Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Официальный рецензент: Фёдорова Наталия Анатольевна

Гу Ин

 

Роль СМИ в формировании образа трудовой миграции

(на примере печатных СМИ за период 2000-2013 годов)

 

Специальность: 031300.68 – «Журналистика. Политическая проблематика»

 

АВТОРЕФЕРАТ

магистерской диссертации

 

 

Казань

Работа выполнена на кафедре прикладной политологии

и связей с общественностью

Института массовых коммуникаций и социальных наук

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 

Научный руководитель: Туманов Дмитрий Валерьевич

кандидат филологических наук, доцент

(Казанский федеральный университет)

 

Официальный рецензент: Фёдорова Наталия Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент

(Казанский федеральный университет)

 

Защита состоится 9 июня 2014 года в 9 часов на заседании Государственной аттестационной комиссии по адресу: 420008 г. Казань ул. ул. Профессора Нужина, д.2, каб. 101.

 

E-mail: guying@mail.ru

 

 

С диссертацией можно ознакомиться на кафедре прикладной политологии и связей с общественностью Института массовых коммуникаций и социальных наук КФУ (420008 г. Казань ул. Профессора Нужина, д. 2, каб. 101 (со стороны ул. Пушкина)

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В XXI веке бурно развивается процесс глобализации, при котором происходит обмен и распределение различных ресурсов: природных, финансовых, технических, политических, культурных, трудовых. На современные условия изменения потоков международной трудовой миграции оказывают воздействие почти на все стороны развития стран. Нельзя не отметить, что трудовые ресурсы не только являются важными факторами капиталистической экономики, но в качестве особого вида товара приобретают особые политико-социальные признаки, находящие отражение в формировании новых концептов давно существующих понятий.

Одна из важных причин, способствующих международному перемещению людских ресурсов – переход большинства относительно развитых стран к постиндустриальному обществу, характеризующемуся превышением смертности над рождаемостью. В числе стран с такой характеристикой оказалась и Россия. Начиная с 1990-х годов Россия переживает резкое сокращение населения. Демографическая кризисная ситуация продолжается до сих пор. Низкая рождаемость и как следствие – старение населения и уменьшение трудоспособной части общества приводят к нехватке рабочей силы. Внешние миграционные потоки в Россию в этой ситуации как раз компенсируют естественную убыль населения и вносят свой вклад в социально-экономическое развитие страны.

Однако миграционный приток сопровождается не только демографической и экономической выгодами, но и социально-культурными конфликтами, столкновениями, что на сегодняшний день оказывается чрезвычайно актуальным для формирования социального самочувствия российского общества. Согласно опросу, проведённому в октябре 2013 года Левада-центром, больше половины опрошенных считают, что «в России массовые кровопролитные столкновения на национальной почве возможны»: 78% респондентов высказались за ограничение притока приезжих.

При таком настроении общества, тема внешней трудовой миграции не может не отражаться в средствах массовой информации, которые представляют собой важные инструменты формирования и функционирования коммуникационных процессов. СМИ не только информируют, но и интерпретируют события, способствуя формированию у аудитории представлений, образов, стереотипов, мифов, ценностей и т. д. Следует признать важным, что количество публикаций о трудовой миграции в Россию значительно увеличивается, так как масс-медиа эффективно воздействуют на общественное мнение. Создаваемые СМИ стереотипы влияют на оценку трудовой миграции и поведение жителей страны в отношении приезжих, трансформируясь в ценностные системы и установленные общественные мнения.

Средства массовой информации оказывают влияние на формирование концепта «мигрант», на установление межэтнических отношений и развитие мигрантофобии как особой формы предубеждения и дискриминации против переселенцев, поэтому исследование публикаций по этой тематике становится чрезвычайно важным для понимания путей дальнейшего развития общества, процессов глобализации и формирования толерантности/ин­толерантности в отношении миграции.

