Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по проведению занятий

Н 62

Никифорова Л.А.

Н 62 Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Книголюб, 2005. - 48 с. (Серия «Психологическая служба».)

18ВМ 5-93927-151-0

В пособии даны рекомендации по созданию у детей до­школьного возраста образов таких эмоциональных состоя­ний, как радость, гнев, страх, вина, стыд, через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление. Показаны пути контроля и коррекции у детей поведенческих расстройств: агрессивности, расторможенности, застенчивости и других.

Приложение к пособию поможет оснастить занятия не­обходимым картинным материалом.

Адресовано психологам, воспитателям, гувернерам и ро­дителям. Может быть использовано на групповых и индиви­дуальных занятиях.

ББК 88

18ВК 5-93927-151-0

© Л.А. Никифорова, 2005) Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 200

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы счастливы, и кажется, что весь мир радуется и сме­ется вместе с нами. Мы грустим, и все вокруг становится се­рым и унылым.

Мы учим ребенка ходить, крепко держим его за руку, пе­реводя через дорогу. Показываем, как держать ложку и ка­рандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно, потому, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно справляться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользовать­ся собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя непринужденно и есте­ственно, оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку ок­ружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты де­вочка!», «Ты что, трусишь?» Ребенок прячет свой страх, не­уверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

Научить ребенка в приемлемой для него форме расска­зывать о своем внутреннем мире, научиться слушать, слы­шать и понимать его, когда он говорит об этом, вам поможет это пособие.

Работа с материалом пособия проста и многовариантна. Вы выбираете эмоциональное состояние, например, радость. Находите в Приложении картинный материал по теме «Ра­дость». Рассматриваете вместе с детьми все возможные взаи­мосвязи выбранной эмоции с заданными чувствами. То есть пытаетесь совместно создать образ эмоционального состоя­ния посредством включения различных сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и др. Вам нужно полу­чить ответы на вопросы: Как выглядит радость? Как она звучит? Чем радость пахнет? Какая она на вкус? Какой у нее цвет? Она тяжелая, легкая или совсем невесомая? Какое по­годное явление она напоминает? Согласитесь, очень непри­вычные для нас вопросы! Может быть, сначала и вам будет трудно найти на них ответы. Поучитесь у детей - задайте во­просы и послушайте, как они отвечают. Неправильных отве­тов не бывает. Ведь еще никто не придумал единицы измере­ния веса радости, глубины обиды или вкуса страха.

Удачи, дорогие взрослые!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Структура занятий типовая, и работа с детьми ведется по следующей схеме:

1. Предъявление сюжетной картины, сопровождаемой чтением (сочинением) сказочного эпизода. Сказочный фраг­мент предлагает взрослый или сочиняет сам ребенок. Цель данного этапа - вызвать интерес и сочувствие к сказочным персонажам, определить их эмоциональное состояние и ха­рактер взаимоотношений в заданной ситуации.

Так, сопереживание гномикам «переходит в план эмо­ционального воображения» [1]. Трогательный образ героев, их выразительная мимика и пантомимика помогут научить детей распознавать заданную эмоцию. Желательно, чтобы от роли слушателей дети постепенно переходили к роли актив­ных участников создания сказки.

Сказка развивает умение становиться на место персона­жа, определять его точку зрения, способствует формирова­нию эмпатии и пониманию логики межличностных отно­шений.

На этом этапе рекомендуется использовать фрагменты музыкальных произведений, которые подбираются из фоно­теки музыкального руководителя.

2. Обсуждение способов адекватного выражения эмо­ции. Задача этапа - учить детей «языку чувств» в форме, принятой во взрослом мире: с помощью мимики, жестов, по­зы, походки, интонации.

3. Выражение эмоционального состояния через зритель­ные и слуховые представления, осязание, обоняние, воспр иятие погоды и свое отношение. То есть при создании образа эмоции активно используются представления, воображение, ассоциативное мышление ребенка. Задача психолога заклю­чается в использовании различных анализаторных систем, расширении границ образного воображения и преодолении «психологической инерции» [6].

Любой образ, предложенный ребенком, - правильный, и он обязательно должен быть рассмотрен взрослым.

Создание образа эмоционального состояния становится для ребенка средством контроля своего поведения. Напри­мер, ребенку станет легче и проще справляться со страхом, если он расскажет о том, как выглядит страх, какой он на ощупь или на вкус.

