Требования по подготовке обучающихся групп НП-1 года обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Обучающийся первого года обучения на этапе начальной подготовки должен: 1.уметь: · Заполнять дневник самоконтроля · Овладеть разнообразными двигательными навыками различных видов спорта: игровые виды спорта, легкая атлетика, подвижные игры, эстафеты, конкурсы, лыжные гонки; · Овладеть техникой передвижения на лыжах на равнинах, подъемах и спусках; · Овладеть комплексами утренней зарядки. 2.знать: · Правила дорожного движения и техники безопасности при принятиях лыжными гонками; · Теоретический материал для 1-ого года обучения; · Правила поведения на соревнованиях; 3.опыт эмоционально-ценностных отношений: · Устойчивое желание заниматься лыжными гонками; · Понимание своих возможностей и ограничений; · Проявление самостоятельности и упорства в учебно-познавательной деятельности; · Стремление к сотрудничеству с окружающими. 4. контроль подготовки / Диагностика результатов/; Качество подготовки обучающихся находиться под постоянным контролем тренера-преподавателя. Общим результатом для обучающихся НП-1 является регулярные занятия избранным видом спорта и приобщение к школьным соревнованиям, приобретение навыков техники передвижения на лыжах. Учебный год завершается собранием в учебных группах с подведением итогов, рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы, перспективы работы в новом учебном году. Обязательно проводится собрание для родителей по итогам года и результатам медицинского обследования. В летний период при условии финансирования и желания обучающихся и их родителей проводятся спортивно-оздоровительные лагеря. ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2, 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ /ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ/
ЗАДАЧИ: 1. отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углубленных наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами прироста двигательных качеств и изменением психофизических показателей, вызванных систематическими занятиями лыжными гонками. 2. дальнейшее укрепление здоровья обучающихся на основе занятий физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в лыжных гонках упражнений, методов и средств. 3. развитие специфичных для лыжных гонок качеств – скоростной и скоростно-силовой выносливости, координации движений, гибкости, равновесия. 4. продолжение обучения основам техники лыжных ходов. 5. выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке. Содержание программы для групп НП-2,3 года обучения. Теоретические знания 1. Вводное занятие. Цели и задачи на предстоящий год. Организационные вопросы. Правила поведения и техники безопасности на занятиях лыжными гонками. Поведение и правила безопасности на улице во время движения к месту занятия на учебно-тренировочном занятии. 2. История лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России и в республике Карелия. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников РСДЮСШОР. 3. Гигиена, закаливание. Режим дня. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объяснительные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса. 4. Краткая характеристика лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным ходом и одновременными ходами. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
Практические занятия 1. Общая физическая подготовка Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости: равномерный и попеременный бег по пересеченной местности; чередование ходьбы и бега; подвижные игры; спортивные игры; походы; прогулки. Упражнения на развитие силы: подтягивание на перекладине, отжимания от скамейки, лазание по канату, упражнения с предметами, набивными мячами, камнями, упражнения в противоборстве; Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: различные виды прыжков. Упражнения для развития гибкости: упражнения на гимнастической скамейке, стенке, упражнения на растягивание и расслабление мышц. Упражнения для развития равновесия и координации движений: прыжки в длину, прыжки со скакалкой, броски теннисного мяча, метание мячей в цель и на дальность; упражнения по полу /на уменьшенной опоре/, на гимнастической стенке, упражнения на бревне. Подводящие упражнения направленные на овладение «чувством лыж и снега»: Упражнения в движении; подводящие упражнения, направленные на овладение устойчивости /равновесия/ на скользящей опоре; Изучение прохождения подъема: «лесенкой», «полуелочкой», «елочкой» наискось, «подъем зигзагом», поворот переступанием, подъем прямо ступающим и скользящим шагом. Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкивание палками. Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием лыжами. Упражнения для овладения координацией движения в работе рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Разучивание спусков с гор: в стойке отдыха, аэродинамической, наискось; Разучивание способов торможения: плугом, упором, падением; Способы поворотов в движении: переступанием, рулением в уторе, в плуге. 2. Специальная физическая подготовка Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности;