Степень научной разработанности темы. Изучение научной и публицистической литературы показало, что разработка проблем миграции лежит в междисциплинарной области – политология, социология, психология, экономика, демография, правоведение, философия и многие другие науки обращаются к исследованию миграционных потоков и способов адаптации переселенцев.

Анализ миграционной политики в Российской Федерации наиболее полно отразился в работах российских учёных С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова[1], Ж.А. Зайончковской[2], Ю.Г. Ефимова[3], А.Г. Ларина[4], В.И. Мукомеля[5], Л.Л. Рыбаковского[6], А.И. Стребкова[7], В.И. Якунина[8] и других.

Стремление человечества разделять мир на «своих» и «чужих» стало предметом изучения А.М. Верховского[9], И.М. Дзялошинского[10], С.К. Шайхитдиновой[11] и других.

Проблемы взаимоотношений приезжих и татарстанцев рассматриваются в исследованиях Г.Ф. Габдрахмановой[12], Л.Р. Низамовой[13], JI.B. Сагитовой[14], A.Л. Салагаева[15] и ряда других учёных.

Несмотря на большое число работ, посвященных анализу ситуации взаимодействия принимающего сообщества и мигрантов, особенно в мегаполисах, исследование проблем миграции в контексте трансформации межэтнических отношений в принимающих регионах, и факторов (экономических, социально-политических, культурных и др.), оказывающих влияние на этот процесс, значительно меньше исследована роль СМИ как такого фактора. Проблемой данного исследования является изучение роли СМИ в формировании стереотипов в восприятии образа иноязычного трудового мигранта у принимающего сообщества в контексте конструирования межнациональных отношений.

Объект исследования: печатные публикации, касающиеся темы трудовой миграции.

Предмет исследования: методы и механизмы создания образа мигранта в СМИ.

Цель исследования – выявить главные подходы и приёмы формирования стереотипа восприятия мигрантов как основы концепта «мигрант».

Для реализации поставленной цели выделены следующие задачи:

1) рассмотреть концепт «мигрант» в российском языковом сознании;

2) раскрыть роль СМИ в формировании образа мигранта;

3) провести контент-анализ федеральной прессы за период 2000-2013 годов;

4) выявить главные приёмы и методы формирования толерантности/интолерантности в СМИ в отношении к внешней трудовой миграции в России;

5) сравнить разные концепты и показать особенности динамики в конструировании образа мигранта в федеральной печати.

Гипотеза исследования. Масс-медиа способны провоцировать у людей этнические эмоции и чувства, внушать им мигрантофобию, в результате которой ксенофобские межэтнические отношения перерастают в межэтническую напряженность и приводят к массовым кровопролитным столкновениям. Федеральная пресса, представляя позицию государства, характеризующегося демократическими ценностями равенства, свободы, законности, акцентируются взаимопонимание, сотрудничества, дружба народов, освещая проблемы внешней трудовой миграции, направляет свои усилия на формирование солидарности, взаимопомощи, толерантности и создание гармоничного здорового общества.

Теоретико-методологической основой исследования послужили базовые положения политологии (А.Г. Ларин, В.И. Мукомель, Л.Л. Рыбаковский), социологии (Г.Ф. Габдрахманова, Л.Р. Низамова, A.Л. Салагаев) и журналистиковедения (А.М. Верховский, И.М. Дзялошинский, С.К. Шайхитдинова).

Методика исследования публикаций, посвящённых формированию образа мигранта в СМИ, представлена в работах В.Н. Титова «О формировании прессой образа этнического иммигранта в СМИ»[16] и Т.Г. Скребцовой «Образ мигранта в современных российских СМИ»[17]. Методология раскрытия проблем миграции раскрыта в трудах С.В. Рязанцева «Социально-экономическая адаптация этнических мигрантов»[18] и Р.В. Осина «Образ трудового мигранта в средствах массой информации и его восприятие гражданами России»[19]. И.М. Дзялошинский, структурировав методы манипуляции в СМИ, выделил как наиболее часто встречающийся – метод создания фактов, при использовании которого СМИ передают действительные правдоподобные, выдуманные правдоподобные и действительные неправдоподобные данные[20].

