Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировые судьи России в XIX веке




План

 

Введение

Глава 1. История становления и развития института мировых судей в России XIX в. и его возрождение в России современной

Мировые судьи России в XIX веке

Мировые судьи в РФ

Глава 2. Производство у мирового судьи

Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел

Особенности процессуального порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей

Полномочия мирового судьи по уголовному делу

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

С принятием Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судах в Российской Федерации» и возобновлением функционирования этого института в России, все вопросы, связанные с мировым судом (теория, практика, исторический опыт) приобрели особую значимость.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема становления в России института мировых судей связана с одним из важных вопросов на сегодняшний день в Российской Федерации - с совершенствованием российского законодательства, устранением имеющихся в нем пробелов.

Целью данной курсовой работы является исследование мировых судей в системе гражданского судопроизводства как части судебной системы России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·  рассмотреть систему мировых судей в судебной системе Российской Федерации, историю возникновения и возрождения, законодательство о мировых судьях, проблемы и перспективы на современном этапе;

·  проанализировать порядок производства у мировых судей, раскрыть компетенцию мировых судей в гражданском процессе.

Объектом научного анализа настоящей работы являются анализ правового положения мировых судей в судебной системе России.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, гражданского судопроизводства у мирового судьи, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, исторический, сравнительно-правовой методы.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и специальной литературе.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы мировой юстиции, законодательство субъектов РФ о мировых судьях, о порядке назначения и компетенции.

 


Глава 1. История становления и развития института мировых судей в России XIX в. и его возрождение в России современной

Мировые судьи России в XIX веке

 

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» добавил в судебную систему еще одно звено: мировые суды. Должность мирового судьи в её современном понимании впервые возникла в Англии во время царствования Эдуарда III (1360 г.) как судебная единоличная власть, призванная сохранять сложившийся социальный мир. Рассматривая незначительные уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были прежде всего примирить стороны. Отсюда и произошло их название.

В России общая и мировая система судов были введены судебной реформой 1864 г. Созданная Судебными уставами модель судоустройства представляла собой примерно такую схему: для дел незначительных - единоличное судебное рассмотрение, для дел большой сложности - коллегиальная система с двумя инстанциями и подчинением всех судов единому кассационному суду.

В сентябре 1862 г. были утверждены и опубликованы «Основные положения преобразования судебной части в России», содержавшие и достаточно подробную регламентацию некоторых институтов, в частности мировой юстиции. Затем после рассмотрения в Государственном совете Александром II было утверждено и 20 ноября 1864 г. вступило в силу «Учреждение судебных установлений» (далее УСУ) и три устава: Уголовного судопроизводства (далее УУС), Гражданского судопроизводства (далее УГС) и О наказаниях, налагаемых мировыми судьями (далее Устав о наказаниях). Судебная власть по Судебному установлению принадлежала:

мировым судьям;

съездам мировых судей (мировой суд);

окружным судам;

судебным палатам (общий суд);

Правительствующему сенату (высшая конституционная инстанция).

Таким образом, система судебных учреждений состояла из мирового и общего суда. Основными критериями разграничения подсудности мировых и общих судов являлись:

размер наказания;

возможность примирения, предусмотренная законом по делам частного обвинения.

Мировой суд учреждался в составе двух инстанций:

участкового мирового судьи;

уездного съезда мировых судей.

Уезд, с входящими в него городами, составлял мировой округ, который делился на мировые участки. В каждом из последних находился участковый мировой судья (ст. 15 УСУ) - первая инстанция. Мировые судьи одного мирового округа, куда кроме участковых входили и почетные мировые судьи, составляли высшую мировую инстанцию - уездные или столичные съезды мировых судей. Приговоры и решения съезда считались окончательными, а жалобы и протесты на них приносились в кассационном порядке в Сенат (ст. 176 УУС).

