Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление на производственную практику

Кафедра «Социология»

 

 

 

Е.А. Михайлова

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Методические указания

По прохождению практик студентами направления

Бакалавр социологии»

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры «Социология», протокол № 6 от 12.02.2009 г.

Рекомендовано Учебно-методическим советом по специальности 040201.65 (020300) «Социология» и направления 040200.62 (521200) «Бака­лавр социологии» протокол № 2 от 13.01.2009г.

 

Методические указания по прохождению практик для студентов направления 040200.62 (521200) – бакалавр социологии. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009 г. - 15 с.

 

Настоящие методические указания разработаны в соответствии
с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования – 2000, Рабочей программой и предназначены для студентов СПбГУСЭ направления 040200.62 (521200) – бакалавр социологии очного и заочного отделения.

 

Составитель: канд. соц. наук Е.А. Михайлова

 

 

Рецензент: док. соц. наук, проф. В.Х Тхакахов

 

 

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2009 г.


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная программа подготовки социолога предполагает прохождение студентами направления 04000.62 - «Бакалавр социологии» различных видов прак­тик: производственной, педагогической (преддипломной), каждая из которых способствует профессиональному становлению и формированию у студентов необходимых профессиональных навыков и умений.

Производственная практика занимает ведущее место в профес­сиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профес­сиональной специализации студента. Производственная практика - апробация знаний студентов, полученных за период обучения в вузе.

 

Педагогическая практика организуется с целью выработки у студентов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисципли­нам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы.

 

Все виды практик являются активными индивидуальными формами обу­чения студентов и способствуют профессиональной социализации студента.

В ходе практики у студентов вырабатываются умения работать самостоя­тельно, опираясь на индивидуальные планы и задания.

 

На практическую подготовку бакалавров социологии по Государственному образова­тельному стандарту отводится 8 учебных недель. Это время распределяется следующим образом:

 

Очная форма обучения.

I курс, 2 семестр - производственная практика, 2 недели,

I I I курс, 4 семестр - производственная практика, 2 недели,

I I I курс, 6 семестр – педагогическая практика, 2 недели,

IV курс, 8 семестр - педагогическая практика, 2 недели,

 

Заочная форма обучения

I I I курс, 6 семестр – производственная практика, 4 недели,

V курс, 9 семестр - педагогическая практика, 4 недели,

 

 

Программы практик разрабатываются на кафедре социологии, ответст­венной за организацию и проведение практики, в сотрудничестве с предпри­ятиями, учреждениями, организациями, центрами и институтами, службами и фондами, которые могут стать местом работы бакалавра социологии.

Руководство практикой осуществляется со стороны кафедры социологии и со стороны учреждения, где проходит практика.

Руководителем практики на кафедре является ответственный преподава­тель, задачей которого является подготовка необходимых документов, информирование студентов по вопросам прохождения практики, ее содержания, отчетной документации и т. д.

Руководитель практики на месте ее прохождения назначается со стороны администрации учреждения, где проходит практика. Он непосредственно орга­низует, направляет и контролирует работу студента в процессе прохождения практики.

Место прохождения практики студентов определяется с учетом пожела­ния студентов и может быть предложено руководителем практики или выбрано студентом самостоятельно. Место прохождения практики должно быть заранее согласовано с руководителями предприятий, учреждений, организаций, вузов, в которых предполагается прохождение практики.

Общие цели практик:

• апробация знаний, полученных в вузе;

• углубление знаний об актуальных социальных проблемах и традицион­ных и инновационных способах их решения;

• развитие профессиональных навыков и умений, использование техно­логии и методики прикладных социологических исследований;

• приобретение практического опыта и навыков научной и производст­венной работы.

• адаптация к будущей профессиональной деятельности, формирование адекватной самооценки.

• формирование навыков планирования самостоятельной деятельности, развитие коммуникативных и организаторских способностей

 

Организация и проведение любого вида практик включает три основных этапа.

I этап - Организационно-подготовительный - получение установки отно­сительно целей и задач практики, задания и инструкции по их выполнению. Ру­ководитель практики знакомит студентов с требованиями, предъявляемыми к ним как к практикантам, напоминает об их правах и обязанностях, помогает оформить и заверяет индивидуальные планы работы на практике, дает консуль­тации по выполнению задач производственной практики. Кроме того, оговари­ваются вопросы о формах отчета по результатам практики и правила оформле­ния дневника практики.

II этап - Оперативный - работа на предприятиях, в учреждениях, органи­зациях: выполнение плана практики, ведение дневника практики, сбор мате­риалов, необходимых для курсового и дипломного исследований, приобретение новых навыков практической работы, новых знаний, ознакомление с организа­цией работы специалистов. По итогам работы руководитель практики от учре­ждения предоставляет студенту характеристику.