4. Рисование на заданную тему. Детям предлагается вспомнить или сочинить историю на заданную тему, а затем отразить ее в рисунке.

На этом этапе психолог обращается к опыту ребенка и использует его воспоминания. Многим детям очень трудно рассказывать о своем негативном опыте. Они волнуются, ожидая услышать насмешки сверстников или получить при­вычную, отрицательную оценку своих поступков взрослым. Детям легче отразить собственные переживания с помощью рисунков, которые могут быть использованы психологом для дальнейшей индивидуальной работы. На данном этапе очень важно поощрять активность детей, поддерживать ат­мосферу доверия и защищенности, это будет способствовать раскрытию их внутреннего мира, снижению эмоциональ­но-психологического напряжения.

Обсуждение историй, переданных в рисунках, способст­вует снижению остроты негативных переживаний и помога­ет научиться прогнозировать последствия собственного по­ведения. Ведь любой поступок воспринимается не только и не столько как механическая последовательность действий. Поступок сопровождается эмоцией и вызывает обратную эмоцию. Совершая действие, ребенок должен знать, какую эмоцию оно вызовет. («А что будет потом?») Для лучшего

хождения в заданное эмоциональное состояние рекоменду­ется использовать подходящее музыкальное сопровождение.

5. Проигрывание придуманных историй с помощью иг­рушек, декорационных предметов, музыкальных инстру­ментов и т.д.

Разыгрывая определенную ситуацию, исполняя выбран­ную роль, ребенок использует и одновременно развивает вы­разительные средства коммуникации: мимику, пантомими­ку, жесты, интонацию, связную речь. Игра-драматизация по­зволяет выразить самые сокровенные желания, а также про­играть те роли, которые в реальной жизни не одобряются ок­ружающими. На этом этапе возможна коррекция поведенче­ских расстройств: агрессивности, импульсивности, растормо-женности, застенчивости и других.

Сочинение и разыгрывание историй помогают развитию творческих способностей, воображения, обогащают эмоцио­нальный опыт детей. «Ребенок открывает для себя что-то но­вое, а для взрослого - новое в себе» [1].

6. Обобщение пройденного, краткое обсуждение задан­ного эмоционального состояния и формирование «портрета эмоции». Рекомендуемые вопросы для обсуждения (на при­мере темы «Удивление»):

- Нравится ли нам удивляться? Почему?

- Чья история понравились? Почему?

- Удивление, какое оно - тяжелое или легкое? Какое на вкус? Какой у него цвет? И т.д.

- Что понравилось и запомнилось больше всего?

Можно разложить на столе раздаточные карточки с ус­ловными обозначениями чувств, цветоощущений, погоды и сформировать «портрет эмоции».

Важно поблагодарить и похвалить детей, не забывая от­метить каждого.

Основные задачи пособия:

V определение основных эмоциональных состояний;

V обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мими­ку, пантомимику, интонацию;

V формирование навыков адекватного эмоционального отреагирования на совершенное действие или посту­пок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить свой собственный жизненный опыт.);

V обучение сопереживанию;

V обучение эмоциональному предвосхищению последст­вий своих действий;

V обогащение невербальных средств коммуникации;

V развитие творческого воображения и навыков владе­ния монологической речью.

На всех занятиях решаются одинаковые задачи, поэтому их перечень не включен в описание занятий.

Общая продолжительность занятия в старшей группе детского сада - не более 20 минут, в подготовительной к школе группе -- 30 минут, для младших школьников -40-45 минут.

Предложенные занятия в зависимости от возраста, под­готовки детей и желания взрослого можно проводить цели­ком или разделить их на 2-3 части.

Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю в неболь­шой подгруппе из 5-6 детей. Материал занятий можно ис­пользовать фрагментарно при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере.

При показе иллюстраций, их названия рекомендуется закрывать листом с изображением вопросительного знака, для того чтобы дети не прочитали тему занятия.

Дорогие взрослые и дети! Почувствуйте от совмест­ных занятий и запах Удивления и вкус Радости!

Занятие 1

РАДОСТЬ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки К. Орфа «Осень. Гномы», Д. Христова «Золотые капельки»;

О магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Радость»;

О карточка с условным обозначением зрительного образа (глаз);

О картинки с изображением радостных и грустных ска­зочных персонажей и животных;

<> набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждо­го ребенка);

О игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов».

