназванных причин можно с легкостью устранить. Родители могут и должны влиять на организацию рабочего времени ребенка, его активность и количество времени, проводимое за компьютером или телевизором, чтобы впоследствии избежать проблем со зрением. Совет эксперта по профилактике нарушений и правильной гигиене зрения школьника Большую роль в сохранении нормального зрения играет правильный образ жизни ребенка: · зрительный труд чередуется с активным отдыхом на свежем воздухе, спортивными занятиями (для близоруких хорошо плавание), гимнастикой для глаз. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы — лучше отдохнуть час-полтора. Длительность выполнения домашнего задания не должно превышать: в 1-м классе более, чем 1 час; во 2-3 классах более, чем полтора часа; в 4-7 классах – двух-двух с половиной часов; в 8-10 классах более, чем три часа. После каждых 45 мин работы делать перерыв 10-15 мин; · достаточный и соответствующий возрасту сон: около 10 ч в младших классах, около 9 ч в 5-8 классах; · регулярное и полноценное питание; · собственное рабочее место дома желательно – светлое и у окна. Должна быть настольная лампа с мощностью 60 ватт, прикрытая абажуром, чтобы свет не попадал прямо в глаза. Лампа ставится слева, если ребёнок правша, и наоборот у левшей. Свет от лампы должен падать на рабочую поверхность (тетрадь, книга), а глаза оставаться в тени. Мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы при чтении расстояние между глазами и книгой было 33-35 см. Для оптимальной освещенности на рабочем месте в пасмурные дни и вечерние часы необходимо включать настольную лампу и общее освещение комнаты, чтобы не снижалась работоспособность глаз.
· просмотр телепередач тоже регламентирован: экран должен быть на уровне глаз сидящего человека на расстоянии 3-5 метров. Детям до 3 лет не рекомендуется смотреть телевизор, в 3-6 лет допустимо 30 мин в день, в 7-10 лет – 1ч, в 11-18 лет – 1,5-2,5 ч (непрерывная нагрузка до 1,5 ч); · для поддержания работы сетчатки глаза следует принимать антиоксидантные препараты на основе черники, в-каротина, витаминов С и Е, D, минералов селен, цинк и медь, полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), лютеина, зеаксантина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|