III этап - Результативный - подведение итогов практики: предоставление дневника практики, отчета о проделанной работе и характеристики на подпись руководителю практики, сдача зачета по практике.

 

 

Студент-практикант обязан:

1. Подчиняться распорядку работы учреждения – места прохождения практики.

2. Соблюдать выполнение ежедневной учебной нагрузки в объеме 6ака­демических часов,

3. Своевременно и качественно выполнять задания практики, обрабаты­вать и обобщать накопленный материал,

5. Выполнять указания и поручения руководителей практики со стороны

университета и учреждения – места прохождения практики,

6. Ежедневно заполнять дневник практики и предоставлять на подпись руководителю практики от учреждения,

7. Своевременно предоставить отчетные документы по пройденной прак­тике.


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

Производственная практика проводится согласно учебному плану вуза на предприятиях, в учреждениях, центрах, институтах, социологических службах, фондах, которые могут стать будущим местом работы выпускников- бакалавров социологии.

Основными базами, где проходят практику бакалавры социологии, являются: предприятия и учреждения, центры и институты, службы и фонды.

Базами для проведения учебно-производственной практики могут являть­ся:

социологические центры, службы и фонды;

аналитические, экспертно-консультационные, консалтинговые службы,

фирмы и компании;

структурные подразделения органов государственной и муниципальной власти, осуществляющие сбор, переработку и анализ информации по вопросам социального развития;

высшие и средние учебные заведения;

центры избирательных технологий;

социальные службы системы социального обслуживания населения, ока­зывающие помощь и поддержку представителям различных социальных групп,

подразделения департамента занятости населения,

фонды социального, медицинского и пенсионного страхования,

учреждения, организации, службы системы здравоохранения, образова­ния, МВД,

общественные организации и т.д.

 

Этапы производственной практики:

Организационно-подготовительный (получение направления на практику, документации и формулирование индивидуального задания)

Оперативный - работа в научных и производственных учреждениях

Результативный - отчетный

 

Цель производственной практики - закрепление и углубление теоретиче­ских знаний в области социологии, приобретение практического опыта и навы­ков научной и производственной работы.

 

Задачи производственной практики:

Анализ деятельности служб, учреждений, организаций, в которых прохо­дит практика

Закрепление навыков исследовательской деятельности

Отработка на практике навыков решения самостоятельных исследова­тельских задач.

 

Для решения трех указанных задач необходимо выполнить следующее:

1. Осуществить информационно-аналитический обзор деятельности служб, учреждений, организаций, в которых проходит практика.

Для этого необходимо собрать и проанализировать следующую инфор­мацию:

цели, задачи, направления, основные виды деятельности организации;

учредители, нормативно-правовое обеспечение, законодательная база, ор­ганизационно-правовая форма социологической службы, учреждения, органи­зации;

управление в учреждении (распределение обязанностей и ответственно­сти);

структурные подразделения;

кадровое обеспечение учреждения (штатное расписание, состав кадров, должностные права и обязанности, оценки кадровой ситуации);

организация труда в подразделениях (организация рабочих мест, условия труда, распорядок дня, типичные виды работ);

финансово-хозяйственная деятельность;

взаимодействие с другими учреждениями, организациями различных форм собственности (государственные, общественные, частные).

результаты работы (виды и содержание результата работы, критерии оце­нок результатов, причин эффективности или неэффективности работы);

документация, используемая в учреждении.

 

2. Развить имеющиеся навыки работы с документами. Овладеть навыками оформления документов, которые ведутся специалистами служб, организаций, учреждений (отчетная документация, программы, анкеты соц. исследования и др)

 

3. Отработать на практике навыки решения самостоятельных исследова­тельских задач.

Самостоятельная исследовательская задача может содержать:

Разработку программы и сбор эмпирической информации в рамках само­стоятельного социологического исследования

Участие в разработке программы или сборе эмпирической информации в рамках исследования организации

Оценка возможностей и проблем применения конкретных методов сбора эмпирической информации (на основании собственного опыта работы)

Подготовка полученной в организации первичной социологической ин­формации к обработке на ЭВМ

Обобщение и отображение результатов исследования (в том числе в таб­личной, графической форме)

 

Выбор конкретного вида самостоятельной исследовательской задачи со­вершается в зависимости от условий прохождения практики в организации.

 

В ходе производственной практики студент должен выявить соотношение полученных теоретических знаний и реальной практики работы в качестве спе­циалиста социологической службы.

 

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Работа студентов контролируется руководителем практики от учрежде­ния и руководителем от кафедры. В результате практики студент должен пре­доставить отчет о прохождении практики, в котором отразить:

содержание работы по каждому дню практики и ее анализ;

оценка работы с точки зрения научно-практического решения проблем социальной работы свои выводы о качестве работы учреждения;

рекомендации по усовершенствованию работы учреждения;

определиться с тематикой своей будущей дипломной работы и с пригод­ностью данного учреждения для сбора информации на практическую часть ди­пломной работы

По окончании практики студент сдает зачет (защищает отчет) комиссии, в состав которой входит преподаватель, руководитель практики от вуза и, повозможности, от предприятия.

