Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования по подготовке обучающихся групп НП-1 года обучения




Обучающийся первого года обучения на этапе начальной подготовки должен:

1.уметь:

· Заполнять дневник самоконтроля

· Овладеть разнообразными двигательными навыками различных видов спорта: игровые виды спорта, легкая атлетика, подвижные игры, эстафеты, конкурсы, лыжные гонки;

· Овладеть техникой передвижения на лыжах на равнинах, подъемах и спусках;

· Овладеть комплексами утренней зарядки.

2.знать:

· Правила дорожного движения и техники безопасности при принятиях лыжными гонками;

· Теоретический материал для 1-ого года обучения;

· Правила поведения на соревнованиях;

3.опыт эмоционально-ценностных отношений:

· Устойчивое желание заниматься лыжными гонками;

· Понимание своих возможностей и ограничений;

· Проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности;

· Стремление к сотрудничеству с окружающими.

4. контроль подготовки / Диагностика результатов/;

Качество подготовки обучающихся находиться под постоянным контролем тренера-преподавателя.

Общим результатом для обучающихся НП-1 является регулярные занятия избранным видом спорта и приобщение к школьным соревнованиям, приобретение навыков техники передвижения на лыжах.

Учебный год завершается собранием в учебных группах с подведением итогов, рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы, перспективы работы в новом учебном году. Обязательно проводится собрание для родителей по итогам года и результатам медицинского обследования.

В летний период при условии финансирования и желания обучающихся и их родителей проводятся спортивно-оздоровительные лагеря.

ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2, 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ /ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ/

ЗАДАЧИ:

1. отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углубленных наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами прироста двигательных качеств и изменением психофизических показателей, вызванных систематическими занятиями лыжными гонками.

2. дальнейшее укрепление здоровья обучающихся на основе занятий физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в лыжных гонках упражнений, методов и средств.

3. развитие специфичных для лыжных гонок качеств – скоростной и скоростно-силовой выносливости, координации движений, гибкости, равновесия.

4. продолжение обучения основам техники лыжных ходов.

5. выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Содержание программы для групп НП-2,3 года обучения.

Теоретические знания

1. Вводное занятие. Цели и задачи на предстоящий год. Организационные вопросы. Правила поведения и техники безопасности на занятиях лыжными гонками. Поведение и правила безопасности на улице во время движения к месту занятия на учебно-тренировочном занятии.

2. История лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России и в республике Карелия. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников РСДЮСШОР.

3. Гигиена, закаливание. Режим дня. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и

сердечно-сосудистую системы организма. Значение и организация самоконтроля на

тренировочном занятии и дома. Объяснительные и субъективные критерии

самоконтроля, подсчет пульса.

4. Краткая характеристика лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

Практические занятия

1. Общая физическая подготовка

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости: равномерный и попеременный бег по пересеченной местности; чередование ходьбы и бега; подвижные игры; спортивные игры; походы; прогулки.

Упражнения на развитие силы: подтягивание на перекладине, отжимания от скамейки, лазание по канату, упражнения с предметами, набивными мячами, камнями, упражнения в противоборстве;

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: различные виды прыжков.

Упражнения для развития гибкости: упражнения на гимнастической скамейке, стенке, упражнения на растягивание и расслабление мышц.

Упражнения для развития равновесия и координации движений: прыжки в длину, прыжки со скакалкой, броски теннисного мяча, метание мячей в цель и на дальность; упражнения по полу /на уменьшенной опоре/, на гимнастической стенке, упражнения на бревне.

Подводящие упражнения направленные на овладение «чувством лыж и снега»:

Упражнения в движении; подводящие упражнения, направленные на овладение устойчивости /равновесия/ на скользящей опоре;

Изучение прохождения подъема:

«лесенкой», «полуелочкой», «елочкой» наискось, «подъем зигзагом», поворот переступанием, подъем прямо ступающим и скользящим шагом.

Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкивание палками.

Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием лыжами.

Упражнения для овладения координацией движения в работе рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом.