ХОЛ ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки Карла Орфа «Осень. Гномы».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Радость» и говорит:

- Я приглашаю вас отправиться вместе со мной в сказоч­ное путешествие к гномикам. Давайте посмотрим на гномов и придумаем им имена. (Дети предлагают свои варианты.) Пусть это будут Дин и Тим.

Как и все настоящие гномики, Дин и Тим жили в лесу. Их домик считался очень гостеприимным. А какой дом называют гостеприимным? (Дом, в котором бывает много гостей.)

Наши гномики пригласили гостей. А к их приходу реши­ли испечь пирог с грибами. Взяли гномы корзинки и пошли в лес. Прошло уже немало времени, а грибы все не попадались. Гномики заглядывали под каждое деревце, под каждый кус­тик, и вдруг... Какая радость!

Гномик Дин присел на колени полюбоваться грибом и радостно крикнул: «Тим, посмотри, какой большой гриб!»

«Вот это гриб!» - воскликнул Тим и подпрыгнул от радости.

«Ура! Вот еще гриб! И еще...»

Гномы вернулись домой с полными корзинками грибов. Испекли пирог и вечером порадовали своих друзей вкусным угощением.

2. Психолог говорит:

Мы посмотрели на гномиков и сразу догадались, что они радостные. Как нам это удалось? (Ответы детей.)

По лицу совсем не трудно узнать радостного человека: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены.

А что чувствует радостный человек? (Ответы детей.)

У радостного человека появляется уверенность в собст­венных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, плясать, прыгать, кричать, чтобы выплес­нуть переполняющую его радость. Говорят: «В радости и ро­зы краснее, и фиалки голубее, и солнце ярче; даже дождь бодрит и успокаивает» [2].

Давайте попробуем изобразить жесты радостного челове­ка. (Дети выполняют задание.)

Покажите, какая поза и какая походка у радостного че­ловека. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь радостно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)

Закончите мои предложения:

«Когда я радуюсь, я... (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, пою...)».

«Я радуюсь, когда вижу... (подарки, мамино лицо, торт, клоунов...)».

Молодцы! А вы почувствовали, что когда мы с вами гово­рили о радостных гномиках и изображали радующихся лю­дей, нам тоже становилось весело, радостно?

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно­му полотну) условное обозначение зрительного образа (глаз) и картинки с изображением радостных и грустных сказочных персонажей.

Детям объясняется значение символа, затем проводит­ся беседа:

- Внимательно посмотрите на картинки. Назовите ска­зочных героев. (Дети выполняют задание.)

А теперь скажите, кто из них радостный? (Ответы детей.)

А кто грустный? (Ответы детей.)

Как вы догадались, что помогло вам определить их со­стояние? (Ответы детей.)

Вспомните любимых сказочных героев и расскажите, когда они испытывали радость? (Ответы детей.)

Давайте изобразим Буратино, Колобка, Пятачка и Вин­ни-Пуха. (Дети выполняют задание.)

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) пары картинок: веселый мышонок - грустный мышонок; веселый червяк - грустный червяк; веселая соба­ка - грустная собака; веселый кот - грустный кот.

- На какой из картинок персонаж печальный, грустный, а на какой - веселый, радостный? (Ответы детей.)

Расскажите, что случилось, из-за чего изменилось на­строение героев. (Рассказы детей.)

Что нужно сделать, чтобы герои вновь стали радостны­ми? (Ответы детей.)

Педагог меняет картинки местами, например: груст­ный мышонок - радостный мышонок, и просит детей придумать новые рассказы. Дети выполняют задание.

4. Звучит аудиозапись музыки Д. Христова «Золотые капельки».

Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Нарисуйте, пожалуйста, свою радость. Перед тем, как начнете рисовать, подумайте, какая она, какого цвета ка­рандаши вам понадобятся. Вспомните, что вы делали, когда радовались, кто был с вами рядом или кого вы хотели бы ви­деть в этот момент.

А может быть, кто-нибудь из вас нарисует «Портрет Ра­дости» и потом расскажет о ней, ответив на вопросы: где она живет? чем занимается? любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома? есть ли у нее друзья? есть ли враги?

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о сво­их рисунках.