 

ДОКУМЕНТЫ ПРАКТИКИ

Рабочей документацией студента-практиканта являются: программа практики, которую студент получает от руководителя, индивидуальный план работы, учитывающий специфику и особенности данного типа учреждения (составляется студентом совместно с групповым ру­ководителем),

дневник практики, отражающий ежедневную работу студента в учрежде­нии с соответствующим анализом результатов собственной деятельности.

По окончанию практики студент в течение недели оформляет отчетные материалы: письменный отчет, дневник, подписанный групповым руководите­лем от предприятия. Отчет о практике должен содержать сведения о выполнен­ной студентом работе в период практики.

Направление на производственную практику

Направление студент должен предоставить по месту прохождения прак­тики. Направление содержит название практики, ее вид и сроки. Направление оформляет ответственный по кафедре за организацию и проведение практики.

 

Индивидуальный рабочий план практики

Индивидуальный рабочий план практики - это персональная программа прохождения практики, составляется студентом до выхода на практику. В него входит описание задач, которые студент планирует решить во время практики. Задачи индивидуального плана практики должны соответствовать общим зада­чам практики согласно программе учебно-производственной практики.

Индивидуальный план практики заверяется руководителем практики от кафедры и научным руководителем, осуществляющим руководство исследова­тельской работой студента. При выходе на практику студент-практикант дол­жен предоставить данный план для ознакомления руководителю практики от выбранной организации, учреждения.

 

Дневник практики

Дневник практики - это специальная тетрадь, в которой фиксируются все выполненные в ходе практики работы и проведенные мероприятия. В период прохождения практики студент ежедневно, с первого дня пребывания на прак­тике, записывает содержание и результаты выполняемой работы. Записи в дневнике ежедневно подписываются руководителем практики от организации, учреждения. По окончании практики дневник предоставляется на проверку ру­ководителю практики от кафедры.

Во вводной части дневника должны быть отражены следующие сведения:

- общие цели и задачи учебно-производственной практики, соответст­вующие программе,

- индивидуальный план практики,

Основная часть дневника содержит данные о выполненной работе за ка­ждый день практики.

 

Отчет студента о прохождении практики. В отчет входят следующие пункты:

• описание места прохождения практики,

• описание процесса решения рабочих задач, поставленных в индивиду­альном рабочем плане,

• краткое описание всех видов работ, которые были выполнены студен­том во время прохождения практики

• трудности и проблемы практики, предложения по совершенствованию ее организации,

• степень удовлетворенности практикой.

Отчет предоставляется руководителю практики от организации, учрежде­ния, заверяется его подписью и печатью учреждения.

 

Характеристика руководителя учреждения, в которой отражены:

уровень теоретических знаний студента,

отношение студента к выполняемым заданиям;

объем выполненных заданий;

оценка руководителя учреждения работы студента по пятибалльной сис­теме;

замечания;

пожелания, рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента.

Характеристика подписывается руководителем практики от организации, учреждения и заверяется печатью организации, учреждения, в котором студент прошел практику.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

Педагогическая практика организуется с целью выработки у студентов навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по социологическим дисципли­нам, а также приобретение опыта организационной и воспитательной работы.

Педагогическая практика включает в себя посещение семинарских заня­тий, проводимых руководителем-методистом, самостоятельное проведение се­минарских занятий, предоставление текста лекции.

Организацией педпрактики руководит заместитель директора по учебной работе. Теоретическое и методическое руководство педпрактикой осуществля­ют преподаватели-методисты, имеющие ученую степень и ученое звание.

Студент-практикант представляет дневник практики и текст лекции руко­водителю-методисту. По окончании педпрактики студенту проставляется оцен­ка в зачетную книжку.


Список рекомендуемой литературы

 

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М., Инфра-М, 2004

Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие для вузов. - Издательство: МАТИЦА, 2003

Рабочая книга социолога. – М., 1983

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М, 1987

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

студента ИСиУСП СПбГУСЭ

специальность, группа, курс

_________(ФИО студента)

 

(ФИО) проходил производственную практику в (место прохождения практики) с «___» по «___» ________ 200_года.

 

За время прохождения практики (ФИО) показал

(сведения об уровне теоретических знаний, личностных качествах студента, его отношении к выполняемым обязанностям и объеме выполненных заданий).

 

По результатам прохождения практики выполненная работа может быть оценена на _________ (оценка по пятибалльной шкале).

 

Рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента:

 

Дата.

Подпись руководителя практики.

Печать.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа и разделов дневника практики

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...