Закончена книга «умиротворение»
ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ—РОДИНЕ, Созидательнице коммунизма, Благоговейно ПОСВЯЩАЕТСЯ Эта работа Марта 1961 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ (С конспективным изложением глав. Нумерация глав по калькуттскому изданию) 5 ПРЕДИСЛОВИЕ.. 17 Описание рисунков.. 19 МОКШАДХАРМА.. 21 НАРАЯНИЯ.. 483 ПРИМЕЧАНИЯ.. 580 ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.. 739 ЛИТЕРАТУРА.. 782 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 787
ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗРОЗНЕННЫЕ ТЕКСТЫ Главы 174. Беседа Брамина. Брамин утешает раджу Сенаджита по случаю смерти сына. Печаль бесполезна, всё суетно и тленно. 175. Беседа отца с сыном. Отрицание ведических традиций и жертв. 176. Песнь Шампаки. Фольклорный текст с социальной направленностью против богатых. «Похвала бедности». 177. Песнь Манки. Фольклорный текст о бедняке-горемыке, у которого судьба отнимает последнюю пару бычков. Вывод — отвращение от мира и осознание суетности стремления к счастью и богатству. 178. Песнь Бодхьи. Отречение от собственности. Фольклорный мотив о «Шести учителях» — животных, поведение которых свидетельствует о бесполезности собственности. 179. Беседа Прахрады и Аджагары. Истинно счастлив лишь санньясин, отрешившийся от желаний и собственности. 180. Беседа шакала и Кашьяпы. Индра в образе шакала поучает кичливого и малодушного брамина. 181. Без особого названия. Ортодоксальный полемический текст о благих плодах блюстителей ведической традиции и злой судьбе нигилистов. Изложение теории кармического воздаяния. БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
182. О происхождении мира. Своеобразный порядок таттв, отличающийся от обычной концепции Санкхьи. Разумный первотворец. Миф о Браме и лотосе. 183. Развитие стихий. Вариант их порядка: пространство, вода, огонь, воздух, земля. 184. Доказательство наличия стихий в растениях. Свойства стихий. 185. О пранах тела и йогических упражнениях для управления ими. 186. Бхарадваджа сомневается в существовании дживы, так как природу можно понять с точки зрения теории стихий без необходимости предположения существования добавочных сил. 187. Бхарадваджа отрицает дживу на основании отсутствия признаков его существования. Бхригу поясняет учение о дживе аналогией с огнём, не уничтожающимся после сгорания дров. Бхарадваджа не убеждается доводами Бхригу. 188. Переход к социологии. Обоснование взаимоотношения варн первичной браманичностью. Происхождение варн в процессе творчества. 189. Характеристика варн по их внутренним качествам и деятельности. 190. Полемика о цели человека. Гедонизм: счастье, как Высший Путь. Возражения Бхарадваджи. 191. Изложение теории о ступенях жизни (ашрама). Поведение домохозяина. О поведении домохозяина, отшельника (ванапрастха) и странника (паривраджака). (Более архаический прозаический текст). 192. Добавочный прозаический текст о поведении домохозяина, отшельника, странника. С двадцатой шлоки ритмический текст о блаженной северной стороне (вставка в духе Нараянии). 193. Аскетически-йогический текст (от лица Бхишмы). О добронравии. Общие и частные правила поведения. 194. Учение о внутреннем «я», его отношение к органам тела и гунам. Определение трёх гун. Атман и Пракрити. О Познающем Поле. Довод — «Мошка и смоковница», «Водяная птица и вода». О созерцании Атмана отшельниками. Нет признаков Атмана, он непознаваем. 195. Учение о внутреннем «я». Техника и тематика четырёх йогических размышлений. 196. Полемика против ведической практики шёпотной молитвы, шептунам недоступен Высший Путь, доступный последователям Санкхьи и Йоги. Об йогических упражнениях (вариант гл. 195).