Предельное передвижение на лыжах не более 15 сек./60м/.; Околопредельное передвижение на лыжах от 15 до 30-40 сек. /80-200м/, от 40 сек. до 1,5-2 мин. /200-400м/ ЧСС -200 уд/мин.; Передвижение на лыжах с нагрузкой большой интенсивности /6-8мин./. дистанции: 500м, и до 1 км. ЧСС 180-200 уд/мин. Передвижение на лыжах с нагрузкой средней или умеренной интенсивности. ЧСС 160-180 уд/мин. Продолжительность движения не более 15 мин или пробегание или пробегание коротких отрезков в режиме 10-30 сек. бега – 2 минуты отдых; Специализированная ходьба: ходьба с имитацией лыжных ходов без палок; Имитационные упражнения на месте и в движении; Кросс по пересеченной местности; 3. Техническая подготовка Закрепление элементов скользящего шага; Обучение скользящему шагу /определение граничных поз и фаз скольжения/; Обучение, способствующее овладению движений отталкивания руками без палок и с палками, контроль за правильностью их выполнения; Научить имитационным упражнениям, способствующим овладению движения отталкивания ногами без лыж и на лыжах, контроль за правильностью их выполнения; Обучить имитации ступающего шага и «скользящего»бега; Обучение технике переменного конькового хода. 4. Контрольные нормативы и упражнения, соревнования, медицинский осмотр Определение исходного уровня, промежуточного и итогового развития физических качеств по ОФП и СФП. ОФП Развитие быстроты /бег 60 м/; Развитие скоростно-силовых качеств /прыжок в длину с места/; Развитие силы /отжимание от скамейки, подтягивание/; Развитие выносливости /бег 500 м – девочки, бег 1 км - мальчики/. СФП Развитие быстроты /бег на лыжах 100 м классическим стилем/; Развитие скоростно-силовых качеств /бег на лыжах 500 м классическим стилем/; Развитие выносливости /прохождение максимальной дистанции согласно правил соревнований/; участие в спортивно-массовых мероприятиях общеобразовательных школ, микрорайона и спортивной школы; Внутригрупповые соревнования, матчевые встречи; Участие в спортивно-массовых мероприятиях из других видов спорта.
Медицинский осмотр Анализ динамики физического развития и уровня здоровья обучающихся; Определение исходного, промежуточного, итогового уровня здоровья и физического развития обучающегося; диспансерное обследование обучающихся. Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам обучающийся НП должен: Знать /понимать: · Роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями и лыжным спортом для укрепления здоровья человека; · Правила и последовательность выполнения лыжных ходов; · Правила поведения на занятиях и соревнованиях по лыжным гонкам; Уметь: · Передвигаться различными способами на лыжах; · Выполнять простейшие упражнения, комплексы утренней зарядки дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики нарушений осанки; · Осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; · Выполнять общеразвивающие упражнения /с предметами и без предметов/ для развития основных физических качеств /силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости/; Использоватьприобретенные занятия и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:: · Выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур; · Соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности; · Простейшие формы самоанализа наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью /дневник самоконтроля/; · Самостоятельной организации активного отдыха и досуга. · Положительного отношения к людям спортивных профессий, спортсменам лыжникам-гонщикам. Контроль подготовки /диагностика результатов/ Качество подготовки обучающихся под постоянным контролем тренера-преподавателя. Контрольные нормативы по ОФП и СФП (Приложение). Результаты контрольно-переводных нормативов протоколируется и заносятся в дневники самоконтроля обучающихся. Требования по подготовке 1. Ответить на вопросы по теории лыжного спорта /пройденный материал/ 2. Участие в 2-х соревнованиях по ОФП и 4-х - по лыжным гонкам; 3. Выполнение 3 юношеского разряда по лыжным гонкам. 4. Условия реализации дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности для групп начальной подготовки 1-3 года обучения. Процесс достижения поставленных целей и задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагогов, при этом применяются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.