Наряду с участковыми мировыми судьями, получавшими вознаграждение за свою работу, закон предусматривал почетных мировых судей, не имевших определенного участка работы и не получавших вознаграждения, а также добавочных мировых судей. Последние исполняли по очереди обязанности участкового мирового судьи в случае его отстранения, отсутствия, болезни или смерти.

Почетные мировые судьи выполняли судейские функции в следующих случаях: при личном обращении к ним тяжущихся, т.е. были как бы некоторой альтернативой для сторон при обоюдном их согласии, если участковый судья по каким-то причинам их не устраивал (ст. 46 УСУ); в случае необходимости они составляли резерв для пополнения состава окружного суда (ст. 48, 146 УСУ), а также при замещении участковых мировых судей в случае их болезни, смерти, устранения или отсутствия (ст. 35, 43 УСУ). Для кандидатов на должности почетных мировых судей был установлен достаточно высокий имущественный ценз.

Для разрешения дел, входящих в компетенцию мировых судей, участковые и почетные судьи были наделены примерно равными правами (ст. 47, 66 УСУ). Однако участковый мировой судья рассматривал дела в пределах своего участка, а почетный мог принять к производству любое дело в пределах мирового округа, в котором он избирался (ст. 41, 46 УСУ, ст. 36 УУС). Должность участкового и добавочного судей не могла совмещаться с другими должностями по государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в богоугодных и учебных заведениях. В отличие от участкового почетный мировой судья мог совмещать свои обязанности с другими, кроме прокуроров и их товарищей, местных чиновников казенных управлений и полиции, а также должности волостного старшины (ст. 49 УСУ).

Участковые мировые судьи получали жалованье, деньги на разъезды и канцелярские расходы, а также квартиру. Добавочные судьи получали те же суммы, за исключением расходов по должности. Почетные мировые судьи никаких сумм на расходы и содержание не получали (ст. 50 УСУ).

Как уже отмечалось выше, участковые, добавочные и почетные мировые судьи одного мирового округа составляли высшую мировую инстанцию - съезд мировых судей (мировой съезд), на котором председательствовал один из избираемых или назначаемых мировых судей. Съезд собирался в назначенное время для окончательного разрешения жалоб и протестов по гражданским и уголовным делам, подсудным мировым судьям, а также для исполнения других обязанностей (например, мировой съезд занимался толкованием законов, давал отзывы на законопроекты). Жалобы на решения и приговоры съезд рассматривал по существу, в полном объеме, т.е. обязательно вызывались свидетели или представители сторон, в допросах которых несправедливо отказал мировой судья, или съезд сам мог вызвать свидетелей по своему усмотрению.

На съезде могли рассматриваться и «дела» судей, как правило связанные с упущениями по службе. Причем санкции были самые разные: предостережение, выговор, вычет из жалованья, арест до 7 дней, перемещение на низшую должность и отрешение от должности.

Рассматривались «дела» не только после поступления жалоб частных лиц, но и после непосредственного наблюдения (мировые съезды были вправе требовать от участковых мировых судей предоставлять отчеты о количестве поступивших и решенных дел) за ведением дел судьями. Съезд мог сам провести ревизию делопроизводства в участке. Если, к примеру, обнаруживалась волокита в работе, предположим, мировой судья в течение 3 месяцев не рассматривал дело, то со стороны съезда поступало распоряжение об устранении беспорядка.

При съезде существовали архив, экспедиция, ссудно-сберегательная касса, библиотека, консультации и несколько постоянных комиссий (например, по благотворительности, ревизионная и пр.).

Высший надзор за мировыми судьями и их съездами осуществлял Правительствующий сенат. До сената сведения о неправильных и преступных действиях мировых судей доводили лица прокурорского надзора через прокурора Судебной палаты и министра юстиции. Поступали в Сенат и жалобы частных лиц, схожие по содержанию с жалобами, подававшимися съезду: на нарушение правил судопроизводства, медлительность и пр.

