Направление на производственную практику
Кафедра «Социология»
Е.А. Михайлова
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания По прохождению практик студентами направления Бакалавр социологии» Санкт-Петербург Одобрены на заседании кафедры «Социология», протокол № 6 от 12.02.2009 г. Рекомендовано Учебно-методическим советом по специальности 040201.65 (020300) «Социология» и направления 040200.62 (521200) «Бакалавр социологии» протокол № 2 от 13.01.2009г.
Методические указания по прохождению практик для студентов направления 040200.62 (521200) – бакалавр социологии. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009 г. - 15 с.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии
Составитель: канд. соц. наук Е.А. Михайлова
Рецензент: док. соц. наук, проф. В.Х Тхакахов
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 2009 г. ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа подготовки социолога предполагает прохождение студентами направления 04000.62 - «Бакалавр социологии» различных видов практик: производственной, педагогической (преддипломной), каждая из которых способствует профессиональному становлению и формированию у студентов необходимых профессиональных навыков и умений. Производственная практика занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студента. Производственная практика - апробация знаний студентов, полученных за период обучения в вузе.
Педагогическая практика организуется с целью выработки у студентов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы.
Все виды практик являются активными индивидуальными формами обучения студентов и способствуют профессиональной социализации студента. В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания.
На практическую подготовку бакалавров социологии по Государственному образовательному стандарту отводится 8 учебных недель. Это время распределяется следующим образом:
Очная форма обучения. I курс, 2 семестр - производственная практика, 2 недели, I I I курс, 4 семестр - производственная практика, 2 недели, I I I курс, 6 семестр – педагогическая практика, 2 недели, IV курс, 8 семестр - педагогическая практика, 2 недели,
Заочная форма обучения I I I курс, 6 семестр – производственная практика, 4 недели, V курс, 9 семестр - педагогическая практика, 4 недели,
Программы практик разрабатываются на кафедре социологии, ответственной за организацию и проведение практики, в сотрудничестве с предприятиями, учреждениями, организациями, центрами и институтами, службами и фондами, которые могут стать местом работы бакалавра социологии. Руководство практикой осуществляется со стороны кафедры социологии и со стороны учреждения, где проходит практика. Руководителем практики на кафедре является ответственный преподаватель, задачей которого является подготовка необходимых документов, информирование студентов по вопросам прохождения практики, ее содержания, отчетной документации и т. д. Руководитель практики на месте ее прохождения назначается со стороны администрации учреждения, где проходит практика. Он непосредственно организует, направляет и контролирует работу студента в процессе прохождения практики.
Место прохождения практики студентов определяется с учетом пожелания студентов и может быть предложено руководителем практики или выбрано студентом самостоятельно. Место прохождения практики должно быть заранее согласовано с руководителями предприятий, учреждений, организаций, вузов, в которых предполагается прохождение практики. Общие цели практик: • апробация знаний, полученных в вузе; • углубление знаний об актуальных социальных проблемах и традиционных и инновационных способах их решения; • развитие профессиональных навыков и умений, использование технологии и методики прикладных социологических исследований; • приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы. • адаптация к будущей профессиональной деятельности, формирование адекватной самооценки. • формирование навыков планирования самостоятельной деятельности, развитие коммуникативных и организаторских способностей
Организация и проведение любого вида практик включает три основных этапа. I этап - Организационно-подготовительный - получение установки относительно целей и задач практики, задания и инструкции по их выполнению. Руководитель практики знакомит студентов с требованиями, предъявляемыми к ним как к практикантам, напоминает об их правах и обязанностях, помогает оформить и заверяет индивидуальные планы работы на практике, дает консультации по выполнению задач производственной практики. Кроме того, оговариваются вопросы о формах отчета по результатам практики и правила оформления дневника практики. II этап - Оперативный - работа на предприятиях, в учреждениях, организациях: выполнение плана практики, ведение дневника практики, сбор материалов, необходимых для курсового и дипломного исследований, приобретение новых навыков практической работы, новых знаний, ознакомление с организацией работы специалистов. По итогам работы руководитель практики от учреждения предоставляет студенту характеристику.
III этап - Результативный - подведение итогов практики: предоставление дневника практики, отчета о проделанной работе и характеристики на подпись руководителю практики, сдача зачета по практике.