Формы и методы обучения: Основной формой освоения обучающимися теоретического материала является диагностический метод как метод проблемно-развивающегося обучения, экскурсия, просмотр фильмов на спортивную тематику, викторины, конкурсы. Ведущей формой организации образовательного процесса являются практические занятия- тренировочное занятие, соревнование, сдача контрольных нормативов по ОФП, походы. Методы формирования сознания: словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия; работа с книгой, газетами, журналами, метод примера; Методы стимулирования и мотивации поведения, а также формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся: · Интереса к деятельности и поведению /соревнования, поощрение и др./ · Долга и ответственности в деятельности и поведении /уметь проявлять упорство и настойчивость, предъявление контрольных требований, разъяснения, полученных знаний/. Методы контроля обучения: устный /индивидуальный/, письменный /анкеты, тесты/, самоконтроль /ведение дневника/;практические занятия /выполнение контрольно-переводных тестов/, участие в соревнованиях. Составной частью учебно-методического комплекса является: Методическое обеспечение: · Инструкции по технике безопасности при занятиях лыжным спортом; · Методическая литература по лыжному спорту; · Диагностические методики и контрольные нормативы /по ОФП и СФП/; · Материалы о лучших спортсменах-лыжниках – выпускниках РСДЮСШОР и достижениях в этих видах спорта; · Специальная литература по лыжным гонкам; · Нормативные документы в области физкультуры и спорта; · Типовая программа по лыжным гонкам · Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам /модифицированная/; · Рабочие учебные программы по лыжным гонкам. Дидактическое обучение: · Печатные таблицы/диаграммы по технике передвижения на лыжах/; · Секундомеры – у каждого тренера; · Таблицы /результативности/ и стенды; · Компьютеры, принтеры, сканеры, ксероксы; Психологическое обеспечение · Методика определения уровня удовлетворенности условиями реализации образовательной программы педагогами, обучающимися, родителями; · Анкета для обучающихся · Анкета для родителей; · Анкета для педработников; · Диагностика развития личности воспитанника и уровня его самоопределения /9-12 лет/; · Тесты для определения уровня физического развития обучающихся; Материально-техническое обеспечение · Лыжная база «Сулажгора»; · Снегоход -1 шт.; · Арендуемая лыжная база «Курган»; · Наличие учебного оборудования и инвентаря /лыжи, ботинки, палки, мячи футбольные, волейбольные, крепления/; · Использование спортивных залов и площадок в общеобразовательных школах по договорам. Финансовое обеспечение · 1.Работа ГБОУ ДОД РСДЮСШОР РК осуществляется на основании плана финансово – хозяйственной деятельности учреждения на финансовый год согласно государственного задания. · 2.Реализация мероприятий долгосрочных региональных целевых программ. · 3.Спонсорская помощь; · 4.Помощь родителей в приобретении спортинвентаря; · 5.Помощь спонсоров и родителей в ремонте помещений; · 6.Помощь Федерации лыжных гонок и Союза биатлонистов в приобретении призов для награждения, организации и проведении соревнований. Мониторинг реализации образовательной программы Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы: · Достигается ли цель образовательного процесса; · Существует ли дополнительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; · Существуют ли предпосылки для совершенствования работы тренера-преподавателя; · Соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося. Система оценки, контроля и учета результатов освоения образовательной программы обучающихся Задача отслеживания состояния учебного процесса отслеживается путем проведения нулевого, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. Результаты срезов оценивается с помощью рейтинговой оценки. Введение рейтинговой оценки позволяет решить психологическую задачу: снимает негативное восприятие обучающимися неуспешного результата обучения, акцентирует