& Примечание. Для того чтобы восприятие радостного эмо­ционального состояния было наиболее полным, взрослому необходимо обобщить рассказ ребенка, напоминая о спосо­бах выражения радости. «Ведь радостные переживания укре­пляют самооценку ребенка, повышают его уверенность в се­бе, делают его сознание более открытым для восприятия но­вой информации!» [5].

5. На столе психолога - различные игрушки из куколь­ного театра или из «киндер-сюрпризов». Психолог говорит:

- Выберите себе любую игрушку. Придумайте о ней ра­достную сказку или историю. Вашему герою нужно подоб­рать подходящее имя, рассказать, где он жил, чем любил за­ниматься, придумать, что ему не нравилось больше всего и о чем он мечтал. Расскажите о том, что его очень обрадовало и как он радовался. Кто радовался вместе с ним?

А может быть, ваш герой сначала был совсем не радост­ным? Может быть, ему кто-то помог стать веселым?

Психолог дает время на подготовку, после чего дети по­очередно инсценируют свои истории с помощью игрушек.

&> Примечание. На всех занятиях необходимо поощрять де­тей использовать выразительные средства передачи эмо­ций - жесты, мимику, интонацию.

6. Психолог говорит:

- Мы многое узнали о радости. Скажите, радоваться хо­рошо или плохо? Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Как можно улучшить настроение? (Вспомнить что-ни­будь веселое, придумать историю о радостном событии, на­рисовать веселый рисунок...)

Давайте улыбнемся друг другу. Вы - молодцы!

 

 

На данном этапе этого и последующих занятий можно использовать примерные вопросы для обсуждения и дополнительные виды рабо­ты - см. Методические рекомендации по проведению занятий, с. 7.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

СТРАХ

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транс­порт. Боевые действия», «Звуковые фрагменты. Театр»;

<> магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Страх»;

<> карточка с условным обозначением слухового воспри­ятия (колокольчик);

О набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждо­го ребенка);

<> народные музыкальные инструменты, игрушки из ку­кольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки Э. Грига «Шествие гно­мов» или «В пещере горного короля».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Страх» и говорит:

- Сегодня мы снова отправляемся в волшебную сказку к гномикам.

Однажды Дин и Тим возвращались домой из леса. Дул сильный ветер. Вдруг они услышали очень неприятный и непонятный звук, от которого им стало очень страшно. Гно­мы остановились и прислушались. Звук повторился.

«Я дальше не пойду», - прошептал Дин «Давай возьмемся за руки, чтобы было не так страшно и пойдем вместе. Нам надо вернуться домой, пока не стемне­ло», - очень тихо произнес Тим.

Чем дальше шли гномики, тем сильнее становился звук. Он был похож и на скрип старой телеги, и на вздохи огром­ного животного, и еще на что-то опасное. Гномы были напу­ганы. У Тима от страха дрожали колени, а волосы подня­лись вверх. Даже кисточка на его шапочке испуганно под­прыгивала.

Гномы медленно вышли на поляну, откуда раздавался звук и стали искать глазами неизвестного, большого и страшного, которого себе вообразили. Посередине поляны стояли два огромных дерева, ветви которых были переплете­ны между собой. Сильный ветер раскачивал деревья, и от этого получался ужасный звук.

«Да это же просто деревья!» - воскликнул Тим.

«А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он, правда?» - спросил Дин.

«Конечно», - ответил Тим.

Гномы еще немножко постояли около деревьев, а потом побежали домой, потому что становилось совсем темно.

2. Психолог говорит:

Маленькие гномики сильно испугались страшного, не­понятного звука. Как мы можем узнать, что человек испу­ган? (Ответы детей.)

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот при­открыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Коле­ни согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дро­жать, плакать. Ему даже кажется, что он становится мень­ше ростом.

Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.)

Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я боюсь, я...» «Я боюсь, когда слышу...»

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно­му полотну) карточку с условным обозначением слухового восприятия (колокольчик), объясняет значение символа и говорит:

- Сейчас я включу магнитофон. Угадайте, какие звуки мы услышим? (Ответы детей.) Мы услышим много разных звуков, среди них есть и страшные.

Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пу­гающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные.

Психолог включает магнитофон, дети слушают и обсу­ждают различные звуки из фонотеки. В случае, когда ребе­нок относит какой-либо звук к категории пугающих, пси­холог предлагает припомнить, всегда ли этот звук был страшным.