Студент-практикант обязан: 1. Подчиняться распорядку работы учреждения – места прохождения практики. 2. Соблюдать выполнение ежедневной учебной нагрузки в объеме 6академических часов, 3. Своевременно и качественно выполнять задания практики, обрабатывать и обобщать накопленный материал, 5. Выполнять указания и поручения руководителей практики со стороны университета и учреждения – места прохождения практики, 6. Ежедневно заполнять дневник практики и предоставлять на подпись руководителю практики от учреждения, 7. Своевременно предоставить отчетные документы по пройденной практике. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика проводится согласно учебному плану вуза на предприятиях, в учреждениях, центрах, институтах, социологических службах, фондах, которые могут стать будущим местом работы выпускников- бакалавров социологии. Основными базами, где проходят практику бакалавры социологии, являются: предприятия и учреждения, центры и институты, службы и фонды. Базами для проведения учебно-производственной практики могут являться: социологические центры, службы и фонды; аналитические, экспертно-консультационные, консалтинговые службы, фирмы и компании; структурные подразделения органов государственной и муниципальной власти, осуществляющие сбор, переработку и анализ информации по вопросам социального развития; высшие и средние учебные заведения; центры избирательных технологий; социальные службы системы социального обслуживания населения, оказывающие помощь и поддержку представителям различных социальных групп, подразделения департамента занятости населения, фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, учреждения, организации, службы системы здравоохранения, образования, МВД,
общественные организации и т.д.
Этапы производственной практики: Организационно-подготовительный (получение направления на практику, документации и формулирование индивидуального задания) Оперативный - работа в научных и производственных учреждениях Результативный - отчетный
Цель производственной практики - закрепление и углубление теоретических знаний в области социологии, приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы.
Задачи производственной практики: Анализ деятельности служб, учреждений, организаций, в которых проходит практика Закрепление навыков исследовательской деятельности Отработка на практике навыков решения самостоятельных исследовательских задач.
Для решения трех указанных задач необходимо выполнить следующее: 1. Осуществить информационно-аналитический обзор деятельности служб, учреждений, организаций, в которых проходит практика. Для этого необходимо собрать и проанализировать следующую информацию: цели, задачи, направления, основные виды деятельности организации; учредители, нормативно-правовое обеспечение, законодательная база, организационно-правовая форма социологической службы, учреждения, организации; управление в учреждении (распределение обязанностей и ответственности); структурные подразделения; кадровое обеспечение учреждения (штатное расписание, состав кадров, должностные права и обязанности, оценки кадровой ситуации); организация труда в подразделениях (организация рабочих мест, условия труда, распорядок дня, типичные виды работ); финансово-хозяйственная деятельность; взаимодействие с другими учреждениями, организациями различных форм собственности (государственные, общественные, частные). результаты работы (виды и содержание результата работы, критерии оценок результатов, причин эффективности или неэффективности работы); документация, используемая в учреждении.
2. Развить имеющиеся навыки работы с документами. Овладеть навыками оформления документов, которые ведутся специалистами служб, организаций, учреждений (отчетная документация, программы, анкеты соц. исследования и др)
3. Отработать на практике навыки решения самостоятельных исследовательских задач. Самостоятельная исследовательская задача может содержать: Разработку программы и сбор эмпирической информации в рамках самостоятельного социологического исследования Участие в разработке программы или сборе эмпирической информации в рамках исследования организации Оценка возможностей и проблем применения конкретных методов сбора эмпирической информации (на основании собственного опыта работы)
Подготовка полученной в организации первичной социологической информации к обработке на ЭВМ Обобщение и отображение результатов исследования (в том числе в табличной, графической форме)
Выбор конкретного вида самостоятельной исследовательской задачи совершается в зависимости от условий прохождения практики в организации.
В ходе производственной практики студент должен выявить соотношение полученных теоретических знаний и реальной практики работы в качестве специалиста социологической службы.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Работа студентов контролируется руководителем практики от учреждения и руководителем от кафедры. В результате практики студент должен предоставить отчет о прохождении практики, в котором отразить: содержание работы по каждому дню практики и ее анализ; оценка работы с точки зрения научно-практического решения проблем социальной работы свои выводы о качестве работы учреждения; рекомендации по усовершенствованию работы учреждения; определиться с тематикой своей будущей дипломной работы и с пригодностью данного учреждения для сбора информации на практическую часть дипломной работы По окончании практики студент сдает зачет (защищает отчет) комиссии, в состав которой входит преподаватель, руководитель практики от вуза и, повозможности, от предприятия.
