О велении возвращать доверенное
ИМУЩЕСТВО /амана/. [475]
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его …» (“Женщины”, 58) Всевышний также сказал: «Поистине, предложили Мы этот залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понёс его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным…» (“Сонмы”, 72) 199 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт [476]. аль-Бухари 33, Муслим 59. В другой (версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал): - … даже если он постится, молится и утверждает, что он - мусульманин. 200 - Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог /амана/ [477] был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав: “Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет”, - и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: “А потом люди станут заключатьдруг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!”, - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!”
(Хузайфа сказал): - И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия [478], если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель [479], а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то! аль-Бухари 6497, Муслим 143. 201 - Передается от Хузайфы и Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей [480], и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: “О отец наш, попроси, чтобы рай открыли для нас!” (В ответ им) он скажет: “А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнали из рая?! Это не в моих силах [481], идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!” И они придут к Ибрахиму, который скажет: “Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!” Тогда они придут к Мусе, который скажет: “Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!”, - (однако) и Иса скажет: “Это не в моих силах!”, - и тогда они придут к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) который встанет [482], иему будет позволено. И будут посланы вверенное людям /амана/ и родственые связи [483], которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии.
Я спросил [484]: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит “подобно молнии”?” Он ответил: “Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?” А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) - подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их. [485] Что же касается вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: “Господь мой, спаси, спаси!”, - и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в аду! (Абу Хурайра сказал): - И клянусть Тем, в чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна ада! Муслим 195. 202 - Сообщается, что Абу Хубайб ‘Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам аь-Кураши аль-Асади сказал: - В день “верблюжьей битвы” [486] аз-Зубайр, занявший (свои позиции), подозвал меня к себе и когда я подошёл к нему, он сказал мне: “О сынок, поистине, погибнет сегодня либо притеснитель, либо притесняемый и, поистине, думаю я, что неизбежно буду убит несправедливо [487], но больше всего занимают меня сейчас мои долги! Как ты думаешь, останется ли что-нибудь от нашего имущества после уплаты долгов?” А потом он сказал: “О сынок, продай то, что у нас есть, и уплати мои долги!” И после этого он завещал треть (оставшегося) от трети его сыновьям. [488] Аз-Зубайр сказал: “И если после уплаты долгов от нашего имущества что-нибудь останется, то треть этого - твоим сыновьям.” Абдуллах (бин аз-Зубайр) сказал: - И он стал отдавать мне распоряжения относительно своего долга, говоря (при этом): “О сынок, а если не сможешь ты вернуть какой-либо части из моих долгов, обращайся за помощью к моему Покровителю.” И, клянусь Аллахом, я не понял, о чём он говорит, пока не спросил: “О батюшка, а кто же твой покровитель?”, - (на что он) ответил: “Аллах.”
(‘Абдуллах) сказал: - И клянусь Аллахом, когда из-за этого долга меня охватывало отчаяние, [489] я всегда говорил: “О Покровитель аз-Зубайра, заплати долг его вместо него!”, - и (всегда получалось так, что) Он платил. [490] (‘Абдуллах) сказал: - И аз-Зубайр был убит, не оставив после себя ни динара, ни дирхема, (и не было у него ничего), кроме земельных участков, среди которых (был и участок земли в) Габе, [491] а также одиннадцать домов в Медине, два дома в Басре, один дом в Куфе и один дом в Египте. Что же касается его долгов, то накопились они по той причине, что люди часто приходили к нему и просили взять их деньги на сохранение, однако аз-Зубайр (в таких случаях) говорил: “Нет, (будем считать, что) я беру эти деньги в долг, ибо боюсь я, что они пропадут! [492] ” (Если же говорить о его достатке, то) он никогда не был наместником, не занимался сбором налогов и податей и не (делал ничего подобного) [493], а (всё то, что он имел, появилось у него после) походов, в которых он участвовал (сначала) вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а после него - с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, да будет доволен ими Аллах. [494] (‘Абдуллах) сказал: - И занявшись подсчётами, я обнаружил, что он остался должен два миллиона и двести тысяч дирхемов. А через некоторое время ‘Абдуллаха бин аз-Зубайра встретил Хаким бин Хизам, который спросил: “О сын моего брата, сколько остался должен брат мой?” (‘Абдуллах сказал): - И я скрыл от него (истину), сказав: “Сто тысяч”, - на что Хаким сказал: “Клянусь Аллахом, не думаю я, что вашего имущества хватит(чтобы отдать эти долги)!” Тогда я воскликнул: “А что ты скажешь, (если он должен) два миллиона и двести тысяч?!” Он сказал: “Не думаю, что вы сможете (рассчитаться), но если будете не в состоянии отдать что-нибудь из этого, обращайтесь за помощью ко мне.” (В своё время) аз-Зубайр купил Габу за сто семьдесят тысяч дирхемов, что же касается ‘Абдуллаха, то он продал её за миллион и шестьсот тысяч, [495] после чего он объявил (людям): “Пусть приходит к нам в Габу тот, кому аз-Зубайр остался должен”, - и к нему явился ‘Абдуллах бин Джафар, которому причиталось четыреста тысяч дирхемов. Он сказал ‘Абдуллаху: “Если хотите, я оставлю эти деньги вам.” [496] ‘Абдуллах сказал: ”Нет!” Он сказал: “А если хотите, я дам вам отсрочку, раз вы не можете заплатить эти деньги сейчас.” ‘Абдуллах сказал: “Нет!” Он сказал: “Тогда выделите мне часть (этой земли)”, - и ‘Абдуллах сказал: “Вот границы твоего участка.” И ‘Абдуллах продал Габу, полностью рассчитался с долгами и после этого у него осталось в Габе ещё четыре с половиной из шестнадцати долей этого участка земли. А через какое-то время он явился к Му’авиййи [497], встретившись с ним в то время, когда у него находились ‘Амр бин ‘Усман [498], аль-Мунзир бин аз-Зубайр [499] и Ибн Зам’а. Му’ауия спросил его: “Почём ты продавал Габу?” Он ответил: “По сто тысяч за часть.” [500] Он спросил: “И сколько ещё осталось?” Он ответил: “Четыре с половиной части.” Тогда аль-Мунзир бин аз-Зубайр сказал: “Я купил у тебя одну часть за сто тысяч”, - и ‘Амр бин ‘Усман сказал: “Я купил (у тебя) одну часть за сто тысяч”, - и то же самое сказал Ибн Зам’а, после чего Му’ауия спросил: “ Сколько там осталось?” ‘Абдуллах ответил: “Полторы части”, - и тогда Му’ауия сказал: “Я купил это за сто пятьдесят тысяч”, - а (через некоторое время свой участок в Габе) за шестьсот тысяч дирхемов продал Му’авийи и ‘Абдуллах бин Джафар. А когда ‘Абдуллах бин аз-Зубайр закончил выплачивать долги, (другие) сыновья аз-Зубайра сказали ему: “Раздели между нами наше наследство”, - однако он сказал: “Клянусь Аллахом, я разделю его лишь после того, как в течение четырёх лет в период Хаджа будут возглашать: “Пусть тот, кому аз-Зубайр остался что-нибудь должен, придёт к нам и мы рассчитаемся с ним” ”, - и он (действительно) делал это целых четыре года, после чего поделил наследство, выплатив им (завещанную аз-Зубайром) треть. Кроме того, у аз-Зубайра остались четыре жены, каждая из которых получила по миллиону и двести тысяч дирхемов, всего же имущества у него было на пятьдесят миллионов и двести тысяч дирхемов. [501] аль-Бухари 3129.
Глава 26
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|