Например, звук поезда и электрички ребенок восприни­мает как пугающий, а потом вспоминает, что когда он ехал в гости к бабушке или в отпуск с родителями, было очень весело и интересно. Рычание льва кажется страш­ным, но если льва представить на арене цирка, то страх проходит. Важно изменить отношение ребенка к пугаю­щим звукам посредством активизации позитивных воспо­минаний из его собственного опыта.

4. Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада». Перед каждым ребенком набор цветных карандашей и

лист бумаги.

Психолог говорит:

- Сейчас мы будем слушать музыку и рисовать свой страх, а потом расскажем о нем.

Вы можете нарисовать историю, которая произошла, ко­гда вас напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с вами, что вы стали де­лать, когда испугались. Обратите внимание на цвета каран­дашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх.

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о сво­их рисунках.

При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, бо­ится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положи­тельный ответ, психолог просит изменить картинку так, чтобы она стала, например, смешной. Предложение дорисо­вать какие-то забавные детали или раскрасить страх «ве­селыми» карандашами очень нравится детям.

Рекомендуется придумать этой истории веселый конец или ввести в ситуацию новый неожиданный персонаж, об­ладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопус­тимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! «Дети обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями» [5]. Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл ин­дивидуальных занятий по коррекции страхов.

5. На столе психолога - различные народные музыкаль­ные инструменты и игрушки из кукольного («пальчиково­го») театра или из «киндер-сюрпризов». Психолог говорит:

- Выберите себе любой музыкальный инструмент, послу­шайте его звук. Придумайте историю о том, как этот звук кому-то показался страшным. Но помните - у вашей исто­рии обязательно должен быть хороший конец. Для показа вам могут пригодиться куклы.

Психолог дает время на подготовку, после чего дети по­очередно инсценируют свои истории с помощью музыкаль­ных инструментов и игрушек.

& Примечание. Для детей более старшего возраста можно предложить рассказать историю от имени музыкального инструмента 6. Психолог говорит:

- Сегодня мы рассуждали о страхе и о разных звуках. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (Вна­чале нужно определить источник звука, т.е. откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с весе­лым концом.)

Спасибо всем!

 

Занятие 3

Гнев (злость)

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

О магнитофон, аудиозапись музыки Е. Ботлярова «Дра­чун» и музыки В. Гаврилина «Крот и червяк»;

О магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Гнев»;

О серия сюжетных картин «Гномы и Шишимора»;

О карточка с условным обозначением отношения (сер­дечко);

О мишень, большая картонная труба, наполненная поро­лоном (для погашения звука);

С- «сломанные» игрушки, «волшебная палочка»;

О два воздушных шарика, набор для выдувания мыль­ных пузырей, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребенка);

О набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждо­го ребенка).

ХОА ЗАНЯТИЯ

1. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно­му полотну) картину 1 из серии «Гномы и Шишимора» и говорит:

Утром гномики наводили порядок в доме. Они вытира­ли пыль, подметали пол, поливали цветы. Когда уборка за­кончилась, Тим пошел ремонтировать сломанный велоси­пед, который стоял в мастерской, а Дин чуть позже взял корзинку и отправился в лес собирать ягоды для компота.

Педагог прикрепляет к магнитной доске (наборному по­лотну) картину 2 из серии «Гномы и Шишимора» и продол­жает: - А в это время их соседка Шишимора была очень серди­та. Она разозлилась, потому что гномы не пригласили ее в гости. Увидев, что гномы вышли из дома, Шишимора реши­ла действовать. Посмотрите и расскажите, что она натвори­ла. (Дети составляют рассказ по картине.) Довольная Ши­шимора убежала, а Тим вернулся домой. Увидев беспоря­док, он разозлился и сердито воскликнул: «Неужели это все Дин сделал!?»

«Посмотри, какие ягоды!» - сказал Дин, входя в дом. Но Тим начал топать ногами и громко кричать на него. Дин не понял, почему Тим гневается, и сильно огорчился. Гномы не разговаривали весь день.

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Гнев».

2. Психолог говорит:

- Какой был Тим, когда увидел беспорядок? (Злой, сер­дитый, разгневанный.)

Как можно узнать разгневанного или злого человека? (Ответы детей.)

Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать.