197. Шептуны занимаются бесплодным делом и попадают в различные кромешные бездны. ПОВЕСТЬ О ШЕПТУНЕ 198. Подмена понятия «кромешная бездна» понятием «область отдельных богов» (Рудры, Адитьи, Васу и прочих). 199. Повесть о брамине-шептуне, достигшем великого плода тысячелетним шептанием мантр. 200. Спор шептуна брамина с князем Икшваку о том, кому принадлежит плод шептанья. Оба — брамин и князь достигают Брахмо. Описание техники махасамадхи, вызывающей кровоизлияние в мозг. БЕСЕДА МАНУ И БРИХАСПАТИ 201. О способах Освобождения. Всё телесное — область удовольствия и страдания. Кто хочет освободиться, должен покинуть и то, и другое. 202. Об отношении воплощающегося к органам (вариант гл. 194). 203. О связях воплощающегося с телом; объяснение, почему воплощающийся не виден. 204. О путях познания Атмана путём отрешения от привязанностей к проявленному. Строение психического организма (индрии, манас и пр.). 205. О происхождении противоречий и снятии их путём направления буддхи во внутрь для достижения Освобождения. Освобождение как полная психическая интраверсия. 206. Развитие учения об интраверсии как основном положении Йоги. Освобождение достигается направлением манаса и буддхи в Запредельное. КОСМОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ РАННЕГО ВИШНУИЗМА 207. Возникновение мира и существ как акт творения верховного бога Вишну, создавшего богов (в том числе и Шиву) и вселенную. Начало вишнуитской бхакти, проповедуемое Нарадой. Перечисление народов, не верующих в Вишну. 208. О сторонах света; об их влиянии на судьбу человека, особенно путешествующего. Боги и риши, покровители сторон. 209. Восстание данавов под предводительством Нараки (ада). Сказание о деяниях Вишну. Его воплощение в образе Вепря для уничтожения данавов. ВЕЛИЧИЕ ДУХА ВАРШНЕИ 210. Брамин отвечает на вопрос ученика, чем обуславливается перевоплощение. Варшнея есть первопричина миропроявления, которое осуществляется постепенным развитием таттв. Сознание (манас) универсально. Атман в теле деятелен. Он скрыто пребывает в теле, как огонь в дровах. Его деятельность обуславливает перевоплощения.
211. Манас есть принцип, связывающий плотные элементы (махабхуты). Первопричина есть непроявленная природа, сути — её признаки, в силу которых она проявляется. Душа и есть непроявленное. Она первее всех вещей. Как первопричина, она связана с материальными причинами (таттвами). Так приходит в движение колесо миропроявления. Оно дробит формы, как жернов зёрна. Причина не познаёт следствия, а следствие — причину. Индивидуальная душа (аханкара) разрушима, познающий Поле вечен. Мудрый различает Познающего Поле и пракрити. 212. Нужно утончать свои психические элементы, приумножая саттву. Тело связано с землёй; психические качества связаны с гунами. Накопление высших качеств и саттвы — одно. Так достигается Освобождение. Веды — плохая дорога для достижения Атмана (31 шлока). 213. Гуны скрывают Вишну. Джива есть потенция непроявленной природы, проявляющейся как аханкара и буддхи. Причинность есть переход во времени потенциального в актуальное. Женщина есть символ материи; мужчина — образ Познающего Поле. К сыновьям нужно относиться, как к глистам. 214. Брахмачарья (половое воздержание) есть способ достижения Брахмо, нужно избегать женщин. Теория возникновения в теле семени и связанные с этим страсти. Мантра против этого. Сущность достижения Брахмо. 215. Непривязанность есть Путь к Освобождению; нельзя принимать участия в страдании другого, так как это связывает, каждый вкушает плод своей кармы. Невреждение нужно соблюдать, чтобы не связывать себя делами. Достижение Брахмо есть состояние полной интраверсии, обособленности ото всего внешнего. 216. Варшнея есть внутренний Атман. Нужно избегать сна, чтобы не оскверниться во сне и так не создать новых уз. Объяснение сновидений. Распределение гун по степени психического развития: саттва — свойство богов, раджас и тамас — асуров. Махэшвара (Вишну) проявляется как внутренний Атман.