Разучивание спусков с гор: в стойке отдыха, аэродинамической, наискось; Разучивание способов торможения: плугом, упором, падением; Способы поворотов в движении: переступанием, рулением в уторе, в плуге.

2. Специальная физическая подготовка

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности;

Предельное передвижение на лыжах не более 15 сек./60м/.;

Околопредельное передвижение на лыжах от 15 до 30-40 сек. /80-200м/, от 40 сек. до 1,5-2 мин. /200-400м/ ЧСС -200 уд/мин.;

Передвижение на лыжах с нагрузкой большой интенсивности /6-8мин./. дистанции: 500м, и до 1 км. ЧСС 180-200 уд/мин.

Передвижение на лыжах с нагрузкой средней или умеренной интенсивности. ЧСС 160-180 уд/мин. Продолжительность движения не более 15 мин или пробегание или пробегание коротких отрезков в режиме 10-30 сек. бега – 2 минуты отдых;

Специализированная ходьба: ходьба с имитацией лыжных ходов без палок;

Имитационные упражнения на месте и в движении;

Кросс по пересеченной местности;

3. Техническая подготовка

Закрепление элементов скользящего шага;

Обучение скользящему шагу /определение граничных поз и фаз скольжения/;

Обучение, способствующее овладению движений отталкивания руками без палок и с палками, контроль за правильностью их выполнения;

Научить имитационным упражнениям, способствующим овладению движения отталкивания ногами без лыж и на лыжах, контроль за правильностью их выполнения;

Обучить имитации ступающего шага и «скользящего»бега;

Обучение технике переменного конькового хода.

4. Контрольные нормативы и упражнения, соревнования, медицинский осмотр

Определение исходного уровня, промежуточного и итогового развития физических

качеств по ОФП и СФП.

ОФП

Развитие быстроты /бег 60 м/;

Развитие скоростно-силовых качеств /прыжок в длину с места/;

Развитие силы /отжимание от скамейки, подтягивание/;

Развитие выносливости /бег 500 м – девочки, бег 1 км - мальчики/.

СФП

Развитие быстроты /бег на лыжах 100 м классическим стилем/;

Развитие скоростно-силовых качеств /бег на лыжах 500 м классическим стилем/;

Развитие выносливости /прохождение максимальной дистанции согласно правил

соревнований/;

участие в спортивно-массовых мероприятиях общеобразовательных школ, микрорайона

и спортивной школы;

Внутригрупповые соревнования, матчевые встречи;

Участие в спортивно-массовых мероприятиях из других видов спорта.

Медицинский осмотр

Анализ динамики физического развития и уровня здоровья обучающихся;

Определение исходного, промежуточного, итогового уровня здоровья и физического

развития обучающегося;

диспансерное обследование обучающихся.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам обучающийся НП должен:

Знать /понимать:

· Роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями и лыжным спортом для укрепления здоровья человека;

· Правила и последовательность выполнения лыжных ходов;

· Правила поведения на занятиях и соревнованиях по лыжным гонкам;

Уметь:

· Передвигаться различными способами на лыжах;

· Выполнять простейшие упражнения, комплексы утренней зарядки дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики нарушений осанки;

· Осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

· Выполнять общеразвивающие упражнения /с предметами и без предметов/ для развития основных физических качеств /силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости/;

Использоватьприобретенные занятия и умения в практической деятельности и повседневной жизни для::

· Выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

· Соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

· Простейшие формы самоанализа наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью /дневник самоконтроля/;

· Самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

· Положительного отношения к людям спортивных профессий, спортсменам лыжникам-гонщикам.

Контроль подготовки /диагностика результатов/

Качество подготовки обучающихся под постоянным контролем тренера-преподавателя.

Контрольные нормативы по ОФП и СФП (Приложение).

Результаты контрольно-переводных нормативов протоколируется и заносятся в дневники самоконтроля обучающихся.

