Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика личностной тревожности

А. М. Прихожан

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает перед школьным психологом в своем чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, ”скачущей” успеваемости (особенно в тех случаях, когда школьник пишет контрольные работы хуже, чем классные и домашние, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места), повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта школьника со сверстниками и т. п.

Методика – шкала тревожности – разработана по принципу “шкалы социально-ситуационной тревоги” Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Инструкция: “В опросном листе перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными т.к. они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочтите каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызвать у вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите кружком цифру 4.”

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

 

Виды тревожности Номера пунктов шкалы
Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26

 

Конечно, разделение шкалы на отдельные части во многом условно. Многие предложенные в ней ситуации общения также актуализируют представления о себе, школьные ситуации могут быть интерпретированы как ситуации общения со взрослыми, “значимыми другими” и т. п. Подобное выделение является продуктивным с точки зрения задач коррекции. Оно позволяет достаточно точно локализовать зону нарушения и тем самым целенаправленно построить программу снятия тревожности.

 

Обработка результатов

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующих округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

Ниже2 представлены стандартные данные, позволяющие охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах (для городских школ).

 

  N   Уровень Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
    тревожности   Класс   Пол   Общая   Школьная Самооце- ночная Межлич-ностная
      IX Дев. Юн. 30-62 17-54 7-19 4-17 4-18 11-21 7-20 5-17
    Нормальный   X Дев. Юн. 17-54 10-48 2-14 1-13 6-19 1-17 4-19 3-17
      XI Дев. Юн. 35-62 23-47 5-17 5-14 12-23 8-17 5-20 5-14
      IX Дев. Юн. 63-78 55-73 20-25 18-23 22-26 19-25 21-27 18-24
  Несколько повышенный   X Дев. Юн. 55-72 49-67 15-20 14-19 20-26 18-26 20-26 18-25
      XI Дев. Юн. 63-76 48-60 18-23 15-19 24-29 18-22 21-28 15-19
      IX Дев. Юн. 79-94 74-91 26-31 24-30 27-31 26-32 28-33 25-30
    Высокий   X Дев. Юн. 73-90 68-86 21-26 20-25 27-32 27-34 27-33 26-32
      XI Дев. Юн. 77-90 61-72 24-30 20-24 30-34 23-27 29-36 20-23
      IX Дев. Юн. > 94 > 91 > 31 > 30 > 31 > 32 > 33 > 30
  Очень высокий   X Дев. Юн. > 90 > 86 > 26 > 25 > 32 > 34 > 33 > 32
      XI Дев. Юн. > 90 > 72 > 30 > 24 > 34 > 27 > 36 > 23
      IX Дев. Юн. < 30 < 17 < 7 < 4 < 11 < 4 < 7 < 5
  “Чрезмерное спокойствие”   X Дев. Юн. < 17 < 10 < 2 – < 6 – < 4 < 3
      XI Дев. Юн. < 35 < 23 < 5 < 5 < 12 < 8 < 5 < 5

 


Бланк опросника

Фамилия______________________

Имя _________________________

Класс ________________________

Возраст ______________________

Дата _________________________

 

Ваша задача – представить себе, как можно яснее, каждую ситуацию и обведением кружком одной из цифр определить, насколько она может вызвать у Вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.

0 – ситуация совершенно не кажется Вам неприятной;

1 – ситуация немного волнует, беспокоит Вас;

2 – ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее;

3 – ситуация для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх;

4 – ситуация для Вас крайне неприятна и Вы не можете перенести ее, она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх.

 

  нет не-много доста- точно значи- тельно очень
1. Отвечать у доски          
2. Пойти в дом к незнакомым людям          
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах          
4. Разговаривать с директором школы          
5. Думаешь о своем будущем          
6. Учитель смотрит по журналу, кого спросить          
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают          
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задач)                    
9. Пишешь контрольную работу          
10. После контрольной – учитель называет отметки          
11. На тебя не обращают внимания          
12.У тебя что-то не получается          
13. Ждешь родителей с родительского собрания          
14. Тебе грозит неуспех, провал          
15. Слышать за своей спиной смех          
16. Сдавать экзамены в школе          
17. На тебя сердятся (непонятно, почему)          
18. Выступать перед большой аудиторией          
19. Предстоит важное, решающее дело          
20. Не понимаешь объяснений учителя          
21.С тобой не согласны, противоречат тебе          
22. Сравниваешь себя с другими          
23. Проверяются твои способности          
24. На тебя смотрят, как на маленького          
25. На уроке – учитель неожиданно задает тебе вопрос          
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)          
27. Оценивается твоя работа          
28. Думаешь о своих делах          
29. Тебе надо принять важное для себя решение          
30. Не можешь справиться с домашним заданием          

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...