217. Варшнея есть внутренний Атман. Для постижения Брахмо надо понять четыре состояния психики, различаемые йогой: сон, глубокий сон, качественное Брахмо, бескачественное Брахмо. Бездеятельность вневременна, бессмертна; деятельность есть смерть. Природа и Пуруша взаимосвязаны, выше их — Брахмо. Внутренний Атман есть зритель; для его познания необходим тапас, устремляющий к Высшему. Бхакти есть Истинный Путь к Бхагавану — Вишну — Хари, она освобождает от жажды жизни (тришны). СЛОВО ПАНЧАШИКХИ 218. Джанака критикует учение Вед о перевоплощении, как не способствующее постижению Атмана. Встреча Панчашикхи, ученика Асури, с ученицей Капилы. Разъяснения Панчашикхи об Освобождении. Душа есть не что иное, как тело. Отрицание теории перевоплощений: как нельзя восстановить разрушенное тело, так нельзя думать, что вновь рождающийся получает плод действий умершего; это разные тела и разные «я». Спор материалиста и идеалиста. Агамы (Упанишады) только сбивают с дороги. Сущность Освобождения от страданий — отказ от привязанностей и желаний. 219. Космология. Учение о плотных сутях (бхутах). Психология. Восприятие: связь предмет — чувства (воспринимающие индрии) — манас. В сознании есть то, что приносят чувства, поэтому тело и душа тождественны. Психика определяется соотношением гун. Для правильного развития психики необходима гармонизация субъекта и объекта. Путь к Освобождению в полной отрешённости от чувств. Сущность Освобождения — безвозвратное растворение в природе, слияние с ней, как реки с океаном. Освобождённый рассыпается, как ком земли, упавший на камень. Джанака полностью признаёт учение Панчашикхи и принимает муни как учителя. РАЗРОЗНЕННЫЕ АСКЕТИЧЕСКО-ЙОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ 220. Самообуздание есть сущность работы над собой ради Освобождения. Достигший помогает другим (текст близок махаянизму). 221. Умение правильно принимать пищу равносильно вкушению амриты. 222. Беседа Шакры и Прахрады. Шакра спрашивает, как может Прахрада (постигнутый бедой) оставаться спокойным. Прахрада поучает, что всё совершается природой, а пуруша бездейственен, а потому равнодушен ко всему происходящемую. ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ ГЛАВЫ 222 223. Беседа Бали и Шакры. Шакра злорадствует несчастью Бали. 224. Беседа Бали и Шакры. Бали учит Индру, что не следует быть заносчивым: счастье изменчиво, мимолётно, так как время властвует над всем. Учение о Брахмо с параллелями из Упанишад. 225. Миф о счастье. Распределение счастья. Шри уходит от Бали вследствие его нравственного падения и переходит к Индре. Никто не может вынести полного счастья, а потому Индра распределяет Шри между землёй, водой, огнём и праведниками.
226. Беседа Шакры и Намучи об умении принять всё происходящее со стойким равнодушием. 227. Беседа Бали и Васавы. Время — истинный властитель всего, а потому ко всему надо относиться спокойно. 228. Вариант мифа о счастье. Шри является Индре и объясняет ему причину своего ухода от Бали развращением нравов среди асуров. Вывод: счастье обуславливается нравственностью. ТЕКСТ, БЛИЗКИЙ РАННЕМУ БУДДИЗМУ 229. Беседа Джайгишавьи и Аситы о способе достижения Брахмо. Освобождение есть полное отвращение от жизни и не сопряжено с положительными моментами (т. е. вне слияния с Атманом, вне зависимости от будущей жизни). 230. Беседа Шакры и Уграсены. Шакра восхваляет Нараду как друга всех существ (мотивы ранней бхакти). ВОПРОСЫ ШУКИ 231. Космогония. Брахмо есть основа миропроявления. Исчисление времени. Теория мировых циклов. Характеристика юг в отношении длительности и проявления Закона (Дхармы). 232. Последовательность произведения сутей (бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши, как целокупности таттв. О причинности. Диалектика причинности: свобода воли и причинный ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от юги. 233. Учение о днях и ночах Брахмо и окончании мировых циклов (пралае). 234. (Браманическая вставка). Соблюдение обязанностей домохозяина — средство достичь неба. Список прославленных даятелей. 235. Поведение брамина, желающего перейти через поток жизни. 236. Поток жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообладании. Йогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания на некоторых точках тела (на переносице и пр.). О признаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, ветре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и Пракрити (Познающий Поле и Поле). Саттва и Познающий Поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости превзойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали). 