Хронологические рамки исследования. Нами выбраны ключевые даты в истории России как вехи для замера конструирования концепта «мигрант» в федеральных печатных СМИ: 2000 год – начало первого президентского срока В.В. Путина[21], 2005 год – первый год второго президентского срока В.В. Путина и начало осуществления «Национальных проектов» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем, 2009 год – первый год президентского срока Д.А. Медведева, 2013 год – первый год третьего президентского срока В.В. Путина. Таким образом, мы проводим мониторинг общественного мнения в восприятии образа мигранта в ключевые политические моменты российского государства.

Эмпирическая база исследования. Для проведения замеров нами выбраны три федеральных издания: «Российская Газета» как правительственное издание, газета «Труд» как качественное издание и газета «Комсомольская правда» как массовое издание. Это позволит нам наиболее полно охватить несколько сегментов читательской аудитории и понять значение концепта «мигрант», наиболее распространенное в общественном сознании. В определении типологии изданий мы руководствовались исследованиями С.М. Гуревича[22].

Научная новизна исследования. В нашей работе впервые проведён анализ этносоциальных и этнополитических проблем трудовой миграции через концепт «мигрант», формирующийся в языковом сознании как содержательное понятие, включающее в себя совокупность менталитетных (духовных) и материальных особенностей. Подобный подход предлагается нами для анализа и исследования создания образа мигранта не только исходя из реальных политических, экономических, социальных, культурных реалий, но и психологических, интеллектуальных, эмоциональных особенностей восприятия переселенцев. Обозначенный концепт помогает исследовать пути формирования стереотипов в восприятии образа мигранта и понять процесс конструирования межнациональных отношений в средствах массовой информации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из синтензированных и сформулированных нами основных признаков категории «концепт», понятие «мигрант» рассматривается как концепт – совокупность знаний о существенных кругах миграционных компонентов и образах, сформированных на основе миграционной реалии и под влиянием интеллектуальных, психологических, эмоциональных, культурных и словесных отношений.

2. В рамках исследуемого субъекта – мигрант, можно выделить следующую типологию концепта «мигрант»:

Концепт-представление – обобщённый чувственно-наглядный образ предмета или явления. Представление о мигрантах с точки зрения количества: «понаехавший», «потоки», «тьма» и т.д. Преставление о мигрантах с точки зрения внешности: «чернокожий», «узкие зрачки», «грязный» и т.д. Представление о мигрантах с точки зрения оценки: «гость», «чужак».

Концепт-схема – некоторая обобщённая пространственно-графическая или контурная схема. Схема с точки зрения места происхождения: «азербайджанцы», «киргизы», «узбеки» и т.д. Схема с точки зрения динамичных демографических основных признаков: количество, возраст, гендер, степень образованности, профессия и т. д. Схема с точки зрения мотива перемещения: экономический, политический, природный, военный, религиозный и другие.

Концепт-понятие – отражающий общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления.

Концепт-фрейм – многокомпонетный концепт, объёмное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. Фрейм с точки зрения разделения сфер общества: политический, экономический, социальный, культурный и т.д. Фрейм с точки зрения конкретной сферы общества: социальная сфера – образование, жильё, транспорт, занятость, здоровье.

Отметим, что в Китае концепт-фрейм чрезвычайно распространён в изучении проблемной типологии переселенцев.

Концепт-сценарий – последовательность нескольких эпизодов во времени, стереотипичные эпизоды с признаком движения. Концепт-сценарий в ходе миграционных процессов переживает несколько стадий: знакомство, столкновение, адаптация, драки, преступление и т.д. Данный концепт даёт возможность познавать мигранта в процессе его развития.