Изобразите гневного, злого человека. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь зло сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно­му полотну) карточку с условным обозначением отноше­ния (сердечко).

На стене - мишень, на столе психолога - большая кар­тонная труба, наполненная поролоном.

Перед каждым ребенком - два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей, мешочек с фасолью.

Детям объясняется значение символа, затем психолог говорит:

- Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, злиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы, детей.)

Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда.

Вспомните, что сделала Шишимора, когда разозлилась на гномиков? (Она устроила беспорядок в их домике и поссо­рила гномиков.)

Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не оби­жая.

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. (Дети выполняют задание.)

Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость [4].

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Дети отпуска­ют шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать по­ступки, не контролируя их. Может обидеть или даже уда­рить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей. Давайте попробуем! (Дети выдувают мыльные пузыри.)

Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Да­вайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выхо­дит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.) Можно представить, что мы собрали остатки нашего гне­ва в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувст­вуете, какой тяжелый гнев? Сожмите его и со всей силы киньте в мишень. (Дети выполняют задание.)

А сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)

Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.

& Примечание. «Ребенку нужно научиться различным спосо­бам выражения гнева в любой приемлемой для мира взрос­лых форме». Он должен «позволить себе осознавать и по­нимать свой гнев», принимать его, но ни в коем случае не избегать. Это первый шаг к тому, чтобы чувствовать себя сильным и цельным» [5].

С детьми младшего школьного возраста можно погово­рить о физиологических изменениях, которые выражаются в сокращении мышц, вызывающих боль, когда человек на­ходится в состоянии гнева.

4. Звучит аудиозапись музыки Е. Ботлярова «Драчун».

Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог предлагает детям нарисовать свой гнев или то, что они чувствуют или делают в состоянии гнева, вспомнить, на что или на кого был похож гнев. Может быть, на животное или на бесформенное облако? Дети вы­полняют задание, а затем рассказывают, что они нарисо­вали.

& Примечание. Каждому ребенку необходимо дать возмож­ность рассказать, что он нарисовал, обсудить с ним, что он хотел бы сделать с этим гневом. Что он чувствовал, когда злился? Как мог бы ребенок сейчас изменить то, что про­изошло с ним?

Важно поощрять рассказ и подбадривать ребенка, ис­пользуя вербальные и тактильные формы одобрения. При необходимости психолог помогает придумать позитивное окончание рассказа.

5. Звучит аудиозапись музыки В. Гаврилина «Крот и червяк».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картину 3 из серии «Гномы и Шишимора». В углу сложены игрушки из группы, например: растрепанная кук­ла, пирамидка с перепутанными кольцами, сломанные ма­шинки.

Психолог говорит:

- Когда гномы помирились, они тоже, как и вы, научи­лись сердиться, не причиняя никому вреда. Тим и Дин при­гласили к себе в гости Шишимору. Они пили чай с баранка­ми и объясняли своей соседке, что надо делать, когда сер­дишься. Это очень понравилось Шишиморе. Она рассказала гномам, как неправильно себя вела раньше, когда сердилась на кого-нибудь.

А теперь посмотрите - в углу лежат сломанные игрушки из вашей группы. Их кто-то сломал, когда сердился. Сего­дня у нас необычный день. В этот день игрушки могут заго­ворить. Сейчас я с помощью «волшебной палочки» превра­щу каждого из вас в выбранную игрушку.

Психолог дотрагивается до каждого ребенка «волшебной палочкой» и проводит беседу. Примерные вопросы беседы:

- Расскажите, кто вы.

- Как вас называли дети?

- Кто с вами чаще играл?

- Как вы попали в детский сад?

- Хорошо ли вам здесь было?

- Что вы чувствовали, когда с вами играли?

- А когда с вами не играли, о чем вы думали?.

- Какое место в группе у вас самое любимое?

- Что вы почувствовали, когда вас сломали? По окончании беседы психолог говорит:

- А сейчас я обратно превращу вас в девочек и мальчи­ков. Давайте все вместе починим игрушки.

Дети приводят в порядок и чинят игрушки.

6. Психолог говорит:

- Можно ли нам гневаться? (Можно, только надо это де­лать так, чтобы никого не обижать.)

Кто у нас сегодня гневался лучше всех? (Ответы де­тей.)

Давайте расскажем, как можно злиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)

Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные дети.