237. Разъяснение Вьясы о трояком знании самостного и освобождённого человека. О внешней и внутренней власти, достигаемой знанием. О двойственном определении существ (диалектика проявления): подвижные-неподвижные, многоногие-двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу превосходит Брахмо, который поэтому и есть истинный брамин. 238. Диалектика свободы воли. Необходимость как закономерность природы. Формулы обязанностей варн (каст). Веды в конце юги. 239. О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, самообуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положение саттвы, так как гуны — пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый — Атман. Два состояния Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста). 240. Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия — познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки). 241. Продолжение текста, близкого Упанишадам. О соблюдении ведических обрядов и о знании. Два пути обрядности: для экстравертированных (мирян) и интравертированных (йогинов). Уподобление Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия периодов воплощения с промежуточными стадиями фаз луны. 242. О ступенях жизни. Обязанности послушника. 243. Обязанности домохозяина. Четыре стадии состояния домохозяина: собирающих зерно в закрома, в горшки, питающихся оставленными колосьями, повторяющих Пранаву (священный слог). 244. Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост, принесение жертвоприношения в три огня тела. Время перехода к четвёртой стадии. Подготовка к ней. 245. Обязанности санньясина. Жизнь санньясина. Практика отрешённости, сосредоточия. Символическая жертва, ввергаемая в огонь «Вайшванары». 246. Разъяснение о Познающем Поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть «конечный столб». О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Йога-сутрами). Тайна всех Вед — Атман, учение о котором предназначено для немногих. 247. Космология и психология. Связь бхутов, индрий, предметов. Характеристика гун. 248. Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизменённая буддхи, которая распределяется в индриях. Индрии экстравертированны, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрии. Атман — творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба — вода, мошка — лист. (Ранний вариант Санкхьи). 249. Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобождённый не привязан к внешнему. 250. Познание Все-Атмана есть Высшая Дхарма, в этом тайна Упанишад и Вед. Это познание достигается сосредоточием и интраверсией. Таков путь для достижения небытия. Это можно открывать только достойному сыну или ученику. 251. Сущность Освобождения — рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед — Правда; Правды — самообуздание; самообуздания — отдача; отдачи — тапас; тапаса — отрешённость; отрешённости — счастье; счастья — умиротворённость. 252. Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с органами. Одиннадцатый в теле — Атман (выраженные буддийские мотивы глав 250—252). 253. О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма. Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрити), но прозревается в ней. 254. Притча о городе и горожанах (индриях). Властительница — буддхи; градоправитель — манас. Манас передаёт чувства — страсти (Атману не отводится места в «городе»). 255. О свойствах плотных сутей (махабхутов), манаса, буддхи. (Текст обрывается. Счёт глав нарушен, возможно, вследствие утраты главы оборвавшегося текста). МИФ О СМЕРТИ 257. Беседа Праджапати (Брамы) и смерти. Брама гневается по поводу перепроизводства существ, огонь его гнева опалил мир. 258. Шива заступается за людей. Брама вбирает в себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не хочет выполнять приказа Брамы губить живое из боязни нарушить закон невреждения и уходит совершать умерщвление плоти. 259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей милость не нарушать закона невреждения, так как предшествующие болезни изматывают существа и смерть для них становится желанной, она освобождает от уз заблуждения. ТЕКСТ О ДХАРМЕ 260. Признаки Дхармы. Максима: «Не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». 