Требования по подготовке

1. Ответить на вопросы по теории лыжного спорта /пройденный материал/

2. Участие в 2-х соревнованиях по ОФП и 4-х - по лыжным гонкам;

3. Выполнение 3 юношеского разряда по лыжным гонкам.

4. Условия реализации дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности для групп начальной подготовки 1-3 года обучения.

Процесс достижения поставленных целей и задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагогов, при этом применяются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.

Формы и методы обучения:

Основной формой освоения обучающимися теоретического материала является диагностический метод как метод проблемно-развивающегося обучения, экскурсия, просмотр фильмов на спортивную тематику, викторины, конкурсы.

Ведущей формой организации образовательного процесса являются практические занятия- тренировочное занятие, соревнование, сдача контрольных нормативов по ОФП, походы.

Методы формирования сознания: словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия; работа с книгой, газетами, журналами, метод примера;

Методы стимулирования и мотивации поведения, а также формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся:

· Интереса к деятельности и поведению /соревнования, поощрение и др./

· Долга и ответственности в деятельности и поведении /уметь проявлять упорство и настойчивость, предъявление контрольных требований, разъяснения, полученных знаний/.

Методы контроля обучения: устный /индивидуальный/, письменный /анкеты, тесты/, самоконтроль /ведение дневника/;практические занятия /выполнение контрольно-переводных тестов/, участие в соревнованиях.

Составной частью учебно-методического комплекса является:

Методическое обеспечение:

· Инструкции по технике безопасности при занятиях лыжным спортом;

· Методическая литература по лыжному спорту;

· Диагностические методики и контрольные нормативы /по ОФП и СФП/;

· Материалы о лучших спортсменах-лыжниках – выпускниках РСДЮСШОР и достижениях в этих видах спорта;

· Специальная литература по лыжным гонкам;

· Нормативные документы в области физкультуры и спорта;

· Типовая программа по лыжным гонкам

· Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам /модифицированная/;

· Рабочие учебные программы по лыжным гонкам.

Дидактическое обучение:

· Печатные таблицы/диаграммы по технике передвижения на лыжах/;

· Секундомеры – у каждого тренера;

· Таблицы /результативности/ и стенды;

· Компьютеры, принтеры, сканеры, ксероксы;

Психологическое обеспечение

· Методика определения уровня удовлетворенности условиями реализации образовательной программы педагогами, обучающимися, родителями;

· Анкета для обучающихся

· Анкета для родителей;

· Анкета для педработников;

· Диагностика развития личности воспитанника и уровня его самоопределения /9-12 лет/;

· Тесты для определения уровня физического развития обучающихся;

Материально-техническое обеспечение

· Лыжная база «Сулажгора»;

· Снегоход -1 шт.;

· Арендуемая лыжная база «Курган»;

· Наличие учебного оборудования и инвентаря /лыжи, ботинки, палки, мячи футбольные, волейбольные, крепления/;

· Использование спортивных залов и площадок в общеобразовательных школах по договорам.

Финансовое обеспечение

· 1.Работа ГБОУ ДОД РСДЮСШОР РК осуществляется на основании плана финансово – хозяйственной деятельности учреждения на финансовый год согласно государственного задания.

· 2.Реализация мероприятий долгосрочных региональных целевых программ.

· 3.Спонсорская помощь;

· 4.Помощь родителей в приобретении спортинвентаря;

· 5.Помощь спонсоров и родителей в ремонте помещений;

· 6.Помощь Федерации лыжных гонок и Союза биатлонистов в приобретении призов для награждения, организации и проведении соревнований.

Мониторинг реализации образовательной программы

Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

· Достигается ли цель образовательного процесса;

· Существует ли дополнительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с

результатами предыдущих диагностических исследований;

· Существуют ли предпосылки для совершенствования работы тренера-преподавателя;

· Соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Система оценки, контроля и учета результатов освоения образовательной программы

обучающихся

Задача отслеживания состояния учебного процесса отслеживается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.