 

Занятие 4

УДИВЛЕНИЕ

<> магнитофон, аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой»;

О магнитная доска (наборное полотно);

О сюжетная картина «Удивление»;

О карточка с условным обозначением обоняния (цветок);

О коробочки (спичечные коробки) с веществами и пред­метами, обладающими выраженным запахом (кусочек ванили, лист герани, лавровый лист, гвоздика, кофе, душистый перец, флакончик с духами, кусочек души­стого мыла, кусочек цедры, ароматная конфета и т.п.);

О набор цветных карандашей и лист бумаги (для каждо­го ребенка);

<> игрушки из кукольного («пальчикового») театра или из «киндер-сюрпризов».

ХОА ЗАНЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись музыки из серии «Наедине с приро­дой» — «Лес. Птицы. Дождь. Гроза».

Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Удивление» и говорит:

- Тим и Дин возвращались домой. Они были на дне рож­дения своего друга. Настроение у гномиков было замеча­тельное.

Вдруг все вокруг потемнело. Подул сильный ветер. За­шумела листва на деревьях и начался дождь. Тим и Дин спрятались под большой дуб, ожидая, когда закончится дождь. Ведь летом так часто бывает: дождь внезапно начи­нается и быстро заканчивается. Так и случилось: закончился дождик, выглянуло солнышко, зачирикали птички. Гно­мики весело зашагали по тропинке.

Неожиданно Тим вскрикнул от удивления и встал на ко­лени - прямо на тропинке росли два белых гриба.

«Не может быть! - воскликнул Тим, - Дин, ты только посмотри, какие большие и красивые грибы!»

Гномы запомнили, что грибы росли рядом с пышным цветущим кустом. Нигде больше не было такого ароматного куста. Они дошли до дома, взяли корзинку и ножик, чтобы срезать грибы. А потом очень легко нашли грибное место по запаху душистого куста.

2. Психолог говорит:

- Попробуйте рассказать об удивленном человеке. Какой он? (Ответы детей.)

У удивленного человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. Ноги могут быть согну­ты в коленях. От удивления человек может вскрикнуть, а может просто замереть. Переживание удивления обычно бы­вает коротким и приятным.

С каким человеком можно сравнить удивленного челове­ка? (С радостным.)

Покажите, как вы умеете удивляться. Зажмурьтесь. Те­перь быстро откройте глаза, посмотрите друг на друга и уди­витесь! (Дети выполняют задание.)

Что или кто может нас удивить? (Ответы детей.)

Постарайтесь удивленно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.)

3. Психолог прикрепляет к магнитной доске (наборно­му полотну) карточку с условным обозначением обоняния (цветок).

На столе - коробочки с веществами и предметами, об­ладающими выраженным запахом.

Детям объясняется значение символа, затем психолог говорит:

- Вспомните, пожалуйста, что помогло гномикам найти грибы? (Запах цветущего куста.)

Запахи бывают удивительными, необычными и запоми­нающимися. А какими еще? (Ответы детей.)

Закройте глаза. Я буду каждому из вас давать понюхать коробочку с удивительным запахом. А вы постарайтесь уга­дать, что это за запах, а затем рассказать, что вы вспомнили, вдыхая аромат. Удивитесь ему! (Дети выполняют задание.)

& Примечание. Можно обратить внимание детей на неприят­ные запахи, которые тоже способны удивить. Поговорить о том, как изменить запахи. (Подушиться, понюхать что-нибудь приятное и т.п.)

4. Звучит аудиозапись музыки из серии «Наедине с при­родой» - «Осень. Листопад».

Перед каждым ребенком - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Нарисуйте картинку, которая поможет вам рассказать историю о каком-нибудь удивительном запахе. Вы можете придумать сказку о животном, для которого обоняние явля­ется самым важным чувством, помогающим ему выживать. Некоторые животные не обладают острым слухом и зрени­ем, но запах они чувствуют очень хорошо.

А может быть, вы вспомните, что случилось, когда вас удивил какой-нибудь запах? Кто был при этом рядом с ва­ми? (Дети выполняют задание.)

& Примечание. Все истории должны быть выслушаны с инте­ресом. По окончании рассказов можно спросить детей, чья история им понравилась больше и почему.

5. На столе психолога — игрушки из кукольного («паль­чикового») театра или «кинд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...