261. Признаки Дхармы. Диалектическое противоречие между безусловным требованием закона и несовершенством его исполнителей. БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАДЖАЛИ 262. Аскеза Джаджали, его самомнение и самодовольство. Голос советует брамину поучиться у купца Туладхары. 263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность Дхармы есть невреждение. Отрицание ведических кровавых жертвоприношений как преступления. Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание рабства как жестокости (джайнистско-буддийские мотивы). 264. Кровавые жертвы должны заменяться бескровными (принцип вишнуизма). Идея символической жертвы (садханы) правдой и самообузданием. 265. Бесполезность нечистой жертвы без нравственной работы над собой. Сила жертвы не в ритуале, а в благоговейной любви (мотив вишнуитской бхакти). 266. Песнь Вичакхьи. НЕВРЕЖДЕНИЕ ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ 267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою мать, а сам удаляется совершать аскезу. Одумавшись, он раскаивается в сделанном и, трепеща, возвращается домой. Сын в это время всё обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил выполнить его. Поучение: невреждение выше долга сыновьего повиновения. 268. Беседа Сатьявана и Дьюматсены о допустимости смертной казни. Сатьяван против смертной казни и защищает мысль, что раджа, чтобы управлять народом, должен научиться управлять самим собой. БЕСЕДА КОРОВЫ И КАПИЛЫ 269. Капила, проходя мимо места, где совершались кровавые жертвоприношения, воскликнул: «О, эти Веды!» Брамин Сьюмарашми, вселившись в корову, затевает с Капилой спор, выступая как защитник ведических ритуалов. 270. Разворачивается философская дискуссия. Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду. Сущность Освобождения не в ритуализме, а в самообладании и отрешённости. В результате сложного диалога Сьюмарашми признаёт себя побеждённым и просит Капилу научить его правильному пониманию Писания и сущности Освобождения. 271. Капила описывает поведение древних мудрецов, Веды охватываются одним словом «Отрешённость», второе слово «Удовлетворённость» ведёт к третьему — «Освобождение». ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ 272. Кундадхара, дух облака, поучает жадного брамина. 273. Жадный брамин, соблазнившись апсарами в райских видениях, решил принести кровавую жертву. Дхарма его останавливает и поучает. 274. О зле, дхарме, отвращении от мира, Освобождении. Йогический текст в духе джайнизма. 275. Описание йогического поведения. Основа Освобождения — аскетическая обособленность. Брахмо определяется как отрицательная нирвана, а не как единение с Атманом. БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ 276. Система таттв, отличающаяся от общепринятой системы таттв. ОТДЕЛЬНЫЕ МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ БЕСЕДА МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ 277. Брамин Мандавья спрашивает раджу Джанаку об освобождении от жажды жизни. Джанака поучает, что Освобождение достигается отказом от внешней и внутренней собственности (вариант эпизода из «Анугиты», вып. IV этой серии, гл. 32, с. 345). 278. Повторение главы 175 (в переводе опущена). 279. Песнь Хариты: наставление паривраджаке (страннику-санньясину). 280. Песнь Вритры о сохранения спокойствия в беде. (Вариант беседы Бали и Индры). ТЕОЛОГИЯ ВИШНУ 281. Текст «Песни Вритры» обрывается на первой шлоке, и следует вставка, написанная иным размером. Санаткумара излагает теологию Вишну. Учение о перевоплощениях дживы и о соответственном изменении. Прохождение дживы через все царства природы. Вритра, выслушав поучение, сливается с Атманом. МИФ О СРАЖЕНИИ ШАКРЫ С ВРИТРОЙ 282. В битве против Вритры Шакре помогает браманическая тройца: Вишну, Шива, Праджапати (Брама). 283. Шакра (кшатрий) убивает Вритру силой Вишну; из убитого Вритры выходит «Смерть браминов» и вселяется в Шакру. Тот ищет защиты у Брамы, и Брама распределяет «Смерть браминов» между огнём, растениями, водой и апсарами и устанавливает «табу», нарушение которого влечёт за собой вселение «Смерти браминов» в нарушителя. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРЯЧКИ 284. Шива, подстрекаемый Умой, разоряет жертву Дакши за то, что тот не выделил ему части. От возбуждения у Шивы выступил пот, капля которого, упав на землю, превращается в чудовище-горячку. Брама, явясь к месту происшествия, утихомиривает Шиву. Глава заканчивается восхвалением Вишну. 