ДОКУМЕНТЫ ПРАКТИКИ Рабочей документацией студента-практиканта являются: программа практики, которую студент получает от руководителя, индивидуальный план работы, учитывающий специфику и особенности данного типа учреждения (составляется студентом совместно с групповым руководителем), дневник практики, отражающий ежедневную работу студента в учреждении с соответствующим анализом результатов собственной деятельности. По окончанию практики студент в течение недели оформляет отчетные материалы: письменный отчет, дневник, подписанный групповым руководителем от предприятия. Отчет о практике должен содержать сведения о выполненной студентом работе в период практики. Направление на производственную практику Направление студент должен предоставить по месту прохождения практики. Направление содержит название практики, ее вид и сроки. Направление оформляет ответственный по кафедре за организацию и проведение практики.
Индивидуальный рабочий план практики Индивидуальный рабочий план практики - это персональная программа прохождения практики, составляется студентом до выхода на практику. В него входит описание задач, которые студент планирует решить во время практики. Задачи индивидуального плана практики должны соответствовать общим задачам практики согласно программе учебно-производственной практики. Индивидуальный план практики заверяется руководителем практики от кафедры и научным руководителем, осуществляющим руководство исследовательской работой студента. При выходе на практику студент-практикант должен предоставить данный план для ознакомления руководителю практики от выбранной организации, учреждения.
Дневник практики Дневник практики - это специальная тетрадь, в которой фиксируются все выполненные в ходе практики работы и проведенные мероприятия. В период прохождения практики студент ежедневно, с первого дня пребывания на практике, записывает содержание и результаты выполняемой работы. Записи в дневнике ежедневно подписываются руководителем практики от организации, учреждения. По окончании практики дневник предоставляется на проверку руководителю практики от кафедры. Во вводной части дневника должны быть отражены следующие сведения: - общие цели и задачи учебно-производственной практики, соответствующие программе, - индивидуальный план практики, Основная часть дневника содержит данные о выполненной работе за каждый день практики.
Отчет студента о прохождении практики. В отчет входят следующие пункты: • описание места прохождения практики, • описание процесса решения рабочих задач, поставленных в индивидуальном рабочем плане, • краткое описание всех видов работ, которые были выполнены студентом во время прохождения практики • трудности и проблемы практики, предложения по совершенствованию ее организации, • степень удовлетворенности практикой. Отчет предоставляется руководителю практики от организации, учреждения, заверяется его подписью и печатью учреждения.
Характеристика руководителя учреждения, в которой отражены: уровень теоретических знаний студента, отношение студента к выполняемым заданиям; объем выполненных заданий; оценка руководителя учреждения работы студента по пятибалльной системе; замечания; пожелания, рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента. Характеристика подписывается руководителем практики от организации, учреждения и заверяется печатью организации, учреждения, в котором студент прошел практику. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Педагогическая практика организуется с целью выработки у студентов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисциплинам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы. Педагогическая практика включает в себя посещение семинарских занятий, проводимых руководителем-методистом, самостоятельное проведение семинарских занятий, предоставление текста лекции. Организацией педпрактики руководит заместитель директора по учебной работе. Теоретическое и методическое руководство педпрактикой осуществляют преподаватели-методисты, имеющие ученую степень и ученое звание. Студент-практикант представляет дневник практики и текст лекции руководителю-методисту. По окончании педпрактики студенту проставляется оценка в зачетную книжку. Список рекомендуемой литературы
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М., Инфра-М, 2004 Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие для вузов. - Издательство: МАТИЦА, 2003 Рабочая книга социолога. – М., 1983 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М, 1987 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ХАРАКТЕРИСТИКА студента ИСиУСП СПбГУСЭ специальность, группа, курс _________(ФИО студента)
(ФИО) проходил производственную практику в (место прохождения практики) с «___» по «___» ________ 200_года.
За время прохождения практики (ФИО) показал (сведения об уровне теоретических знаний, личностных качествах студента, его отношении к выполняемым обязанностям и объеме выполненных заданий).
По результатам прохождения практики выполненная работа может быть оценена на _________ (оценка по пятибалльной шкале).
Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента:
Дата. Подпись руководителя практики. Печать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец титульного листа и разделов дневника практики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|