Концепт-гештальт – комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании. Этот концепт говорит о целостном образе, совмещающем чувствительные и рациональные элементы. При его формировании существенно мешает ограниченность знаний и искажение полученной информации.

Концепт-двойной эффект – оценка мигранта с точки зрения исполняемой им роли: преступник или жертва преступности; выгода и потеря от миграции; легальный или нелегальный и т.д.

Концепт-отклик от окружающей среды, где каждая индивидуальная или групповая оценка, идея, рассуждение могут служить элементом концепта «мигрант». При распространении массовыми коммуникациями личный или групповой концепт может трансформироваться в общепринятый концепт.

Концепт формируется на базе сознания, и реализуется в коммуникационных процессах.

3.СМИ играют ведущую роль в формировании отношения к процессу миграции у населения и конструировании образа мигранта в сознании современного читателя.В настоящее время средства массовой информации рассматривают миграцию как объективный и неизбежный процесс, одновременно отождествляя её с экспансией.

4. При конструировании концепта «мигрант» печатные российские СМИ используют следующие технологии:стереотипное конструирование образа мигранта; внедрение моделей восприятия образа мигранта; спираль молчания; дискурсивное конструирование образа мигранта; мифологизация образа мигранта; эмоциональное конструирование образа мигранта визуальное конструирование образа мигранта; подкрепление конструирования.

5. В печатных СМИ применяются следующие основные эффективные методы и приёмы при освещении темы внешней миграции и для формирования толерантности/интолерантности в отношении к внешним иноязычным трудовым мигрантам: использование определенной лексики; использование сообщений, содержащие фактический материал; применение определённых образов и стереотипов; распространение определенных идей и идеологии о миграции.

6.Контент-анализ федеральной прессы за период 2000-2013 годов показал, что содержательно концепт «мигрант», изменился за исследуемый период. Наблюдаются явные сдвиги в сторону положительной оценки «другого» – иноязычного трудового мигранта. Если в 2000 году мигрант воспринимался как низкоквалифицированный рабочий, выходец из неблагополучного (чаще всего – южного) региона нелегально проживающий в России и готовый взяться за любую работу, даже криминальную, то к 2013 году формируется образ переселенца, не нашедшего той лучшей жизни, о которой мечтал, но принявшего Россию как вторую родину или как добровольное рабство и потому помогающего решить многие социально-экономические проблемы российского общества, в российской федеральной печати чаще ассоциируется с жертвой межнациональной напряжённости и коррупционеров.

При этом концепт «мигрант» устойчиво включает в себя образ непрофессионала из ближнего зарубежья, работающего в особо трудоёмких профессиях, характеризующегося низкой степенью интеграции в принимающее общество, незнанием языка, готовностью работать за небольшую зарплату.

7. Российские СМИ, в том числе и печатные издания, часто используют при наполнении концепта «мигрант» приёмы и методы, схожие с теми, которые были задействованы при создании концепта «враг». Для закрепления идентичности образов «мигрант» и «враг» средства массовой информации активно используют «язык вражды», благодаря чему термин «мигрант» почти полностью утратил свой социальный смысл и приобрёл ярко выраженную этническую окраску – «нерусский» человек, нелегально/полулегально перебравшийся в «русский» регион с целью вытеснения коренного населения. При этом создание негативного образа ведётся за счёт общей тональности текста, показа отсутствия культуры у «чужих», обвинений в незаконной или криминальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в изучение концепта «мигрант», демонстрируя возможность его раскрытия на стыке нескольких научных дисциплин: политология, социология и журналистиковедение.