285. Разрушение жертвы Дакши; второй вариант, более поздний, где Шива представлен более могущественным. 286. Тысяча имён Шивы (хвала Шиве, сложенная Дакшей). ТЕКСТЫ САНКХЬИ И ЙОГИ 287. Об отрешении от пяти сутей. Изложение космо-психологической системы Санкхьи. Желающий Освобождения должен отрешиться от плотных и тонких сутей. Средство Освобождения — постижение Познавшего Поле Путём Знания. 288. Беседа Саманги и Нарады. Единственный способ избавиться от страха и страдания — самообладание и отрешённость. МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 289. Слово о благе. Благой должен искать общения с благими и жить в стране, управляемой благим царём. 290. Беседа Сагары и Ариштанеми. Истинное счастье в Освобождении. Хороший раджа должен владеть собой и достичь отрешённости. ВСТРЕЧА БХАВЫ И ПОТОМКА БХРИГУ 291. Миф о планете Венере и Шукре. Шива проглатывает Шукру, как Солнце планету Венеру, и возвращает его, с другой стороны как своё семя. ПЕСНЬ ПАРАШАРЫ 292. О благе. Судьба человека — следствие его дел. Веды не обязательны, как нравственное руководство. 293. Вариант той же темы с более выраженным критическим отношением к Ведам. Кармический причинно-следственный ряд непреложен, и раскаяние не устраняет плода дурного поступка. 294. Ортодоксальная вставка. Человек сам для себя опора. Судьбу свою он создаёт строжайшим выполнением указания Вед, которые являются нравственным критерием. 295. Ортодоксальное изложение кастовых обязанностей. 296. Ортодоксальное объяснение социального зла в духе шиваизма. Асуры развратили добродетельных людей древности, отчего началось социальное разложение. Шива одной стрелой (йоги) разрушил три города асуров (гнев, жадность, вожделение) и вернул людей к добродетели, но семена зла остались, особенно у раджей, и с этим надо бороться (браминский аспект борьбы варн). 297. Изложение законов подвижничества. Сила подвига (тапаса). Согласно закону о ступенях жизни состояние домохозяина есть центральное. 298. Либерализм в понимании варн: люди всех варн, исполняющие долг своей варны, достойны уважения и небесной награды, даже шудры. 299. Социальная нравственность опирается на семью. Необходимость почитания родителей и гуру. Правила ведения битвы с нравственной точки зрения. Различные виды смерти праведных и неправедных. 300. Нравственность, как высшая истина, заключается в отрешении от самости. Самостный человек никому не может помочь. Человек должен силой йоги вытащить себя из самсары. ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОЙ (ВИШНУИТСКОЙ) САНКХЬИ 301. Беседы Хансы и садхьев об Освобождении — оно заключается в Праведности, отрешённости, мудрости. Ханса — символ Атмана. 302. Цель Йоги — слияние с Нараяной, но в работе над собой йогин опирается на свою силу, а не на помощь Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу, подлежит осуждению. Смысл Йоги — полная интраверсия в самадхи. Средство — размышление (пренебрежение психофизическими приёмами; нет упоминания даже о пранаяме). Существует много йогических традиций. 303. Учение об Освобождении. Соединение двух разнородных текстов: буддийского и вишнуитского. Пессимистическая картина мира, как океана страдания, из которого нужно выбраться, причём вопрос о сохранении сознания после Освобождения остаётся открытым. Текст обрывается и заканчивается вишнуитской концепцией Йоги и Санкхьи, владыка которых — Вишну-Нараяна. БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ 304. Теистическая Санкхья с системой двадцати пяти таттв; двадцать пятая таттва — Вишну. 305. Деятельность человека направлена на него самого, всё, что он ни делает, он делает для себя. Связь Пуруши и Пракрити воображаема. Пуруша свободен и не подвержен греху. 306. Продолжение рассуждений, начатых в предыдущей главе. 307. Новый мотив в космологии Санкхьи, зачаток религиозного сексуализма в вишнуизме. Джанака (кшатрий) выдвигает теорию отношения действительного и недействительного, как отношение супругов, обменивающихся качествами. Васиштха (брамин) отвергает этот взгляд и настаивает на антагонистическом отношении: недействительное (связь с пракрити) выше системы таттв пракрити, в которую входит и двадцать пятая таттва. Над этим — действительное (двадцать шестая таттва?), а ещё выше — вечное Брахмо, не подлежащее определению. 