Юрисдикция мирового суда. I. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, состоял из вводной главы, содержащей общие положения, и 12 глав, в 153 статьях которых определялись противоправные деяния и наказания за них. Запрещенные Уставом под страхом наказания поступки именовались и «проступками», и «преступными деяниями». Отдельные главы Устава определяли наказания за нарушения других уставов (о паспортах, почтового, путей сообщения и др.). Мировые судьи рассматривали, за рядом исключений, все дела по проступкам, за совершение которых налагалось наказание в виде выговора, замечания, внушения (за проступки, совершенные «без намерения»), денежного взыскания до 300 рублей и ареста до 3 месяцев, заключения в тюрьму до 1 года (ст. 33 УСС).

Под юрисдикцию мирового суда подпадали дела о преступлениях, за совершение которых предусматривалось и более строгое наказание, но уголовное дело возбуждалось по жалобе потерпевшего и допускалось прекращение за примирением сторон (ст. 35 УУС, ст. 18, 19, 21 Устава о наказаниях). Все остальные дела были подсудны окружным судам (ст. 200 УУС).

Есть смысл (или исторический интерес) рассмотреть некоторые категории дел, которые не утратили своей актуальности сегодня или были характерны для того времени. Согласно Уставу о наказаниях, мировым судьям были подсудны дела о:

Преступлениях против порядка управления (ст. 29-34): оскорбление служителей судебных мест во время отправления ими должности; порча (искажение) памятников, если виновный не имел намерения показать неуважение властям, и др.

Проступках против благочиния, порядка и спокойствия (ст. 35-51-4): ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйство в публичных местах и вообще нарушение общественной тишины. Последний проступок мог быть совершен и не в публичном месте и выражаться, например, в стуке ночью в квартиру, перепугавшем жильцов, игре на шарманке и пении на улице ночью, бросании камней в окно и др.; прошение милостыни по лени или привычке к праздности.

Нарушении уставов строительного и путей сообщения (ст. 65-87): неисправное содержание тротуаров, мостков, мостовых, дорог и т.д.

Нарушении правил осторожности от пожаров (ст. 88-98): раскладывание огня или неосторожное обращение с огнем в близком расстоянии от лесов, кустарников, стоящего на корню или сжатого хлеба, соломы, сена, огородов, мостов или строений.

Об оскорблении чести, угрозах и насилии (ст. 130-142-1 Устава о наказаниях): нанесение обиды устно или письменно. Например, под действие этой статьи подпадало обращение на «ты» с умыслом высказать этим оскорбление или презрение; угроза на словах лишить кого-либо жизни или провести поджог (но если не было корыстной или иной преступной цели); насилие, расправа с оскорбителем, выразившаяся, например, в нанесении легких побоев, таскании за волосы или вырывании из рук стакана с недопитым вином.

Проступках против чужой собственности (ст. 145-181 Устава о наказаниях). В этих статьях было несколько разделов:

О самовольном пользовании чужим имуществом и его повреждении, например срывании плодов, овощей, цветов, но не в виде кражи; об убийстве или изувечении чужой собаки.

О похищении и повреждении чужого леса. Это самовольная порубка чужого кустарника с целью расчистки земли и пр.

О краже. Кража предмета ценой не свыше 300 рублей. Это могло быть, к примеру, похищение денег у пьяного.

О мошенничестве, об обманах и присвоении чужого имущества. Предоставление в заклад чужой вещи вместо своей, продажа медных предметов вместо золотых и др.

II. Устав гражданского судопроизводства содержал вводную часть - «Общие положения» и три книги. Первые две были посвящены процессу в мировых и общих судебных установлениях, в третьей регламентировались изъятия из общего порядка гражданского судопроизводства. В первой книге, посвященной производству в мировых судах, говорилось об их подсудности, о поверенных, о предъявлении иска, о явке спорящих, о доказательствах, об обеспечении иска, о решении по делу, его обжаловании, исполнении, о порядке производства во второй мировой инстанции - мировых съездах, об отводах судей и иных случаях их устранения.

