Создание проблемной ситуации.
Планируемые образовательные результаты. Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва. Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы. Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета. Методы и формы обучения: наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки. Основные понятия: портрет, сочинение-отзыв. Ход урока Оргмомент. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте, ребята! Проверь, дружок, Вступительное слово учителя. II. Вступительное слово учителя. - Итак, ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа? - Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение? III. Определение темы урока. -Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму». -Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям) -Какие цели мы перед собой поставим? -Знаете ли вы, что такое отзыв? Знакомство с понятием «отзыв». Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем. Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными. -Как вы поняли определение «отзыв»? -Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке. Создание проблемной ситуации. - Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему? - С кем не будете дружить? Почему? - Кого вы могли бы бояться? Почему? Узнайте по описанию одного из героев. Решите, кто будет отвечать по карточке. Карточка №1. …, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни. Тургенев пишет: «…почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя». Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром ест, … обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе … видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы … совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню. (Капитон Климов, башмачник) Карточка №2. … — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней, он постоянно говорит на -с: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда … разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет -с. Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.
(Гаврила, дворецкий) Карточка №3. …, молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: (Татьяна, прачка) Тургенев называет … «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. … был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.
(Герасим) Карточка №5. Она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж. - Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?(Барыня) 4). Составление плана устного отзыва. _-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать? Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». -Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно - С чего можно начать устный отзыв? (внешность, поведение - Только ли с внешности? Примерный план устного отзыва. На слайде Внешность. Кто такой? Какое положение занимает среди челяди? Занятия, поступки, поведение героя. Ваше отношение к поступкам героя. (Подготовка в группах) По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима) Коллективная работа. -Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете? -Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? -Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.) - Когда созревает желание уйти от барыни? - Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным? - Есть ли в рассказе счастливые? - Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз. - Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни. - Счастлив кто-нибудь из дворовых? - В чем вы видите причину несчастья героев? - А кого можно назвать достойным уважения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|