308. Полное изложение Йоги и Санкхьи. О Дхарме и её выполнении. Своеобразная концепция Санкхьи: 8 основ (Махан, аханкара, буддхи, 5 плотных сутей) и 16 изменений (10 индрий, манас, 5 особых качеств). Двадцать пятая таттва — Пуруша воздействует на Пракрити (действительная, а не мнимая связь). 309. Иная концепция двадцать пятой таттвы. По существу это не таттва, а запредельное двадцати четырём настоящим таттвам, их соотношение не действительное, но лишь кажущееся. Когда двадцать пятый (Пуруша) осознаёт мнимость этой связи, он освобождается. Суть Санкхьи и Йоги одна — учение об Освобождении. 310. О соотношении таттв. Двадцать шестая таттва — Брахмо; Пуруша — двадцать пятая таттва, а остальные двадцать четыре таттвы — Пракрити. Три состояния сознания: у пробуждённого, у пробуждающегося и у непробуждённого. Традиция Санкхьи: Хираньягарбха (Капила) — Васиштха — Нарада — Бхишма (Кришна-Двайпаяна не включён). НАСТАВЛЕНИЕ ДЖАНАКЕ 311. Определение блага как йогического отказа от желаний. БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ 312. Производящие и произведённые таттвы. Учение об особых свойствах объекта в противопоставление манасу — вишеша (специфический раздражитель). Последовательность ступеней жизни. 313. О чередовании юг, образовании таттв. Манас есть владыка индрий, и без него они, «видя, не видят». 314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок растворения таттв. 315. Боги органов; распределение нравственных качеств по гунам (ср. гл. 189, 216, 239). 316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность Пуруши и Пракрити. Пракрити бессознательна, её деятельность направляется Пурушей. Вариант учения о богах органов и о посмертных состояниях. 317. Учение о различии Пуруши и Пракрити. Классические аналогии: трава (тростник) и стебель; мошка и лист; рыба и вода; огонь и жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и Пракрити — высшее достижение Санкхьи. 318. Цель и техника Йоги. Дхарана, пранаяма, дхьяна. 319. О выходе дживы через различные части тела как символе психических достижений дживы. Признаки смерти и предчувствие смерти. Значение устремлённости психики в момент смерти. Сосредоточенный в момент смерти на Атмане вступает в Атмана. 320. Вариант учения о соотношении Пуруши и Пракрити. Учение о 26 таттвах. Смысл Йоги — полная интраверсия с обособлением ото всего внешнего (кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста — атеистическая джнана (позднейшая вставка?). Отрицание ведических ритуалов. БЕСЕДА ПАНЧАШИКХИ И ДЖАНАКИ 321. Человек одинок в пучине времени, нет никаких действительных связей, и человек ни о ком не должен заботиться и не надеяться ни на какую помощь извне. Сам человек обеспечивает себе небо и ад. Соблюдение закона обеспечивает небо (вставка?). БЕСЕДА СУЛАБХИ И ДЖАНАКИ 322. Сулабха испытывает знания и йогическую силу Джанаки. ДЕЯНИЯ ШУКИ 323. «Очистительная». Наставление Кришны-Двайпаяны сыну Шуке о бренности мира и сущности Освобождения. 324. Повторение 181 главы (ортодоксальный текст). 325. Кришна-Двайпаяна совершает аскезу ради получения сына, совершенного в йоге. Шива обещает дать желаемое. 326. Миф о рождении Шуки. Шука с младенчества предаётся аскезе. 327. Шука по указанию отца отправляется к Джанаке, чтобы получить от него наставление в йоге (мотив наставления брамина кшатрием). 328. Наставление Джанаки о долге брамина и о способе Освобождения. 329. Легенда о Вишну, вырывающем копьё Сканды (мотив борьбы вишнуизма с шиваизмом). Кришна-Двайпаяна наставляет учеников в необходимости не только изучать Веды, но и распространять их. 330. Ученики уходят распространять Веды, а Шука остаётся продолжать йогические упражнения. Легенда о семи ветрах. 331. Беседа Шуки с Нарадой о суетности всего проявленного и об Освобождении. 332. Счастлив лишь обособившийся от всего, ко всему безучастный. 333. Шука решается силой йоги войти в солнце; без йоги невозможно освободиться. 334. Вознесение Шуки. 335. Шука растворяется во всём, от него остаётся лишь отзвук (эхо), это и есть Освобождение. Махадэва-Шива объясняет Вьясе сущность отрешения. НАРАЯНИЯ 336. Начало учения о вьюхах (ипостасях) Вишну. Единый становится четвероликим. Нара-Нараяна-Кришна-Сваямбхува. Нараяна — сын Дхармы. Отшельники Нара-Нараяна от лона Пракрити. 