Практическая значимость исследования. Результаты наших исследований могут служить основой для дальнейших подобных исследований, а также справочными данными для практической деятельности журналистов, которые освещают миграционную проблематику.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на конференциях различного уровня – от внутривузовской, традиционно проходящей в Казанском федеральном университете раз в год – весной, до международной («Информационное поле современной России», ежегодно проводящейся отделением журналистики Института массовых коммуникаций и социальных наук Казанского федерального университета). Автор также участвовал в дискуссиях по различным аспектам проблемы миграции и мигрантов на Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов «Человек – общество – право: актуальные проблемы современности» (Казань, 2013), а также на семинаре «Этно-религиозная ксенофобия в Интернете и СМИ: направленность, проблемы противодействия» (Казань, 2014).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы. Основной текст работы дополнен приложениями, которые содержат некоторые результаты авторского прикладного исследования, выполненного методом контент-анализа печатных СМИ, в виде таблиц. Общий объем работы - 94 страницы машинописного текста (без приложений).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, формулируются проблема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза, определяются теоретико-методологические основы исследования, указывается его эмпирическая база, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяются научная ты.

Первая глава «Формирование стереотипа восприятия мигрантов в средствах массовой информации» посвящена теоретической базе нашего исследования и раскрывает понятия «мигрант», «концепт», «менталитет», «языковое сознание», «массовая коммуникация», «средства массовой информации», «конструкционизм» и «толерантность». В первом параграфе первой главы «Концепт «мигрант» в российском языковом сознании» дается развернутая характеристика концепта «Мигрант». В этой связиуказывается, чтов Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей даётся самое широкое определение понятия «трудовой мигрант»: лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является[23]. Однако в научных дефинициях понятие «мигрант» часто рассматривается с позиций той или иной теоретической специфики исследуемого термина, но не отражает общественного восприятия понятие «мигрант», которое базируется ассоциативных значениях, сформированных в языковом сознании. Мы предлагаем исследовать понятие «мигрант» через концептный подход.

В результате проведенного анализа категории «концепт», автор Таким образом, мы можем сформулировать основные признаки понятия «концепт»:

1. Концепт включает в себя совокупность материальных и менталитетных (духовных) особенностей, сочетает реалии и абстракции и поэтому обладает объективным и субъективным характерами.

2. Концепт есть и умственное образование, системно выстроенное различными факторами, взаимосвязанными на основе психологии, культуры, общественного опыта.

3. Концепт представляет собой не только смысловое значение, но и эмоционально-психологические компоненты.

4. Концепт отражается семиотическими знаками и языковыми выражениями.

5. Концепт актуализирует смыслы в ответах на вопросы индивида, осмысляющего происходящее.

6. Концепт может быть индивидуальным и национальным; национальный концепт соотносится с понятием «менталитет», являющимся устойчивой совокупностью психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группы, народности.

7. Концепт – динамичный мыслетворческий процесс, развивающий, дополняющий и углубляющий исследуемый субъект.

Исходя из синтезированных особенностей концепта, предполагается рассмотреть понятие «мигрант» как концепт – совокупность знаний о существенных кругах миграционных компонентов и образах, сформированных на основе миграционной реалии и под влиянием интеллектуальных, психологических, эмоциональных, культурных и словесных отношений.

Концепт «мигрант» – очень сложное явление, которое охватывает все принадлежащие к мигранту элементы и связанные с ним ассоциативные ряды. Чтобы различить его конкретные и абстрактные компоненты, раскрыть механизм и конструкцию концепта «мигранта» и упорядочить его исследование, автор структурирует типологию концептов, а также доказывает, что концепт формируется на базе сознания, и реализуется в коммуникационных процессах.

Во втором параграфе первой главы «Роль СМИ в формировании образа мигранта» на основе методологии социального конструирования реальности, разработанной известными социологами А.Шюцем, П. Бергером и Т. Лукманом, магистрант раскрывает механизм конструирования образа мигранта в сознании современного читателя, а также выделяет и анализирует несколько технологий, которые часто пользуются для оформления образа мигранта в средствах массовой информации.

