Тема № 2. Экономические основы местного самоуправления (2 часа)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Понятие экономических основ местного самоуправления 2. Муниципальная собственность: понятие, состав, целевое назначение. 3. Местный бюджет: доходы и расходы местного бюджета, местные налоги и сборы. 4. Имущественные права муниципальных образований. 5. межмуниципальное экономическое сотрудничество: понятие и формы.
Задание № 1. На основе анализа Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов назовите виды имущества, которые: а) относятся исключительно к муниципальной собственности; б) могут относиться как к муниципальной, так и к другим видам собственности; в) не могут относиться к муниципальной собственности.
Задание № 2. Жители села «Масловка» провели сход, на котором приняли решение о сборе средств на строительство нового моста через речку. Сельская администрация отказалась выполнять решение схода на том основании, что установление местных налогов и сборов входит в исключительную компетенцию сельского совета. Как должен быть решен данный вопрос. 1. Студент должен определить экономическую основу местного самоуправления исходя из ст.49 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Гражданского кодекса РФ. Следует сравнить понятие экономической основы местного самоуправления, данное в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
2. Студентам необходимо дать общую характеристику муниципальной собственности, представить собственность муниципального образования как юридическую и экономическую категории. При этом надо четко зафиксировать тот факт, что вся масса муниципальной собственности делится на имущество, т. е. материализованную, овеществленную часть и финансы, которые не имеют материальной ценности и служат эквивалентом обмена. В этой связи уместно будет рассказать о том, что такое казна муниципального образования.
Существуют два основных способа формирования муниципального имущества — административный и гражданско-правовой. Поскольку оба они известны студентам из соответствующих учебных курсов, следует дать им общую характеристику, после чего более подробно остановиться на каждом способе применительно к вопросу темы. Применительно к административному способу надо, опираясь на положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г. и распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.92 г., рассказать о порядке определения пообъектного состава собственности, разграничения и передачи собственности на муниципальный уровень. Что касается гражданско-правовых оснований, то они представлены в соответствующих разделах Гражданского кодекса. В частности, надо максимально использовать главу 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и порассуждать, какие из приведенных оснований приобретения имущества играют большую или меньшую роль в муниципальном праве. Необходимо подчеркнуть особенности управления и распоряжения муниципальным имуществом, обусловленные ее публичным характером. Памятуя о том, что установление порядка управления и распоряжения собственностью является исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления, следует рассказать, каким образом уполномоченные органы местной администрации, реализуя свои хозяйственные функции, управляют и распоряжаются материальной собственностью муниципального образования. Речь в основном пойдет о хозяйственном ведении и оперативном управлении — применительно к местному управлению. При смене собственника на первое место выступает приватизация и присущие в этом случае для публичной собственности конкурс и аукцион.
В рамках данного вопроса подлежат рассмотрению и другие способы управления и распоряжения муниципальным имуществом. 3. Определить общую характеристику местных финансов и представить ее составляющие: — средства местного бюджета; — государственные ценные бумаги, находящиеся в собственности муниципального образования; — муниципальные ценные бумаги; — иные финансовые средства. Надо рассказать о правовой сути каждого из элементов муниципальных финансов, о соответствующих правомочиях органов местного самоуправления. Здесь же надо обрисовать систему нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с местными финансами. Далее следует по возможности подробное обсуждение местного бюджета. Надо дать определение бюджета и детально охарактеризовать его части. Применительно к доходной части надо рассказать о собственных и регулирующих доходах, дотациях, субвенциях, средствах фонда финансовой поддержки и средств по взаимным расчетам. Особое внимание нужно уделить местным налогам и сборам, поступлениям от хозяйственно-финансовой деятельности муниципального образования. Определить бюджетный процесс и, назвав его стадии, раскрыть каждую из них по следующей схеме: — формирование проекта бюджета; — внесение проекта бюджета в представительный орган муниципального образования; — обсуждение местного бюджета; — принятие местного бюджета; — исполнение местного бюджета; — контроль за исполнением местного бюджета; — составление отчета об исполнении местного бюджета; — утверждение отчета об исполнении местного бюджета. Надо также рассмотреть ситуацию, когда по окончании финансового года новый бюджет не утвержден. Каким образом поступать, если дефицит бюджета превышает допустимые пределы. В этой связи надо поговорить о правовой природе защищенных статей расходной части местного бюджета. 4. Местные налоги и сборы согласно Конституции РФ (ч.1 ст. 132) устанавливаются органами местного самоуправления. Они позволяют муниципальным органам в интересах населения проводить налоговую политику.
Согласно ст.15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Студент должен обратить внимание на ст. 12 Налогового кодекса, где указаны основные требования, предъявляемые к местным налогам и сборам. Кроме того, следует обратить внимание на Закон РФ от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».
К теме 2 «Экономические основы местного самоуправления» 1. Конституция РФ 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.). 2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. (1994г. в ред. 08.05.2008г). 3. Налоговый кодекс РФ. (31.07.1998г. в ред. 09.03.2010г). 4. Бюджетный кодекс РФ. (31.07.1998г. в ред. 30.04.2010г). 5. Федеральный закон от 21. 12. 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» ред. от 24 июля 2008 г. 6. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". 7. Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и С-Петербурга и муниципальную собственность» от 27. 12. 1991 г. (в редакции постановления Верховного Совета РФ от 23. 05. 1992 г., 21. 07 и 10. 09. 1993 г.)//ВВС. 1992. № 3. Ст. 89, 22. Ст. 1185; 1998. № 32. Ст. 1261, с изм. от 24. 12. 1993 г. 8. Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных муниципальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов» от 23. 05. 1996 г. № 796//СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2666. 9. Постановление Правительства РФ «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» от 07. 03. 1995 г. № 235 10. Мокрый В.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление 2006 г. № 4 с. 14
11. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью.// Конституционное и муниципальное право 2006 г. № 10 с. 52 12. Трефинов Л.Н. Учитель: Председатель думы – место «лобное» [Беседа с председателем Псковской городской думы Л.Н. Трефоновым] / Записала О. Логачева // муниципальная власть. – 2003. – С. 94-95. + 13. Лапшин Л.П. Проблемы соответствия полномочий и ресурсов органов местного самоуправления в рамках проводимой в Российской Федерации реформы налоговой и бюджетной систем / Л.П. Лапшин // Местное право. – 2001. – С. 49-56. + 14. Савина Т.В. Правовое регулирование финансового обеспечения муниципальной системы образования / Т.В. Савина//Закон и право. 2008. № 4 С. 75-76 Библиогр. В сносках. + 15. Антипина Н. Правовое регулирование муниципального заказа: нужен ли отдельный закон, регулирующий порядок его формирования, размещения? / А. Антипина // Муниципальная власть. – 2003. С. 68-71. + 16. Положение о всероссийском конкурсе печатных публикаций «Местное самоуправление в России в 2004 году»//Городское управление. 2004. С. 99-100. + 17. Плюс-минус полмиллиарда…//Муниципальная власть. 2004. С.4. + 18. Лавров С. Основные принципы межбюджетной формы / С. Лавров // Муниципальная власть. – 2004. С. 19-22 + 19. Кодина Е. О пользе правильного чтения законов, или еще раз о проблеме распоряжения муниципальной собственностью / Е. Кодина // Муниципальная власть. – 2004. С. 50-54. + 20. Бондарь Н.С.Местное самоуправление и конституционное правосудие. Конституционализация муниципальной демократии в России / Н.С. Бондарь. _ М.: Норма, 2009-591, [1] с.; 60x90/16. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-468-00185-1. +
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|