21 творческий принцип (вариант учения о таттвах). Над ними Атман, Познавший Поле. 337. История секты сатватов. Кастовый характер секты: религия кшатриев. Раджа Упаричара получает закон сатватов от 7 ришей, получивших его от Нараяны. 338. Жертвоприношение Упаричары и гнев Брихаспати (брамина) на Нараяну, посмевшего взять долю жертвы невидимо, не явившись жрецу. Эката, сын Брихаспати, объясняет, что Нараяну видеть нельзя. Брихаспати проклинает Упаричару, он ниспадает с неба в ад, но извлекается оттуда милостью Нараяны. 339. Более развёрнутая история проклятия Упаричары (мифологическое изображение борьбы новой секты с ортодоксальным браминством). 340. Хвала великому Пуруше. Перечисление имён Нараяны-Пурушоттамы. 341. Основа Панчаратры. Нараяна является Нараде и открывает ему свои воплощения и свою сущность. ПРЕРЫВАЕТСЯ ТРАДИЦИЯ БХИШМЫ 342. Вопрос Шаунаки о возможности сочетания неделанья, к которому Нараяна призывает своих поклонников с требованием деятельности. Саути ссылается на слова Вьясы. Миф о сотворении мира Нараяной. Нараяна возлагает на Вьясу тяготы верховного управления миром, а сам погружается в покой нирваны. Нараяна указывает на необходимость приносить ему жертвы для получения силы управлять миром. Отождествление Нараяны и Бхагавана. 343. Кришна-Хари объясняет Арджуне значение своих имён, выражающих его деятельность. 344. Объяснение прерывается большой прозаической вставкой, состоящей из ряда отрывочных мифов, показывающих власть браминов над самими богами, силу браминского проклятья. Заканчивается вставка синкретическим текстом, показывающим тождество Вишну и Шивы. 345. Нарада, лицезрев Хари (Нараяну) на острове Шветадвипе Молочного моря, просит его объяснить, что такое Познавший Поле. 346. Разъяснение, что такое бхакти Бхагавана и как бхакти переходит через Анируддху, Прадьюмну, Санкаршану к запредельному Атману. 347. Миф о воплощении Вишну в образе Вепря и о создании им предков из лепёшек ила. 348. Прославление Нараяны. 349. Миф о похищении Вед у Брамы и об убийстве Мадху и Кайтабхьи в наказание за кражу. Нараяна есть суть всего, во всё проникая, он ничем не связан. 350. Бхакти — состояние преданности Единому. Гита излагает это вкратце. Бхакти сатватов передавалась из юги в югу, и в начале каждой юги Нарада передавал её Браме при каждом новом его рождении. Только саттвические люди могут непосредственно обращаться к Нараяне, и он на них благосклонно смотрит, другие же обращаются к ипостасям Нараяны и руководимы Брамой. 351. Происхождение Кришны-Двайпаяны. Традиция Панчаратры, Санкхьи, Йоги, Пашупати, Вед (религиозный синкретизм). 352. Беседа Брамы с сыном Рудрой-Шивой о единомножественности Пуруш. 353. Продолжение учения о единомножественности в духе Гиты. СКАЗАНИЕ О СОБИРАТЕЛЕ КОЛОСЬЕВ 354. Юдхиштхира спрашивает, каковы обязанности человека, стремящегося к полному Освобождению. Бхишма начинает рассказ о брамине — собирателе колосьев. 355. Брамин ищет смысла жизни. 356. Брамин спрашивает гостя-брамина о Долге, тот отвечает, что сам не знает Пути к Освобождению. 357. Гость направляет своего хозяина к радже нагу Падманабху (эпитет Вишну) учиться дхарме. 358. Брамин отправляется к нагу. 359. Брамин приходит к нагу, но, не застав его дома, решает ждать его возвращения. 360. Брамин держит пост в ожидании нага, ушедшего на службу к Солнцу. 361. Жена нага сообщает мужу о приходе брамина. 362. Жена уговаривает нага не гневаться и встретиться с брамином. 363. Встреча брамина с нагом. 364. Наг рассказывает брамину о том, как собиратель колосьев проник в Солнце и стал с ним единым. 365. Солнце (Сурья) рассказывает об аскетическом подвиге собирателя колосьев, восхвалявшего Шиву. 366. Брамин понимает, что цель его жизни — повторить подвиг собирателя колосьев. 367. Брамин достигает цели. Традиция повести. Окончание XII книги «Умиротворение»
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем выпуске переводов из «Махабхараты» вниманию читателя предлагается самый объёмистый философский текст этого памятника, составляющий вторую половину XII книги поэмы. В «Махабхарате» согласно традиции различают три слоя, или редакции, условно называемые редакциями Вьясы, Вайшампаяны и Саути. Считается по традиции самой «Махабхараты», что первоначально поэма состояла из 24 000 шлок; она называлась просто «Bhфrata» — «Бхаратиада» и повествовала о междоусобице племён куру, многочисленног
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|