внимание тренера-преподавателя на сопоставлении стартовых позиций обучающегося по отношению к стартовым позициям его товарищей. Анализ результатов срезов осуществляется по фиксированной схеме. Это позволяет определить действия тренера-преподавателя в отношении методики преподавания, уровня учебных программ и успешности обучающихся в предметной области. Входная диагностикапроводится в сентябре месяце на всех этапах обучения. Его цель – определение уровня занятий обучающихся в начале цикла обучения /начальное диагностирование, готовность группы к данному этапу обучения/. В ходе проведения нулевого среза тренер-преподаватель осуществляет: · Прогнозирование /совместно с обучающимися/ возможности успешного обучения на данном этапе; · Разработку совместно с групповой схемы действий для преодоления затруднений в обучении; · Согласование требований при переходе учебного процесса от одного маршрута /этапа/ к другому; · Оценка наличия интегральных связей в обучении; · Оценку методической подготовленности посредством экспертной оценки результатов среза /формирование цели нулевого среза, анализ результатов, план действий и требование к индивидуальному подходу в обучении/. Входная диагностика проводится в форме тестирования физического развития, соревнований, составленных методистами и согласованным с заместителем директора по учебной работе. Результаты среза, анализ с выводами и предложениями обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете. Организация проведения среза осуществляется тренерами-преподавателями, ведущими занятия и контролируется заместителем директора по УВР, методистами. Входящая диагностика проводится во всех учебных группах в соответствии с задачами, состоящими перед спортивной школой. Анализ результатов входной диагностики дает возможность тренеру-преподавателю: · Выбрать методику обучения; · Сформировать мотивацию обучающихся; · Назначить индивидуальные занятия для успевающих или одаренных обучающихся; · Провести коррекцию учебного графика. Текущая диагностика. Цели проведения текущей диагностики: · Оценка успешности продвижения обучающихся на данном этапе подготовки; · Проведение текущих итогов обучения. Задачи текущей диагностики: · Оценка тренером-преподавателем успешности выбора методики обучения; · Корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения; · Формирование рейтинговой оценки обучающихся. Текущая диагностика проводится 1 раз в год в марте в форме выполнения контрольных нормативов по специальной физической подготовленности (на лыжах) и соревнований. Результаты промежуточной диагностики анализируются и обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете. «Успешный» обучающимися предоставляется возможность участвовать в республиканских соревнованиях, из перспективных обучающихся формируются сборные команды школы и Республики Карелия для участия в республиканских и всероссийских соревнованиях, возможность участия в учебно-тренировочных сборах. Итоговая диагностика. Цель проявления итоговой диагностики – подведения итогов завершающегося года обучения. Задачи, решаемые при проведении итоговой диагностики: · Анализ результатов обучения; · Оценка успешности освоения обучающимися программы; · Анализ действий тренера-преподавателя на данном этапе обучения; Итоговая диагностика проводится в мае месяце в форме переводных контрольных нормативов. Результаты диагностики оформляются в виде таблиц сводных данных. При этом результаты диагностики заносятся в заранее подготовленные таблицы. Результаты итоговой диагностики анализируются и обсуждаются с обучающимися и на тренерском совете, а также доводятся до сведения родителей на родительских собраниях.. Результаты, показанные учащимися на приемных экзаменах, заносятся в карту спортсмена. Итоговая аттестация в выпускных группах: Итоговая аттестация в группах НП-2, 3 проводится в марте, мае-июне месяце – в форме сдачи контрольных нормативов по общефизической подготовке. Итоговая аттестация в выпускных группах подтверждается приказом по школе. Список литературы: Диссертация по педагогическим наукам, утвержденные ВАК СССР в августе-сентябре 1991 г. 1. Аблибеков О.