Результаты срезов оценивается с помощью рейтинговой оценки. Введение рейтинговой оценки позволяет решить психологическую задачу: снимает негативное восприятие обучающимися неуспешного результата обучения, акцентирует внимание тренера-преподавателя на сопоставлении стартовых позиций обучающегося по отношению к стартовым позициям его товарищей.

Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия тренера-преподавателя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности обучающихся в предметной области.

Входная диагностикапроводится в сентябре месяце на всех этапах обучения. Его цель – определение уровня занятий обучающихся в начале цикла обучения /начальное диагностирование, готовность группы к данному этапу обучения/. В ходе проведения нулевого среза тренер-преподаватель осуществляет:

· Прогнозирование /совместно с обучающимися/ возможности успешного обучения на данном этапе;

· Разработку совместно с групповой схемы действий для преодоления затруднений в обучении;

· Согласование требований при переходе учебного процесса от одного маршрута /этапа/ к другому;

· Оценка наличия интегральных связей в обучении;

· Оценку методической подготовленности посредством экспертной оценки результатов среза /формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требование к индивидуальному подходу в обучении/.

Входная диагностика проводится в форме тестирования физического развития, соревнований, составленных методистами и согласованным с заместителем директора по учебной работе. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете.

Организация проведения среза осуществляется тренерами-преподавателями, ведущими занятия и контролируется заместителем директора по УВР, методистами.

Входящая диагностика проводится во всех учебных группах в соответствии с задачами, состоящими перед спортивной школой.

Анализ результатов входной диагностики дает возможность тренеру-преподавателю:

· Выбрать методику обучения;

· Сформировать мотивацию обучающихся;

· Назначить индивидуальные занятия для успевающих или одаренных обучающихся;

· Провести коррекцию учебного графика.

Текущая диагностика.

Цели проведения текущей диагностики:

· Оценка успешности продвижения обучающихся на данном этапе подготовки;

· Проведение текущих итогов обучения.

Задачи текущей диагностики:

· Оценка тренером-преподавателем успешности выбора методики обучения;

· Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения;

· Формирование рейтинговой оценки обучающихся.

Текущая диагностика проводится 1 раз в год в марте в форме выполнения контрольных нормативов по специальной физической подготовленности (на лыжах) и соревнований. Результаты промежуточной диагностики анализируются и обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете.

«Успешный» обучающимися предоставляется возможность участвовать в республиканских соревнованиях, из перспективных обучающихся формируются сборные команды школы и Республики Карелия для участия в республиканских и всероссийских соревнованиях, возможность участия в учебно-тренировочных сборах.

Итоговая диагностика.

Цель проявления итоговой диагностики – подведения итогов завершающегося года обучения.

Задачи, решаемые при проведении итоговой диагностики:

· Анализ результатов обучения;

· Оценка успешности освоения обучающимися программы;

· Анализ действий тренера-преподавателя на данном этапе обучения;

Итоговая диагностика проводится в мае месяце в форме переводных контрольных нормативов.

Результаты диагностики оформляются в виде таблиц сводных данных. При этом результаты диагностики заносятся в заранее подготовленные таблицы.

Результаты итоговой диагностики анализируются и обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете, а также доводятся до сведения родителей на родительских собраниях..

Результаты, показанные учащимися на приемных экзаменах, заносятся в карту спортсмена.

Итоговая аттестация в выпускных группах:

Итоговая аттестация в группах НП-2, 3 проводится в марте, мае-июне месяце – в форме сдачи контрольных нормативов по общефизической подготовке. Итоговая аттестация в выпускных группах подтверждается приказом по школе.

Список литературы:

Диссертация по педагогическим наукам, утвержденные ВАК СССР в августе-сентябре 1991 г.

1. Аблибеков О.А. /Махачкала/- Локальные упражнения с отягощениями как средство силовой подготовки мальчиков 10-15 лет. МОПИ им. Н.К. Крупской.

2. Винник В.А./Москва/- Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности. ВНИИФК.

3. Никощенков С.Л./Смоленск/- методика обучения технике передвижения на лыжах начинающих спортсменок. МОПИ им Н.К. Крупской.