Магистрантом выделены следующие технологии: стереотипное конструирование образа мигранта; внедрение моделей восприятия образа мигранта; спираль молчания (в ситуации, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие, происходит нарастание спиралеобразного процесса: в ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения – и именно СМК определяют господствующую на сегодня точку зрения); дискурсивное конструирование образа мигранта; мифологизация образа мигранта (суть этой технологии заключается в воздействии на аудиторию на подсознательном уровне); эмоциональное конструирование образа мигранта (эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры аудитории и лучше запоминается); визуальное конструирование образа мигранта; подкрепление конструирования (медиа в основном усиливают существующие установки и шаблоны поведения людей).

В третьем параграфе первой главы «Приёмы и методы формирования толерантности/интолерантности в отношении к внешней миграции в средствах массовой информации» автор исходит из того, что средства массовой информации в качестве важных факторов общества способствуют формированию толерантных/интолерантных установок в обществе.

В зависимости от толерантной или интолерантной направленности текста средства массовой коммуникации могут описывать мигрантов либо как друзей и партнёров, либо как врагов и конкурентов; могут организовать аудиторию на свершение добрых дел либо пробуждать ненависть и ксенофобские настроения у населения, разжигать межнациональную напряжённость; могут содействовать либо стабильности и спокойствию в обществе, интегрировать мигрантов, либо разбить их на противостоящие группы; могут выполнять либо гуманную, толерантную миссию, либо конфликтную, интолерантную; могут либо интегрировать межкультурную информацию, либо акцентировать национальные различия; могут конструировать позитивные представления, нейтральные или негативные.

В идеале демократические СМИ должны придерживаться толерантности. Важнейшей ценностью при освещении тематики внешней миграции должны стать установки на формирование толерантной идеологии.

Обобщив несколько определений толерантных/интолерантных СМК, автор выделяет их основные признаки.

Признаки толерантности в СМК:

1) Поддерживание идеологии человеческих и гражданских ценностей.

2) Освещение с гражданской позиции и социальной ответственности.

3) Содействие мирной и спокойной жизни, стабильности общества.

4) Признание многомерности и многообразия мира, обеспечения равных прав разных расы, конфессий, национальностей, этносов и т.д.

5) Проявление уважения к другим народам, к их жизни и достижениям.

6) Организация миграционных каналов (газеты, ТВ, радио и другие) и ведение информационного освещения на их национальных этнических языках или смешенных языках, где отражаются интересы мигрантов (этносов).

Признаки интолерантности в СМК:

1) Поддерживание идеологии национал-шовинизма, этнической привилегии.

2) Предубеждение, дискриминация к мигрантам.

3) Разжигание ксенофобии или мигрантофобии, национальной напряжённости.

4) Мифологизация мигранта.

5) Провоцирование у аудитории негативных эмоции – национальных обид, страхов и т.п.

6) Этнически окрашенная информация.

7) Возбуждение неприязни, подчеркивание различия (разделение на «своих» и «чужих», приписывание этносу определенных негативных черт).

Магистрант подчеркивает, что освещение внешней миграции, прежде всего, связанно с многоаспектной проблематикой: миграция и демография; миграция и безопасность; миграция и криминал; миграция и экономика; миграция и образование; миграция и этнические конфликты; миграция и глобализация; миграция и политика и многое другое.

В выполнении задачи конструирования образа мигранта в массовом сознании важную роль играет производство этнически-окрашенной информации. В средствах массовой информации зачастую упоминается национальность, страна происхождения, язык и другие отличительные особенности мигрантов, которые способствуют идентификации и ассоциированию мигрантов с ситуацией, ставшей информационным поводом для того или иного средства массовой информации.

Упоминание национальности в публикациях или в передачах телевидения и радио в хорошем тоне вызывает интерес аудитории к другим народам, к их жизни и культуре. С точки зрения упомянутой в материале нации, такая информация способствует рождению чувства чести и гордости, побуждает уважительное отношение к своему этническому и национальному достоинству.

