Кафедра теории и методики социально-культурной деятельности
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ ИНСТИТУТ Факультет социально – культурной деятельности Кафедра теории и методики социально-культурной деятельности Отчёт
о выполнении учебного социологического исследования на тему: «Разностороннее развитее личности с помощью сценического искусства»
Выполнила студентка группы: 10-432(з/д) Сафарова Любовь
Проверила: Григорьян Я. Г. (
Москва,2011г. Программа исследования Методологический раздел. Обоснование проблемы: За последние несколько лет на территории Москвы и области значительно увеличилось количество частных и муниципальных театральных студий, а возраст занимающихся сценическим искусством, разбросан от 3-4 до 50-60 лет. В связи с чем, соответственно возник вопрос, в чём же причина подъема новой волны интереса именно к этому виду творчества. Возможно ли, что именно в театре есть все условия для личностного развития и роста человека?
Цель исследования: выяснить причину популярности театрального творчества и подтвердить наличие условий для развития личности.
Задачи исследования: • конкретизировать, какие именно условия необходимы для личностного развития и роста • определить, почему именно на занятиях сценическим искусством человек может наиболее полно раскрыть свои возможности • определить, каким образом сценическое искусство помогает человеку в решении внутренних проблем
Объект исследования: воспитанники театральной студии «Я - актер» (возраст 6-16 лет) и их родители.
Предмет исследования: вспомогательные функции театральной студии в личностном развитии и росте ребенка.
Гипотезы: Основная: сценическое искусство способствует разностороннему развитию личности. Дополнительная: 1) Цель родителей, путем творческого развития, способствовать социальной адаптации ребенка. 2) Выбор занятий в театральной студии, как способа проведения досуга, без определения конкретных целей и задач для личностного развития ребенка (по совету знакомых, отвел(а) бабушка/дедушка, «лишь бы не болтался на улице» и т.п. - ориентировочно 20% от общего числа респондентов).
Основные понятия: Сценическое искусство - искусство изображать жизнь человеческую на сцене в лицах (представлять). Психология творчества (англ. psychology of creative activity) — раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека. Игра-драматизация – представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Раскрытие таланта дает возможность применять огромный ресурс созидательных сил. Методический раздел
Метод исследования: В качестве метода исследования было выбрано выборочное анкетирование с последующим анализом полученных данных. Так как этот метод является наиболее удобным, менее затратным, не трудоемким. А так же повышает объективность результатов.
Выборочная совокупность: В театральных студиях сети «Я – актер!» занимаются 260 человек. Среди них по половому признаку 70% лица женского пола (девочки), 30% - лица мужского пола (мальчики). Выборочная совокупность родителей воспитанников состоит из 40 человек, из них: по половому признаку 30 женщин (мам) и 10 мужчин (пап).
Логическая схема обработки информации: Обобщение ответов, разбивка на группы, построение круговых диаграмм.
Рабочий план: 1. Определение поля и объекта исследования - подбор родителей - респондентов 2. Разработка программы исследования, предмета анализа, гипотез, анкет. 3. Тиражирование анкет. 4. Процедура выборки респондентов. 5. Сбор и обработка первичной информации. 6. Анализ итогов. 7. Построение диаграмм. 8. Сдача отчета.
Анализ данных
Было опрошено 40 человек родителей воспитанников из 4-х групп 2-х театральных студий сети «Я – актер!» г. Подольск Моск. обл. и г.Москва р-н Жулебино. Из них по половому признаку 30 лиц женского пола и 10 мужского.
По итогам анкетирования мы можем сказать, дополнительная гипотеза 2 (выбор театрального творчества, как способа проведения досуга, без определения конкретных целей и задач для личностного развития ребенка) не подтвердилась, т.к. всего лишь 5% респондентов ответили, что они выбрали для своих детей занятия в театральной студии, как способ проведения досуга. В дальнейших подсчётах мы будем учитывать только тех, кто считает театральное творчество наиболее эффективным способом развития личности.
Основная гипотеза, способствует ли сценическое искусство разностороннему развитию личности ребенка - подтвердилась, 90,9% респондентов отметили повышение общего культурного уровня, обогащения внутреннего мира, увеличения степени ответственности, дисциплинированности ребенка уже после полугода занятий. Это показывает, что основная гипотеза имеет место на существование.
Дополнительная гипотеза 1 (цель родителей, путем творческого развития, способствовать социальной адаптации ребенка) так же подтвердилась, 76% респондентов на вопрос «Пригодились ли навыки, приобретенные на занятиях в театральной студии, вашему ребенку в повседневной жизни» ответили «да».
Вывод Главной задачей нашего исследования было выяснить, как влияет сценическое искусство на развитие личности ребенка.
Нами было выдвинуто три гипотезы: Основная: сценическое искусство способствует разностороннему развитию личности. Дополнительная: 1) Цель родителей, путем творческого развития, способствовать социальной адаптации ребенка. 2) Выбор занятий в театральной студии, как способа проведения досуга, без определения конкретных целей и задач для личностного развития ребенка (по совету знакомых, отвел(а) бабушка/дедушка, «лишь бы не болтался на улице» и т.п. – ориентировочно 20% от общего числа респондентов).
По итогам анкетирования мы можем сказать, что основная гипотеза подтвердилась, 90,9% респондентов отметили повышение общего культурного уровня, обогащения внутреннего мира, увеличения степени ответственности, дисциплинированности ребенка уже после полугода занятий. Это показывает, что основная гипотеза имеет место на существование.
Дополнительная гипотеза 1 подтвердилась, 76% респондентов ответили, что их детям в повседневной жизни пригодились навыки приобретенные на занятиях сценическим искусством, в частности в школе и при общении со сверстниками. У них повысилась успеваемость, улучшились память и внимание. Дополнительная гипотеза 2 не подтвердилась, т.к всего лишь 5% респондентов ответили, что они выбрали для своего ребенка занятия в театральной студии, как способ проведения досуга.
Но что особенно интересно, не смотря на общий большой процент респондентов отметивших положительное влияние и осознанный выбор занятий именно в театральной студии, всего лишь 10% от общего числа опрошенных задумывались и 5% хотели видеть своего ребенка в профессии связанной со сценическим искусством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|