4. Торочкова Т.Ю./Москва/- Содержание и методика учащихся I-IV классов основам самостоятельной игровой деятельности /на примере подвижных игр/. НИИ физиологии детей и подростков АПН ССсР.

Список литературы для тренеров-преподавателей:

1. Аграновский М.Н. Лыжный спорт. М., ФиС, 1966..

2. Аграновский М.Н Гонки на лыжах. М., ФиС, 1968.

3. Аникин Н.П. Применение специальных упражнений в тренировке лыжника-гонщика в подготовительном периоде. «Лыжный спорт» /сборник/, вып. 2.М., ФиС, 1973

4. Бергман И.М. Лыжный спорт Лыжный спорт. М., ФиС, 1968.

5. Бунин И.М. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. Изд-во Лыжный спорт.1979.

6. Бунин И.М. Лыжный спорт /учебное пособие/. М., 2003.

7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста, М., ФиС, 1971.

8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, ФиС, М., 1970.

9. Коробков А.В. Физиологические основы физической культуры и спорта юных спортсменов. М.,ФиС, 1961.

10. Кудрявцев В.И. Лыжные гонки. Программа для ДЮСШ, М.,ФиС, 1971.

11. Контроль за физической подготовленностью учащихся ДЮСШ КАССР по лыжным гонкам: Методические рекомендации для тренеров ДЮСШ.-Петрозаводск: КГПИ, 1989.

12. Лыжные гонки. Правила соревнований. М., ФиС,1976.

13. Лыжные гонки. Программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ.-М.: Госкомспорт ССр,1977.

14. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания, М., ФиС, 1976.

15. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ-Научно-методический журнал «Физическая культура», №2003.

16. О методах и организации отбора в ДЮСШ по лыжному спорту. Методическое письмо. М., Спорткомитет СССР,ВНИИФК, 1972.

17. Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №3, 2002

18. Обухова Н.Б. Стандартная тренировочная программа для развития скоростно-силовых качеств у детей 9-10 лет.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №4, 2002

19. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №3, 2004.

20. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ России. М. 1995.

21. Раменская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетних тренировках лыжников-гонщиков.-М.: СотрАкадемПресс, 2004.-204с.,ил.

22. Хоротянова Г. Нормы нагрузок в соревнованиях по видам спорта для детей, подростков и юношей. М., ФиС,1963.

Литература для обучающихся:

1. Берман М. На лыжах по Средней Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1989-88.с.

2. Веденин В.С. С чего начинается лыжня. М.: Физкультура и спорт, 1983- 55с.

3. Глинтерник А.68 Уроков здоровья.-М.- Профиздат, 1967.-117 с.

4. Долгополов Н. 100 вопросов – 10 ответов: Все о спорте.-м.: Мол.Гвардия, 1980.-143 с., ил

5. Дякина Л.А., Образцов И.В. К 100-летию Международного Олимпийского комитете.- м.: Олимпийский комитет, 1993.-17 с.

6. Иссурин А.И. Ленинградцы на белых Олимпиадах.- Ленинград: 1968.-35 с.

7. Климов Ю. Хочешь стать олимпийцем?-М.: ФиС, 1983.- 80 с., ил.

8. Лебедев Л. И др. Гордость советского спорта.- М.: «Плакат», 1980. 25 с.

9. Мауно Сари. Мария Лийса Хямяляйнен: Пер. с финн. – М.: ФиС, 1987.- 160 с., ил.

10. Немухин И. Лыжня покоряется смелым.-М.:ФиС, 1970 – 5 с.

11. Новосельский В.Ф. Азбука физической закалки детей.-Киев, Здоровье, 1991 г.

12. Раменская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетних тренировках лыжников-гонщиков. - М.: СпортАкадемПресс, 2004.-204 с., ил.

13. Россо Л.В. Век российских скороходов.- М: ФиС, 1990.- 24 с., ил.

14. Хавен Б.Н. Звезды спорта: Справочник. – М.:ФиС, 1975.-375 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...