А если в плохом тоне делается акцент на национальность или религиозную принадлежность, то подобная информация может возбуждать неприязнь, формировать в голове образ нации с негативными чертами и зафиксировать стереотипные представления.

Далее автор анализирует основные приёмы, используемые при освещении темы внешней миграции, формирующие у аудитории толерантность или интолерантность.

1. Лексика. ( например, использование следующих лексем - лексемы-нелепости, лексемы-насмешки, лексемы-обвинения, лексемы тревожности и др.)Магистрант особо указывает на то, чтокогда речь идет о лексике, нельзя не признать важным термин «язык вражды», содержащий больше, чем лексические смыслы.

2. Сообщения, содержащие фактический материал.

Это публикации или передачи, где содержится факт, повествующий о ситуации в миграции, о жизни мигрантов, о их взаимодействии с различными сферами социальной жизни (например, «нелегалов посадят в спецприёмник», «мигрантов зовут учиться» и т. д.). Соответственно, такие материалы основываются на реалии и реализуют информационные функции. Следует признать важным, что сообщения, содержащие фактический материал, могут быть поданы аудитории как толерантные, так и интолерантные, враждебные.

3. Образы и стереотипы.

Это обобщение и моделирование представлений о конкретном мигранте, группе мигрантов (обычно по национальности) или о миграции в целом. Необходимо учитывать тот фактор, что образы и стереотипы могут быть позитивными, нейтральными или конфликтными.

Образы и стереотипы мигрантов, сконструированные в средствах массовой коммуникации, часто связываются с внешностью, с национальными и этническими признаками, с поведением, с психологическими характеристиками и другими особенностями жизни мигрантов, а также ассоциируются с образами стран, откуда приезжают мигранты, с историческими, географическими, культурными факторами, касающимися приезжих и коренных, стран-экспорта и стран-импорта.

4. Идеи и идеологии о миграции.

Это сформированные журналистами или публицистами лозунги, мнения, мысли, суждения, комментарии, оценки, взгляды, тезисы, положения, несущие в себе определённый смысл. Они распространяются с помощью средств массовой коммуникации и способствуют образованию в обществе толерантной/интолерантной социальной обстановки. Эти идеи и идеологии могут касаться политики, экономики, культуры и других сторон жизни народов.

5. Мифологизация.

Мифологизация мигранта является популярным методом освещения толерантных/интолерантных отношений к мигрантам. Мифологизация воздействует на сознании человека и помогает конструировать концепт о мигранте. Следовательно, люди поступают и сформулируют отношении с мигрантами в соответствии со сконструированным концептом, и таким образом, технология мифологизации оказывает значительное влияние на формирование толерантных/интолерантных отношений между переселенцами и принимающим обществом.

6. Иллюстрации.

Под иллюстрациями нами понимаются тематические рисунки, фотографии, карикатуры о миграции. Толерантность/интолерантность легче подаётся и воспринимается с помощью иллюстраций. Иллюстрированные материалы привлекают внимание читателя и потому более эффективно воздействуют на аудиторию.

Автор заключает, что методы и приёмы формирования толерантности/интолерантности в отношении к внешней миграции не ограничиваются только вышеперечисленными, но именно они, по мнению магистранта, самые важные и эффективные.

Вторая глава «Конструирование образа мигранта в российских печатных средствах массовой информации», последовательно раскрывает приёмы и методы наполнения содержанием концепта «мигрант» в правительственном издании «Российская Газета», в качественном издании «Труд» и массовом издании «Комсомольская правда». Основу этой главы составляют результаты проведённого автором контент-анализа, анализируемые в диссертации в хронологическом порядке, что позволяет проследить динамику изменения содержания концепта «мигрант» в печатных СМИ.