Согласно Уставу гражданского судопроизводства, ведомству мирового судьи подлежали:

иски по обязательствам, из каких бы оснований они ни возникали, а равно по правам на движимое и недвижимое имущество ценой не свыше 1 тыс. рублей (ст. 29 и 161);

дела о разделе наследства (ст. 1409-1422);

предварительные меры об охране наследства и вызова наследников (ст. 1401-1407);

дела об утверждении в правах наследства на сумму не свыше 1 тыс. рублей (ст. 1408);

ввод во владение недвижимым имуществом (ст. 1424-1426, 1433, 1433 1-3);

уничтожение доверенности (ст. 1460 4-1);

распределение денежной суммы между кредиторами (ст. 1241 1);

разыскание имущества казенных должников (ст. 1222 11-20 и 1222 4-10).

Порядок рассмотрения дел. Мировое судопроизводство было освобождено от всяких пошлин, от письменной формы, от строгого формального производства. В каждой камере имелись на стене правила о соблюдении тишины, но у одних судей тут же было помещение для секретаря, присутствие которого в самой камере при разборе дела считалось одними судьями безусловно необходимым, а другими - совершенно излишним, поэтому у последних письмоводитель помещался в отдельной комнате - канцелярии, где хранились также дела участка. Одни судьи, приняв прошение, прочитывали его, назначали день для явки (остальные просители ждали), другие только принимали прошение и, не читая, назначали день явки к разбору и т.д. Одни допускали на заседания репортеров, другие считали это излишним.

После рассмотрения дела у судьи, если оно не закончилось миром, могли быть принесены апелляционные жалобы в мировой съезд.

Разбирательство в мировых съездах производилось по тем же, что и у мировых судей, правилам, лишь с некоторыми особенностями. Приговоры (решения) мирового съезда считались окончательными и апелляции не подлежали. На них могли лишь приноситься жалобы сторон и протесты товарища прокурора в кассационном порядке в Правительствующий сенат.

Просуществовав 25 лет, мировые суды были упразднены. Александр III утвердил два нормативных акта: Закон о земских начальниках от 12 июля 1889 г. и Правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям, от 29 декабря 1889 г., которыми мировая юстиция и была упразднена. Закон от 12 июля 1889 г. сохранил их только в столицах и крупных городах.

Мировые судьи в РФ

 

июля 1915 г. был утвержден одобренный Государственной думой и Государственным советом закон о преобразовании местного суда, упразднивший судебную власть земских начальников и заменивший их, а равно и городских судей выбираемыми земскими собраниями мировыми судьями. Более того, подсудность последних была несколько расширена. Мировая юстиция возродилась, но, как оказалось, ненадолго.

Мировой суд был упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде №1 от 22 ноября 1917 г.

Вопрос об учреждении дополнительного звена судебной системы, которое позволило бы освободить суды основного звена судов общей юрисдикции от рассмотрения не отличающихся большой сложностью уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях, - предмет дискуссий, длившихся значительное время с различной степенью интенсивности. К нему вернулись во второй половине 80-х годов XX столетия. На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ноябрь 1989 г.), предусмотревших учреждения при народных судах судей по административному и исполнительному производству. Предполагалось, что на них будет возложено в основном две функции - разбирательство материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и решение вопросов, касающихся исполнения приговоров и иных судебных решений.

Но в дальнейшем от этого замысла отказались. Начались поиски иных путей, и они привели к идее возрождения существовавших до 1917 г. института мировых судей и института судебных приставов, которые обеспечивали бы выполнение двух названных функций.

В наши дни усилия по возрождению института мировых судей приобрели реальные очертания:

сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил «контуры» этого института;

два года спустя появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, - Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.);

затем еще год спустя издан Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г., К настоящему времени этот Закон претерпел многочисленные корректировки, связанные с постоянным пересмотром количества участком мировых судей, образованных практически во всех субъектах РФ. Однако, именно он положил начало конкретным практическим усилиям по введению реальных мировых судей.