А. /Махачкала/- Локальные упражнения с отягощениями как средство силовой подготовки мальчиков 10-15 лет. МОПИ им. Н.К. Крупской. 2. Винник В.А./Москва/- Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности. ВНИИФК. 3. Никощенков С.Л./Смоленск/- методика обучения технике передвижения на лыжах начинающих спортсменок. МОПИ им Н.К. Крупской. 4. Торочкова Т.Ю./Москва/- Содержание и методика учащихся I-IV классов основам самостоятельной игровой деятельности /на примере подвижных игр/. НИИ физиологии детей и подростков АПН ССсР. Список литературы для тренеров-преподавателей: 1. Аграновский М.Н. Лыжный спорт. М., ФиС, 1966.. 2. Аграновский М.Н Гонки на лыжах. М., ФиС, 1968. 3. Аникин Н.П. Применение специальных упражнений в тренировке лыжника-гонщика в подготовительном периоде. «Лыжный спорт» /сборник/, вып. 2.М., ФиС, 1973 4. Бергман И.М. Лыжный спорт Лыжный спорт. М., ФиС, 1968. 5. Бунин И.М. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. Изд-во Лыжный спорт.1979. 6. Бунин И.М. Лыжный спорт /учебное пособие/. М., 2003. 7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста, М., ФиС, 1971. 8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, ФиС, М., 1970. 9. Коробков А.В. Физиологические основы физической культуры и спорта юных спортсменов. М.,ФиС, 1961. 10. Кудрявцев В.И. Лыжные гонки. Программа для ДЮСШ, М.,ФиС, 1971. 11. Контроль за физической подготовленностью учащихся ДЮСШ КАССР по лыжным гонкам: Методические рекомендации для тренеров ДЮСШ.-Петрозаводск: КГПИ, 1989. 12. Лыжные гонки. Правила соревнований. М., ФиС,1976. 13. Лыжные гонки. Программа для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ.-М.: Госкомспорт ССр,1977. 14. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания, М., ФиС, 1976. 15. Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ-Научно-методический журнал «Физическая культура», №2003. 16. О методах и организации отбора в ДЮСШ по лыжному спорту. Методическое письмо. М., Спорткомитет СССР,ВНИИФК, 1972. 17. Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №3, 2002 18. Обухова Н.Б. Стандартная тренировочная программа для развития скоростно-силовых качеств у детей 9-10 лет.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №4, 2002 19. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №3, 2004. 20. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ России. М. 1995. 21. Раменская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетних тренировках лыжников-гонщиков.-М.: СотрАкадемПресс, 2004.-204с.,ил. 22. Хоротянова Г. Нормы нагрузок в соревнованиях по видам спорта для детей, подростков и юношей. М., ФиС,1963. Литература для обучающихся: 1. Берман М. На лыжах по Средней Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1989-88.с. 2. Веденин В.С. С чего начинается лыжня. М.: Физкультура и спорт, 1983- 55с. 3. Глинтерник А.68 Уроков здоровья.-М.- Профиздат, 1967.-117 с. 4. Долгополов Н. 100 вопросов – 10 ответов: Все о спорте.-м.: Мол.Гвардия, 1980.-143 с., ил 5. Дякина Л.А., Образцов И.В. К 100-летию Международного Олимпийского комитете.- м.: Олимпийский комитет, 1993.-17 с. 6. Иссурин А.И. Ленинградцы на белых Олимпиадах.- Ленинград: 1968.-35 с. 7. Климов Ю. Хочешь стать олимпийцем?-М.: ФиС, 1983.- 80 с., ил. 8. Лебедев Л. И др. Гордость советского спорта.- М.: «Плакат», 1980. 25 с. 9. Мауно Сари. Мария Лийса Хямяляйнен: Пер. с финн. – М.: ФиС, 1987.- 160 с., ил. 10. Немухин И. Лыжня покоряется смелым.-М.:ФиС, 1970 – 5 с. 11. Новосельский В.Ф. Азбука физической закалки детей.-Киев, Здоровье, 1991 г. 12. Раменская Т.И. Юный лыжник. Учебно-популярная книга о многолетних тренировках лыжников-гонщиков. - М.: СпортАкадемПресс, 2004.-204 с., ил. 13. Россо Л.В. Век российских скороходов.- М: ФиС, 1990.- 24 с., ил. 14. Хавен Б.Н. Звезды спорта: Справочник. – М.:ФиС, 1975.-375 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|