В первом параграфе второй главы «Концепт «мигрант» в 2000 году» отмечается, что первые волны трудовой миграции в Россию приходятся как раз на начало 2000-х годов. Они охватывали наиболее социально активных людей с достаточно высоким уровнем образования. Однако явление это было новым для российской действительности и почти не затронуло информационной повестки дня: в 2000 году совокупно в исследуемых изданиях всего лишь 34 публикации касались тем трудовой миграции.

Проанализировав многочисленные тексты СМИ в выделенных для исследования печатных изданий, автор делает следующие выводы: формирование концепта «мигрант» в 2000 году российскими средствами массовой информации велось по следующим параметрам:

– низкоквалифицированный рабочий;

– выходец из неблагополучного (чаще всего – южного) региона;

– нелегально проживающий в России;

– испытывающий жёсткий прессинг со стороны коренного населения;

– готовый взяться за любую работу, даже криминальную;

– создающий под видом землячеств преступные организации.

Второй параграф второй главы «Концепт «мигрант» в 2005 году» содержит анализ печатных материалов по исследуемой тематике, опубликованных в 2005 году.

По масштабам миграции Россия в 2005 году заняла второе место в мире после США, приняв, по данным Всемирного банка, 12,1 миллиона иммигрантов[24]. За период первого срока президентства В.В. Путина Россия стала крупнейшим центром миграции в Восточном полушарии.

Соответственно увеличилось количество публикаций по теме: количество публикаций, касающихся исследуемой темы, в 2005 году составило 43 единицы. Только 5 из них носят негативный характер по отношению автора к иммигрантам, остальные занимают нейтральную позицию. Формирование концепта «мигрант» в 2005 году российскими средствами массовой информации велось по следующим параметрам:

– ищущий высоких (по сравнению со своим регионом) заработков;

– готовый занять любые рабочие места;

– способный терпеть любые тяготы;

– живущий в антисанитарных условиях;

– уклоняющийся от встреч с представителями закона;

– вытесняющий коренных жителей с рабочих мест и территорий;

– представляющий реальную угрозу для спокойствия региона;

– требующий немедленного вмешательства со стороны властей на законодательном уровне.

В третьем параграфе второй главы «Концепт «мигрант» в 2009 году» автор отмечает, чтоначавшийся в конце 2008 года экономический кризис в России вызвал значительный отток трудовых мигрантов, по некоторым данным до 40 %.[25] Одновременно под видом защиты национального рынка труда в период кризиса происходило искусственное снижение числа работавших в России мигрантов. Ужесточение правоприменительной практики внесения ограничительных изменений и дополнений в новое миграционное законодательство, послужило косвенной причиной возрастания интереса к проблемам трудовой миграции в российской печати.

В 2009 году общее количество статьей, касающихся исследуемой темы, составило 59.

Теперь концепт «мигрант» включает в себя следующие позиции:

– ищущий стабильного заработка;

– готовый к тяжёлой и непрестижной работе;

– незащищённый законами;

– ответственный, качественно исполняющий работу;

– проявляющий этническую идентичность и групповую солидарность;

– опасающийся встреч с представителями закона;

– находящий в пограничном состоянии конфликта с коренным населением.

Закрытие Черкизовского рынка в Москве стало одним из самых важных событий в 2009 году. На нём работали трудовые мигранты из Азербайджана, Афганистана, Вьетнама, Индии, Киргизии, Китая, Молдавии, Пакистана, Сирии, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Все три анализируемые нами газеты, без исключения, объёмно и многоаспектно сообщали об этом инциденте.

Особо необходимо отметить, что в этот период разворачивается борьба за легализацию трудовой миграции, что находит отражение в материалах прессы.

В четвертом параграфе второй главы «Концепт «мигрант» в 2013 году» указывается, что по данным Федеральной миграционной службы, в мае 2013 года на территории России находилось почти 11 миллионов иностранцев, что составляет 7 % от всего населения страны.

В 2013 году в трёх, выбранных для анализа газетах, насчитывается уже 118

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...