Завершением создания федеральной законодательной основы для возрождения в российской судебной системе существенно модифицированных мировых судей можно считать подписание Президентом РФ 7 августа 2000 г. двух законов, которыми внесены дополнения и изменения в действовавшие тогда ГПК и УПК. Наконец, эта линия была продолжена в принятых в 2001 и 2002 гг. существенно обновленных УПК, КоАП и ГПК.

В соответствии с перечисленными федеральными законами мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах РФ. Они наделяются своеобразным статусом - отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции (гражданских), входят в их подсистему, но при этом, не являются судами федеральными. Они - суды субъектов РФ, хотя их финансирование должно осуществляться частично (расходы по заработной плате и социальной защите судей) из средств федерального бюджета, а частично - из средств бюджетов субъектов РФ (заработная плата аппаратов вспомогательных работников, аренда, охрана и эксплуатация помещений, связь, транспорт, канцелярские расходы и т.п.)

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органом местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Срок избрания мирового судьи на должность устанавливается законом субъекта РФ. Но этот срок не может превышать пяти лет, если судья назначается впервые. По истечении указанного в законе субъекта РФ срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Срок повторного и последующего назначения (избрания) устанавливается законом субъекта РФ, но не может быть менее 5 лет.

В большинстве субъектов РФ в зале судебного заседания мирового судьи помещаются государственный флаг и государственный герб Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ. При осуществлении правосудия мировые судьи заседают в мантии, имеют гербовую печать, которой скрепляют свои судебные акты.

При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти мировые суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они должны выносить именем Российской Федерации, и эти решения имеют то же общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судов. Их принудительное исполнение осуществляется федеральными служащими - судебными приставами - на основании соответствующих федеральных законов. В компетенцию федерального законодателя входит также определение по представлению субъектов РФ количества участков, а следовательно, и числа должностей мировых судей. На последних распространяются установленные для судей Законом о статусе судей и иными федеральными законами гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

По Закону о мировых судьях общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек; в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. В каждом субъекте РФ один мировой судья назначается (избирается) на один судебный участок. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Основным таким законом стал Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. В нем определено количество судебных участков и, соответственно, должностей мировых судей для каждого субъекта РФ.

В случае прекращения или приостановления полномочий, а также если мировой судья временно не исполняет свои обязанности по причине болезни, в связи с нахождением в отпуске или по другим уважительным причинам, то на основании постановления председателя соответствующего районного суда исполнение обязанностей мирового судьи возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района. Но если в судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при наступлении указанных обстоятельств председатель вышестоящего суда или его заместитель своим постановлением возлагают обязанности на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Важной составной частью законодательной базы, обеспечивающей реальное создание и функционирование мировых судов, являются также федеральные законы от 7 августа 2000 г. и принятые в 2001 и 2002 гг. ГПК, УПК и КоАП в той их части, в которой они регламентируют компетенцию мировых судей и порядок разбирательства ими соответственно гражданских, уголовных и административных дел, а также порядок осуществления районными судами контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей.

Для надлежащей организации мировых судов существенное значение имеют также законы и иные нормативные акты, принимаемые в субъектах РФ. В актах такого рода конкретизируется решение многих вопросов, связанных с налаживанием работы рассматриваемого звена российской судебной системы. К настоящему времени практически повсеместно состоялось принятие законов, в которых определяются порядок наделения полномочиями мировых судей, правила финансирования их деятельности из местных бюджетов, уточняются расположения и границы участков, излагаются требования, которым должны отвечать выделяемые им помещения, и т.д. К числу таких законов можно было бы отнести, к примеру, Закон «О мировых судьях Санкт-Петербурга» от 18 октября 2000 г.,

мировой судья гражданский


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...